Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 11:54, дипломная работа
Наша страна длительное время была отделена от внешнего мира, что сказалось на ее экономическом развитии. Многие экономические понятия были нам незнакомы. После того, как границы были открыты и запрет с предпринимательства снят, многие предприниматели занялись бизнесом, в том числе и международным.
В настоящее время российская экономика должна одновременно решить несколько задач – восстанавливать товарно-денежные отношения, рынок, его структуру и инфраструктуры, осуществлять конверсию, реструктуризацию и модернизацию отраслей, интегрироваться в мировое хозяйство.
Введение 3
Глава 1. Повышение эффективности ВЭД посредством
создания оффшорных компаний
1.1. Оффшорный бизнес как способ повышения
эффективности 5
1.2. Классификация оффшорных компаний 15
1.3. Регулирование оффшорного бизнеса в России
и за рубежом 38
Глава 2. Перспективы создания оффшорных компаний
российскими предпринимателями 53
2.1. Использование налоговых преимуществ оффшорных
зон 55
2.2. Использование особенностей налогообложения
в отдельных оффшорных зонах мира
предприятиями Российской Федерации 62
Глава 3. Возможности оптимизации налогообложения посредством
создания дочерних компаний в оффшорной зоне 66
Заключение 76
Приложения 77
Список использованной литературы 103
В соответствии с налоговым законодательством иностранные субъекты предпринимательской деятельности, не осуществляющие предпринимательской деятельности или не имеющие имущества на территории Российской Федерации, не являются плательщиками российских налогов.
Так, в соответствии с п. 1.2 Инструкции ГНС РФ № 34 «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц» плательщиками налога на прибыль являются иностранные юридические лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства; в соответствии с п. 4 Инструкции ГНС РФ № 39 объектами налогообложения по НДС являются обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг, и товары, ввозимые на территорию Российской Федерации. В соответствии с п. 1 Инструкции ГНС РФ № 33 плательщиками налога на имущество являются компании, фирмы, любые другие организации (включая полные товарищества), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организаций и объединения, а также их обособленные подразделения, имеющие имущество на территории Российской Федерации и т.д.
Таким образом, основным требованием к зарубежным оффшорным компаниям является факт их регистрации вне территории РФ и отсутствие деятельности на территории РФ.
Действующее российское законодательство и законодательства большинства иностранных государств не запрещает гражданам РФ учреждать на территории иностранных государств юридические лица, осуществлять на территории иностранного государства предпринимательскую деятельность, обладать правом собственности на имущество, находящееся на территории иностранного государства.
Теоретически любой гражданин РФ вправе учредить на территории иностранного государства, предоставляющего максимальные налоговые льготы, юридическое лицо, из сделок с российскими партнерами получить необлагаемую налогами прибыль и, практически не уплачивая налогов, распорядиться ею. Причем современные информационные технологии позволяют осуществлять управление компанией, ее банковскими счетами, не выходя из офиса, находящегося, например, в Москве.
Практически же такая деятельность российского предпринимателя существенно ограничена законодательством о валютном регулировании и валютном контроле. Так, в соответствии со ст.6 и п.10 ст.1 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 года прямые инвестиции (вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием); портфельные инвестиции (приобретение ценных бумаг); переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость; предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг; предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 90 дней; а также все валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями резиденты РФ не вправе совершать без соответствующего разрешения (лицензии ЦБ РФ). В соответствии с п. 4 ст. 2 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» сделки, заключенные в нарушение положений данного закона, являются недействительными. Лица, совершившие такие сделки, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Необходимо также отметить, что в настоящее время контроль за переводом валютных средств организациям — резидентам государств, являющихся оффшорными зонами (или имеющих на своей территории оффшорные зоны), значительно усилен.
Таким образом, даже начальные действия налогового оптимизатора — учреждение зарубежной оффшорной компании могут вызвать серьезное противодействие со стороны государства. Любые попытки обхода действующего порядка перевода валютных средств за рубеж (вывоз наличной валюты для оплаты первоначальных взносов в оффшорную компанию под видом личных средств, для туристической поездки и т.п.) без лицензии ЦБ РФ изначально незаконны. При выявлении факта незаконного учреждения компании органы валютного контроля вправе в судебном порядке взыскать все полученное в результате деятельности данной компании.
