Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 16:48, шпаргалка
Работа соедржит ответы на вопросы по дисциплине "Международные отношения".
С 70-х годов эти взгляды стал выражать и И. Валлерстайн. В основе его трудов лежит понятие мировой капиталистической системы. Суть МО с 1500-х гг. (когда сформировались мировые капиталистические системы) определяется интересами этой системы. Но капиталистические отношения формируются во взаимодействиии капиталистических государств, которые формируют систему МО.
Содержание Мо определяется взаимодействием 3-х групп государств:
Ядро навязывает свои представлния, идеологию другим странам. По отношению к перефирии идеи навязываются политическими, идеологическими методами; в случае необходимости грубыми методами.
Валлерстайн вводит понятие геоэкономики. (глобализация, формирование мировой экономики, это осуществляется в интересах ядра), геокультура.
Ядро навязывает и свои взгляды в области геокультуры. А как дальше развивается эта система? Пролетариат интегрирован в эту систему, кто ее изменит?
На это способно внесистемное движение(слои и группы в развитых странах, которые не многочисленны в капиталистической системе- это маргинальные слои). Мир ожидают большие потрясения. Критический настрой привлекает внимание прежде всего в академической среде. Центр Ф. Броделля(гл.-Валлер), в Каларадо.
Миросистемная
школа может объяснить
Подходы
миросистемной школы нашли
Основные идеи мш отразились в международной зависимости( в основном разрабатывалась в Латинской Америке). Уровень развития самосознания политических наук высок.
Школа
очень популярна в Латинской
Америке- вклад внес президент Бразилии
Кардоза. Страны Латинской Америке
находятся в экономической
В современных МО выдвигается проблема развития- необходимость преодолеть разрыв в развитии между развитыми и развивающимися государствами. В последнее время можно было наблюдать существование еще несколько подходов из-за развития научной мысли.
С XIX в. Научная мысль развивается в русле преобладания позитивистского направления( есть объективный мир, который может быть познан научными методами).
Во второй половине 20 столетия этот подход критиковали.
Например: постмодернизм, экзестенционализм. Объективной истины нет. Познание мира зависит от того, как мы на него смотрим. Это феноменология, то есть упор на субъективные особенности. Это нашло отражение в МО.
Школы смотрят на мир с точки зрения людей, характеризующих мир. Но могут быть иные взгляды, подходы, интересы.
Это отразилось в направлении- постмодернизм. Сначало он возник в литературе(подход к изучению литературных текстов). Делидарр, Леота.
Суть- приложение литературоведческих методов к изучению МО. Сколько авторов столько мнений.
Феминистская теория МО. Все МО определяются белыми мужчинами, от войн, конфликтов страдают женщины, дети. МО-это угнетение, насилие над женщинами.
Историческая социология- изучение МО не может объяснять влияние МО на отдельных людей, социальные группы. В изучении МО нужно смотреть на то как МО влияет на жизнь отдельного человека. Важно изучать кто и что пишет о МО.
Ни одна школа не даст полного представления о МО, строго понятийного аппарата.
В теории МО под воздействием феноменологии был поставлен вопрос: так как МО это результат сознательной деятельности, мы имеем международные договоры.
Кроме знания нужно понимать почему были приняты такие решения, государство занимало такую позицию во время переговоров.
Объяснения,
прогнозирование событий в
Социальный
конструктивизм- ученые работающие в
рамках традиционных подходов, используют
современные критические
Национальные школы в ТМО
По объему исследований американские школы господствуют( например 90% литературы на английском языке, но не все авторы являются американцами или англичанами).
Почему?
А) историческая причина, первые кафедры по МО появляются в Великобритании
B) развитие науки о МО обусловлено:
# общий уровень развития общественных наук, когда существует высокий уровень, тогда возникают серьезные исследования. В США и Великобритании политическая наука получила наиболее широкое развитие.
# потребность
в исследовании, когда есть потребность
в теоретическом обосновании
политики государства,
# потребность
в критической массе. Ученые
должны общаться, в дискуссиях
происходит формирование
Отличие между США и Великобританией существуют.
