Влияние международного бизнеса на национальную экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:27, курсовая работа

Описание

Здесь, также, рассматривается развитие международного бизнеса в совокупности с развитием НТП. Активно воздействуя на международные экономические отношения, ТНК формируют новые отношения, видоизменяют сложившиеся их формы. Международный бизнес превратил мировую экономику в международное производство, обеспечив развитие научно-технического прогресса во всех его направлениях:
 технического уровня и качества продукции;
 эффективности производства;
 совершенствования форм менеджмента, управления предприятиями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Основные формы организации международного бизнеса
1.1. Формирование новой мировой рыночной системы
1.2.Уровни и формы международного бизнеса
2. Создание условий для эффективного международного бизнеса
3. Анализ влияния международного сотрудничества отечественных предприятий со странами СНГ и дальнего зарубежья (на примере) на нациоанальную экономику
4. Предложения по развитию международного бизнеса в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Влияние международного бизнеса на национальную экономику.doc

— 351.50 Кб (Скачать документ)
xt-align:justify">Создание систем межфирменного сотрудничества может быть обусловлено также стремлением автомобилестроительных фирм уменьшить свои трансакционные издержки. Потому что совместный маркетинг закупок для доступа к новым видам и источникам сырья и материалов, укрепление позиций по отношению к поставщикам, интеграция отлаженных систем распределения, а также совместное использование торговых марок (так называемый "дабл-бэджинг") гарантируют партнерам колоссальную экономию времени и ресурсов. Например, "Рено" и "Ниссан" добились значительного сокращения затрат, организовав и осуществив совместные закупки и учредив общую базу поставщиков: за пять (1999—2004 гг.) лет существования альянса сумма операций по выполненным закупкам выросла с 43 до 70 % общего объема закупок партнеров и в настоящее время составляет -33 млрд. амер. долл. в год. Если же говорить в целом, то в числе ключевых факторов, определяющих развитие альянсового сотрудничества автомобилестроителей в сфере маркетинга, то их четыре: глобализация сбыта, глобальный рискмониторинг, расширение номенклатуры продаж и снижение трансакционных издержек. Таковы наиболее общие характерные особенности формирования межфирменных отношений в мировой автомобильной промышленности. Естественно, возникает вопрос: какие выводы, интересные для отечественного автомобилестроения, можно сделать из сказанного выше? Вывод один: под воздействием глобализации рынков и технологий нашим автозаводам нужно ориентировать свою коммерческую деятельность на все мировое пространство. Глобальное присутствие означает такой подход к освоению мирового рынка, при котором, с одной стороны, предлагаемая продукция не нуждается в адаптации к специфическим условиям отдельных стран, с другой — унификация должна сочетаться с универсальностью номенклатуры. Причем глобализация сбыта, универсальность номенклатуры и унификация продукции тесно взаимосвязаны с развитием НИОКР предприятий, рационализацией и достижением эффективности их производства в пределах всей технологической цепочки. Наши автозаводы (и вообще отрасль) ориентируются не только на внутренний рынок.

 

 


4. Предложения по развитию международного бизнеса в Республике Беларусь

 

Реальное и практическое интегрирование возможно лишь при наличии 3 основных условий:

Во-первых, нужен достаточно высокий уровень развития промышленности, делающий национальные хозяйства взаимодополняющими, все более заинтересованными в сотрудничестве друг с другом. Интегрирование возможно и необходимо лишь между странами, имеющими развитую обрабатывающую промышленность, особенно её высокотехнологичные отрасли. Что  же касается менее развитых стран, производящих и экспортирующих преимущественно базовые товары, то они выступают по отношению друг к другу не как взаимодополняющие, а как конкурирующие хозяйственные системы. Им почти нечего предложить друг другу: в сырье они почти не нуждаются из-за отсутствия собственной обрабатывающей промышленности, а немногие производимые ими готовые изделия по качеству значительно уступают тем, какие можно ввезти из развитых стран. К тому  же из-за  постоянных финансовых трудностей они ограничены в предоставлении друг другу как правительственных, так и коммерческих экспортных кредитов. Взаимная торговля между ними развита очень слабо: и как экспортеры, и как импортеры они гораздо сильнее привязаны к промышленно развитым странам, чем друг к другу.

Во-вторых, даже достаточно развитые в промышленном отношении страны способны к интегрированию друг с другом лишь при условии, что их экономика  является не командно-распределительной и жестко централизованной, где действуют искусственные цены, плановые издержки производства и государственная монополия внешней торговли, а рыночной и децентрализованной, где главными действующими лицами являются не чиновники, а частные предприниматели.

В-третьих, интегрирование может стать устойчивым и необратимым процессом лишь при наличии в государствах-партнерах высокоразвитой и прочно укоренившейся политической демократии, способной учитывать и обеспечивать экономические, социальные и культурные интересы различных групп населения. В противном случае и внутренняя ситуация, и внешняя политика остаются спонтанными, трудно предсказуемыми и не внушающими доверие со стороны других стран-партнеров. А в таких условиях невозможно ни открытие таможенных границ, ни формирование и проведение совместной экономической политики, ни создание наднациональных фондов для финансирования мероприятий такой политики.

Предложения по развитию международного бизнеса предполагает наличие определенных предпосылок.

Во-первых, интегрирующиеся фирмы, страны должны обладать примерно одинаковым уровнем экономического развития и зрелости рыночной экономики. Их хозяйственные механизмы должны быть совместимыми. Как правило, интеграция является наиболее прочной и эффективной, если интегрируются развитые страны.

Во-вторых, наличие общей границы и исторически сложившихся экономических отношений. Обычно объединяются страны, находящиеся на одном континенте в непосредственной географической бли­зости, которым легче решать транспортные, языковые и другие про­блемы.

В-третьих, наличие взаимодополняющих структур экономики интегрирующихся стран (их отсутствие — одна из причин низкой эф­фективности интеграции в Африке, в арабском мире).

В-четвертых, общность хозяйственных и иных проблем, которые реально стоят перед странами того или иного региона.

В-пятых, политическая воля государств, наличие стран - лидеров интеграции.

В-шестых, так называемый «демонстрационный «эффект». Под влиянием успехов тех или иных интеграционных объединений, как правило, и у других предприятий появляется желание вступить в эту организацию. [19]

Но для участия в интеграционном процессе мало одних добрых намерений и желания сотрудничать. Важно иметь много общих черт во всех областях, так называемое ядро интеграции, которое предполагает близость уровней экономического развития и общность экономического и политического строя. Не менее важна культурная и религиозная близость объединяющихся народов, так как без взаимопонимания и уважения традиций и обычаев друг друга любое объединение невозможно. И конечно, свою роль играет географическая близость стран-участников объединения, поскольку она способствует более быстрому и выгодному налаживанию сотрудничества, культурной близости.

Другой путь повышения эффективности инновационной деятельности –

развитие межфирменных связей, среди которых выделяются такие основные

формы межфирменного сотрудничества, как соглашения о сотрудничестве по

отдельным аспектам деятельности; создание совместных предприятий;

соглашения о поглощениях новаторских мелких фирм крупными компаниями с целью приобретения новых технологий; установление подрядных отношений (на основе долгосрочных договоров) между поставщиками материалов и комплектующих изделий и их потребителями, которые на практике реализуются в форме научно-технического альянса, консорциума, совместных предприятий, финансово-промышленных групп.

Одним из перспективных направлений развития межфирменного сотрудничества предприятий, задействованных в процессе разработки, производства, реализации и потребления товара, является создание предпринимательских сетей. В то же время, развитие сетевых телекоммуникационных технологий создает предпосылки для более широкого использования предпринимательских сетей при управлении инновациями, в том числе на уровне отдельных этапов инновационного процесса [3,4].

Учитывая сказанное, под инновационной предпринимательской сетью (ИПС) следует понимать построенное по сетевому принципу образование хозяйствующих субъектов, задействованных в процессе разработки, производства, реализации и потребления товара, позволяющее организовать эффективный инновационный процесс на основе рационального использования инновационных возможностей всех агентов сети и обеспечения многосвязанного информационного телекоммуникационного обмена между ними.

В условиях проведения экономической реформы, ориентированной на развитие глубоких рыночных отношений, в нашей стране возникли различные виды собственности: частная, реальная кооперативная, акционерные предприятия, товарищества, арендные предприятия, муниципальные формы собственности и др. Среди них определенное место заняли и совместные предприятия (СП), призванные способствовать развитию отечественной экономики.

