Шпаргалка по "Международным отношениям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 16:48, шпаргалка

Описание

Работа соедржит ответы на вопросы по дисциплине "Международные отношения".

Работа состоит из  1 файл

teoriya MO.doc

— 231.50 Кб (Скачать документ)

Революция:

    1. создание высокоточного оружия:

- «буря  в пустыне»1991г. только 6% оружия  было высокоточным

      • в Косово уже 38%
      • в последней войне в Ираке примерно 60-80%
    1. степень  управляемости выше

- разведка, особенно в режиме реального  времени

    1. серьезные изменения в организационно-штабной структуре
    2. увеличение разрыва в качестве вооружений м/у государствами

Изменения характера международных конфликтов в связи с наличием терроризма и организованной преступности. Если раньше понятие м/конфликта относилось только к государствам, то теперь не только к ним.

Терроризм – это использование насилия  плюс организация в политических целях. Оно используется для устрашения  в политических целях, жертвами становятся простые люди. Формы проявления различны, от политического самоопределения (Ирландия) до идеологического терроризма (60-70гг.). В публицистической литературе в одну кучу сваливают террористические организации и организованная преступность, но! Терроризм имеет свои причины, с террористами нельзя обращаться как с уголовными преступниками. А организованная преступность имеет определенные цели (выкуп заложников, освобождение и т.д.). С другой стороны мы наблюдаем взаимодействие политического терроризма и организованной преступности. - Для террористической деятельности необходимы средства, и терроризм и преступность - нуждаются в оружии,  - необходимость в укрытии и подготовки боевиков. Все это(3) так называемый, черный интернационал. Против него нельзя использовать обычные средства (такие как танковые дивизии), что меняет направление деятельности спецслужб. Государство заведомо находится в проигрышной ситуации. В борьбе с ним большее значение имеют превентивные методы (информация о планах).

№40 Урегулирование конфликтов

Урегулирование  конфликта включает мероприятия социального  и политического  плана. Нельзя сказать, что бедность порождает  терроризм, но создает  благоприятные условия.

Существуют  традиционные способы урегулирования конфликтов:

  1. переговоры
  2. консультации
  3. посредничество (международный арбитр и судейские разбирательства)
  4. участие международного сообщества – это решения м/о организаций (резолюции ООН, региональные организации). Использование кризисной дипломатии – вмешательство других государств с угрозой применения силы. Операции по поддержанию мира и миротворческие операции.
  5. режимы изоляции (в ЮАР применялись по инициативе американцев в 90-е гг.)
  6. понятие гуманитарной интервенции подрывает понятие суверенитета

№41 Факторы сотрудничества в МО: цели, формы

МО усложняются. Возникает ряд проблем, которые  решить военным путем невозможно и государство должно решить, либо идти на установления сотрудничества либо нет. Это немного противоречит реалистам, хотя они не исключают создание союзов, коалиций.

При определении  форм сотрудничества исходят из:

  • необходимости решить эк. проблемы
  • решения вопросов культуры

Для чего государства идут на сотрудничество?

Цели:

          • оно позволяет увеличить эффективность действий;
          • понизить затраты на проведение внешней политики;
          • борьба против общих угроз, решение общих проблем.

Как проявляется  сотрудничество?

Формы:

          • двустороннее сотрудничество
          • многостороннее
          • деятельность м/организаций

№42 Место м/организаций  в сотрудничестве, м/интеграции

М/организации  имеют решающее значение для обеспечения  сотрудничества.

Интеграция МО проявляет рост эффективности действий в борьбе против общих угроз. Интеграция – наиболее высокая ступень международного сотрудничества. Интеграционные процессы характеризуют такие формы сотрудничества, которые объединяют государства по разным критериям (географически близко расположенные гос-ва, одинаковый уровень эк. развития, полит. системы, ценности). Согласно этому не все м/организации могут быть отнесены к понятию интеграция (ЕС отвечает требованиям). На начальной стадии интеграции находится североамериканская интеграция.

Безопасность  в МО?

Основные черты  современных МО?

Проблемы глобального регулирования?

№32 Содержание МБ, ее уровни и основные аспекты

Конфликты и  сотрудничество укладывается в школу  политического реализма. Прекращение  конфликта занимало важное значение в школе. Впервые эти идеи стали  появляться в первой половине 19 в.