Изучение МО в США
Такая
подготовка ведется в Гарварде, Колумбийском
университете, Принстоне, Йельском университете,Калифорнистском
университете, Беркли, Стэнфордском университете,
в Монтерее(Тихоокеанское
Мичиганский
университет и университет
Прикладными исследованиями занимаются в интересах государства, политических партий, бизнеса. Пример: Рэн corporation, Гуверовский институт войны, революции и мира.(на территории стенфордского университета); Брукленский институт(мозговой центр демократической партии); Центр исследованийй международных и стратегических проблем( в Джорджтаунском университете, близки к республиканской партии).
Foreign Affairs
International security все это издательства, журналы
Diplomatic history
Нью-йорский совет по МО(создан в 1922 году)- ведущая рекомендация в подготовке практических рекомендаций, разработке исследований.
Существуют два центра, ориентированные на подготовку дипломатов:
# школа дипломатов
# институт зарубежной службы (переподготовка дипломатов), все это при Джорждтаунском университете.
Политический реализм был господствующим подходом. Центры в основном исповедуют этот подход. Реализм и структурный реализм характерен для центров, обслуживает вооруженные силы.
С 70-х годов реалистические подходы теряют свои позиции в ведущих исследовательских центрах.
Коэйн
и Най- основоположники изучения
в/з, создание системы регулирования
МО.
Миросистемные школы в Великобритании
Наиболее крупные центры в университетах: Оксфорд, Кэмбридж, Лонд-Унес,Лестер, Манчестер, Лидс, Абердин, Глазгон, Шефилд(или что то вроде этого точно не ясно).
Королевский институт МО, Лондонские школы экономики и политических наук, Центр изучения международных конфликтов, Университет в Кэнтербере.
Господствовала реалистичная школа, даже школа циничного реализма.
В последнее
10-тие заметно снизилась роль
Великобритании в МО. Это уже страна
второго ранга. Но увеличился уровень
задач в регулировании
Все ведущие центры характеризуются преобладанием ученых либеральных взглядов. Понятие мировое сообщество связывают с работами Хэдли Булла, например «анархическое общество».
Лондонские школы экономики и политических наук:
Изучаемые проблемы Север –Юг
Урегулирование конфликтов
World today, Millennium, Евроазиатские исследования- основыне журналы.
Наличие в британских университетах ученых с миросистемными взглядами( например Чейз Дан, Йохан Галдман).
Важное
место занимает изучение проблем
ЕС( например, супруги Уоллес).
Изучение МО в странах Западной Европы
Для большинства Европейских стран характерно то, что они еще не доросли до критической массы. По этой причине крупных, оригинальных школ здесь нет.
Например: Франция не имеет своей самостоятельной школы, хотя они формируются. Преподавание Мо ведется в университетах. Для французов характерен низкий уровень междисциплинарных отношений.
МО изучаются в рамках международного права. Лишь в последние годы это меняется. Французы преуспели в социологии( Раймон, Арон). Социология МО- Мёрл, Смец, Бади.
Особенность французской школы: школа ориенталистов(знание стран Азии и Африки)- разрабатывается проблематика зависимости стран третьего мира. Нет серьезных работ по интеграции.
Германия
Фашистское правление дискредитировало серьезные подходы в изучении МО.С 60-70-х годов разрабатывается проблематика МО. В Германии университетских специалистов меньше чем во Франции. Институты в Кёльне, Г(Т)юбинский университет. Немцы проскочили период господства реализма. Изучаются проблемы Север-Юг, Восток-Запад, проблемы разоружения, разрабатывается интеграционная проблематика.
Бельгия,
Нидерланды(Амстердам,
Утрих, Брюссель:
Ориентация на практическую подготовку
работы в МО, изучение МО, международно-правовых
проблем), Скандинавия(SIPRI,
Норв,Дания, университеты
МО).
Испания,
В последние годы интерес к частным проблемам (МО в регионах), интерес к странам Латинской Америки.
Италия.
Пареть, Моско- социология, по истории МО- Ди Нольфо.
Для Италии,
Испании+ Греции- это начальный этап
подготовки специалистов.
Исследования МО в странах Азии, Африки и Латинской Америке.
Но нигде еще не сложилась критическая масса, и характерно наличие нескольких крупных центров.
С другой стороны, в старанах Латинской Америки уровень преподавания и научно-исследовательской работы высок.
Для странах Латинской Америки характерно: