Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 06:39, курсовая работа
Динамичное развитие рыночной экономики предполагает конкурентную борьбу между различными производителями, победа в которой остается за теми организациями, кто наиболее эффективно использует все виды имеющихся ресурсов, в том числе и трудовые.
Трудовые ресурсы являются одним из важнейших факторов любого производства. Их состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности предприятий. Причинами, обусловливающими необходимость анализа трудовых ресурсов, являются исследование состава кадров с целью
Введение………………………………………………………………………….......4
Глава 1. Формирование и использование труда специалистов в современных предприятиях…………………………………………………………………….......6
1.1. Профессионально квалифицированная структура персонала ………….......6
1.2. Методические основы оценки эффективности использования персонала……………………………………………………………………………..9
Глава 2. Опыт зарубежных компаний в области использования трудовых ресурсов……………………………………………………………………………..15
2.1. Особенности Японского опыта управления профессиональной компетентностью персонала …………………………………………………........15
2.2. Специфика управления трудовыми ресурсами на американских фирмах………………………………………………………………………..……..18
Глава 3. Анализ структуры персонала и оценка эффективности его использования на отечественных предприятиях (на примере НГДУ «Альметьевнефть»)…………………………………………………………………21
3.1. Краткая характеристика деятельности предприятия ……………………….21
3.2. Оценка эффективности использования персонала НГДУ «Альметьевнефть»………………………………………………………………….23
IV Глава 4. Мероприятия по повышению эффективности использования трудовых ресурсов в НГДУ «Альметьевнефть»……………………………….....34
4.1. Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта работы компании по использованию трудовых ресурсов………………………………..34
4.2. Предложения и рекомендации по оптимизации структуры персонала с точки зрения его эффективного использования в НГДУ «Альметьевнефть»………….. …………………………………………………......42
Заключение………………………………………………………………………….49
Список литературы…………………………………………………………………52
Приложения..……………………………………………………
- особенности территориального рынка труда.
Исследование практики управления персоналом в современных фирмах, ее изучение позволяют систематизировать методы развития трудового потенциала в зависимости от того, на изменение каких составляющих трудового потенциала они направлены (представлены в табл. 4[14]). Следует обратить внимание, что в таблице 5 приведен не исчерпывающий перечень всех методов развития трудового потенциала, а лишь наиболее популярные, часто используемые в современных компаниях, и уникальные, представляющие интерес в качестве бенчмаркинга для использования другими компаниями.
Таблица 4
Классификация методов развития трудового потенциала организации
Психофизиологический | - разработка и реализация социальных программ (ДМС, спортклуб и т.п.); введение в штат службы управления персоналом психолога или организация психологической поддержки персонала; - соблюдение гигиены труда; - развитие социальной инфраструктуры |
| Продолжение таблицы 4 |
| (санатории, дома отдыха); - пропаганда здорового образа жизни как элемент корп. культуры;предоставление льготных путевок, специального питания и др. |
Ценностно-мотивационный | - управление карьерой; работа с кадровым резервом; - бонусные системы; - развитие системы льгот и компенсаций; - предоставление займов на льготных условиях; - возможность приобретения акций компании на льготных условиях; - создание прозрачной системы оценки результатов труда; - формирование корп. ценностей; - создание положительного имиджа организации в глазах сотрудников; - обогащение труда и др. |
Инновационно-творческий | - ротация персонала; - проведение конкурсов проектов; - поддержка рационализаторских предложений; - создание проектных групп; работа с пулом талантов и др.
|
Поведенческий | - внедрение кодекса корпоративного поведения управления организационной культурой; - демонстрация желаемых моделей поведения руководством компании и др. |
Профессионально- | - переподготовка персонала; - наставничество; - стажировка; - инструктаж; - профподготовка и повышение квалификации и др. |
Образовательный | - получение сотрудниками дополнительного образования за счет компании; - Интернет, база знаний компании; - корп. университет; - проведение тренингов и семинаров; - привлечение руководства к обучению сотрудников; - сотрудничество с вузами и др. |
Одним из самых широко применяемых методов развития персонала является обучение.
Способы обучения персонала фирм вырабатываются согласно общей стратегии деятельности компании и включают программы и методы обучения персонала для работы в своих подразделениях. Можно выделить наиболее распространенные методы, применяемые в российских и зарубежных компаниях:
- организация постоянного обучения по специализированным программам компании - метод, распространенный среди крупных транснациональных компаний. Характерен опыт компании «АйБиЭм» (IBM): постоянное повышение квалификации сотрудников проводится по программам корпорации, на него отводится 5% рабочего времени;
- обучение на рабочем месте в процессе работы предусматривает работу обучающегося работника вместе с опытным сотрудником компании для освоения специфики производственного процесса на предприятии;
- обучение в учебных центрах - в данном случае компании направляют своих сотрудников в специализированные учебные заведения для подготовки по различным программам (например, МВА), либо для освоения специальных технологий, использующихся только в данной организации (например, «Тойота»).
Часто в современных условиях неопределенности и ускоряющегося прогресса компании стремятся к созданию имиджа «самообучающейся организации», где обучение является неотъемлемой частью развития.
Развитие персонала в российских компаниях осуществляется, в т.ч. с помощью внутреннего и внешнего обучения. Так, в крупных российских корпорациях, таких как ОАО «Газпром», ОАО «Северсталь», ОАО «Мечел», Объединенные энергетические компании, ОАО «МТС», ОАО ОХК «Уралхим» и др., функциональными подразделениями осуществляется планирование обучения своих сотрудников на год, планы консолидируются департаментом по управлению персоналом, который в дальнейшем заключает договоры с контрагентами на обучение. Помимо этого возможно и внеплановое обучение сотрудников за счет компании.
Обучение за счет компании является эффективным средством мотивации сотрудников, которое повышает лояльность специалистов к компании, а также служит дополнительным способом снижения текучести кадров, т.к. часто компании заключают дополнительное соглашение к трудовому договору с сотрудником, прошедшим обучение, и обязуют его работать в компании определенной период времени (как правило, до 5 лет), либо в случае расторжения трудового договора по инициативе работника возмещать стоимость обучения компании.
В быстро развивающихся компаниях возрастает потребность в увеличении количества менеджеров среднего звена, которые были бы включены в единую управленческую и корпоративную культуру. Эту проблему позволяет решить корпоративный университет. Однако корпоративные университеты призваны решать гораздо более широкий круг вопросов. Сам факт создания внутри структуры единого общего подразделения, выполняющего некоммерческие задачи стратегического характера, говорит о тенденции развития. Кардинальное отличие корпоративного университета от штатного тренинг-центра в том, что он может развивать всех сотрудников компании, организовывать обучение именно по тем направлениям и в таких масштабах, которые потребуются, то есть корпоративный университет не только предлагает программы обучения, но и выявляет потребность в обучении в рамках всей организации. После обучения в корпуниверситете сотрудникам выдаются сертификаты, некоторые корпоративные университеты являются самостоятельными хозяйственными субъектами и имеют лицензии на ведение образовательной деятельности.
Данный способ имеет множество преимуществ: он менее затратный, позволяет организовать обучение, учитывая специфику компании, сферу ее деятельности, позволяет экономить время на переезды до места обучения, а также является способом поддержания и развития корпоративной культуры.
Таким образом, управление формированием и развитием трудового потенциала фирмы, осуществляемое через соответствующие функциональные структуры, реализуется с помощью системы мероприятий в рамках кадровой политики. Они могут быть направлены на наращивание трудового потенциала путем численного увеличения сотрудников. Второй вариант - стабилизация коллектива, увеличение «капиталовложений» в рабочую силу, содействие развитию персонала, рациональное использование потенциала путем создания условий для раскрытия возможностей сотрудников в целях обеспечения высокопроизводительного труда и тем самым обеспечения отдачи от средств, вложенных в развитие персонала ранее.
Анализ практики развития трудового потенциала западными и российскими корпорациями позволяет выделить нестандартные методы, применяемые компаниями в зависимости от экономической ситуации, стадии развития организации и влияния других факторов. Указанные методы представлены в таблице 5[15].
Таблица 5
Нестандартные методы развития трудового потенциала
| Название организации | Суть метода | Специфика применения | Результат |
Learning managing system, LMS | «Сибнефть», «Русский алюминий», «Татнефть», «Вимм-Билль-Данн», «Северсталь», «Вымпелком» | Системная оболочка, размещаемая на сервере внутренней компьютерной сети предприятия или на сервере провайдера. В нее загружают сетевые курсы, доступ к которым открыт с любого рабочего места корпоративной сети через окно браузера. | Новый метод для российский корпораций. | Сотрудники имеют доступ к информационным ресурсам в любое удобное время, сами выбирают, какое обучение им необходимо. |
Проведение обучения ген-м | «Альфастрахование» | У генерального директора на участие в программах | Принятие концепции непрерывного обучения сотрудников как | Статус топ-менеджера не позволит учащимся уклониться от |
|
|
| Продолжение таблицы 5 | |
директором и топ-менеджментом |
| обучения запланировано около 2 0 календарных дней. Большинство программ проходит в регионах. | части стратегии организации. Высшие руководители - сторонники и покровители корпоративного университета. | обучения. Информация из первых рук учитывает многие тонкости и развеивает мифы. Крепнут вертикальные связи, растет лояльность сотрудников и происходит передача философии бизнеса. |
Бизнес-симуляционная игра | «Альфастрахование» | Разработана для страхового бизнеса и отражает маркетинговую стратегию, финансовую отчетность и все показатели деятельности филиала страховой компании. Ведет игру гендиректор или его заместители. Одновременно могут участвовать 12-40 чел. | Необходимость «погружения» в бизнес, моделирования реальных ситуаций, возможных рисков и вариантов развития событий. | Два дня игры позволяют вместить объем информации, который может быть дан за полгода обычного обучения. |
Программа «Менеджер проекта» | Mirax Group | Прикрепление молодых специалистов к менеджерам проектов. Выполнение частично их функций. | Проектный подход к управлению деятельностью компании. Необходимость привлечения молодых специалистов на руководящие должности. | Привлечение наиболее способных молодых специалистов в компанию, предоставление возможности карьерного продвижения с начальной позиции, наставничество, делегирование полномочий. |
Конкурс на составление лучшего бизнес-проекта | «Нефтехимпром» | При возникновении нового направления деят-ти объявляется конкурс на создание бизнес-проекта | Наличие соответствующих знаний у сотрудников. Преимущественно дивизионная организационная стр-ра организации. | Конкурс могут выиграть рядовые сотрудники и стать руководителями проектов. |
Продолжение таблицы 5 | ||||
Формирование пула талантов (talent-management) | «Газпром», «МТС» | Формируется группа сотрудников с высоким уровнем способностей и мотивации, применяются различные методы для их дальнейшего развития, результаты деятельности таких сотрудников постоянно отслеживаются. | В отличие от кадрового резерва, который готовится на определенные должности, данный метод ориентирован на перспективу. | Формируется группа лидеров для замещения топ-менеджерских позиций в разных областях управления компанией. |
Как показывает практика, инвестиции в образование сотрудников дают ощутимый экономический эффект. Этому способствует добровольная сертификация работы с персоналом. Для России это достаточно новое явление. Программа Investors in People создана под эгидой Британской конфедерации промышленников и Британского конгресса тред-юнионов в 1991 г., аналогом этой международной аттестационной программы персонала является американская программа HR Innovations. Подобные сертификаты выдаются компаниям, которые активно инвестируют деньги в развитие сотрудников. Все стандарты поделены на четыре группы и определяют эффективность деятельности компании по данным направлениям:
1) обязательства компании по обучению сотрудников;
2) программы обучения;
3) реализация программы обучения;
4) оценка эффективности обучения персонала.
