Ценообразование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:12, курсовая работа

Описание

Исторически сложилось, что цены устанавливались покупателями и продавцами в ходе торговых переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели - ниже той, что рассчитывали заплатить. Поторговавшись, они в конце концов сходились на взаимоприемлемой цене. Установление единой цены для всех покупателей - идея сравнительно новая. Распространение она получила только с возникновением в конце XIX в. крупных предприятий розничной торговли.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 101.26 Кб (Скачать документ)

                                           Введение

 

Исторически сложилось, что цены устанавливались  покупателями и продавцами в ходе торговых переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а  покупатели - ниже той, что рассчитывали заплатить. Поторговавшись, они в конце концов сходились на взаимоприемлемой цене. Установление единой цены для всех покупателей - идея сравнительно новая. Распространение она получила только с возникновением в конце XIX в. крупных предприятий розничной торговли.

Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это  положение до сих пор справедливо  в бедных странах среди неимущих групп населения применительно  к продуктам типа товаров широкого потребления. Однако в последние  десятилетия на покупательском выборе относительно сильнее стали сказываться  неценовые факторы, такие, как стимулирование сбыта, организация распределения  товара и услуг для клиентов.

Основой любой рыночной системы  является механизм ценообразования. В  период переходной экономики это  действительно отдельная задача, поскольку за 70 лет планового  ценообразования российские экономисты, и прежде всего экономисты предприятий, потеряли ту культуру хозяйственной деятельности в условиях рынка, которой обладали в полной мере наши коллеги в дореволюционной России и эле-ментом которой является и коммерческое ценообразование. Поэтому, предложив экономистам предприятий в 1992 г.: «А теперь устанавливайте цены сами -- как хотите!», государство не вправе было ожидать от них использования иных методов ценообразования, кроме наиболее им известного и привычного - затратного. К тому же именно на этот путь их подталкивала инфляция, которую сами предприятия и подстегивали своей политикой цен, и которая затем формировала уже их собственные ценовые ожидания.

Но экономическая ситуация в  стране к середине прошлого десятилетия  сильно изменилась: темпы инфляции уже к концу 1995 г. существенно  снизились: степень конкуренции  заметно возросла из-за импорта (в 1995 г. на долю импорта пришлись уже более 50% всего объема продаж потребительских  товаров); резко упавший производственный и потребительский спрос ста-ли барьером на пути затратного ценообразования -- и барьером куда более мощным, чем прежний Госкомцен.

Для российских предприятий настало  время осваивать новые модели коммерческой политики, учиться выживать за счет адап-тации к непростой и постоянно меняющейся рыночной ситу-ации, находит и собственные способы борьбы с зарубежными конкурентами на российских и мировых рынках.

Основной целью данной работы является определение и анализ основных направлений  ценовой политики предприятий на современном этапе. Для достижения этой цели в работе предполагается решить следующие задачи:

1) рассмотреть основные модели  ценообразования, применяемые в  российской экономической практике;

2) проанализировать возможные стратегии  ценовой политики предприятия  в условиях как развитой рыночной, так и переходной экономики;

3) исследовать реальную практику  политики ценообразования на  примере производителя нитроаммофоса (распространенного азотного удобрения) ОАО «Мосаммиак».

В первой главе рассмотрены теоретические  основы ценообразования, системы цен, их классификация, дифференциация, а  также особенности российских экономических  реалий. Вторая глава посвящена анализу  состояния рынка сбыта азотных  удобрений, особенностей финансово-экономической деятельности и ценовой политики предприятия ОАО «Мосаммиак» и ценовой политики конкурентов. В третьей главе исследован процесс ценообразования на предприятии ОАО «Мосаммиак» на примере конкретного продукта - нитроаммофоса, и Процесс проанализирован с целью выработки рекомендаций по повышению эффективности производства и реализации продукта.

В работе использованы сведения из различных  теоретических трудов, посвященных  проблемам ценообразования, а также  статистические данные информационно-аналитических  обзоров российского и мирового рынков минеральных удобрений и  конкретные экономические показатели деятельности ОАО «Мосаммиак», опубликованные в открытой печати.

Переходный характер современной  российской экономики и отсутствие опыта хозяйствования в условиях развивающихся рыночных отношений  вызвали трудности у предприятий  и появившихся фирм. Одной из наиболее сложных проблем стало свободное  ценообразование после либерализации  цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Цены и ценообразование:  теоретические аспекты проблемы

                  1.1.Понятие, функции,  значение и виды цен

 

Цена – это важнейшая  экономическая категория, отражающая стоимость товара в денежном выражении на данном рынке в данных конкретных условиях. Другими словами, цена определяет сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар в рассматриваемый момент времени на данном рынке. Следовательно, можно говорить о цене как о денежном эквиваленте стоимости товара.

Цена – сложная временная  экономическая категория. В ней  отражаются практически все основные экономические отношения, сложившиеся  в обществе в данный момент. Прежде всего, это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, а также к созданию, распределению и использованию  денежных накоплений. В этом смысле можно говорить о том, что цена опосредствует все товарно-денежные отношения.

Значение цены определяется следующими функциями:

Учетная или  балансовая функция заключается в том, что только посредством цены можно учесть все затраты. На основании стоимостной оценки, т.е. посредством цены  составляются все виды балансов в денежном выражении.

Для нормального поступательного  развития экономики характерно соответствие суммы цен совокупности созданных  стоимостей. Любые нарушения данного  соответствия означают нарушения в  процессе производства. В частности, превышение суммы цен над суммой созданных ценностей означает инфляцию.

Стимулирующая функция означает, что посредством системы цен реализуются экономические интересы всех участников производства и общества в целом.

