Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 16:48, шпаргалка
Работа соедржит ответы на вопросы по дисциплине "Международные отношения".
Во ВП огромное значение имеет поддержание статуса.
Содержание ВП:
№24 Средства и методы в/п деятельности
другими странами, подписание соглашений);
методы
-наказание
-угроза
-убеждение
-награда
Формирование ВП
внутренние и внешние факторы формирования ВП?
школа принятия решений в ТМО?
типы в/п
решений, процесс приятия решений?
№25 Формирование ВП: роль внутренних факторов
Процесс осуществления ВП – это всегда конкретные решения и действия.
Есть одна сфера общественной жизни где существует место альтернативе. Как оценивают эти варианты? Существует две точки зрения:
Необходимо эти факторы объединить в систему. Зачастую решения элиты прямо или косвенно ложатся в основу ВП. Точка зрения Тимошенко – наиболее близка к реалистичной действительности, схема крупного специалиста международника – Роджера Хилемена работает в Гарварде.
Его концепция
«концентричных кругов»:
глава государства
финансы, торговля (влияют
на политику министерств)
СМИ, профсоюзы, политические партии и т. д. (могут косвенно или напрямую влиять на ВП)
Для Хилемана, в основном, существенны два круга: + процесс формирования политики и + процесс принятия в/политических решений.
Влияние общественных организаций на ВП велико. Для США – это этнический лоббизм (американцы еврейского происхождения, польского и т. д.) В/п лоббизм направлен на решение отдельных конкретных вопросов. Это сказывается на позиции политических партий. Поэтому влияние общественных организаций сказывается на формирование в/п установок и приоритетов. СМИ формируют представление о мире. Подходы сказываются и на государственное руководство. Но это спорный вопрос. Люди формируют и свои собственные представления, поэтому СМИ отражают уже существующие, в основном, господствующие взгляды, т.к. информация – это товар, и для его продажи нужно отражать главное, а то не купят, следовательно, роль политических партий.
Все партии:
Законодательные органы власти, не столько определяют какой должна быть ВП, а какой она не должна быть, влияя ч/з: +финансы, +утверждение кандидатов на различные должности, +контроль системы полит. институтов.
№26 Механизм формирования и разработки ВП
Механизм формирования ВП состоит в процессе принятия внешнеполитических решений. В разработке ВП задействованы:
Роль главы правительства играет свое значение, т.к. ВП – это то что подписано главой государства, т.е. роль главы государства – выбор окончательного решения, но нужно чтобы оно еще и выполнялось, на это есть аппарат.
1960 г. – в США появился первый план ведения ядерной войны.
Для обслуживания есть аппарат Совета Нац. Безопасности и помощник президента по Н.Б. Цель аппарата – выработка единого подхода по ВП. Задача – собрать всю информацию и выработать единый подход. Это необходимо т.к. у каждого ведомства свои взгляды, поэтому нужно единое решение. На ведомственном уровне в противоречие вступают бюрократические интересы. Сложно заставить министерства работать на общие интересы (министерство обороны склонно преувеличивать опасность для получения большего количества денег). Увеличение количества ведомств. Борьба с терроризмом как следствие должность советника президента по борьбе с терроризмом. Сейчас создано суперведомство – министерство внутренней безопасности. Достаточно отработанный механизм существует в Великобритании, но узнать о его деятельности трудно. Руководство ВП в руках более узкого круга лиц. Здесь работает система комитетов и комиссий. Деятельность учреждений замкнута на аппарат ___ Таких комиссий примерно 70, но их названия трудно сказать. Привлекаются специалисты из различных ведомств и они подчиняются непосредственно ___ В Германии примерно тоже самое. Во Франции были попытки создать единый механизм. Страны ЦВА копируют Америку. Во времена СССР существовал такой механизм. Деятельность отделов в основном была связана с отделом кадров и сбором/обработкой информации. Каждое ведомство тянуло в свою сторону. Ситуация начала меняться в начале 60х гг. Появился другой механизм «большая 5»(МИД, мин.обороны, военно-промышленные комиссии, КГБ) и «малая 5». Эти люди садились вместе для урегулирования вопросов. Решения конкретны вопросов передавалось на рассмотрение « малой 5», как правило, это заместители. Это был специфичный механизм, в основном решались военно-политические вопросы. Сегодня не существует механизма для координации мнений ведомств. Но попытки были: - указы о координирующей роли МИД; - создали СБ (по американскому образцу), но допустили ошибку в самом составе СБ (возложили задачи обеспечения и внутренних и внешних задач); - создание управления, но внешняя политика в администрации президента, но у него были технические функции. В итоге наша ВП не скоординирована.
№27 Основные направления в изучении процесса принятия в/п решений
Каково содержание принимаемых решений? Ведь они принимаются ограниченным кругом людей и на основе чего? Все решения состоят из нескольких вариантов где выбирается один. Решения могут приниматься на основе научных исследований. Почему во время Карибского кризиса президенты подвили мир к черте ядерной войны.
В ТМО существует целый ряд школ занимающихся этим вопросом:
Все подходы дополняют друг друга.
№28 Внешнеполитическое планирование
r.t
№31 Принятие решений на наднациональном уровне
Существует неформальный механизм:
На уровне ООН, ЕС вряд ли можно говорить о разветвленной системе таки групп.
В процессе принятия в/п решений возникает проблема мирового правительства.
Существует интересный подход: середина 19 века уже наличие мирового правительства, теория договора, все события мира результат целенаправленной деятельности узкого круга людей.
Основные международно-политические процессы
- Международные конфликты
- Сотрудничество в МО
- Безопасность в МО
- Современная система МО
№32 М/н кризисы и конфликты как факторы изменения в системе МО
Существует 2 формы взаимодействия
конфликты
Конфликты воспринимаются отрицательно, но в последнее время специалисты понимают что любое изменение соотношения сил порождает конфликты и меняет систему МО, т.е. конфликты и кризисы – основные факторы изменения в МО.
Наличие неурегулированных противоречий порождает кризис. Кризис может быть затяжным, охватывать значительное количество участников. Период обострения кризиса – конфликт.
№37 Причины конфликтов, виды и типы м/н конфликтов
Причины различны (столкновение интересов).
/Смотреть Лебедеву или лекции Дериглазовой/
№38 Развитие конфликтов, этапы, фазы
Особенности военных конфликтов: