Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 16:48, шпаргалка
Работа соедржит ответы на вопросы по дисциплине "Международные отношения".
НИ определяются как базовые условия, влияющие на выживание, сохранение и развитие государства.
Но здесь есть своя особенность. На западе понятие государство совпадало с понятием нация и общество. И западные специалисты подразумевают всю общественную систему. У нас такого нет.
Само понятие НИ носит исторический характер. Оно усложняется по мере осознания обществом своих интересов. В политическом совещании Решелье: защита интересов Франции независимо от династических интересов.
Кроме исторического характера этот термин является и социально-обусловленным. И кто выражает эти НИ? Он может формироваться, когда широкие слои общественности понимают этот интерес, участвуют в его формировании.
НИ формируются при существовании механизма выражения интереса и согласования интересов. Это тесно связано с понятием демократии, где есть возможность выражения.
Государство заинтересовано сохранить свой строй и национальную идентичность, менталитет.
Таким образом понятие НИ зависит от уровня самосознания общества.
А может ли быть общий интерес у бедного и миллионера, различных классов общества?
Поэтому не может быть общего понятия о задачах внешней политики.
1.1 Содержание национальных интересов
Во-первых, у каждого государства есть свои ценности. Например у США частная собственность, личная свобода, демократия. И тут сразу очевидно, что если это не принимается всеми, ВП идет в разнос. В России сегодня критикуется внешнеполитический курс- например нет направления экономической политики.
Если нет единства в обществе, желание примирить интересы, то это отражается в госаппарате (например, дружить с Западом или нет), ВП.
Во-вторых,
соотношение групповых и
В реальной жизни при определении НИ сталкиваются различные интересы. Само понятие НИ трудноопределимо, иначе наша жизнь была бы слишком простой.
Понятие НИ это не ответ на все вопросы, а это тот вопрос, который надо задавать.
Г. Маргентау делил НИ на:
--жизненноважные:
это выживание, сохранение суверенитета государства: территории, обеспечение безопасности государственных границ, невмешательство во внутренние дела.
это обеспечение экономического благосостояние,
это обеспечение благоприятных внешних условий( доступ к рынках сырьям, дружественные государства на границах и др). Но это есть составная часть жизнено-важных интересов.
это расспространение собственных интересов в мировом сообществе. США полагают что распространение демократических ценностей является долгом мира, снижение конфликтов.
-- Второстепенные – это конкретные задачи, например обеспечение интересов в каком-либо регионе.
Разделение жизненноважных и второстепенных интересов проходит по вопросам: готова ли страна воевать для достижения данных целей.
Есть интересы постоянные и временные, совпадающие и конфликтные и т.д.
В жизни мы часто встречаемся с ситуацией, когда внешняя политика терпит неудачи, и это не соответствует НИ.
В 60-е годы авторитет Маргентау падает из-за войны во Вьетнаме. Он говорил, что это противоречит НИ.
# Есть
факторы, сбивающие людейс
# соотношение целей и средств. Можно говорить, что эта политика необходима, но если ее нечем реализовать, то это наносит свой ущерб.
Например, наши возмущения по поводу расширения НАТО, и ставить во главу угла ВП противодейстиве этому процессу глупо, особенно учитывая, что нам нечем это противодействие реализовать. Отсутствие ресурсов может препятствовать реализации целей, пусть и правильных.
# мы
говорили, что МО- это столкновение
интересов, противоречащее
à для реализации своих НИ необходимо учитывать интересы других стран. С точки зрения реалистов, это не возможно, но в жизни это не совсем так. Поэтому необходим такой механизм согласования, а это:
--наличие внешнеполитического механизма
-- деятельность МО
-- двусторонние
дипломатические отношения
Стратегия национальной безопасности и внешнеполитическая доктрина._
НИ- это аналитический инструмент, позволяющий оценивать те или иные внешнеполитические шаги, а не руководство к действию.
В любом государственном аппарате доожны быть определенные цели во внешней политике.
Существует общее понимание: национальная безопасность- это те внешнеполитические действия, которые направляют на защиту НИ от внешней угрозы.
В современных условиях трудно провести границук между внутренними и внешними проблемами, но:
# внутренние
проблемы под нашим контролем,
в отличие от внешних. Здесь
формирование интересов
НБ- защита важных интересов от угроз. Угрозы могут быть различны: физические, экономические и др..
Для большинства стран запада существует угроза энергетических ресурсов. Понятие национальной безопасности включает в себя:
--определение целей ВП
--средства
государства для
Политика НБ базируется на трех основных элементах:
1. цели
2. пути решения(концепция): что, где и когда мы должны делать.
3. средства
или инструменты для
Это отражается в конкретных доктринах:
Например, в США – стратегия НБ
В России- концепция НБ.
Эти доктрины вырабатываются на нескольких уровнях. В этом преуспели американцы.
НБ выстраивается в нескольких уровнях:
1) большая
стратегия: использовование
В целом высший уровень безопасности- это не использование военной силы.
Большой упор на использование стратегии национальной безопасности. Термин из военной сферы. Это соотношение целей и средств.
Во внешней политике 4 основных элемента:
--экономическая мощьгосударства
--дипломатия
--информационные ресурсы
--военная сила
Наряду со стратегией НБ вырабатывается военная доктрина( определяются конкретные задачи), доктрина ВП, доктрина информационной безопасности.
Вряд ли мы найдем экономическую доктрину. Но каждое правительство формирует задачи во внешнеэкономических областях. Здесь может быть несколько документов. Эти документы характеризует некое единство, так как доктрина-это официальный документ, где есть цели, угрозы, приоритеты( например, отношения с одними странами важнее чем с другими), средста решения проблем.
В военнойдоктрине определяется задача, структура военных сил.
В первые послевоенные годы руководители смогли четко сформулировать свои здачи. Например, стратегия сдерживания(до начала 90-х годов).
Американцы сильно его милитализировали. У СССР до последнего времени такого документа не было. Но у нас была доктрина Брежнева( доктрина ограничения суверенитета). Этот документ подорвал экономику СССР.
Традиционно большое внимание уделялось военной силе. Все видят, что не существует угрозы прямого применения военной силы.
Уходит тезис о крупных вооруженных конфликтах между державами(в этих документах). Но наличие мелких конфликтов- это головная боль для военных.
Большое значение имеют новые угрозы НБ. Это угроза международного терраризма. Новые измерения НБ появлялись раньше. Например, экономические проблемы
Эти угрозы нельзя решать традиционными методами.
Последняя стратегия НБ имеется за 2002 год.
Концепция НБ России за 2000:
1) нет
четкого определения
2) нет
разграничения между
3)нет
четкой структуры документа,
4) нет средств для достижения целей ВП
5) более
или мение выстроены
6) определены случаи использования ядерного оружия
Разработам и ряд других документов(военная, морская доктрина). Они не согласованы с концепцией национальной безопасности, не стыкуются друг с другом.
23
Понятие внешней политики,
ее цели и задачи
Реальная внешняя политика не может базироваться только на таких документах. Это цепь решений и действий в конкретных ситуациях.
ВП-это и их соотношение с долгосрочными целями.
Таким образом Внешняя политика получает свою основу на базе принятых документов. ВП- набор решений государственных лидеров о целях внешней деятельности государства. Это всегда выбор.
С
понятием внешняя политика
Но они и разграничиваются. ВП не может осуществляться без поддержки общественности.
Линия разграничения:
# ВП-политика официально осуществляемая определенными государственными учреждениями. Необходимо определить цели развития общества и заручится его поддержкой.
+
Критерии успешной Внешней Политики (ВП): Цели