А какая система используется в России? В Российской Федерации не предусмотрено «автоматического» устранения двойного налогообложения. Оно производится только при наличии соглашений об устранении двойного налогообложения. Эти соглашения предусматривают либо «налоговый кредит», либо принцип «освобождения». К примеру, в соглашении Россия — Ирландия зафиксирован принцип налогового кредита, а в российско-кипрском договоре содержится принцип налогового освобождения. Вообще необходимо каждый раз тщательно анализировать соответствующие статьи налоговых соглашений.
Отсюда следует ряд практических выводов, которые необходимо учитывать российским предпринимателям при планировании финансовых связей с дочерней фирмой за рубежом.
С доходов, полученных, в иностранном государстве, взимаются:
• налог на прибыль;
• налог на распределенные дивиденды, полученные в стране источника доходов, или налог на вывоз доходов из страны источника (налог «у источника»);
• подоходный налог в стране фирмы — получателя доходов.
Аналогичная картина возникает и при переводе доходов в другой форме — в виде банковского процента, арендной платы или перечислений типа роялти. При этом налоги на арендную плату и платежи роялти могут быть пропорционально понижены или устранены полностью, если законодательством предусмотрено устранение двойного налогообложения на зарубежные доходы и (или) имеются налоговые соглашения, которые определяют льготные ставки налога «у источника». В налоговых соглашениях ставка налогов «у источника» указывается для всех основных видов доходов. Следует учитывать, что иногда применяется «плавающая» шкала этого налога в зависимости от определенных условий, например, размера долевого участия в компании.
Итак, основными налоговыми потерями в международных корпорациях являются налоги на прибыль зарубежных фирм, ставка которых может достигать 40—50%, а также налоги на доходы «у источника». Соответственно методы снижения налоговых потерь подразделяются на две основные группы: способы снижения налогов на прибыль и способы уменьшения потерь при вывозе доходов и других операций подобного характера. Вместе с тем существуют методы налогового планирования, которые направлены на снижение каждого из обоих видов налогов.
Итак, один из наиболее очевидных методов снижения налоговых потерь — размещение дочерних фирм в странах с относительно низким уровнем налогообложения прибыли, например в «налоговых гаванях». Но на практике этим приемом воспользоваться можно не всегда, поскольку выбор места размещения дочерней фирмы определяется целым комплексом факторов. Особенно это касается «профильных» фирм, производящих какие-либо товары или услуги. Для них решающее значение могут иметь: наличие требуемого персонала, близость к основным рынкам сбыта, транспортные условия, организационные факторы и т.п. В такой ситуации приоритет должен быть отдан методам, обеспечивающим снижение налоговых затрат при вывозе и репатриировании доходов. В деловой практике разработаны эффективные процедуры уменьшения этих потерь.
Речь идет об использовании особых транзитных (conduit) компаний. Обычно для размещения таких компаний подбираются либо страны с благоприятными налоговыми соглашениями между двумя данными государствами, либо юрисдикции, обладающие универсальной сетью таких соглашений. Кроме того, для промежуточных компаний предоставляются специальные налоговые льготы.
Для создания международных каналов по переводу финансово-инвестиционных ресурсов используются специализированные холдинговые, финансовые и лицензионные компании. Они позволяют значительно снизить издержки, возникающие при переводе капиталов из одной страны в другую. Основой большинства «транзитных» схем является создание промежуточных холдингов.
С помощью посреднической холдинговой компании осуществляется перевод учредительных капиталов и дивидендов между материнской фирмой и ее дочерними предприятиями. В налоговом планировании зарубежной деятельности с использованием холдинговых фирм накоплен большой международный опыт.
Дочерние холдинговые фирмы обычно создаются в тех странах, где условия репатриирования и международного перевода капитала между юридическими лицами в форме дивидендов, банковских процентов и платежей роялти наиболее благоприятны. Число таких стран ограничено. Как уже отмечалось, к ним относятся: Бельгия, Нидерланды, Швейцария, Австрия, Люксембург, Дания, а также некоторые «налоговые гавани». Во всех «холдинговых» юрисдикциях налог «у источника» на перевод дохода значительно ниже, чем в других развитых странах, где его ставка достигает 30% и выше. Вместе с тем характер и степень налоговых льгот, которыми пользуются холдинговые компании в различных традиционных «холдинговых» юрисдикциях, неодинаковы.
При выборе оптимального варианта корпоративной схемы, обеспечивающей снижение налоговых потерь, компании необходимо проанализировать:
- условия двусторонних налоговых соглашений об устранении двойного налогообложения;
- систему компенсации зарубежных налогов во всех участвующих юрисдикциях;
- льготы, предоставляемые «промежуточным» компаниям при проведении намечаемых деловых операций.
Таким образом, налоги на зарубежные доходы и механизм их компенсации государством следует изучить вдоль всей цепочки — от дочерней компании в стране источника доходов, на промежуточных этапах в странах дочерних посреднических фирм, где они накапливаются, и до материнской страны или территории, где их предполагается реинвестировать. Должны быть рассмотрены все возможные альтернативные схемы построения холдинговой структуры, после чего необходимо выбрать оптимальный вариант.
В простейшем случае структура с промежуточным элементом выглядит следующим образом. Предположим, что основные капиталовложения планируется произвести в США путем создания дочерних фирм. Однако доходы от дочерних фирм предполагается инвестировать не в США, а в другой стране. Для этого создается холдинговая или финансовая компания в благоприятной налоговой юрисдикции. Ей передаются акции дочерних предприятий и другие активы в США. Доходы из США переводятся в адрес этой фирмы в форме дивидендов, процентов за кредит или платежей роялти. В дальнейшем они могут быть распределены между другими дочерними фирмами, вложены в недвижимость, переведены в «налоговую гавань» или репатриированы.
В качестве промежуточной компании наиболее часто используются холдинговые фирмы, которые способствуют снижению потерь при международном переводе доходов в форме дивидендов. Наряду с ними в деловой практике применяются посреднические финансовые и лицензионные фирмы. Финансовые фирмы служат для снижения потерь при переводе банковских процентов, а лицензионные — для проведения платежей типа роялти. В некоторых странах все три функции могут быть объединены в одном юридическом лице. Юрисдикции, избираемые для холдинговых фирм, обычно используются и для создания финансовых и лицензионных дочерних компаний.
Существуют и иные способы устранения налога «у источника». Например, в некоторых случаях дочернее предприятие может функционировать как представительство. Репатриирование дохода представительства не во всех странах подвергается налогу «у источника» (или для него существует специальная ставка). В частности, в России чистая прибыль представительства считается полностью «очищенной» от налогов. А если бы дивиденд или долевой доход переводился от лица дочерней фирмы, то фирма должна была бы уплатить налог «у источника».
При применении российского оффшора в схемах налоговой оптимизации необходимо учитывать, что с момента введения в действие части первой Налогового кодекса РФ (с 1 января 1999 г.) порядок регулирования налоговых отношений (в том числе и в оффшорных зонах) претерпел существенные изменения.
Закон РФ «О закрытом административно-
— Такое право не следует из положений ч. 2 п. 1 ст. 5 «в доходы бюджета закрытого административно - территориального образования зачисляются все налоги и другие поступления с его территории», так как данная норма регулирует особенности определения только одного из элементов налогового обязательства — порядка уплаты налога. Прочие элементы налога: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; налоговые льготы, данной нормой не изменяются.
— Положения ч. 3 п. 1 ст. 5 Закона РФ «О закрытом административно-
Так как ч. 3 п. 1 ст. 5 Закона РФ «О закрытом административно-
При решении вопроса о том, какие дополнительные налоговые льготы подразумеваются ч. 3 п. 1 ст. 5 Закона РФ «О закрытом административно-
Информация о работе Офшорный бизнес как способ повышения рентабельности ВЭД