Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 21:54, курсовая работа
Цель работы состоит в обосновании выбора наиболее эффективного и наилучшего варианта организации малого предприятия общественного питания на основе изучения и систематизации основ развития франчайзинговых схем в исследуемой отрасли на современном этапе. Реализации поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
рассмотрение сущности франчайзинга как особой формы ведения бизнеса;
проанализировать механизм управления взаимоотношениями в сфере франчайзинговой деятельности;
провести исследование основных преимуществ и недостатков использования франчайзинговой системы бизнеса;
выделить особенности формирования и перспективы развития франчайзинговой
Введение …………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретическая база построения франчайзинговых отношений как адаптация международных бизнес-моделей ……………………………
6
1.1. Сущность франчайзинга: понятие, виды, основные компоненты и факторы успеха франчайзинговой системы……………………….…
6
1.2. Преимущества и недостатки франчайзинговых систем………….. 11
1.3. Франчайзинг как один из способов интеграционной поддержки малого бизнеса в сфере общественного питания...................................
16
Глава 2. Анализ альтернативных вариантов организации предприятия общественного питания..........................................................................................
24
2.1. Анализ рынка общественного питания в Пермском крае............... 24
2.2. Сравнительная характеристика стратегий организации и дальнейшего развития предприятия.........................................................
27
Заключение…………………………………………………………………………. 47
Список используемой литературы………………………………………………... 50
Эта неэффективность проявлялась в значительной потере произведенной сельскохозяйственной продукции на пути от производителя к конечному потребителю. Причиной подобных потерь были как несовершенство хозяйственного механизма, снижавшего заинтересованность всех участников процесса производства и распределения продукции в результатах своего труда, так и технико-технологическое отставание, особенно в отраслях перерабатывающей промышленности, которая не была способна переработать и сохранить уже произведенную сельскохозяйственную продукцию.
Общественное
питание как особая форма внедомашнего,
общественно-организованного
Общественное
питание как хозяйственная
Особенность
общественного питания как
Особенностью
предприятий общественного питания
является и то, что в
них реализуется продукция непосредственно
населению. Здесь процессы производства,
обмена (реализации) и потребления практически
совпадают как во времени, так и в пространстве.
Важная роль в распределении предметов потребления между членами общества принадлежит общественному питанию. Работники производства в предприятиях общественного питания реализуют часть своих доходов на нужные им продукты питания. Тем самым предприятия общественного питания участвуют в конечном распределении доходов населения в их вещественно-натуральной форме.
Таким образом, общественное питание непосредственно связано со всеми четырьмя фазами воспроизводства: производством, распределением, обменом и потреблением, и, в свою очередь, оказывает активное воздействие на каждую из этих фаз. Этим обстоятельством определяется и та роль, которую оно играет в народном хозяйстве, а также его социально-экономическая функция и назначение.
Общественное
питание тесно связано с
Традиционный способ развития предприятий «общественного питания» во всем мире - франчайзинг - продажа лицензии на воспроизводство продукта или услуги под определенной маркой.
При слове «франчайзинг» первыми приходят на ум ресторанный бизнес и модная индустрия. Подобные стереотипы сложились, скорее всего, из-за широкого освещения в деловой прессе деятельности таких активных франчайзеров как рестораны «Макдоналдс» и сеть модных магазинов «Benetton». Это они задали тон, сформировали правила игры, создали франчайзингу имидж одного из наиболее эффективных и недорогих способов продвижения на региональные рынки, поэтому большинство франчайзинговых проектов возникает именно в этих областях.
В
настоящее время франчайзинг
стабильно и поступательно
В США эта форма малого бизнеса приносит свыше 13 процентов ВНП. Доля франчайзинговых компаний превышает 40 процентов общего объема торговли американского рынка; суммарно в них задействовано более 7 миллионов сотрудников. В 2008 году в США насчитывалось 767 483 франчайзинговых предприятий, на которых задействовано около 10 млн. работников, что составляет 7,4% рабочих мест в частном секторе. При этом предприятия общественного питания, работающих по франчазингу занимают:
- 56,3% от общего числа ресторанов быстрого обслуживания,
- 13,1% ресторанов полного сервиса.
В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой постоянно увеличивается продажа товаров и услуг на условиях франчайзинга, то есть путем предоставления на договорной основе (на условиях франшизы) определенных привилегий и льгот. Эта форма организации продажи товаров и оказания услуг сегодня популярна во многих странах мира, главным образом в США и Великобритании.
Популярность франчайзинга объясняется эффективностью и высокой устойчивостью бизнеса вновь образующихся предприятий. Так, по данным фирмы "Мr. Doors Home Inc", в США после пяти лет деятельности на рынке выживают лишь 23% частных предприятий, а после 10 лет их остается лишь 18%, в то время как среди предприятий, работающих по системе франчайзинга, через пять лет распадается только 8 предприятий из 100, а через 10 лет - 10 из 100.
Общественное питание и розничная торговля преобладают в настоящее время на франчайзинговом рынке стран Центральной и Юго-Восточной Европы и являются наиболее динамическими. Кроме того, специалисты полагают, что есть еще неиспользованные резервы развития этого бизнеса. Поэтому иностранные компании планируют открыть новые рестораны. Например, McDonald's в Чешской Республике планирует открыть 10 новых ресторанов, KFC - 3 ресторана, Dunkin Donuts - 3 ресторана. Такие же действия будут предприняты вышеупомянутыми компаниями и в Польше, Венгрии, Болгарии и т.д.
Рынок
общественного питания
Во-первых, до сих пор ведутся споры, в какой стране впервые были установлены франчайзинговые отношения, во-вторых, фаст-фуд далеко не единственная сфера, где франчайзинг успешно развивается.
По данным Международной Ассоциации франчайзинга, франчайзинг завоевал популярность более чем в 70 отраслях народного хозяйства. В то же время и в нашей стране, и за рубежом наибольшую популярность франчайзинг приобрел именно в розничной торговле и сфере общественного питания. Трудно поверить, что франчайзинг на российском рынке еще новичок, первые франчайзинговые проекты были учреждены менее чем 20 лет назад, в отличие от зарубежных стран, где его история насчитывает уже столетия.
Одним из первых франчайзинговых договоров, заключенным между иностранным франчайзером и российским франчайзи, называется договор на открытие кафе-мороженого Baskin Robbins в Москве. В настоящее время положительная динамика в области увеличения количества франшиз очевидна, что еще раз подтверждает популярность данного метода организации и ведения коммерческой деятельности.
С другой стороны, популяризация термина «франчайзинг» привело к тому, что некоторые недобросовестные предприниматели, объявляя о том, что запускают франчайзинговый проект на своем предприятии, кроме красивой обложки под названием франшиза больше ничего и не предоставляли своим покупателям, тем самым компрометируя франчайзинговую бизнес - технологию в целом. Однако можно надеяться, что чем более тщательно потенциальные франчайзи будут относиться к выбору франшиз, тем меньше будет на рынке «дутых» франшиз. Ведь уже сегодня предприниматели, которые усвоили все преимущества франчайзинга, а может уже и работали по франшизе, желая диверсифицировать свой бизнес, как правило, приобретают не одну, а несколько франшиз, к примеру, франшизу магазина модной одежды и предприятия фаст-фуда. Почему бы не разместить эти 2 предприятия в одном торговом центре, где вы уже арендовали площади?
По данным Школы Профессионального Франчайзинга, в настоящее время около 65% франшиз, предлагаемых на российском рынке, приходятся именно на торговлю (около 50 %) и общественное питание (около 15%). В то же время до уровня популярности франчайзинга в США российскому франчайзингу еще далеко. В США франчайзинг в сфере общественного питания занимает 26% от рынка франчайзинга. О востребованности франчайзинговой технологии на рынке общественного питания свидетельствует и тот факт, что в пятерку наиболее популярных американских международных франшиз (Global Franchise 2008) входят только предприятия с данной специализацией (табл. 1.1.)
В настоящее время франчайзинг успешно развивается на рынке общественного питания, причем популярность его не зависит от того, в каком сегменте работает франчайзер: в сфере фаст-фуда или же предлагает концепцию национальной кухни.
Учитывая наличие большого количества различных классификаций предприятий общественного питания и размытость критериев классификации, сложно провести адекватную сегментацию рынка ресторанных услуг. Наиболее удобной является сегментация заведений общественного питания по следующим классам: элитный ресторан, ресторан бизнес-класса, ресторан среднего класса, ресторан эконом-класса, кафе-ресторан, фаст-фуд.
Табл. 1.1.
Лидеры рейтинга американских международных франшиз1
Критериями
классификации предприятий
- использование раскрученного и известного бренда, как следствие, узнаваемость, еще на этапе внедрения вашего предприятия на рынок;
-
сокращение издержек на
-
централизованная рекламная
-
внедрение разработанных и
Наиболее часто выдвигаются следующие требования:
- Отдельно стоящее здание; пристроенное здание (площадь от 100 м2) или арендованное место на фуд-корте в торговом центре, в зависимости от выбранного формата;
- Хорошая проходимость (метро, вокзалы, учебные заведения, торговые комплексы, театры, кинотеатры и т.п.), возможность парковки;
Информация о работе Анализ альтернативных вариантов организации предприятия общественного питания