Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:12, курсовая работа
Исторически сложилось, что цены устанавливались покупателями и продавцами в ходе торговых переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели - ниже той, что рассчитывали заплатить. Поторговавшись, они в конце концов сходились на взаимоприемлемой цене. Установление единой цены для всех покупателей - идея сравнительно новая. Распространение она получила только с возникновением в конце XIX в. крупных предприятий розничной торговли.
Кроме перечисленных видов, выделяют льготные цены – цены, которые устанавливает производитель или государство в определенных конкретных условиях для стимулирования продаж или решения каких-то социальных задач. Например, установление льготных низких цен на устаревшую продукцию; цены на продукты питания, одежду, услуги для определенных категорий населения для решения социальных задач; дотационные цены, на продукцию сельскохозяйственного производства. В этом случае государство доплачивает производителю разницу между ценой продажи и среднерыночной ценой для поддержания производителя.
Запретительные цены – цены, которые устанавливаются намного выше издержек (собственных затрат) с целью регулирования (сокращения) потребления или для пополнения бюджета. Логика установления фактически запретительной цены, т.е. такой, которая существенно превышает затраты на производство, определяется видом товаров, которые будут потребляться при любом уровне цены. К таким товарам относятся водка, сигареты, предметы роскоши.
Особую группу составляют цены, величина которых зависит или не зависит от затрат на транспортировку и страхование продукции по всему транспортному коридору, начиная от производителя и до покупателя.
Это так называемое франкирование цен (от итал. Franko - свободный).
Цена-франко – цена товара, определенная с учетом возмещения транспортных расходов по доставке товара до пункта, указанного после слова «франко», например, цена франко-вагон, цена франко-склад получателя и т.д.
Особый вид цен – расчетные или внутренние цены, которые используются внутри предприятия для проведения денежных расчетов между его отдельными подразделениями в процессе производства.
Можно говорить о сезонных, локальных, зональных ценах, но это уже скорее вопросы тактики ценообразования и ценовой политики предприятия, чем классификации цен.
Особый вид цен – это тарифы на услуги. Для промышленного предприятия наиболее важными являются тарифы на потребляемые энергоресурсы (электроэнергия, тепло, газ, первичные энергоресурсы, сжатый воздух), а также тарифы на транспортные, почтовые, банковские, Интернет-услуги, связь и т.п.
Принципы образования тарифов принципиально ничем не отличаются от цен на товары – они также должны покрывать издержки производства, обеспечивать предприятию прибыль, возможность развития, модернизации производства и пр. Сложность заключается в том, что такого рода услуги жизненно необходимы, а когда их производитель – монополист, то и цена устанавливается им, исходя из собственных интересов, монопольно. Правда, государство принимает регуляторные меры, ограничивая цены на коммунальные, транспортные и др. услуги, но в целом, ситуация сложная. Она усугубляется низким уровнем доходов населения, изношенностью основных фондов предприятий, дефицитом энергоресурсов в Украине, сложностями внешнеполитического характера. В связи с этим особое значение имеет разработка и внедрение разного рода мероприятий по энергосбережению на всех стадиях производства – от выработки энергоресурсов, до их транспортировки, распределения и использования потребителем. Решение этих задач связано со значительными инвестициями, соответствующим риском, необходимостью решения сложных технических и экономических проблем, привлечения инвестиций как со стороны внутренних, так и внешних инвесторов и т.п. Другими словами, речь идет о разработке и внедрении общегосударственной программы энергосбережения, в которой будут использованы все возможные организационные, технические и финансовые возможности. Такая программа была разработана на период 2000 – 2030 гг., однако практически она не была реализована, особенно в части средне- и крупнозатратных мероприятий стратегического значения.
1.3. Алгоритм ценообразования
Алгоритм ценообразования – это стандартная последовательность операций по расчету и установлению окончательной цены на товар на данном рынке в рассматриваемый период с учетом всех регламентирующих этот процесс законодательных и ограничивающих факторов.
Содержание алгоритма ценообразования представлено в табл.18.
Таблица 18 – Содержание алгоритма ценообразования
Шаги алгоритма |
Содержание работ |
1. Постановка целей и
определение стратегии |
- определение цели компании; - выбор стратегии - установление области действия цены; |
2. Анализ состояния рынка и определение спроса на товар |
- определение объема продаж; - структура продаж; - спрос, его динамика и перспективы; |
3. Анализ товаров конкурента, цен на них и условий продаж |
- номенклатура и качество товара; - стадии ЖЦИ по видам; - уровень и динамика цен; |
4. Оценка издержек производства |
- расчет себестоимости; - оценка материальных затрат; - выбор поставщиков сырья и материалов; |
5. Выбор метода ценообразования и расчет цены производства |
- выбор методов ценообразования; - расчет цены разными методами; - установление льгот, условий продаж; |
6. Установление окончательной цены на товар на определенный промежуток времени |
- установление факторов, влияющих на цены; - расчет поправок по факторам; - определение окончательной цены; |
Особенности рыночной ситуации,
которые проявляются в
Рассмотрим основные шаги в алгоритме ценообразования.
Цели и ценовая стратегия производителя – это важнейшие, основополагающие факторы стратегического характера, которые устанавливаются фирмой-производителем, исходя из макро- и микроэкономических условий и внутреннего состояния производства.
Укрупненно можно выделить такие цели фирмы:
- завоевание лидерства на рынке;
- увеличение сбыта товаров;
- получение заданного
или максимального объема
- сохранение существующего положения фирмы на рынке;
- выживание.
В каждом конкретном случае в соответствии с целью разрабатывается и ценовая стратегия и политика фирмы, которая является частью общей стратегии развития предприятия.
При выборе той или иной
ценовой стратегии фирма
Различают четыре основных вида рынков по их экономическим характеристикам и особенностям:
- рынок чистой конкуренции;
- рынок монополистической конкуренции;
- рынок олигополистической конкуренции;
- рынок чистой монополии.
Сравнительный анализ рынков приведен в табл. 19.
Спрос на продукцию устанавливается на основании маркетинговых исследований с учетом специфики рынка и различных влияющих на спрос факторов. К ним можно отнести экономические и социальные условия, которые включают в себя общее экономическое положение в стране, отрасли и на данном рынке; платежеспособность и уровень спроса на товар; уровень и качество конкуренции; законодательные положения, регламентирующие процессы купли-продажи; налоговое законодательство и пр.
Таблица 19 –Экономические характеристики рынков
Тип рынка |
Характерис-тика рынка |
Особенности товара |
Затраты на мар-кетинг |
Принцип установле-ния цены |
Уровень рисков |
Примеры рынка |
Рынок чистой конку-ренции |
много продавцов и покупателей |
сходная продукция узкой номенкла-туры |
минима-льные |
цены средне-рыночные с элементами регулирова-ния |
макси-мальный |
зерна, стали, нефти |
Рынок монопо-листической конку-ренции |
много продавцов и покупателей |
широкий спектр товаров в одном типо-размере |
макси-мальные |
цену устанав-ливает произво-дитель с учетом цен конкурентов |
макси-мальные |
бытовая техника, одежда, парфю-мерия и т.п. |
Рынок олигополистической конку-ренции |
мало произ-водителей и покупателей они извест-ны друг другу |
эксклюзив-ный товар высокого качества |
макси-мальные |
цена устанав-ливается по ощущаемой ценности товара |
макси-мальный |
дорогая одежда, авто, яхты, дома |
Рынок чистой монопо-лии |
один произ-водитель и масса потре-бителей |
один тип товара |
минима-льные |
Монополь-ный при регулирова-нии со стороны государства |
минима-льный |
электро-и тепло-энергия, комму-нальные услуги |
Это так называемые нерегулируемые факторы, поскольку производитель не может влиять на них, но обязан знать, понимать логику процессов и учитывать их в своей деятельности.
На уровень сбыта влияют также регулируемые или контролируемые факторы, такие как психологические, индивидуальные качества, определяемые имиджем фирмы-производителя, продавца и самого товара. Производитель, продавец или посредник в состоянии в определенной степени управлять ими, влиять и изменять степень их воздействия на процессы.
Особое место в процессе ценообразования занимает установление стадии жизненного цикла оцениваемого товара. Каждое изделие имеет свою историю – возникновение, развитие, зрелость и уход с рынка. Этот временной процесс называется жизненным циклом изделия. Жизненный цикл имеет несколько характерных стадий – разработка, выведение на рынок, зрелость и спад. Эти стадии характеризуются различными объемами и динамикой продаж, что определяет и особенности ценообразования.
Можно сформулировать такие основные положения концепции жизненного цикла (ЖЦИ), влияющие на уровень цен:
В целом цены на новые товары устанавливаются на более высоком уровне ввиду их новизны, повышенных эксплуатационных характеристик, соответствия современному дизайну, требованиям и пр. Кроме того, создание и освоение нового изделия требует серьезных первоначальных затрат денежных средств, труда, времени, что также отражается на цене.
Иногда, правда, для продвижения нового товара на рынок фирмы устанавливают вначале заниженную цену (цена рыночного прорыва), а затем доводят ее до рыночного уровня. Это определяется ценовой политикой фирмы.
На этапе зрелости, когда имеется максимальный спрос на товар, цена сохраняется достаточно высокой. Затем по мере снижения спроса – снижается и цена. На этапе спада цена может быть даже ниже себестоимости.
Ввиду особой важности установления
сути различных методов
Все эти факторы, а также вероятностный характер большинства исходных данных и построений влияют на содержание, последовательность и приоритетность составляющих процесса ценообразования. Однако при всем этом можно говорить о некоторой стандартной последовательности шагов при определении цен на продукцию, т.е. об определенном алгоритме процесса ценообразования.