Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 06:39, курсовая работа
Динамичное развитие рыночной экономики предполагает конкурентную борьбу между различными производителями, победа в которой остается за теми организациями, кто наиболее эффективно использует все виды имеющихся ресурсов, в том числе и трудовые.
Трудовые ресурсы являются одним из важнейших факторов любого производства. Их состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности предприятий. Причинами, обусловливающими необходимость анализа трудовых ресурсов, являются исследование состава кадров с целью
Введение………………………………………………………………………….......4
Глава 1. Формирование и использование труда специалистов в современных предприятиях…………………………………………………………………….......6
1.1. Профессионально квалифицированная структура персонала ………….......6
1.2. Методические основы оценки эффективности использования персонала……………………………………………………………………………..9
Глава 2. Опыт зарубежных компаний в области использования трудовых ресурсов……………………………………………………………………………..15
2.1. Особенности Японского опыта управления профессиональной компетентностью персонала …………………………………………………........15
2.2. Специфика управления трудовыми ресурсами на американских фирмах………………………………………………………………………..……..18
Глава 3. Анализ структуры персонала и оценка эффективности его использования на отечественных предприятиях (на примере НГДУ «Альметьевнефть»)…………………………………………………………………21
3.1. Краткая характеристика деятельности предприятия ……………………….21
3.2. Оценка эффективности использования персонала НГДУ «Альметьевнефть»………………………………………………………………….23
IV Глава 4. Мероприятия по повышению эффективности использования трудовых ресурсов в НГДУ «Альметьевнефть»……………………………….....34
4.1. Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта работы компании по использованию трудовых ресурсов………………………………..34
4.2. Предложения и рекомендации по оптимизации структуры персонала с точки зрения его эффективного использования в НГДУ «Альметьевнефть»………….. …………………………………………………......42
Заключение………………………………………………………………………….49
Список литературы…………………………………………………………………52
Приложения..……………………………………………………
- происходит увеличение объема выпуска продукции при снижении затрат труда на ее производство;
- объем продукции растет быстрее, чем затраты труда;
- объем продукции растет при неизменных затратах труда;
- объем продукции остается неизменным при снижении затрат труда;
- объем продукции снижается более медленными темпами,
чем затраты труда.
Для успешного решения задач предприятия в условиях рынка необходимо создать целостную, эффективную и гибкую систему управления. Даже лучшие технические системы иногда не могут компенсировать ущерб, нанесенный моральным состоянием персонала. Управление – это, по существу, умение взаимодействовать с людьми. Поэтому получение оптимального результата от каждого работника является основной и решающей задачей бизнеса.
Вывод об отсутствии мотивации у персонала можно сделать по коэффициенту текучести кадров и уровню прогулов, который в масштабе НГДУ «Альметьевнефть» колеблется от 24,5 % до 45,1 % в год. Такие показатели, как, например, отсутствие на рабочем месте, могут быть отражением того факта, что люди берут отгул, когда чувствуют, что «сыты работой по горло».
Однако создание лучших условий для персонала не всегда оказывается легким или автоматическим процессом.
Иногда, несмотря на качественную систему управления, приходится сталкиваться с тем, что служащие не выполняют своих обязанностей должным образом. В этом случае возникает необходимость в дисциплинарных мерах. Их основная цель – подтолкнуть работников, имеющих неудовлетворительные результаты в работе, к улучшению ее качества. Это значит – научить работать лучше и сформировать определенные навыки работы.
В основе производственной дисциплины должно находиться понятие о «неприемлемом выполнении работы», т. е. работы, не соответствующей ожидаемым стандартам. Использовать данное определение очень важно, поскольку оно подходит для любого случая некачественного выполнения работы. Крайне важно, чтобы ее нормы были конкретными, а для этого можно воспользоваться целями и нормами SMART. Исходя из них, мы можем четко представить, что в каждом конкретном случае не соответствует ожидаемым стандартам.
Когда мы сталкиваемся с ситуацией неудовлетворительного выполнения работы, необходимо, прежде всего, установить, случилось ли это потому, что человек не мог выполнить свои обязанности по каким-то причинам или не хотел этого. Первое, как правило, очевидно, тогда, как второе может быть закамуфлировано, и распознать его не так просто. Необходимо рассмотреть внутренние причины неудовлетворительной работы. Существует их множество, по которым человек не в состоянии выполнить работу соответствующим образом, взять хотя бы, недостаточный уровень знаний. Наиболее распространенными причинами, однако, являются некомпетентность и отсутствие необходимых для выполнения работы навыков.