Участие в подобных программах позволяет не только значительно повысить эффективность службы HR по развитию трудового потенциала компании, но и носят имиджевый характер, что позволяет повысить привлекательность для потенциальных сотрудников и инвесторов.
В целом, обобщая приведенный опыт зарубежных и российских компаний, можно сделать следующие выводы о достоинствах и недостатках сложившейся практики развития трудового потенциала организаций (таблица 6[16]).
Таблица 6
Достоинства и недостатки образовательной практики развития трудового потенциала
Организации | Достоинства | Недостатки |
Российские | Больше внимания и средств стало выделяться на обучение персонала, появление корпоративных университетов, возвращение наставничества | Результаты обучения часто не отслеживаются и не оцениваются |
Начинают внедряться методы по выявлению резервов развития - пула талантов | Отсутствует планирование карьеры сотрудников, определение приоритетных направлений развития | |
Начинает преобладать интенсивный путь развития трудового потенциала, т.е. изменения его качественных характеристик, что особенно важно в условиях минимизации издержек на персонал | Часто руководство пытается компенсировать недостаток численности персонала максимальным использованием возможностей сотрудников, что часто ведет к перегрузкам и овертаймам | |
Зарубежные | Постоянное развитие персонала является частью корпоративной культуры | Часто используются программы обучения без адаптации к местным особенностям расположения структурного подразделения компании |
Наличие в структурах компаний корпоративных университетов | Большие средства вкладываются в развитие менеджеров высшего звена | |
Широко распространена практика сертификации работы с персоналом |
|
Нужно отметить, что деятельность менеджеров по управлению персоналом в крупных компаниях России достигла значительных успехов, и главный из них - изменилось отношение к затратам на развитие персонала, они стали пониматься как инвестиции, способные принести положительный экономический эффект в будущем, выражающийся не только в увеличении доходов, но и в повышении лояльности и мотивации сотрудников.
Недостатки практики формирования и развития трудового потенциала российских корпораций часто связаны с тем, что HR-службы корпораций находятся на этапе становления. Кроме того, отечественные компании нередко используют западный опыт без учета российской специфики, а также специфики самой компании. Целесообразнее разрабатывать собственные программы обучения в корпоративных университетах, где можно опираться на существующие корпоративные нормы и традиции. Нельзя сразу отказываться от имеющихся методов, которые, возможно, были сформированы еще в советский период (часто корпорации возникают на основе предприятий промышленности или сферы услуг, основанных еще в СССР), это болезненно отражается на сотрудниках старшего возраста, обладающих ценным опытом и знаниями.
4.2. Предложения и рекомендации по оптимизации структуры персонала с точки зрения его эффективного использования в НГДУ «Альметьевнефть»
Основные направления поиска резервов роста производительности вытекают из самой формулы расчета ее уровня:
Согласно которой добиться повышения производительности труда можно путем:
- увеличения выпуска продукции за счет более полного использования производственной мощности предприятия, так как при наращивании объемов производства увеличивается только переменная часть затрат рабочего времени, а постоянная остается без изменения. В результате затраты времени на выпуск единицы продукции уменьшаются;
- сокращения затрат труда на ее производство путем интенсификации производства, повышения качества продукции, внедрения комплексной механизации и автоматизации производства, более совершенной техники и технологии производства, сокращения потерь рабочего времени за счет улучшения организации производства, материально-технического снабжения и других факторов в соответствии с планом организационно-технических мероприятий.
При этом возможны следующие варианты соотношения изменения объема выпуска продукции и затрат труда, которые должны учитываться при выборе управленческой стратегии по обеспечению роста производительности труда при существующих в данный момент экономических условиях:
Информация о работе Анализ эффективности использования персонала на современных предприятиях