Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 16:48, шпаргалка
Работа соедржит ответы на вопросы по дисциплине "Международные отношения".
В африканских странах мало крупных центров. Например, в Нигерии университет Ифе, Зимбабве, Кении.
В южной Африки активно разрабатываются проблемы региональной политики.
Для африканских стран характерно:
В арабских странах свои особенности:
1) серьезное
влияние ислама, отсутствует понятие
национального государства.
Турки
работают в русле западных традиций.
Своеобразное место занимает Иран.
Здесь высокий теоритический
уровень изучения МО. Рассматривает
ислам в культурном русле. Крупные институты:
Иранский институт международных исследований,
Тегеранский институт стратегических
исследований. Описывают структуры
МО, международные режимы(в Иране).
Пакистан, Индия, Бангладеш: английское влияние, традиция.Здесь по одному крупному институту. Занимаются региональными проблемами.
В китае:
# существует
давняя традиция изучения МО.
# идея
Мао о борьбе города и деревни.
Япония:
Несоответствие между ролью
С 70-х годов начинаются
Специалисты: профессор
Отечественные исследования МО.
В течении
долгого времени подходы были
связаны с практическими
Россию
волновала территориальная
Россия- защитница провославия и славянских народов. (идеалистическая традиция).
В наиболее чистом виде подходы широко использовались в трудах ученых 19 века.
В рамках
реалистического подхода
Оригинальные вещи, отличие российских ученых от других:
-- разработка норма международного, гуманитарного права( например Ф.Ф. Мартенс).
--развитие геополитических идей. Это крупные теоретики, которые не были кабинетными учеными, а военными разведчиками.
-- например Курапаткин, Карнилов, Юденич( заложили основы внешней политики с Азиатскими странами)+ генералы Слесарев, Браневский, Тереньтьев.
Они заложили традицию изучения Востока. Для них была характерна определенная агрессия.
2 До октябрьской революции шла борьба: откуда идет угроза
После октября изучение МО
происходило на других
Мо рассматривались явлением приходящим, ведь капиталистические государства в скором времени исчкзнут- их не имеет смыла изучать.
Это надолго затормозило изучение МО всоветский период. Но реальность диктовала свои правила.
Советская внешняя политика была достаточно сложная. В Сложившейся россияской традиция сохранились 2 подхода. Например обеспечение интересов страны. Это было заметно при укреплении Сталина. Ему было наплевать на поддержку пролетариата других стран, всемирную революцию.
Но не было отказа от ленинских идей: поддержка бартских партий. Но это ыбло уже в другом ракурсе.
Это была мидовская(защита интересов) и коминтер.(поддержка других коммунистических стран) подходы.
После второй мировой войны добавили третий слой: внешняя политика исходила из обеспечения военного превосходства.
Все это отражалось в литературе. После второй мировой войны волей-неволей усложнились задачи научных исследований.
С 50-х годов изучение Мо получает свою особенность: оно велось в рамках изучения региональных проблем.
Например институты мировых рабочих движений, институт США и Канады, Африки и др.
В 60-е,
начало 70-х годов выходит множество
квалифицированных работ с
Довольно быстро обнаружилось, что знания политики(внешней) США к примеру малы. Нельзя было ориентироваться только на руководителей. Не было анализа сисметы МО.
Результат: преобладает интерес к наиболее значимым для нас странам; отсутствие, прозевали изменения в МО( проблемы интеграции, развития мировой экономики, сырьевого кризиса).
Не достаточно изучать только страны. Поняли, что МО носят системный характер. Мо определили как отдельную научную дисциплину, но это не отражалось в м-л(?) подходе- наши специалисты нашли выход. Суть в том, что сначало Мо изучались в русле управленческой системы, системы анализа.
Сложились две школы:
1) школа ИМЭМО. Изучала структуры МО.
2) школа МГИМО( Хрусталев): прогнозировали МО, изучали методики прекладного анализа, методы переговоров.
Получили развития прикладные исследования( вторая половина 70-, 80-х годов).
Международная проблематика в университетах практически не изучалась.
3. В новый период политических событий( гласность, перестройка) изменили и преподавание МО.
М-л(?) перестал быть доминирующим подходом. Менялись отношения с Западом, этио требовало новых подходов.
Конец 80-х до середины 90-х годов- простое заимствование популярных западных подходов. Зачастую они просто переводились. Появлялось много белеберды. Это был необходимый этап, его нельзя было избежать.
Почему-то все ухватились за геополитику. Хотя запад пережил это увлечение. В целом все было понятно: развал СССР, крушение прежних правил. Возродилась идея могущества России.
Но в геополитику ударился народ не очень грамотный.
Институты США, дипломатическая академия занимались МО, безопасностью, международными режимами. Пошли по пути либерального институционализма. Изучались и международные переговоры, конфликты. Например, Кременюк, Лебедева, Боготуров.
Происходил перенос между научными исследованиями и публицистикой. Незначительное финансирование подарвало исследования, уровень их падал.
Но были и положительные моменты:
# расширились
системы изучения МО-(Томск,
# расширился
круг международных контактов.
Это было связано и
Со второй половины 90-х годов публикации, стажировки, конференции стали проводится относительно регулярно. Снизилось количество халтуры. Научный уровень публикаций стал заметно высок.
Основные
тенденции в отечественных
a) формирование междисциплинарных подходов о науке МО. Исследования переходят в русломировой политики, где важное значение придается взаимодействию внутренней и внешней политики.
b) изучаются проблемы глобализации, роль МО, интеграционных процессов, режимов.
c) попытки создания своей оригинальной теории с учетом специфики России, ее роли в мире. Например, Боготуров «Великие державы на тихом океане», Воскресенский «Россия и Китай: проблемы истории и теории МО», Лебедева, Кременюк, Загорский.
МО- это прежде всего межполитические отношения. Это не результат укоренившихся представлений людей о себе, обществе.
Поэтому обратим внимания на не теоритические моменты а практические действия.
Базовый
элемент, формирующий МО- это внешняя
политика государства.
Содержание
внешней политики государств.
1.понятие и содержание НИ
2 национальная
безопасность и
3 определение внешней политики государства
4 формы
и инструменты
1. Понятие национальных интересов, их природа и формирование.
Школа изучения внешней политики существуют. Она связана с политическими науками, особенно с теми разделами политики, которые изучают политические системы.
Влияние
оказали и модернистские
Школа принятия внешнеполитических решений тоже имеет значение. Подход к определению целей, задач внешней политики начал формироваться в рамках политического реализма, где главная задача государства- это свое сохранение, расширение своего влияния. И таким образом сформировались понятия НИ.
Само понятие НИ, хотя его все используют, укоренилось и в реальной внешней политики. Часто используются во внешнеполитических докладах.
Понятие
НИ не употреблялось в нашей
--его ввели реалисты(а марксисты это не признавали)
-- в
марксистской общественной
Лишь в последние годы этот термин употребляется и фигурирует в концепции национальной безопасности РФ.