Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 16:48, шпаргалка
Работа соедржит ответы на вопросы по дисциплине "Международные отношения".
Системный подход позволил рассматривать МО в комплексе, во взаимосвязи. Понятие системы может быть применено к процессам во внешнем мире и человеческом обществе. Оно означает ряд взаимосвязанных элементов (частей). Они связаны друг с другом – это структура. Функционирование системы: как взаимодействуют элементы.
Среда системы:
Цели системы: любая система желает сохранить себя.
В любой системе происходят определенные изменения - трансформация системы.
Элементы системы - международные акторы. Основной элемент – государство + другие участники (международные организации, ТНК и др.)
Структура системы - взаимодействие между государствами. Возникает сложность при определении внешней среды. Так как трудно провести грань между системой и внешней средой.
2 Понятия:
Главный
момент: системы МО – это социальная
система* система открыта и
Результаты системного подхода прослеживаются в:
(например,
отношения военно-политические
Можно рассматривать типологии:
Особенности СМО:
Любая система стремится к сохранению своей стабильности. СМО не является постоянной. Одна система сменяет другую. Системный анализ широко использует математический аппарат, но к МО это малоприменимо. Специалисты больше говорят о системном подходе, чем о системном анализе. Специалисты сталкиваются с неясностями, недоговоренностями. Сложился ряд общепринятых подходов.
Связи, определяющие структуру, тоже выделяются.
В основе взаимоотношений часть лежат силовые отношения (центросиловые) Это определяет структуру системы.
Но почему тогда одна система сменяет другую?
Есть один подход, который не общепринят, но популярен. СМО, взаимосвязи системообразующих государств должны действовать в системе координат (структурная надстройка) Международные организации, нормы Международного права.
Международные организации – это результат совместной деятельности государств. Когда нарушаются нормы МП, то это показывает, что система меняется. Можно выделить и подсистемы. До холодной войны системообразующий фактор – отношения между СССР и США, но это мало говорит об отношениях на Ближнем Востоке, Латинской Америке.
Уровни структуры:
Виды отношений:
Политический реализи в теории МО:
Война всегда была предметом особой заботы государства. А почему люди воюют, почему существуют между государствами напряженные отношения?
В Древней Греции впервые возникли такие мысли (труды Аристотеля «Полития». Но первый ученый, задавшийся проблемой войны и мира был Фукидид « Пелопенесская война» Суть: в основе деятельности государства лежит стремление укрепить свое влияние с использованием силы. (Фукидид ничего экстраоригинального не высказал) Стремление к расширению влияния определяет состояние МО. Школа политического реализма – школа здравого смысла. Этой проблемой занимались Н. Маккиавелли ( конец 15 – начало 16 вв) «Государь», где излагаются принципы руководства государством, укрепления его влияния. Другой ученый школы – Ришелье (фр. Кардинал). Впервые он поставил проблему интересов государства и выдвинул концепцию национальныз интересов. Он руководствуется интересами Франции. Проявление подходов - конец 19 начало 20 вв ---- 1 М.В.
Формировалась и другая школа
А почему люди воюют, может есть другой путь развития? Идеи универсализации были выражены в трудах средневековых теоретиков. На основе христианских идей должны быть объеденены все государства. Ряд светских мыслителей высказывали идеи создания универсального государства (например, это вылилось в создание ЕС) В 17 веке идея установления мирных отношений отразилась в нормах Международного Права. (голландский юрист Гуго Гроций внес свой вклад)
Идея
И. Канта (конец 18 в) «Трактат о вечном
мире» по мере развития установления
либерально-демократических режимов исчезнут
основы для конфликтов.
Либерально-идеалистическая традиция (политический идеализм)
Христианские традиции, нормы МП, либеральная философия
Этот подход исходил из того, что возможно построить мирное развитие человечества. Эти специалисты говорили о том, что должно быть, а не что есть, отсюда идеалистическая.
Отдельные идеи подхода претворялись в жизнь (например, создание международных организаций, развитие норм МП)
Идеи мало обсуждались руководствами. Это показала 1 МВ. После войны возникают мысли, что надо избегать конфликтов.
В 14 пунктах В. Вильсона данное проявилось. Идеалистическая парадигма проявилась в ограничении вооружений, создание ян?
1 МВ ----толчок для развития науки о МО, обострились дискуссии между подходами (борьба реализма и идеализма – «большие дебаты») Б.Д. характеризовались:
Рост фашистской угрозы, напряженность+неэфективность Лиги Наций подрывали идеалистическую школу. Многие ученые выступили против школы (Эдвар Карр) Он был больше известен как историк России. Он не был в чистом виде реалистом. Сторонник Советского Союза. Причина напряженности – фашистские государства, а не СССР. Его труд «20лет – кризис» 1939 г. издания, где говорилось, что опора на международные соглашения не дали результатов, так как не могл остановить агрессоров. Это можно сделать с использованием силы.
Наряду с Э. Карром был Шварцебергер и Моргентау. Труд Моргентау « Политика Международная». Изложил основные понятия школы политического реализма.
США оказались в центре международных проблем. Их выдвижение происходило во время 2 МВ.
Можно выделить и французского ученого Раймона Арона. Его заслуга: познакомил западную политическую науку с идеями Моргентау.
Основные идеи Моргентау:
Государства используют прежде всего силу.
Сила, по Моргентау, имеет особое значение (военная сила, моральная, дух, искусство дипломатии) – это возможность влияния на другие государства.
Сильное
государство стремится
6.Дилемма безопасности: усиление государства вызывает тревогу у соседей, то есть мир между государствами – явление временное.
Идеи нашли свой отклик в руководстве США --- основа внешнеполитического планирования США. Школа в основном далее развивалась в США в трудах Джорджа Кеннона. Концепция сдерживания коммунизма. Г. Киссинджер «ядерное сдерживание». Если для Моргентау причины вражды между государствами лежали в природе человека, прежде всего, то его последователи обращаются, пытаются вывести свои положения из самой политической системы.
Реализм критиковали: