Анализ использования трудовых ресурсов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 19:28, курсовая работа

Описание

Цель работы: проанализировать использование трудовых ресурсов на предприятии ООО «Зай».
Задачи:
- охарактеризовать значение трудовых ресурсов, сущность организации и показатели их использования;
- проанализировать обеспеченность предприятия ООО «Зай» трудовыми ресурсами;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы организации и использования трудовых
ресурсов предприятия 5
1.1 Понятие трудовых ресурсов и их классификация 5
1.2. Сущность организации трудовых ресурсов 11
1.3 Показатели использования трудовых ресурсов 17
2. Экономический анализ использования трудовых ресурсов в
ООО «Зай» 24
2.1 Краткая характеристика ООО «Зай» 24
2.2 Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами 26
2.3 Анализ использования фонда рабочего времени 30
2.4 Анализ производительности труда в ООО «Зай» 32
3. Основные направления предприятия по улучшению
использования трудовых ресурсов 36
Заключение 39
Список использованной литературы 41

Работа состоит из  1 файл

КЭАХД.docx

— 77.94 Кб (Скачать документ)

   Сфера профессиональной подготовки и повышения квалификации - самая значительная и по масштабу кадровых услуг. На ее долю приходится от 20 до 40% всей суммы, затрачиваемой организациями в этой области.

   На уровне компании, функционирующей в рыночных условиях, повышение квалификации и обучение персонала включает в себя систему процессов получения новыми и действующими сотрудниками навыков, необходимых для успешного выполнения работы. Сегодня все больше и больше фирм используют повышение квалификации и обучение персонала для достижения двух целей, во-первых, предоставлять сотрудникам более широкий спектр навыков и профессиональных знаний, во-вторых, посредством обучения способствовать формированию чувства ответственности сотрудника.

   Гарантия занятости и снижение текучести кадров обеспечивают значительный экономический эффект и формируют у работников желание повышать эффективность работы,  не  опасаясь увольнения. Особенности трудовой мотивации работников могут влиять на их рабочее поведение опосредованно, формируя определенную систему ожиданий, связанных с  трудом в данной компании. Встречную систему ожиданий к работнику со стороны организации определяют требования к   его рабочим результатам и рабочему поведению. Действия по мотивации включают экономическое и моральное стимулирование, обогащение самого содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития [4, с.102].

   Осуществляя эту функцию, менеджеры должны постоянно воздействовать на факторы результативной работы членов трудового коллектива. Современные менеджеры внимательно относятся к таким факторам, как:  разнообразие работы по содержанию; рост и расширение  профессиональной  квалификации работающих; удовлетворение от работы и ее  результатов; повышение ответственности; условия для проявления инициативы; осуществление самоконтроля [28, с.37].

   Система оплаты труда должна быть гибкой, стимулировать повышение производительности труда, обладать достаточным мотивационным эффектом. Рост оплаты труда не должен опережать темпов роста производительности, эффективности. Гибкость системы оплаты труда в том, что определенная часть заработка ставится в зависимость от общей эффективности  работы предприятия, и если рабочий допустил ошибку, он должен  расплачиваться за нее.

   В современных условиях для стимулирования повышения эффективности и производительности необходимо менять не только систему оплаты труда, но и сам подход к ее формированию, нужны иные психологические установки, мышление и шкала оценок. Необходимы новые подходы к формированию трудового коллектива предприятия.

   Одной из проблем работы с персоналом в организации при привлечении кадров является трудовая адаптация [27, с.80].

   Трудовая адаптация персонала  - взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенном  включении  работника   в

процесс производства в новых для него профессиональных, психофизиологических, социально-психологических, организационно-административных, экономических, санитарно-гигиенических и бытовых условиях труда и отдыха.

   Выделяют два направления трудовой адаптации: первичную и вторичную.

  В условиях функционирования рынка труда возрастает   роль вторичной адаптации. При этом необходимо внимательно изучать опыт зарубежных фирм,  которые   уделяют повышенное внимание первичной    адаптации молодых работников. Данная категория персонала нуждается в особой заботе со стороны администрации организаций.

   Чаще всего профессиональная адаптация рассматривается как процесс приобщения человека к труду в  рамках определенной профессии, включения его в производственную деятельность, усвоения им условий и достижения нормативов эффективности труда.

   Однако адаптацию нельзя рассматривать только как овладение  специальностью. Она предусматривает также приспособление новичка к социальным нормам поведения, действующим в коллективе, установление таких отношений сотрудничества работника и коллектива, которые в наибольшей мере обеспечивают эффективный труд, удовлетворение   материально-бытовых и духовных потребностей обеих сторон [18, с.88].

  Вопросами адаптации занимаются отдельные работники из разных   подразделений. Это инспектор отдела кадров, линейные руководители или

коллеги по работе. Их главная цель - сделать процесс адаптации, приспо-

собления  молодых работников к предприятию  как можно более  коротким

и безболезненным. Проведение процессов как первичной, так и вторичной адаптации не отличается большими особенностями, т.е. все мероприятия похожи друг на друга и выглядят следующим образом. Процесс адаптации непосредственно начинается в отделе  кадров при приеме    и оформлении на работу. Инспектор отдела кадров проводит   небольшую беседу, в которой в общих чертах знакомит с предприятием, отделом или цехом, где предстоит работать новичку. Затем он провожает нового работника на его рабочее место и представляет непосредственному руководителю. А тот, в свою очередь, проводит знакомство с коллективом, с коллегами по работе, с рабочим местом. По своему усмотрению руководитель может прикрепить к новичку наставника из числа более опытных  и  старших  работников. Как правило, еще в течение месяца руководитель проводит  периодические беседы с новым работником, интересуясь трудностями,  которые  у того возникают, его успехами, и дает систематическую оценку работы [4, с.61].

  Контроль за ходом процесса адаптации со стороны отдела кадров не проводится. В некоторых организациях выдаются специальные брошюры с описанием того или иного вида производства, рабочего места, профессии или должности.

   Очевидный способ использования способностей сотрудников - это продвижение их на более высокую должность. Идея развития карьеры привлекает людей. Служащие проходят ряд все более ответственных постов, развивая свои способности, и в итоге оказываются на самом высоком посту, удовлетворяя, таким образом, стремление человека к положению, власти и деньгам и в то же время потребность организации в высокопоставленных людях, людях в высших эшелонах руководства [26, с.241].

   Препятствия для осуществления этого процесса совершенно очевидны. Организация должна сотруднику предоставить соответствующую последовательность должностей, гибко, когда наступает срок, перемещая его от должности к должности, и обладать средствами оценки готовности сотрудника к продвижению и системой принятия решения, какая из должностей будет наиболее подходящей в плане развития необходимых навыков сотрудника. Большинство организаций не обладает такой гибкостью. На должность назначается кто-то только потому, что штатная единица должна быть заполнена, а не исходя из интересов развития карьеры сотрудника [11, с.94].

     Создание кадрового резерва необходимо для более качественного обеспечения компании подготовленными сотрудниками, готовыми в случае необходимости вести не только свой участок работы, но и другие  - по смежным направлениям. Наличие в кадровом резерве подготовленных специалистов позволяет компании значительно снизить затраты на подбор и адаптацию  новых сотрудников, а также построить систему инвестиций в развитие персонала, что в свою очередь значительно повышает нематериальную мотивацию работников и способствует их закреплению в компании.  Кроме  того, наличие подготовленного кадрового резерва позволяет значительно снизить риски компании при заболевании ключевых сотрудников или возникновении других непредвиденных обстоятельств [15, с.81].

 

1.3 Показатели  использования трудовых ресурсов

    В области использования трудовых ресурсов главной задачей   является обеспечение эффективности занятости населения, повышение качества   и конкурентоспособности рабочей силы. Достаточная обеспеченность   предприятия нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства [25, с.209].

