Мировые экономические отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:14, курс лекций

Описание

Мировое хозяйство представляет собой сложную, самоорганизующуюся систему, находящуюся в постоянном неравновесии. В ней отсутствуют жесткие связи и господствует постоянная изменчивость, но она стремится к равновесию. Глобальное хозяйство как самоорганизующаяся система обладает механизмом поддержания внутреннего равновесия и способностью к саморазвитию.

Работа состоит из  1 файл

ответы на госэкзамен по Мировой экономике.docx

— 145.50 Кб (Скачать документ)

 Эмиграционная  политика включает косвенные методы регулирования, призванные создать благоприятный эмиграционный климат, а также прямые методы, нацеленные на регулирование объемов и структуры эмиграционных потоков.

Косвенные методы включают такие, как: 
 
1) валютная и банковская политика поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам (более высокий процент по депозитам по сравнению с внутренними вкладами, освобождение депозитов от налогов, льготные почтовые и телеграфные тарифы на инвалютные переводы и т. д.); продажа 
рабочим-мигрантам ценных бумаг, не облагаемых налогами; 
2) таможенная политика, предусматривающая таможенные льготы для возвращающихся трудящихся-эмигрантов. Например, в Бангладеш правительство разрешает мигрантам ввозить в страну по льготным таможенным тарифам свыше 40 наименований изделий — от сырья до предметов роскоши; 
3) специальные эмиграционные программы, дополнительно принимаемые в ряде стран: например, в 1976 г. правительство Югославии разработало специальную долгосрочную «Программу мер и акций по возвращению югославских рабочих с временной работы из-за границы и их трудоустройству в стране».

Прямые методы включают такие, как: 
 
1) требования к субъектам трудовой миграции: к фирмам-посредникам, трудящимся-мигрантам; 
2) экспансионная политика, направленная на завоевание рабочих мест на рынках зарубежных стран. Например, используется поощрение выезда таких специалистов, работа которых за рубежом потребует экспорта отечественной продукции; 
3) структурная политика, основными элементами которой могут выступать: а) лимитирование выдачи заграничных паспортов (Бирма, Вьетнам, Китай, Юж. Корея); б) запрет (прямой и косвенный) на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот (Корея, Филиппины и Бангладеш квотируют выезд нефтяников, связистов, техников по ремонту самолетов и пр.); в) установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет.

 Иммиграционная  государственная политика призвана защитить национальный рынок труда от неконтролируемого притока мигрантов, обеспечить рациональное использование их труда.

В различных иммиграционных программах мигрантов классифицируют по трем категориям:

1) семейная эмиграция  (супругов, родителей, детей, братьев и сестер, престарелых родственников, жениха или невесты и др.); предполагает обязательное наличие родственника — гражданина страны, который может дать поручительство;

2) экономическая эмиграция;  предполагает наличие квалификации, особых способностей, опыта частной предпринимательской деятельности, которые могут оказаться полезными в экономическом развитии страны. Выделяют четыре разновидности категорий эмигрантов:

а) частнопредпринимательская  эмиграция (имеется опыт и намерения  основать предприятие, а также достаточный для этого капитал); б) эмиграция лиц молодого возраста с хорошим образованием и квалификацией, а также со способностью найти работу; в) эмиграция по приглашению на работу работодателем; г) эмиграция лиц, достигших больших успехов международного значения в сферах творчества, спорта и др.;

3) гуманитарная эмиграция;  предполагает признание статуса беженца и др.

Различают три основных типа иммиграционных политик, которые могут применяться одновременно в зависимости от категорий мигрантов:

• политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов  в стране (по количеству и срокам);

• политика, разрешающая  проживание без определенного срока  с правом въезда членов семьи;

• политика, разрешающая  постоянное проживание иммигрантов и предполагающая право на получение гражданства.

 Иммиграционная  политика формируется из следующих инструментов.

 
1. Качественные требования к иностранной  рабочей силе:

а) наличие сертификата  об образовании. Так, например, в ОАЭ требуются дипломированные врачи и средний медицинский персонал, в Австралии —специалисты по компьютерной технике с высшим образованием и т. п.;

б) стаж работы по специальности. Например, в Австралии принимают специалистов с профессиональным стажем не менее 3 лет, в США — 5 лет, на Кипре — 2 года.

2. Возрастной ценз. Например, в Алжире возраст рабочих разных  специальностей не должен превышать  40 лет;

Швеция и Норвегия остро  нуждаются в буровиках-нефтяниках 20—40 лет.

3. Состояние здоровья.

4. Ограничения личностного  характера (так называемая социальная чистка). Так, в США ограничивается въезд членов коммунистической или любой другой партии тоталитарного типа. В Ирландии отказывают иностранцам, ранее осужденным на срок более 1 года.

5. Прямое квотирование  импорта рабочей силы. Например, соотношение численности иностранцев  и местных работников на предприятиях в Греции должно составлять 1:10.

