Дизайн-проект интерьера игровой комнаты в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:47, дипломная работа

Описание

Детский сад — это второй после семьи социальный институт в жизни ребенка. Воспитание в детском саду направлено, прежде всего, на то, чтобы научить детей жить в социуме, сформировать необходимые навыки общения и взаимодействия с окружающими людьми. Для дошколят общение со сверстниками — необходимая составляющая гармоничного развития, ведь благодаря развитому эффекту подражания обучение в коллективе позволяет гораздо быстрее осваивать новые знания и умения

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Проблема формирования развивающей предметно-пространственной среды для детей
1.1 Сущностно- содержательная характеристика развивающей предметно-пространственной среды………………………………………………………………………………6
1.2 Анализ предметно-пространственной среды игровой комнаты детского сада………………………………………………………………………………..15
Выводы по I главе………………………………………………………………23

Глава II. Основы гармоничного развития детей в условиях предметно-пространственной среды
2.1 Возрастные психолого-физиологические особенности детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..24
2.2 Педагогические возможности развивающей предметно-пространственной среды в формировании творческой активности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..41
2.3 Организация и этапы работы над дизайн-проектом общей комнаты группы детского сада, направленного на гармоничное развитие детей дошкольного возраста…………………………………………………………..48
Выводы по II главе………………………………………………………………55

Заключение……………………………………………………………………57
Литература..……………………………………………………………………61
Приложения……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

diplom_gotovyy.doc

— 407.50 Кб (Скачать документ)

Наиболее целостно развитие ребенка проходит в уютной, комфортной обстановке, которая способствует эффективному обучению, физическому, духовному и нравственному росту. Безусловно, логически составленный интерьер, в котором учтены возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста, и грамотный декор создают благоприятную среду для гармоничного развития ребенка и раскрытия его творческих способностей. Правильно подобранный цвет стен и принты, хорошее освещение, экологичная удобная мебель, являются важными элементами предметно-пространственной среды, поэтому нужно, чтобы каждый из них был тщательно продуман, тем более, если речь идет об интерьере для детей.

Основными критериями предметно-пространственной среды для детей являются безопасность (отсутствие острых углов, применение нетоксичных материалов), экологичность (предпочтительное использование натуральных материалов в интерьере), функциональность (оптимальное использование пространства, возможность сочетания нескольких функций в отдельных предметах интерьера), соответствие санитарным нормам ( мебель и предметы интерьера должны быть легко моющимися, соответствовать физиологическим особенностям детей данного возраста, необходимо соблюдать нормы освещенности и т.д.), вариативность (возможность с наименьшими усилиями поменять интерьер, зонирование помещения). Конечно, не стоит отрицать и эстетической функции интерьера, она также важна в гармоничном воспитании.

Исходя из вышеизложенного, нами была сформулирована гипотеза исследования, что интерьер и оформление групповой комнаты современного детского сада недостаточно соответствует принципам функциональности и экологичности, не отвечает целям общего гармоничного развития и, как его части - экологического воспитания. Если организовать функционально правильную предметно-пространственную среду, то это будет являться эффективным средством умственного, духовного, физического и нравственного развития дошкольников.

Объектом исследования явилось интерьерное пространство групповой комнаты детского сада.

Предмет исследования – интерьер групповой комнаты, отвечающий принципам функционализма и экологичности, как инструмент гармоничного воспитания детей дошкольного возраста.

Целью исследования стала эргономичная и функциональная предметно-пространственная среда, основанная на природоохранных концепциях, как фактор гармоничного развития детей дошкольного возраста.

Для достижения цели исследования необходимо решение следующих задач:

- рассмотреть содержание  и формы гармоничного воспитания  детей в современном детском  саду

- провести анализ особенностей экологического воспитания детей дошкольного возраста

- рассмотреть эргономику  формирования пространства в  современном детском саду

- проанализировать особенности  оформления интерьера дошкольного  образовательного учреждения

- разработать дизайн-проект  предметно-пространственной среды групповой комнаты детского сада на основе экостиля и стиля «функционализм»

Концептуальный дизайн-проект интерьера групповой комнаты  детского сада гармонично сочетает элементы таких направлений как функционализм  и экостиль. Функционализм характеризуется высокой оптимизацией пространственной среды, что важно для современных детских садов, не обладающих обширными площадями. Вариативность зон интерьера и их быстрая трансформируемость – ключ к решению данной проблемы. Также для функционального интерьера характерно использование всевозможных ниш, стеллажей, встроенных шкафов, отсеков, полок. Данный стиль стремится к наиболее эффективному планированию предметной среды, чтобы каждая вещь нашла свое место в интерьере. Функционализм достаточно аскетичен и скуп в отношении декорирования интерьера, он выбран в качестве основы для детской среды. Вопрос оформления помещения легко решает другой выбранный нами стиль, который также поддерживает воспитательную составляющую интерьера, а именно концепцию экологического образования, важную в наше время.

Одно из направлений  в дизайне интерьеров, наиболее подходящее для детских помещений – эко  стиль. Помимо использования природных  материалов он содержит ряд принципов.

Во-первых, помещение  должно быть просторным и, желательно, с большими окнами, поскольку экологичность задает ориентированность на естественность освещение — когда это позволяет время суток.

Во-вторых, мебель не должна подавлять, как это происходит, скажем, в ампире, барокко, да и, зачастую, в интерьере классического стиля.

В-третьих, следует избегать излишнего декорирования, оформление должно быть минималистичным и соответствовать  экологической тематике. Натуральные  текстуры - один из самых сильных  приемов в эко-стиле. Даже в минимальных количествах, на отдельных участках поверхностей (стены, пол, потолок) и в небольших элементах декора или мебели.

  • натуральное дерево,
  • декор из бамбука,
  • плетеные элементы,
  • натуральные покрытия для стен, натуральные  ткани»

Композиция интерьера  симметрична, основными ее элементами являются противоположно расположенные зоны. Одна из них предназначена для учебных занятий, другая – для приема пищи. Границы зон представляют собой дуги, при проектировании интерьера мы старались отказаться от применения резких, острых углов.

Закругленные формы  предметов мебели соответствуют  требованиям безопасности, снимают  риск травмирования об острые углы. Также такие силуэты приятны  для глаз, демонстрируют плавность  и мягкость линий, действуют успокаивающе.

Последнее, согласно исследованиям психологов, определенным образом влияет на настроение, зрительную сенсорную систему организма ребенка. Резкие линии вызывают у маленьких детей реакцию отстранения и способствуют возникновению чувства тревоги и опасности. Это положение действенно и для окружающей среды в целом: она не должна быть визуально агрессивной.

Каждая из зон содержит пять ниш, в которые задвигаются  столы и стулья, тем самым освобождая пространство для игр и творчества. Между нишами расположены встроенные полки для книг, дидактических материалов, карт, атласов, предметов для творчества, также предусмотрены отдельные отсеки для мольбертов. Каждый стол рассчитан на два учебных места, форма столешницы близка к треугольной, но имеет более скругленные края. Столы можно расставлять всевозможными способами, в зависимости от формы занятия – они могут стоять отдельно, или быть скомпонованными  в один общий стол, также их  можно объединять по два и по три, если форма урока предполагает, что дети будут заниматься группами. Столы выполнены из легких прочных материалов, они имеют специальные накладки на ножках, что позволяет без труда передвигать их, не повредив напольное покрытие.

Также групповая комната  оснащена мультимедийным комплексом, что позволяет воспитателю разнообразить  занятия, сделать их более увлекательными. В процессе урока теперь можно пользоваться презентациями, слайд-шоу, музыкальными композициями, просматривать фильмы. Стол преподавателя имеет все необходимое дополнительное оборудование.

Интерьер групповой  комнаты оборудован специальным подиумом, что позволяет сделать предметно-пространственную среду более интересной и разнообразной. Данная конструкция создает несколько зон, служащих и для обучения и для игр. Разноуровневое пространство делает интерьер более вариативным, ребенок может выбрать наиболее привлекательное место для игр, ему предоставляется возможность находиться  в разных зонах. Находясь у окна можно наблюдать пейзажи, проводить беседы о временах года, зона с нишами предоставляет широкие возможности для творчества – здесь расположены столы и мольберты. Также можно играть на ступеньках, или около бортиков подиума, огромная фантазия детей найдет здесь свое применение.

Эко-дизайн требует хорошего освещения, которое можно обеспечить за счет использования энергосберегающих люминесцентных ламп. Также данный стиль предполагает использование экологического покрытия для пола, в нашем случае это ламинат. Согласно санитарным требованиям, групповые комнаты детского сада должны быть оборудованы так называемыми «теплыми полами», в таком случае можно избежать использования ковров и паласов, которые являются основными «сборниками» пыли, которая вредна для детей.

Стены декорированы авторскими принтами, нарисованными специально для данного проекта, один ряд  работ рассказывает о  временах года, другие картины изображают различных животных. Я избегала мелкой деталировки, поскольку она напрягает зрение и дробит композицию принта, но излишне примитизировать декоративные работы также не стоит.

Элементы каждой зоны (игры, игрушки) также должны периодически меняться. В каждой зоне должны своевременно появляться новые предметы, вызывающие у детей эмоциональный отклик, стимулирующие двигательную, познавательную активность малышей, развитие их игровой деятельности.

Дети наполняют помещение  яркими предметами, такими как игрушки, рисунки, поделки, поэтому цветовое решение стен, пола и предметов интерьера должно быть спокойным, чтобы служить фоном для всех этих важных вещей. Ученые считают, что желтый, зеленый и голубой - цвета, которые наиболее «близки» восприятию человека, потому что они соответствуют природной цветовой «памяти»: голубое небе и синие воды океана, зеленые листья растений,  яркие желтые лучи солнца и оттенки дерева. Предполагается, что дети более эмоционально реагируют именно на эти цветовые сочетания, предпочитая их всем другим.

Гармония интерьера  достигается путем правильного  выбора цветовой палитры, для детских  помещений наиболее предпочтительны  натуральные природные оттенки  – теплые и светлые древесные, зеленые, желто-оранжевые, песочные, бежевые, цвета слоновой кости.

Законченность интерьеру  придают необычные элементы, они  делают его эмоционально близким  и интересным. Например, панели с  бамбуковым принтом на стенах, или  декоративные панели на бортиках подиума  и ступенях лестиц создадут приятную атмосферу, подчеркнут экологичность предметно-пространственной среды, внесут свежесть.

Подводя итог, можно сказать, что проделана долгая плодотворная работа по созданию интерьера, отвечающего концепциям функционализма и экостиля. Предметно-пространственная среда в детских образовательных учреждениях имеет ряд специфических особенностей в отделке, цвете, освещении  и т. д., связанных с гигиеническими и педагогическими требованиями. Мы учли все необходимые требования и создали проект интерьера, направленного на эффективное гармоничное воспитание детей, раскрытие их талантов и способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

а)

 

  1. Абдуллин И.Ш. Цвет и дизайн : учеб.пособие для студентов вузов / Федер.агентство по образованию; Казан.гос.технол.ун-т .— Казань, 2006.— 126с.
  2. Бабошина Е.Б. Культурологическая модель гуманистической образовательной среды// Школа. – 2002.- №6.- С.22.
  3. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. М.: Просвещение, 1981.-143 с.
  4. Барышникова Л.П. Организация коллективного учения школьников в начальных классах. Коми РИППКРНО, 1994.- 335 с.
  5. Божко Ю.Г. Эстетические свойства архитектуры: Моделирование и проектирование. - К.: Строитель, 1990. -141с.
  6. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. - М.: изд-во Моск. унт-та, 1973. - 246 с.
  7. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг .— М. : Просвещение, 1993 .— 128с.
  8. Воронин Е.В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение. - М.; "5 за знания", 2006.- С. 158-171.
  9. Гайсин И.Т. Эколого-нравственное воспитание учащихся / Каз.гос.пед.ун-т; Науч.ред.З.Г.Нигматов .— Казань : КГПУ, 1996 .— 165с.
  10. Дизайн.— М. : ДеКА, 1994 .— 48с.
  11. Дизайн-новые взгляды и решения: Всерос.науч.-практ.конф.студентов и молодых ученых(нояб.2007 г. / Федерал.агентство по образованию[и др.] .— Казань : Изд-во Казан.гос.технол.ун-та, 2008 .— 207с.
  12. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для работников дошк.образоват.учреждений и учителей нач.шк. — М. : Аркти, 2001 .— 128с.
  13. Жаков, Л.А. Юннатская работа в школе : Учеб.пособие / Ярослав.гос.ун-т .— Ярославль, 1992 .— 80с.
  14. Ковалёв Г.А. Психическое развитие ребёнка и жизненная среда. Вопросы психологии. 1993.- №1.-С.78-80.
  15. Ковешникова Н.А. Дизайн:история и теория : учеб.пособие .— 3-е изд.,стер. — М. : Омега-Л, 2007 .— 223с.
  16. Лучич М.В. Детям о природе. – М., 1989. – 204с.
  17. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания (тезисы), соч. в 7 т., т.5, М., 1958
  18. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. – М., 1992. – 52с.
  19. Молодова Лидия Петровна. Игровые экологические занятия с детьми : Пособие для воспитателей и учителей .— Минск : Асар, 1996 .— 127с.
  20. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. – М., 1992. – 208с.
  21. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста: практ. пособие / Л.Н. Павлова. 2-е изд. - М., 2007.
  22. Осипова Н.В. Эстетизация учебно-воспитательного пространства школы. - М.: изд-во МГОУ, 2002. – 140с.
  23. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.
  24. СанПиН 2.4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. - М., 2002.
  25. Сизенко-Казанец З.Д. Природа и дети. – М., 1966. – 126с.
  26. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего обучения. - М., 1996. – 37с.
  27. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.-Киев: Радянська школа, 1974 г.-299 с.
  28. Трокме, Сьюзен. Интерьер со вкусом,или Новая классика интерьера .— М. : Ниола 21-й век, 2004 .— 188с.
  29. Хикс, Р. Интерьер : Рук.по технике освещения .— Обнинск : Титул, 1998.— 160с.

б)

30. http://www.znaytovar.ru/new2490.html

31. http://www.superinf.ru

32. http://www.materinstvo.ru/art/1250/

33. http://www.rusmedserver.ru/med/pedagog/13.html

34. http://faqdesign.ru/site/1194355172-yeko-dizajn-v-interere.html

35. http://www.clever-kids.ru/psychology/tvorcheskie-sposobnosti-u-detej/

36. http://festival.1september.ru/articles/410992/

37. http://roomyroom.ru/razvivajuschie-interery/-7-osobennostej-razvivajuschego-interera

 

 

 

 




Информация о работе Дизайн-проект интерьера игровой комнаты в детском саду