Если же кто-либо сознательно не желает выполнять работу так, как от него ожидают, причин также может быть множество, к примеру, недовольство чем-либо. Однако основные причины – недостаточная эмоциональная настроенность на работу на фоне отсутствия уверенности или мотивации/желания выполнять работу надлежащим образом.
Дисциплинарные взыскания, как показывает практика, должны применяться достаточно редко. Если же они становятся нормой, это означает, что не в порядке что-то другое. Таким образом, дисциплинарное воздействие и управление недовольством должны являться крайними мерами, используемыми только в том случае, если другие не приносят результата. В таких ситуациях большое значение приобретает оценка ее менеджерами, поскольку их восприятие наиболее точно отображает реальность.
Многие менеджеры считают мотивацию основным инструментом эффективного управления. Действительно, мотивация имеет важнейшее значение для увеличения производительности. Проблема состоит в том, что само понятие «мотивация» часто понимают неправильно. Чтобы она возникла, необходимы следующие факторы:
- приверженность, т.е. наличие уверенности и мотивации для выполнения данного вида работы на данном рабочем месте.
- компетенция, т.е. знания и умение, например, полученные в результате обучения.
Если присутствует только компетенция, а обязательства нет, производительность процесса может пострадать. Такие простые приемы, как «сказать» или «показать», не всегда работают, т. к. приверженность является внутренне формируемым понятием. Прежде всего, мотивация связана со следующими понятиями:
- «Побуждение людей к качественной и добровольной работе»;
- «Стимулы к действию»;
- «Позитивно окрашенные вознаграждения»;
- «Целенаправленное поведение»;
- «Побудить людей делать то, что они хотят» (метод «пряника»), в отличие от манипулятивного подхода: «заставить людей делать то, что нам нужно» (метод «кнута»);
В соответствии с теориями мотивации для развития мотивации к труду необходимо наличие ряда стимулов.
Вот те стимулы, которые необходимо развивать для расширения источников мотивации:
- достижения: например, мишени, цели SMART, интересная работа,
- признание: например, создание «героев», признание заслуг,
- участие/ответственность: например, вовлеченность, управление по принципу достижения консенсуса,
- рост/перспективы: например, личное развитие, постоянное повышение квалификации,
- обратная связь/обмен информацией: например, справедливые похвалы и критика.
Характерной чертой стимулов является их кратковременность; как только наши потребности удовлетворены, степень воздействия стимула снижается. Так, например, деньги, как таковые, не являются мотиватором. Поэтому очень важно всегда иметь в запасе такие средства мотивации «на бис», которые могли бы продолжить временное воздействие на отдельного человека (мотиватора).
Все «препятствия» необходимо «привести в порядок» так, чтобы устранить источники недовольства. Это можно сделать по следующим направлениям:
- правила/управление делами: например, работа с документами, правила и процедуры,
- контроль: например, стили управления, обмен информацией,
- условия работы: например, отопление, освещение, чистота, безопасное оборудование,
- личные взаимоотношения: например, агрессия, социальные льготы, система смен,
- зарплата/выплаты/льготы: например, сравнение с другими, сроки пересмотра,
- гарантия занятости: например, обмен информацией, должностные инструкции.
В работе с «препятствиями» важнейшее значение имеет тот факт, что разрешение неудовлетворенности не приводит к мотивации, поскольку эти действия просто ликвидируют отдельный источник недовольства. Но если этот источник не удалить, он может вызвать негодование и перерасти в проблему: обида = неудовлетворенность = депрессия = разочарование = плохое выполнение работы = дисциплинарные взыскания.
Таким образом, работая с людьми, очень важно хорошо знать их и понимать потребности, необходимые им. Это помогает понять, что все люди разные и все интересны по-своему, а также то, что некоторые в большей степени нуждаются в инструкциях и управлении, некоторые – в меньшей. Попробовать поставить себя на место другого человека – также очень полезный прием. Поэтому от менеджера или контролера в работе с персоналом требуется:
-уметь находить индивидуальный подход к мотивации персонала,
-уметь вести планирование и составлять план действий,
-способствовать развитию у работников позитивных привычек,
-уметь планировать мотивирующие действия к каким-либо событиям: праздникам (например, к Рождеству), к корпоративным событиям (например, прием на работу новых людей), к коммуникационным событиям (например, рассылке информационных бюллетеней) и к личным событиям (например, премия в связи с пятилетием работы в компании),
-вести учет мотивирующих мероприятий по отношению к определенной группе персонала, пересматривать и проверять результаты и изменять их по мере необходимости.
В процессе работы очень важно вовлекать сотрудников в процесс принятия решений, обмениваться информацией с ними, внимательно их выслушивать, давать возможность высказать свои возражения и время на адаптацию.