6. Финансовые ограничители. Так, например, в Словакии простые  трудящиеся-мигранты должны вносить  плату за трудоустройство. В  Ирландии за разрешение на  работу в течение 4 месяцев  надо уплатить пошлину в размере  100 ирландских фунтов. 
 
Временные ограничители: в Зимбабве разрешение на временную работу выдается на срок не более 5 лет, в Польше — на 0,5 года, в Норвегии — на 1 год. В России, согласно «Положению о привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы» от 16 декабря 1993 г., разрешения выдаются на срок до 1 года, но могут быть продлены еще на такой же срок.

8. Запреты в явной форме,  выражающиеся в принятии законов, содержащих подробный перечень профессий, заниматься которыми иностранцам запрещено, и косвенной форме, когда определяется перечень приоритетных профессий для въезда.

9. Национально-географические  приоритеты: в США с 1924 г. структура  иммиграционных квот, установленная  Конгрессом, была благоприятной для жителей Северо-Западной Европы. Реформа иммиграционного законодательства 1965 г. стимулировала въезд выходцев из Азии и Латинской Америки. Однако уже с 1990 г. новый иммиграционный закон предоставляет большие возможности для квалифицированных специалистов из стран Европы.

10. Система санкций, действующих  в отношении незаконных трудящихся-мигрантов, лиц, занятых незаконным импортом рабочей силы, работодателей, незаконно использующих трудящихся-мигрантов. Здесь предусматриваются лишение свободы либо штраф.

11. Программы репатриации,  призванные стимулировать отток  трудящихся-мигрантов. Используется, как правило, три вида программ:

а) программы материальной компенсации предусматривают денежные выплаты иммигрантам за преждевременное прекращение их деятельности;

б) программы профессиональной подготовки в целях облегчить  иммигрантам отъезд на родину и их трудоустройство дома;

в) программы экономической  помощи регионам массовой эмиграции.

В целом каждая страна вырабатывает свои меры по регулированию притока и оттока рабочей силы в зависимости от внутриэкономического положения данной страны. Причем характерной особенностью регулирования миграционных процессов является то, что приоритеты в данной области отдаются национальным государствам. Именно национальное миграционное законодательство является определяющим в разрешении спорных ситуаций.

 Международное  регулирование миграционных процессов 
 
На международном уровне создано несколько организаций, работа которых направлена на упорядочение процессов миграции.

1. Международная  организация труда (МОТ). Была создана в 1919 г., а в 1946 г. МОТ стала специализированным учреждением ООН. На 1 января 1990 г. в МОТ входило 150 государств. Задачами МОТ являются:

• содействие обеспечению  социальной справедливости для трудящихся; 
• разработка международной политики и программ, направленных на улучшение условий труда и жизни; 
• выработка международных трудовых стандартов, призванных служить в качестве руководящих принципов для национальных властей при проведении! этой политики; 
• регламентация набора рабочей силы; 
• борьба с безработицей; 
• гарантии заработной платы, обеспечивающей нормальный уровень жизни; 
• защита от профессиональных заболеваний и от несчастных случаев; 
• защита детей и женщин; 
• регламентация вопросов социального страхования и обеспечения; 
• организация профессионально-технического обучения. Для реализации этой цели в ведении МОТ функционируют Международный институт трудовых проблем в Женеве и Международный центр по технической и профессиональной подготовке повышенного типа в Турине (Италия). В структуру МОТ входят: 
• Международная конференция труда — высший орган МОТ, выполняющий законодательные функции; 
• административный совет — руководит работой различных комитетов и комиссий при МОТ; 
• Международное бюро труда — информационный и консультативный орган. МОТ является уникальной среди всемирных организаций в том отношении, что при разработке ее политики представители предпринимателей и трудящихся обладают равным количеством голосов с представителями правительств. Одной из ее наиболее важных функций является принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты в таких областях, как заработная плата, продолжительность рабочего дня и условия труда, вознаграждение трудящихся за труд, социальное обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда. Со времени основания МОТ было принято 172 конвенции и 181 рекомендация. 
2. Международная организация по миграции (MOM). Образована в 1949 г. как Международная организация по делам беженцев (МОБ), позже ее полномочия были расширены, и с 1989 г. она была переименована. В MOM входит 81 государство, из которых 46 — члены, 35 — наблюдатели. В рамках этой организации осуществляется разработка долгосрочных программ в области регулирования миграционных потоков, оказания помощи в вопросах организации миграции, технического сотрудничества, предотвращения «утечки умов», реэмиграции, предоставления экспертных услуг и т. д. Основными функциями MOM на данный момент, согласно уставу, являются: 
• осуществление упорядоченной и запланированной:, миграции граждан; 
• перемещение квалифицированной рабочей силы, включая членов семьи, которые могут содействовать развитию принимающих стран; 
• организация передвижения беженцев;

• предоставление государствам форума для обмена мнениями, опытом и сотрудничества. В настоящее время MOM в большей степени регулирует не количественную сторону миграции, а качественную (например, вербовка квалифицированных кадров, возвращение талантливых специалистов на родину). Также MOM оказывает помощь беженцам из Восточной Европы в Западную, а в 70-е годы в Латинской Америке, Африке, Азии рассматривает проблему потенциальных беженцев.

