Дизайн-проект интерьера игровой комнаты в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:47, дипломная работа

Описание

Детский сад — это второй после семьи социальный институт в жизни ребенка. Воспитание в детском саду направлено, прежде всего, на то, чтобы научить детей жить в социуме, сформировать необходимые навыки общения и взаимодействия с окружающими людьми. Для дошколят общение со сверстниками — необходимая составляющая гармоничного развития, ведь благодаря развитому эффекту подражания обучение в коллективе позволяет гораздо быстрее осваивать новые знания и умения

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Проблема формирования развивающей предметно-пространственной среды для детей
1.1 Сущностно- содержательная характеристика развивающей предметно-пространственной среды………………………………………………………………………………6
1.2 Анализ предметно-пространственной среды игровой комнаты детского сада………………………………………………………………………………..15
Выводы по I главе………………………………………………………………23

Глава II. Основы гармоничного развития детей в условиях предметно-пространственной среды
2.1 Возрастные психолого-физиологические особенности детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..24
2.2 Педагогические возможности развивающей предметно-пространственной среды в формировании творческой активности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..41
2.3 Организация и этапы работы над дизайн-проектом общей комнаты группы детского сада, направленного на гармоничное развитие детей дошкольного возраста…………………………………………………………..48
Выводы по II главе………………………………………………………………55

Заключение……………………………………………………………………57
Литература..……………………………………………………………………61
Приложения……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

diplom_gotovyy.doc

— 407.50 Кб (Скачать документ)

«Экологический стиль  характеризуется хорошо освещенным свободным пространством, применением  натуральных, экологически чистых материалов (камня, дерева, натуральных тканей с выраженной фактурой, обоев из бумаги и растительных материалов) и теплой цветовой палитрой. Люди, проводящие время в таком интерьере, становятся добрей и спокойнее. 
Экостиль сильно перекликается с отделкой в деревенском стиле – кантри, у него много общего и с рядом экзотических национальных стилей. Экодизайн формировался под влиянием внешних культур. При этом на всех континентах сохранялись в чистом виде исходные интерьерные традиции, образцы мебели и аксессуаров, воплощающие национальные культурные особенности, черты которых используются в оформлении современных интерьеров.

Для оформления интерьера  в экологическом стиле необходимо соблюдение нескольких условий: 
- в помещении должно быть свободное пространство; 
- помещение должно быть хорошо освещено с помощью естественного света или люминесцентных ламп, которые экономят электроэнергию; 
- в интерьере должна преобладать теплая палитра цветов (земля, песок, дерево – вот основные цвета, которые должны быть использованы при создании данного интерьера); 
- присутствие декоративных элементов, цветов, аквариумов с рыбками; 
- применение натуральных, экологически чистых материалов.

Качество, цвет отделочных материалов стен, потолка, пола создают  настроение комнаты, атмосферу, являются фоном для мебели и влияют на здоровье человека, поэтому эта часть интерьера должна продумываться особенно тщательно, анализироваться по всем параметрам.

Чтобы оформить помещение в экостиле, достаточно сделать из дерева что-то одно: пол, стены, двери или окна. Атмосферу чистоты и натурализма помогут создать различные детали и аксессуары, которые можно приобрести или сделать своими руками. Так, старый абажур может стать стильным акцентом вашего интерьера, если его перетянуть холстом или рогожкой. Неплохо смотрятся букеты из сухоцветов в вазах из шамотной глины или старая вазочка, обтянутая суровой нитью.

Для отделки стен можно  использовать деревянные панели, пробковое  покрытие, простые бумажные обои с  едва заметным рисунком (или без  него), керамическую плитку, отделочный камень, белую штукатурку. Для оформления потолка лучше использовать деревянные панели и обычную побелку.

Лучшее покрытие для  пола в экостиле – дерево, паркет или паркетная доска. Для ванной и туалета подойдут керамическая плитка или керамогранит. Если на полу линолеум, сверху можно положить плотную нецветную циновку. А вот сплошное ковровое покрытие нежелательно: лучше, когда часть пола по углам комнат, под крупногабаритной мебелью, в коридорах остается открытой, «дышит». Если вы решили приобрести ковер из натуральной шерсти, то лучше выбирать из сероватых оттенков цвета неотбеленной шерсти или топленого молока. Все большую популярность приобретают покрытия из натуральных и растительных материалов. Циновки (плетеные коврики из растительных материалов) из тростника, джута, сизаля, койра, риса, льна, конопли, хлопка сейчас на пике популярности. Они идеально вписываются в эстетику экостиля.

Оконные проемы будут  смотреться гармонично в лакированных деревянных рамах или обычных  рамах, окрашенных в бежевый цвет (под древесину). Мебель должна быть выполнена в деревенском стиле: простые стулья и табуретки, столы и лавки, легкие стеллажи – «дерево-стекло» и кованая мебель без завитушек (можно в сочетании с деревом). Прекрасно вписывается в интерьер плетеная мебель из ротанга, столики и табуретки из спилов и цельного ствола дерева и столешницы из природного камня или мрамора.

Ткани экостиля традиционно  символизировали простонародный сельский быт. Сегодня же шторы из рогожки  и циновки считаются верхом изысканности. Приверженцы экологического стиля уверяют, что натуральные некрашеные ткани даже энергетику имеют другую. Для штор и тканевой отделки подойдут материалы из льна, ситца, холста, рогожки, грубой шерсти. Серый неотбеленный холст – это очень эффектная ткань для оформления экологического интерьера. Из нее вы можете сделать шторы, скатерти, обивку для мебели. Плетеные жалюзи-циновки подойдут как для оформления окон, так и просто в качестве настенных ковриков или разделительных ширм»[9].

Композиция интерьера групповой комнаты детского сада симметрична, основными ее элементами являются противоположно расположенные зоны. Одна из них предназначена для учебных занятий, другая – для приема пищи. Границы зон представляют собой дуги, при проектировании интерьера мы старались отказаться от применения резких, острых углов.

Закругленные формы  предметов мебели соответствуют  требованиям безопасности, снимают  риск травмирования об острые углы. Также такие силуэты приятны  для глаз, демонстрируют плавность  и мягкость линий, действуют успокаивающе.

Последнее, согласно исследованиям психологов, определенным образом влияет на настроение, зрительную сенсорную систему организма ребенка. Резкие линии вызывают у маленьких детей реакцию отстранения и способствуют возникновению чувства тревоги и опасности. Это положение действенно и для окружающей среды в целом: она не должна быть визуально агрессивной.

Каждая из зон содержит пять ниш, в которые задвигаются  столы и стулья, тем самым освобождая пространство для игр и творчества. Между нишами расположены встроенные полки для книг, дидактических материалов, карт, атласов, предметов для творчества, также предусмотрены отдельные отсеки для мольбертов. Каждый стол рассчитан на два учебных места, форма столешницы близка к треугольной, но имеет более скругленные края. Столы можно расставлять всевозможными способами, в зависимости от формы занятия – они могут стоять отдельно, или быть скомпонованными  в один общий стол, также их  можно объединять по два и по три, если форма урока предполагает, что дети будут заниматься группами. Столы выполнены из легких прочных материалов, они имеют специальные накладки на ножках, что позволяет без труда передвигать их, не повредив напольное покрытие.

Также групповая комната  оснащена мультимедийным комплексом, что позволяет воспитателю разнообразить  занятия, сделать их более увлекательными. В процессе урока теперь можно пользоваться презентациями, слайд-шоу, музыкальными композициями, просматривать фильмы. Стол преподавателя имеет все необходимое дополнительное оборудование.

Интерьер групповой  комнаты оборудован специальным подиумом, что позволяет сделать предметно-пространственную среду более интересной и разнообразной. Данная конструкция создает несколько зон, служащих и для обучения и для игр. Разноуровневое пространство делает интерьер более вариативным, ребенок может выбрать наиболее привлекательное место для игр, ему предоставляется возможность находиться  в разных зонах. Находясь у окна можно наблюдать пейзажи, проводить беседы о временах года, зона с нишами предоставляет широкие возможности для творчества – здесь расположены столы и мольберты. Также можно играть на ступеньках, или около бортиков подиума, огромная фантазия детей найдет здесь свое применение.

Эко-дизайн требует хорошего освещения, которое можно обеспечить за счет использования энергосберегающих люминесцентных ламп. Также данный стиль предполагает использование экологического покрытия для пола, в нашем случае это ламинат. Согласно санитарным требованиям, групповые комнаты детского сада должны быть оборудованы так называемыми «теплыми полами», в таком случае можно избежать использования ковров и паласов, которые являются основными «сборниками» пыли, которая вредна для детей.

Стены декорированы авторскими принтами, нарисованными специально для данного проекта, один ряд  работ рассказывает о  временах года, другие картины изображают различных животных. Я избегала мелкой деталировки, поскольку она напрягает зрение и дробит композицию принта, но излишне примитизировать декоративные работы также не стоит.

Элементы каждой зоны (игры, игрушки) также должны периодически меняться. В каждой зоне должны своевременно появляться новые предметы, вызывающие у детей эмоциональный отклик, стимулирующие двигательную, познавательную активность малышей, развитие их игровой деятельности.