СП – относительно новая организационно-социальная форма международного предпринимательства. Характерной особенностью СП является и то, что производимые товары и услуги находятся в общей собственности отечественного и иностранного партнеров. Реализация всех видов продукции производится как в стране базирования СП, так и за рубежом. Поэтому одним из предложений по международному сотрудничеству отечественных предприятий  с другими фирмами можно назвать (рекомендовать) -  создание совместных предприятий.

Распространение совместных предприятий поставило вопрос об установлении их социальной сущности. Нет никаких трудностей в решении этого вопроса в том случае, когда в совместном предприятии объединяются материальные и финансовые средства однородных по своему социальному статусу собственников. Однако когда в СП вкладываются средства  разных собственников, то в этом случае в нем действуют две разные по своему содержанию формы собственности, происходит их объединение и образование на этой базе совместной формы собственности, совладельцы которой, однако, сохраняют свои права как на внесенную ими часть материальных и финансовых средств в общий котел, так и на соответствующую этой доле часть доходов от реализации произведенных товаров и услуг. Следовательно, совместный характер собственности и является одной из характерных черт СП:

-          совместные предприятия представляют собой специфический вид собственности, возникающий в ходе развития международного экономического сотрудничества.

Развитие международных экономических отношений посредством организации международной кооперации производства, в том числе и через совместные предприятия в последнее десятилетие приобретает все большее распространение. Одним из обстоятельств, побуждающих к этому, является невозможность решить все проблемы участия страны в международных экономических отношениях путем развития МРТ (международное разделение труда).

Способы продвижения белорусского бизнеса на зарубежные рынки

1. экспорт сырья

2. возврат старых рынков (специфика технической базы; психология).

3. использование нереализованных технологий

4. соразмерный экспорт

5. встраивание в зарубежные технологические цепочки

6. использование национальных преимуществ

7. использование государственных  возможностей.

  В частности, можно внести следующие предложения для отечественных предприятий:

по автомобилестроению:  внедрение новых технологий и услуг в данной отрасли; аренда новой уникальной техники; подготовка управленческих, торговых и инженерных кадров;

по лесной промышленности и лесопереработке: снижение рисков и негативных влияний посредством государственной поддержки этой отрасли, в том числе предоставлением отсрочек бюджетных платежей; создание белорусско-американских совместных предприятий;

по транспорту: развитие транспортный  инфраструктуры  для сельских областей РБ, усовершенствование системы железнодорожного транспорта; создание СЭЗ (зон - “инкубаторов”)   для административной и оперативной поддержки белорусских  и зарубежных компаний;

по пищевой промышленности:  стандартизация и сертификация товаров для улучшения торгового обмена в странах; развитие на этой основе системы розничной и оптовой торговли; обмен технологиями в пищевой промышленности.

Также экономическое образование - основа эффективных международных интеграционных процессов.

 Но для успешной реализации эффективных международных  процессов необходимо создать кадровый потенциал, способный решать стоящие перед страной  задачи в области экономики и управления международными деловыми процессами.  Этим требованиям должны в первую очередь  отвечать управленческие кадры, которые, ориентируясь на теорию и практику современного менеджмента и предлагая  новые принципы и методы руководства предприятиями и другими  социально-экономическими образованиями, могут не только не упустить положительный отечественный опыт, но и обеспечить необходимое предприимчивое и инновационное руководство  экономически самостоятельными хозяйствующими субъектами в рыночной экономике. Это особенно важно учитывать при подготовке экономических кадров областей, для которой характерна наиболее острая картина всех финансовых, производственных и  социальных проблем, вызванных общей ситуацией в стране.

В условиях глобализации бизнеса особую роль  приобретает  международное сотрудничество в области подготовки управленческих кадров  с учетом развития  интеграционных экономических процессов в сопредельных территориях различных стран и обеспечения устойчивого партнерства.  Система подготовки управленческих кадров должна способствовать обеспечению эффективности системы управления.  Решение данной задачи происходит посредством формирования коллектива единомышленников в области стратегии  развития и использования имеющихся  ресурсов.

В республиканской системе подготовки кадров поставлена задача  найти реальные возможности для выхода из этой изоляции. т.е. способствовать повышению качества подготовки специалистов,  формировать конкурентоспособность их профессионализма на международном уровне  и способность работать в условиях рынка.

Унификация экономического образования, которая достигается в рамках международного сотрудничества, будет способствовать дальнейшему росту  международному межфирменному сотрудничеству нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Информация о работе Влияние международного бизнеса на национальную экономику