В качестве основных целей  международной миграции MOM признает следующие: найм на работу; воссоединение  семей; получение образования; краткие  туристические, семейные, деловые визиты (срок до 3 месяцев); поиск политического убежища (по Женевской Конвенции); возвращение граждан на родину, к своим этническим корням; выезд на постоянное жительство.

MOM — это единственная  организация, имеющая глобальные полномочия; при этом она не входит в учреждения ООН, но тесно с ними сотрудничает.

РФ с 1992 г. является наблюдателем в MOM. 
^ 3. Управление Верховного комиссара по делам беженцев , (УВКБ) при ООН занимается вопросами защиты беженцев, реализации долгосрочных решений, в первую , очередь, репатриации.

4. Система постоянного  наблюдения за миграцией (СОПЕМИ)

при ОЭСР, которая координирует деятельность национальных иммиграционных управлений.

Таким образом, международная  миграция рабочей силы является сегодня  важным и одним из наиболее сложных  аспектов интернационализации хозяйственной  жизни. С одной стороны, международная миграция рабочей силы обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями стран, позволяет осваивать новые районы, а с другой — ведет к обострению экономических и социальных противоречий.

 

18. Международная  миграция капитала: сущность, формы  и основные направления

 

В современном мире производить  все виды товаров, так же как и  создавать и совершенствовать все  типы факторов производства, не под  силу ни одной, даже самой развитой стране. Мировая экономика является тем механизмом, который может  обеспечить эффективный обмен товарами и факторами производства для достижений необходимых целей в интересах всех стран.

Первой формой международного сотрудничества исторически являлась международная торговля. В дальшейнем экономические связи между странами развивались, и на мировом рынке  стали торговать не только товарами и услугами, но и капиталом. Экспансия  капитала первоначально была направлена промышленно развитыми странами в экономически менее развитые страны, в том числе колонии. Но постепенно процессы миграции капитала разрастались, и в настоящее время практически  каждая страна одновременно является и экспортером, и импортером капитала. Со второй половины XX века вывоз капитала непрерывно растет. Экспорт капитала опережает по темпам роста как  товарный экспорт, так и ВВП промышленно  развитых стран. Сегодня мы можем  говорить о существовании развитого  международного рынка капитала, который  является одной из основных движущих сил глобализации мировой экономики.

Мировой рынок капитала является частью мирового финансового рынка и условно делится на два рынка: рынок денег и рынок капитала.

На рынке денег осуществляются сделки по купле-продаже финансовых активов (валют, кредитов, займов, ценных бумаг) срочностью до одного года. Рынок денег призван удовлетворять текущую (краткосрочную) потребность участников рынка в кредитах и займах для закупки товаров и оплаты услуг. Значительную часть сделок на денежном рынке составляют спекулятивные сделки по купле-продаже валют.

Рынок капитала ориентирован на более долгосрочные проекты со сроком осуществления от одного года.

Участниками международного рынка капитала выступают коммерческие банки, небанковские финансовые организации, центральные банки, частные корпорации, государственные органы, а также некоторые частные лица.

Международная торговля товарами и международное перемещение  факторов производства, или ресурсов, оказываются в определенном взаимодействии. Они могут дополнять или замещать друг друга. Например, страна с дефицитом  рабочей силы может преодолеть его  не только импортом трудоемких товаров, но и за счет миграции рабочей силы из других стран, где труд является избыточным фактором.

Причины вывоза капитала

Основной причиной и предпосылкой вывоза капитала является относительный  избыток капитала в данной стране. Возникает несовпадение между спросом  на капитал и его предложением в различных отраслях мирового хозяйства  и в целях получения большей  предпринимательской прибыли или  процента он переводится за границу.

Причинами вывоза капитала также могут быть:

наличие возможности монополизировать местный рынок принимающей стороны;

наличие в странах, принимающих  капитал, более дешевого сырья и  рабочей силы;

стабильная политическая обстановка в стране-реципиенте;

более низкие, по сравнению  со страной-донором, экологические  стандарты;

наличие благоприятного «инвестиционного климата» в принимающей стране;

Понятие «инвестиционного климата» включает такие параметры, как:

экономические условия: общее  состояние экономики (подъем, спад, стагнация), положение в валютной, финансовой и кредитной системах страны, таможенный режим и условия  использования рабочей силы, уровень  налогов встране

государственная политика в  отношении иностранных инвестиций: соблюдение международных соглашений, прочность государственных институтов, преемственность власти.

Информация о работе Мировые экономические отношения