    В соответствии с действующим законодательством предприятия сами определяют общую численность работников, их профессиональный и квалификационный состав, утверждают штаты, поэтому для анализа необходимо использовать данные первичного учета и составить аналитическую таблицу, в которой численность персонала отчетного года сравнивают с численностью предыдущего года.

Основными характеристиками персонала организации  являются: численность и структура.

  Численность персонала организации зависит от характера, масштаба, сложности, трудоемкости производственных (или иных) и управленческих процессов, степени их механизации, автоматизации, компьютеризации. Эти факторы определяют ее нормативную (плановую) величину. Более объективно персонал характеризуется списочной (фактической) численностью, т.е. числом сотрудников, которые официально работают в организации в данный момент [19, с.182].

Порядок учета персонала определен Инструкцией, принятой Постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 07.12.88 № 121 «Об утверждении Инструкции по заполнению организациями сведений о численности  работников и использовании рабочего времени в формах Федерального государственного статистического наблюдения». Инструкция регламентирует методы определения  списочного состава, среднесписочной  численности работников, перечень занятых  в основной и неосновной деятельности, категории персонала, порядок учета  приема и выбытия кадров и другие вопросы [21, с.82].

   Структура персонала организации – это совокупность отдельных групп работников, объединенных по какому-либо признаку. Она может быть статистической и аналитической.

  Статистическая структура отражает распределение персонала и его движение в разрезе занятости по видам деятельности, а также категорий и групп должностей. Аналитическая структура подразделяется на общую и частную. В разрезе общей структуры персонал рассматривается по таким признакам, как профессия, квалификация, образование, пол, возраст, стаж работы. Частная структура отражает соотношение отдельных групп работников [19, с.179].

   Квалификационная структура персонала - это соотношение работников различного уровня квалификации (т.е. степени профессиональной подготовки), необходимого для выполнения определенных трудовых функций. В нашей стране уровень квалификации рабочих характеризуется разрядом или классом (например, для водителей), а для специалистов -категорией, разрядом или классом.

    Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами также определяется сравнением фактического количества работников по категориям и профессиям с плановой потребностью. Особое внимание уделяется анализу обеспеченности предприятия кадрами наиболее важных профессий. Необходимо анализировать и качественный состав трудовых ресурсов по квалификации [7, с.211].

    Структура персонала по уровню образования (общего и специального) характеризует выделение лиц, имеющих высшее образование, в том числе по уровню подготовки -- бакалавр, специалист, магистр; незаконченное высшее (более половины срока обучения); среднее специальное; среднее общее; неполное среднее; начальное.

     Критерием оптимальности структуры персонала является соответствие численности работников различных должностных групп объемам работ, необходимых для выполнения каждой должностной группой, выраженным в затратах времени. Неукомплектованность персонала нередко оказывает отрицательное влияние на динамику объема продукции и ее качества. Даже неукомплектованность непромышленного персонала косвенно влияет на ход производства [15, с.84].

  Сокращение численности рабочих не в ущерб объему производства продукции и ее качеству возможно при условии механизации и совершенствования организации труда, особенно во вспомогательных подсобных подразделениях предприятия [6, с.139].

В ходе анализа  следует проверить обеспеченность производства рабочими определенных профессий, сопоставив для этого фактическую  и плановую численность рабочих  по всем используемым на предприятии  профессиям. В случае выявления значительных отклонений по каким-либо профессиям необходимо установить конкретные причины и  наметить мероприятия по их устранению. Значительная нехватка рабочих по какой-либо профессии затрудняет работу предприятия, создавая так называемые «узкие места» в производстве [7, с.96].

    Общая квалификация рабочих характеризуется средним тарифным разрядом, определяемым как средневзвешенная величина.

Информация о работе Анализ использования трудовых ресурсов предприятия