Дети наполняют помещение яркими предметами, такими как игрушки, рисунки, поделки, поэтому цветовое решение стен, пола и предметов интерьера должно быть спокойным, чтобы служить фоном для всех этих важных вещей. Ученые считают, что желтый, зеленый и голубой - цвета, которые наиболее «близки» восприятию человека, потому что они соответствуют природной цветовой «памяти»: голубое небе и синие воды океана, зеленые листья растений,  яркие желтые лучи солнца и оттенки дерева. Предполагается, что дети более эмоционально реагируют именно на эти цветовые сочетания, предпочитая их всем другим.

Гармония интерьера  достигается путем правильного  выбора цветовой палитры, для детских  помещений наиболее предпочтительны  натуральные природные оттенки  – теплые и светлые древесные, зеленые, желто-оранжевые, песочные, бежевые, цвета слоновой кости.

Законченность интерьеру  придают необычные элементы, они  делают его эмоционально близким  и интересным. Например, панели с  бамбуковым принтом на стенах, или  декоративные панели на бортиках подиума  и ступенях лестиц создадут приятную атмосферу, подчеркнут экологичность предметно-пространственной среды, внесут свежесть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе

Исходя из темы нашего исследования, можно сделать следующие  выводы. Задача гармоничного воспитания детей и одной из его важнейших составляющих – экологического воспитания является приоритетной в системе дошкольного образования. Правильное гармоничное воспитание позволит сформировать полноценную личность ребенка, раскрыть его творческие способности, а раннее экологическое образование сможет в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы. Зная об удручающем состоянии природы, человек вряд ли допустит еще больший ее упадок, наверняка он постарается сделать все возможное, чтобы помочь нашей планете и сохранить природу для будущих поколений.

В дошкольном возрасте ребенок  получает основы систематических знаний, здесь формируются и развиваются  особенности его характера, волевые  качества, таланты. Постановка цели и  задач гармоничного воспитания позволила  определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса гармоничного воспитания, тенденции и формы экологического воспитания. Помимо знакомства с обществом и привития коммуникативных навыков, целями  воспитания в детском саду являются умственное, физическое, нравственное и эстетическое развитие ребенка. Все это – необходимые компоненты для становления полноценной самодостаточной личности. В систему образования должны входить самые разнообразные занятия, которые помогут реализоваться каждому воспитаннику. Одними из наиболее популярных средств экологического образования являются общение с живой природой и отдельные занятия экологической направленности (игры, беседы, театрализованные представления по данной тематике).

В системе дошкольного  образования важно все, начиная с грамотно составленного расписания занятий и заканчивая предметно-пространственной средой, окружающей ребенка. Комфортный интерьер способствует лучшему усвоению знаний, влияет на психоэмоциональное состояние ребенка, т.е. способствует формированию личности ребенка.

Основными критериями предметно-пространственной среды для детей являются безопасность (отсутствие острых углов, применение нетоксичных материалов), экологичность (предпочтительное использование натуральных  материалов в интерьере), функциональность (оптимальное использование пространства, возможность сочетания нескольких функций в отдельных предметах интерьера), соответствие санитарным нормам ( мебель и предметы интерьера должны быть легко моющимися, соответствовать физиологическим особенностям детей данного возраста, необходимо соблюдать нормы освещенности и т.д.), вариативность (возможность с наименьшими усилиями поменять интерьер, зонирование помещения). Конечно, не стоит отрицать и эстетической функции интерьера, она также важна в гармоничном воспитании.

Создание функционального  и экологичного интерьера помогает эффективной реализации задач по всестороннему развитию личности ребенка. Природоохранный аспект способствует усвоению экологических знаний, а  полифункциональность направлена на гармоничное умственное, физическое, нравственное и эстетическое воспитание. Интерьер дошкольного учреждения должен вмещать одновременно и несколько площадок для игр разного уровня, учебную, столовую зоны, зеленый уголок, мультимедийный комплекс, отвечающий задачам современного образования, место для хранения дидактических материалов, книг, карт, принадлежностей для творчества. Конечно, большинство детских садов не обладает достаточным пространством для полноценного размещения данных зон, но эту проблему решает правильная вариативная планировка интерьера, где пространство одного назначения легко трансформируется в другое. Функциональность и мобильность интерьера – ключ к верному разрешению задачи недостатка площади. Говоря об экологическом образовании, необходимо выделить основную его задачу – оптимизацию и улучшение отношений человека с природной средой.

Грамотный дизайн помещения  для детей; правильное расположение учебных мест, дидактического материала; достаточное пространство для игр  и двигательной активности - основные аспекты, которые способствуют повышению обучаемости, усвоению знаний, раскрытию творческого потенциала. Кроме того, интерьер воспитывает эстетические чувства, потому как является продуктом творческой деятельности дизайнера. Таким образом мы можем говорить, что в грамотно спроектированном интерьере происходит гармоничное, то есть целостное умственное, физическое, эстетическое нравственное развитие ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Информация о работе Дизайн-проект интерьера игровой комнаты в детском саду