Особенно существенно  это для рыночной экономики, когда  на первое место выдвигаются экономические методы управления. Стимулирование осуществляется по всем стадиям, направлениям, отраслям расширенного воспроизводства. Через систему цен стимулируется увеличение объема производства, улучшение качественных параметров товаров, обновление ассортимента, улучшение структуры потребления (производственного и непроизводственного), сокращение нерациональных перевозок, эффективное использование транспортных средств, сокращение времени обращения и т.п. Кроме того, чрезвычайно актуальна стимулирующая роль цены в плане снижения себестоимости и увеличения на этой базе прибыли.

Большую роль стимулирующая  функция играет в решении социальных проблем, когда через соответствующую  ценовую политику создаются благоприятные  условия потребления товаров  первой необходимости и услуг.

Перераспределительная функция означает, что отдельные производители, в том числе, и государство как крупнейший собственник могут регулировать цены на отдельные товары и услуги с целью перераспределения доходов потребителей и решения некоторых социальных, политических и др. задач. Эта функция осуществляется через льготные и дотационные цены.

Цена имеет огромное значение как инструмент экономической политики, с помощью которого можно эффективно и качественно решать многие вопросы  хозяйствования и управления производством.

Кроме того, нужно отметить огромное значения цены с точки зрения формирования и реализации социальной политики государства и отдельных субъектов хозяйственной деятельности.

С другой стороны, цена –  это очень мощный и эффективный  инструмент управления, поэтому при  его использовании нужно пытаться оценить и предугадать возможные  положительные и отрицательные  последствия ценовой политики. Имеется  множество примеров как в отечественной, так и в зарубежной практике позитивных и негативных социальных и экономических последствий использования ценовых факторов.

С точки зрения участников товарного производства очень важными  являются принципы и методика ценообразования, а также особенности этого  процесса на различных типах рынков.

Различают 2 принципиально  различных подхода к ценообразованию  – затратный и рыночный, которые так или иначе реализуются в различных   хозяйственных отношениях и рыночных ситуациях.

При затратном подходе к ценообразованию в основу цены товара или услуги закладываются издержки (себестоимость)  производства конкретного товара.

В общем случае цена рассчитывается по формуле

Ц = С полн.+ Пр норм . ,                                                       (1.1)

где     Ц – цена;

С полн – полная себестоимость изделия;

Пр норм – нормативная прибыль.

Преимущество затратного принципа заключаются в его простоте и логичности. На самом деле,  производитель   продукции  должен  вернуть  затраченные  средства,  что   и обеспечивается соответствующим порядком расчета. Однако при таком подходе совершенно игнорируются условия рынка и проблемы сбыта продукции. Кроме того, чем выше затраты на производство, тем соответственно выше и цена товара. Поэтому для производств невысокого уровня, в которых затраты выше средних, цена будет завышена по отношению к передовым предприятиям и возможности сбыта такой продукции становятся проблематичными. Все эти факторы ограничивают применение таких методов ценообразования  предприятиями-монополистами, в том числе, государственными предприятиями с единственным собственником в лице государства.

Использование рыночного принципа предполагает установление цены на уровне т.н. равновесной, величина которой определяется соотношением «спрос-предложение» и зависит от массы рыночных, зачастую нерегулируемых факторов.

В этих условиях важно, чтобы  было обеспечено равновесие между  ценой рынка и конкретного производителя :

Ц спр.» Ц произв. .£ Ц рын. (12.2)

Здесь  Ц спр - цена спроса;

Ц произв. – цена производителя.

Ц рын. – цена рыночная.

Рыночная цена – это расчетная величина, равная денежной сумме, за которую предполагается переход товара или имущества из рук в руки при  проведении коммерческой сделки между добровольным покупателем и добровольным продавцом,  после адекватного маркетинга при условии, что участники сделки действовали расчетливо, компетентно и без принуждения. Такая цена также называется справедливой.

На практике используется множество различных видов цен в зависимости от типа производства, вида рынка и других факторов.

 

 

                        1.2. Классификация цен

Существует определенная классификация цен в зависимости  от обслуживания конкретных отраслей или сфер экономики, в том числе:

- оптовые цены на продукцию  промышленности;

- закупочные цены;

- цены на строительную  продукцию;

- тарифы грузового и  пассажирского транспорта;

- тарифы на платные  услуги, оказываемые населению;

-  розничные цены;

- цены, обслуживающие внешнеторговый  оборот;

- надбавки, скидки, наценки  в сфере обращения.

Различают  цены в зависимости от территории действия,  порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов и других факторов. Рассмотрим некоторые из них и порядок их образования.

Цена производителя  Ц произ.– это цена, определяемая по затратному принципу, которая включает себестоимость продукции и нормативную прибыль. Эта цена отражает тот минимум, по которой продукция может продаваться на рынке. Иногда ее называют ценой красной линии, в том смысле, что при торгах ниже этой величины опускать цену на товар нецелесообразно.

Проектируемая цена продажи  Ц проект. –  это цена, установленная на уровне цены производителя с учетом акцизных сборов и НДС.

Оптовая цена Ц опт. – это цена продажи крупными партиями (оптом) с учетом т.н. сбытовой наценки Н сбыт, включающей затраты на содержание складов, хранение и страхование товара.

Розничная цена – цена на товар, продаваемый в личное потребление в малых, единичных количествах; цена товара в розничной торговле. Эта цена кроме ранее названных составляющих включает также торговую наценку Н торг, т.е. затраты на содержание магазинов и других предприятий торговли, где товар продается в розницу.

Информация о работе Ценообразование