В будущем, когда изменения будут происходить постоянно, управление ими станет повседневным делом. Подобный статус потребует от менеджера приобретения навыков самообразования, он будет постоянно находиться в состоянии активного обучения и иметь длительный план саморазвития.
Таким образом, необходимо закрепить наметившуюся тенденцию по стабилизации кадрового состава предприятия. Для этого необходимо провести в жизнь ряд мероприятий в социальной сфере. Основа этих преобразований – необходимость удовлетворения личных потребностей работников. Улучшение мотиваций включает в себя целый комплекс мер, связанный с материальным стимулированием, совершенствованием организации труда (улучшение условий труда, проведение ротации, использование гибких графиков), вовлечением в процесс управления персонала, использованием моральных факторов поощрения. Все это следует учитывать при выборе форм и системы оплаты труда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы об эффективности использования персонала на предприятии.
К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли
В процессе анализа использования трудовых ресурсов изучается движение рабочей силы и обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами; эффективность использования рабочего времени, динамика производительности труда и факторы роста, что соответствует поставленным в работе задачам.
В России системная, непрерывная профессиональная подготовка персонала проводится преимущественно в крупных компаниях, но тенденция к созданию систем профессиональной подготовки и непрерывного обучения персонала малых и средних компаний налицо, особенно тех компаний, деятельность которых осуществляется в таких динамично развивающихся сферах, как информатика, коммуникации и др. Поэтому есть достаточное твердое предположение, что данная ситуация вскоре изменится, так как «в ближайшем будущем на рынке труда будет сложно найти достаточное количество специалистов, способных эффективно работать в новых экономических реалиях, поэтому единственный выход - готовить кадры самим». Именно поэтому руководство многих российских крупных компаний пришло к твердой уверенности, что хотя работа в направлении профессиональной подготовки и обучения персонала нуждается в масштабных инвестициях, все затраты «сторицей окупятся в будущем».
Российские промышленные компании достаточно успешно практикуют профессиональную подготовку сотрудников на рабочем месте, в частности, наставничество, ротацию. Данный вид обучения персонала тесно коррелирует с опытом японских предприятий в части организации и функционирования знаменитых «кружков качества». Важными задачами «кружков качества» (помимо очевидной передачи производственного опыта молодым сотрудникам) должны стать усиление сплоченности коллектива, улучшение социально-психологического климата, что благоприятно сказывается на общем функционировании всей компании.
Кроме того, организованная система профессиональной подготовки персонала в корпоративных центрах, очень похожа на эффективный американский опыт управления профессиональной компетенцией персонала.
На наш взгляд, для современных российских компаний было бы очень полезно для оптимизации деятельности собственной системы подготовки персонала более подробное изучение работы зарубежных корпоративных университетов (в частности, Global Learning (IBM, США), Hamburger University McDonald's (США) и др.). Именно их подходы обеспечитат, во-первых, эффективную профессиональную подготовку персонала, во-вторых, успешное функционирование компании на рынке.
Что же касается НГДУ «Альметьевнефть», то в течение 2007-2009 года предприятие работало с недостачей персонала около 0,77-1,03%. Это явилось результатом непродуманной кадровой политики предприятия, а зачастую было вызвано искусственно самим персоналом, так как возможность выполнить больший объем работ позволяла и больше зарабатывать. Важно также отметить, что руководство, проанализировав состояние и динамику изменения трудовых ресурсов за 2009 год, провело в жизнь ряд изменений, коснувшихся, в первую очередь, совершенствования условий и системы оплаты труда. Как результат - снижение числа уволившихся.
Следует отметить наметившуюся положительную тенденцию уменьшения числа фактически отработанных дней одним рабочим за 2007-2008 год на 279 дней, а за 2008-2009 год увеличение на 237 дня. Вызвано это может быть увеличением средней продолжительности рабочего дня с 8,6 часов в 2007 году до 8,8 часов в 2009 году.
Для оценки уровня производительности труда применяется система обобщающих, частных и вспомогательных показателей.
Наиболее обобщающим показателем производительности труда является среднегодовая выработка продукции одним работником. Отметим рост среднегодовой выработки на одного работающего, которая в 2007 году составила 6685,19 млн. руб. на человека, а в 2008 году выросла достаточно серьезно, составив 8064,33 млн. руб. на человека, а в 2009 году составила 13291,29 млн.рублей.
Объективность результатов анализа производительности труда, как показало исследование, зависит от правильного выбора системы факторов. Все факторы эффективности использования трудовых ресурсов в три основные группы:
Информация о работе Анализ эффективности использования персонала на современных предприятиях