Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 15:24, курсовая работа
Цель исследования: проследить процесс ритуала проведения застолья среди различных сословий в России в 18-19 веке.
Для достижения поставленной мною цели являются следующие задачи:
1) Выявить традиции русской столовой культуры
2) Проанализировать процесс и особенности пиров XVIII-XIX веков различных социальных сословий
3) Рассмотреть изменения этикетных норм в XVIII веке.
Введение
Глава I. Традиции русской столовой культуры.
1. История традиций стола.
2. Выти обеденные
3. Прием гостей
4. Порядок подачи блюд
5. Посуда
6. Питейная культура на Руси
7. Чайная церемонии
Глава II. Пиры и застолья XVIII-XIX века.
1. Царские пиры
2. Крестьянский пир
Глава III. Изменение этикетных норм в XVIII-XIX веке.
1. Петровские преобразования
2. Традиционные блюда русской кухни
3. Сервировка стола
4. Порядок подачи
5. Первый гастрономом в Петербурге
6. Начало процветания кухни
7. Рецепты из старинных кулинарных книг Из «Русской поварни»
8. Рецепты из «Старинной русской хозяйки, ключницы и стряпухи»
Заключение
Литература
Обед состоял обычно из
семи - двенадцати блюд, называвшихся перемена,
поставы, семиблюдки, которые подавались
поочередно, один за другим, перемежаясь
подачей хмельных напитков, квасов, морсов.
Во второй пирожный стол подавались сладкие
пироги, разнообразные выпечные изделия:
Все это одновременно выкладывалось на блюдах на стол. К ним в глиняных кувшинах подавались квасы:
чай или кофе.
Праздничная трапеза в русской деревне
выполняла не столько утилитарную функцию
утоления голода, сколько социальную.
Присутствие в праздничный день за общим столом помогало выявить внутреннюю структуру родственного коллектива, утвердить благополучие, целостность семьи, закрепить родственные связи.
Глава III. Изменение этикетных норм в XIX веке.
Петровские преобразования
Россия сильно отставала
от культурной Европы, но Петр
I пытался всеми силами
«Юности честное зерцало» (полное название
«Юности честное зерцало, или Показание
к житейскому обхождению, собранное от
разных авторов») — памятник русского
просвещения начала XVIII века, руководство
по поведению светского юношества.
Предназначался как для школ, так и для
домашнего воспитания. Первое издание
вышло в Петербурге в феврале 1717, имело
большой успех и в том же году было переиздано
дважды, а затем в течение XVIII столетия
переиздавалось многократно.
«Юности честное зерцало» состоит из 2
частей: первая содержит азбуку, таблицу
слогов, цифры и религиозные наставления.
Вторая — собственно «Зерцало», то есть
правила поведения дворян, в которых отражены
основные черты жизни русского привилегированного
общества начала XVIII века.
«Юности честное зерцало», проникнутое
духом петровских преобразований, призывало
дворян гордиться не знатностью, а делами
и избегать роскоши, и вместе с тем все
наставления пронизаны презрительным
отношением к социальным низам. Со слугами
нельзя общаться, нельзя доверять им, следует
для их же пользы держать их в страхе. В
ней постоянно подчеркивается, что манеры
благородных молодых людей должны отличать
их от простолюдинов. Некоторые пропагандируемые
нормы были приняты еще в допетровской
Руси и были известны читателям по "Домострою",
излагаются здесь и принципы общехристианской
морали. Но многие идеи книги могли появиться
только в условиях реформ Петра I: поощрение
личных заслуг молодого дворянина, стремления
к службе, пропаганда определенных видов
занятий и наук и т. д. Дворянину рекомендуется
учиться в первую очередь иностранным
языкам, верховой езде, танцам и фехтованию.
Молодежь должна беспрекословно подчиняться
родителям и старшим. Особое внимание
уделено добродетелям девушки: смирению,
почтению к родителям, трудолюбию и молчаливости.
Сочинение содержит также правила поведения
за столом, при беседе с другими людьми.
Но включает правила поведения не только
в обществе, но и на государственной и
царской службе.
Сосредоточением научной мысли в области
питания послужило Вольное экономическое
общество. Ворвавшись через «окно в Европу»,
прорубленное Петром, европейская кухня
столкнулась с национальной русской. Она
испытывает на себе сильное западное влияние
– сначала голландское, немецкое, австрийское
и шведское, затем - большей степени французское.
Петровские преобразования привели к
коренной смене кулинарных традиций и
обычаев страны. По словам современника,
«во всех землях, куда проникает европейское
просвещение, первым делом его бывают
танцы, наряды и гастрономия». Изменился
не только набор блюд, но и порядок еды.
В начале века многие дворяне еще помнили время, когда обед начинался в полдень.
Император Павел I пытался приучить своих
подданных обедать в час.
Интересен рассказ графини
Головиной:
«Однажды весною (это случилось
перед отъездом на дачу), после обеда, бывшего
обыкновенно в час, он < Павел I > гулял
по Эрмитажу и остановился на одном из
балконов, выходивших на набережную. Он
услыхал звон колокола, во всяком случае,
не церковного и, справившись, узнал, что
это был колокол баронессы Строгановой,
созывавший к обеду.
Император разгневался, что баронесса
обедает так поздно, в три часа, и сейчас
же послал к ней полицейского офицера
с приказом впредь обедать в час. У нее
были гости, когда ей доложили о приходе
полицейского.
Все были крайне изумлены этим посещением,
но когда полицейский исполнил возложенное
на него поручение с большим смущением
и усилием, чтобы не рассмеяться, то только
общее изумление и страх, испытываемый
хозяйкой дома, помешали присутствовавшему
обществу отдаться взрыву веселости, вызванному
этим приказом совершенно нового рода». Во времена царствования Александра
I время обеда постоянно сдвигалось,
а к концу первой трети XIX века русский
порядок еды окончательно вытеснялся
европейским. Император Павел I почти всегда
обедал в одно и то же время («в час по полудни»),
чего нельзя сказать об Александре I .
В годы, непосредственно предшествующие войне с Наполеоном, вспоминает Д.Н. Бегичев, «обедывали большею частью в час, кто поважнее в два, и одни только модники и модницы несколько позднее, но не далее как в 3 часа. На балы собирались часов в восемь или девять, и даже самые отличные франты приезжали из французского спектакля не позднее десяти часов». Еще в 90-е годы XVIII века доктора «единогласно проповедовали, что и 3 часа за полдень в регулярной жизни для обеда несколько поздно, а четырех часов в отношении к здоровью они почти ужасались!» Однако, несмотря на предостережения докторов, после войны обед «почти везде начался в 3 часа, а кое-где и в три часа с половиною».
Щеголи приезжали на балы за полночь. Ужин после бала проходил в 2—3 часа ночи. Таким образом, как и в первое десятилетие XIX века, так и в 20—30 годы знать обедала на час, а то и на два часа позже среднего дворянства. Поскольку время обеда сместилось к 5—6 часам, отпала необходимость в обильном ужине. Обедом даже называли прием пищи в ночные часы. И все-таки в Москве европейские обычаи не прижились так, как в Петербурге.. Все иностранные путешественники отмечают необычайное гостеприимство русских дворян. Обычай принимать всех желающих «отобедать» сохранился и в начале XIX века. Суеверные хозяева строго следили, чтобы за столом не оказалось 13 человек. Вера в приметы и суеверия была распространена в среде как помещичьего, так и столичного дворянства. Не менее дурным предзнаменованием считалось не праздновать своих именин или дня рождения.
Побывавший в конце XVIII века в России француз Сегюр не без удивления отмечает: «Было введено обычаем праздновать дни рождения и именин всякого знакомого лица, и не явиться с поздравлением в такой день было бы невежливо. В эти дни никого не приглашали, но принимали всех, и все знакомые съезжались.
Званые обеды отличались от ежедневных не только количеством гостей, но и «множеством церемоний». Попытаемся поэтапно рассмотреть весь ход званого обеда. Особого внимания заслуживает форма приглашения к обеденному столу — реплика столового дворецкого.
Дворецкий с салфеткою под мышкой тотчас доложил, что обед подан.
Белоснежная салфетка — неизменная деталь костюма столового дворецкого.
Следующим этапом обеденного ритуала было шествие гостей к столу. Старшая по положению мужа дама считалась «почетнейшей» гостьей. Если на обеде присутствовал император, то он в паре с хозяйкой шествовал к столу. Под музыку шли гости «из гостиной длинным польским попарно, чинно в столовую». Польским или полонезом, «церемониальным маршем», открывался также бал.
«Каждый мужчина подставляет свой
локоть даме, и вся эта процессия
из 30—40 пар торжественно выступает
под звуки музыки и садится
за трехчасовое обеденное
Большое значение придавалось убранству столовой. «Столовая должна быть блистательно освещена, столовое белье весьма чисто, и воздух комнаты нагрет от 13—16 R », — писал знаменитый французский гастроном Брилья-Саварен в остроумной книге «Физиология вкуса», изданной в Париже в 1825 г.
Сервировка стола
Сервировка стола зависела от материального благополучия хозяев. Предпочтение в дворянских домах долгое время отдавалось посуде из серебра. Это объясняется тем, что в России фарфоровая посуда прижилась гораздо позже, чем в Европе. В 1774 году Екатерина II подарила своему фавориту Орлову столовый сервиз из серебра, весивший более двух тонн. Однако в домах среднего дворянства серебряные приборы считались предметами роскоши даже в 30-е годы XIX века.
Ее Величество Мода диктовала, как украшать столовую, как сервировать стол. В одном из номеров журнала «Молва» за 1831 год, в разделе «Моды», находим следующее описание столовой: «В нарядных столовых комнатах располагаются по углам бронзовые вызолоченные треножники, поддерживающие огромные сосуды со льдом, в который ставят бутылки и проч. На завтраках господствует необыкновенная роскошь.
Салфетки украшены по краям шитьем, а в средине оных начальные буквы имени хозяина дома.
Во всех углах ставят разнообразные фарфоровые сосуды с букетами цветов. Ими же покрывают печи и камины в столовых и других парадных комнатах.
Любопытно, что к середине XIX века украшать стол померанцевыми
деревьями, хрустальными вазами с вареньем, зеркальным плато, канделябрами, бронзой, фарфоровыми статуэтками было не в моде, более того, считалось дурным тоном. Испытание временем выдержали в качестве украшения только вазы с фруктами и цветы.
Порядок подачи
Согласно русской традиции блюда на стол подавались «не все вдруг», а по очереди.
Во Франции, напротив, существовал обычай «выставлять на стол по множеству блюд разом.
Большую часть кушаний приходилось, есть остывшими, что было «далеко не очень удобно и вкусно». С начала XIX века русская традиция вытесняет французскую традицию сервировки стола. Гости чаще садятся за стол, необремененный «множеством кушаний».
Сами французы признали превосходство русского обычая, который уже к середине века распространился не только во Франции, но и во всей Европе.
Со временем меняется и порядок подачи на стол вин.
Во второй половине XIX века хороший тон предписывал не выставлять вина на стол, исключая обыкновенного вина в графинах, которое пьют с водою. Остальные вина следует подавать после каждого блюда».
Как свидетельствует современник, в конце XVIII века «на стол обыкновенно ставилось вино белое и красное; сладкие вина и наливки обносились».
Бутылки дорогих французских вин украшали обеденный стол и в начале XIX века.
Со временем меняется и порядок подачи на стол вин. Во второй половине XIX века хороший тон предписывал не выставлять вина на стол, «исключая обыкновенного вина в графинах, которое пьют с водою. Остальные вина следует подавать после каждого блюда».
Гости занимали свои места за столом согласно определенным правилам, принятым в светском обществе. Обычай, согласно которому слуги «носили блюда по чинам, в начале XIX века сохранялся в среде помещичьего дворянства, в домах московских дворян, в петербургском же быту этот обычай воспринимался' как устаревший.
Чаще всего хозяин
и хозяйка сидели напротив
друг друга, а место по правую
руку хозяина отводилось
У середины «покоя» помещались матушка с наружной, а отец — напротив ее, с внутренней стороны, и от них направо и налево размещались гости по рангу. Молодые же люди, не осчастливленные честью вести дам к столу, занимали места у «подножья покоя», где сидели сами, дети, с гувернером и гувернанткой».
Тогда было
обыкновение обществу
Если у хозяина не хватало своей прислуги, за стульями гостей становились приехавшие с ними их же лакеи. При столе заправлял всем столовый дворецкий, причесанный, напудренный, в шелковых чулках, башмаках с пряжками и золотым широким галуном по камзолу; кушанье разносили официанты, тоже напудренные, в тонких бумажных чулках, башмаках и с узеньким по камзолу золотым галуном. Должно было удивляться порядку, тишине и точности, с которыми отправлялась служба за столом.
Все это в уменьшительной степени соблюдалось и в домах дворянских среднего состояния. Одно из правил застольного этикета: «Прислуга не должна ни слова говорить за обедом, и у хорошего амфитриона не должно быть разговора с его прислугою в течение всего обеда; но и прислуга должна постоянно держать глаза на амфитрионе, дабы понять и исполнить малейшее его движение или указание, даже глазами. Там, где амфитрион все время дает приказания, ясно, что прием гостей в редкость и что прислуга далеко еще не выучена служить как следует. Домашняя прислуга, бегает из буфета в кухню, из кухни в буфет, да обносит кругом стола кушанье и вино всех возможных и невозможных названий».
Буфет — комната большая, светлая; она должна быть так расположена, чтоб имела непременно отдельное сообщение с кухнею и прочими службами.
В буфете должны находиться два или три больших шкафа, содержимым в чистоте и заключающих золото, серебро, фарфор и столовое белье.
Первый тост всегда произносил «наипочетнейший» гость.
Обед обыкновенно состоял из 7—8 «антре». После 3 перемены встает наипочетнейший гость и возглашает тост за здоровее Государя Императора и всего Августейшего Царского Дома. Затем другой почетный гость желает здоровья и счастья хозяину, третий пьет за здравие хозяйки. С каждой переменой меняются и вина, а общество все более воодушевляется; тосты растут; отец провозглашает тост в честь любезных гостей, потом следуют другие тосты; а когда доходит до 5-й, 6-й перемены, то уже общий смешанный гул идет по залу.
И еще одна многозначительная
деталь: первый тост поднимали
после перемены блюд (чаще всего
после третьей), тогда как современные
застолья грешат тем, что
Если на обеде или ужине присутствовал Император, он произносил тост за здравие хозяйки дома. Звучавшая во время обеда музыка в течение нескольких часов должна была «ласкать слух» сидящих за столом гостей.
Перед десертным появленьем, чтоб скатерть чистая была в дворянском быту начала XIX века «для сметания перед десертом хлебных крошек со скатерти» использовались кривые щетки, «наподобие серпа».
Любопытно, что во второй половине XVIII веке «десерт за обедом не подавали, а приготовляли. В начале следующего столетия появление десерта за обеденным столом свидетельствовало о завершении трапезы. «Десерт: так называется четвертая перемена стола, состоящая из всего того, что называется плодом, хотя в естественном виде или в вареньях в сахаре, мороженых.
Информация о работе Изменение этикетных норм в XVIII-XIX веке