Проблемы сотрудничества нельзя свести к интересам отдельных  государств. В целях повышения  взаимозависимости появилась мысль, что с позиции национальных интересов  нельзя объяснить систему МО, обеспечить безопасность МО. На первом плане теперь проблемы общей безопасности. На рубеже 20-21вв. активно разрабатывается проблематика международной безопасности. Проблема международной безопасности тесно связана и с безопасностью всех государств. Само содержание безопасности – это состояние защищенности от угроз. Проблема МБ не укладывается в положения классического реализма. Она разработана с проблематики классического либерализма. В основе подхода: - понятие о взаимозависимости и – представления об общих угрозах от ядерного оружия, глобальных проблем. Не забывать про соотношения МБ и национальной безопасности. Для реалистов МБ – понятие стабильности. МБ это поддержание баланса сил. Др. школы говорят о решении общих проблем.

Уровни МБ:

  1. индивидуальная безопасность, защита прав человека (борьба против тоталитарных режимов, геноцид) – это оправдывает вмешательство во внутренние дела государство;
  2. групповая безопасность (условия жизни соц. групп, полит. партий);
  3. национальная безопасность, базируется на суверенитете, нерушимости границ и т.д.;
  4. МБ – условия для выживания человека в целом;

Аспекты МБ:

    • военная безопасность
    • политическая безопасность
    • экономическая безопасность
    • финансовая безопасность

№33 Обеспечение МБ

Обеспечение МБ имеет и идеологические и культурные моменты. Нельзя обеспечить безопасность только в одной сфере, не затрагивая другие. Обеспечение требует различных средств и методов.

Основные средства:

  1. политика принуждения (за счет превосходства в той или иной сфере, эк. финансовая или дипломатии)
  2. политика устранения (была характерна в период возникновения ракетно-ядерного оружия)
  3. военно-блоковая политика
  4. гонка вооружений (была направлена на обеспечение преимущества)

3 и 4 давали  стабильность. Действия сторон были  предсказуемы.

Средства принуждения  изначально несут в себе противоречие – не устраняют проблемы. Накопленное ядерное оружие расползается по миру, разжигая региональные конфликты.

Согласование:

      • переговоры
      • посредничество
      • меры доверия (ограничение гонки вооружений, инспекция, контроль, разоружение)

Это применимо  к военно-политической сфере.

№34 Коллективная безопасность, международные режимы, создание, формы безопасности

После 2МВ рост влияния  и роли м/организаций в обеспечении  МБ. Их деятельность позволила ввести в практику МО понятие коллективной безопасности. Попытки обеспечить КБ предпринимались в Лиги Наций. Само понятие КБ означает участие, не только обеспечение своей безопасности но и действия в обеспечении безопасности др. государств. Неудачи ЛН в обеспечении КБ были связаны с отсутствием механизмов. Возникновение 2МВ было связано с тем что КБ не вошла в практику внешнеполитической деятельности. Вторая попытка обеспечения КБ – создание ООН. В 60-е ООН была инструментом распределения международной помощи. В международном сообществе разрабатывалась идея о решении проблемы по частям. Преобладала идя создания режима безопасности.

Международные режимы – согласованные действия государств по установлению общих правил, норм и стандартов поведения, взаимных обязательств, распределение средств. Само понятие МР могло быть основано на неформальных договоренностях, но оно в основном связано с деятельностью м/организаций. Само понятие МР начинается с военно-политической области и впоследствии распространяется на другие сферы МО (на торговую ВТО и т.д.). Развитие МР опирается на нормы МП. Понятие КБ, МР может опираться и на договоренности м/у государствами.  Используется МГП + конвенция прав человека. Необходимо исходить из того, что будет развиваться сеть МР, а не единый орган управления.

Несколько подходов относительно развития м/системы:

    • мы живем в переходном периоде. Одна система развивается, другая – не сформирована. Взаимозависимость серьезно возросла. Развитие МО будет строиться на согласовании этих интересов. Существует точка зрения: США – это гегемон в МО, с точки зрения военной силы, эк. превосходства. С позиции военного превосходства это так, но в эк. сфере возникают противоречия. Попытки США повысить свою гегемонию вызывают рост антиамериканских настроений.
    • Биполярная система после 2МВ была случайностью. Теперь мир вернулся к своему обычному состоянии – многополярности. Многополярная система должна привести к возникновению группировок. Китай может стать неким балансом. Индия может стать региональным лидером. Обсуждается роль России.
    • Столкновение цивилизаций. Критики указывают на то, что выделение цивилизаций является искусственным. Можно говорить о лекции противостояния лишь одной а не 7  - Запад против Востока.

 Противостояния  в МО имеют несколько вещей:

=  мировые  тенденции (процессы глобализации + тенденции к регионализации + рост  национализма)

= рост роли м/организаций, где решающая роль принадлежит отдельным государствам

=  снижение  роли военной силы, с др. стороны  рост торговли оружием

=  рост управляемости  м/процессами, рост конфликтности  в МО 

Несмотря на противоречивые тенденции в МО управляемость  международными процессами будет расти. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Международным отношениям"