Ценообразование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:12, курсовая работа

Описание

Исторически сложилось, что цены устанавливались покупателями и продавцами в ходе торговых переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели - ниже той, что рассчитывали заплатить. Поторговавшись, они в конце концов сходились на взаимоприемлемой цене. Установление единой цены для всех покупателей - идея сравнительно новая. Распространение она получила только с возникновением в конце XIX в. крупных предприятий розничной торговли.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 101.26 Кб (Скачать документ)

 

                      1.4. Государственное регулирование цен 

 

Государство имеет свои цели и задачи с точки зрения управления  народным хозяйством – оно должно обеспечить наполнение бюджета и соответствующее выполнение социальных программ. Поэтому, учитывая социальное значение цен,  государство определенным образом  регулирует цены, решая при этом не только задачу наполнения бюджета, но и защиты потребителя от неоправданного роста цен на товары и услуги.

Различают явное и неявное  регулирование.

Явное регулирование проявляется в прямом установлении цены или ее верхнего уровня на продукцию общего пользования. К этим же методам можно отнести квотирование, лицензирование продаж и пр. Это относится к производителям-монополистам или государственным предприятиям. В этом случае государство выступает как собственник и вправе назначать цену на выпускаемую им продукцию. К таким производствам относятся электро- и теплоэнергетические предприятия, коммунальные службы, транспорт и пр.

Кроме того, правительство  может издавать указы и постановления, ограничивающие предпринимателя в  области ценообразования. Оно может  фиксировать цены на некоторые виды продукции, запрещать сговор производителей в отношении цен на товары и услуги, назначать цены ниже себестоимости, беря часть убытка на себя (помощь малоимущим, больным, многодетным семьям и др.)

Неявное регулирование цен на продукцию и услуги – это фактически использование экономических рычагов управления, что необходимо при любой системе ведения хозяйства. К таким мерам относятся:

§       Налоговая политика, которая, с одной стороны, должна обеспечить наполнение бюджета государства, а с другой стороны, способствовать развитию бизнеса и предпринимательства в стране. Поэтому к налоговой политике предъявляются противоположные требования: их достаточно высокий уровень для решения первой задачи и доступность, прозрачность и экономически оправданный уровень, с другой стороны.

§       Рестриктивная кредитно-денежная политика – это мероприятия, которые государство применяет по регулированию (в основном, ограничению) денежной массы в обороте, что позволяет сдерживать инфляцию. К этой же категории относится и регулирование кредитной ставки в зависимости от ситуации.

§       Система федеральных закупок и услуг касается, в основном, сельского  хозяйства и проявляется в том, что государство закупает излишки сельскохозяйственной продукции по заранее установленной цене, которая, как правило, ниже рыночной. В этом случае  производитель понесет какие-то убытки по сравнению с тем, что он выручил бы, продавая продукцию на рынке. Но, с другой стороны, он не останется с непроданными излишками без денежных средств, т.е. это случай, когда из двух зол выбирают меньшее.

§       Регулирование государственного бюджета заключается в рациональной политике сокращения расходной части бюджета и возможного увеличения доходов. Как правило, проблема заключается в балансе между затратами на социальные программы и инвестированием в развитие хозяйства. Одним из способов упрощения ситуации является  приватизация, потому что в этом случае проблема развития и инвестирования становится  проблемой собственника предприятия, а государство освобождается от инвестирования в эти производства и может сосредоточиться на решении социальных программ.

Все эти меры регуляторного  характера используются в совокупности в зависимости от конкретной ситуации и отменяются, когда ситуация выравнивается  и необходимость применения прямого  или непрямого регулирования  цен исчезает. Важно отметить, что  поскольку цены на товары и услуги очень сильно влияют на социальные процессы в обществе, все эти регуляторные воздействия вводятся только по решению  правительства и парламента, т.е. высших органов управления государством.

 

 

 

 

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     2.1. Методы ценообразования

 

Методика расчета исходных цен на товары,  как правило, состоит из следующих этапов:

1)      постановка задач ценообразования,

2)      определение спроса,

3)      оценка издержек,

4)      анализ цен и товаров конкурентов,

5)      выбор метода ценообразования,

6)      установление окончательной цены.

Можно выделить несколько  факторов, под воздействием которых  находится предприятие при выборе способа ценообразования на свой товар:

1. Фактор затрат — затраты и прибыль составляют минимальную цену товара. Самый простой способ образования цены: при известных издержках и расходах прибавить приемлемую норму прибыли. Однако даже если цена только покрывает расходы, нет гарантии, что товар будет куплен. Именно поэтому некоторые предприятия становятся банкротами, рынок может оценить их товары ниже, чем стоят производство и продажа.

2. Фактор конкуренции — конкуренция оказывает сильное влияние на ценовую политику. Можно спровоцировать всплеск конкуренции, назначив высокую цену, или устранить ее, назначив минимальную. Если товар требует особого метода производства, или производство его очень сложное, то низкие цены не привлекут к нему конкурентов, но высокие цены подскажут конкурентам, чем им стоит заняться.

3. Фактор ценности — один из наиболее важных факторов. Каждый товар способен в определенной степени удовлетворить потребности покупателей. Для согласования цены и полезности товара можно: придать товару большую ценность, просветить покупателя посредством рекламы о ценности товара, скорректировать цену так, чтобы она отвечала настоящей ценности товара.

4. Фактор общественного  мнения — обычно у людей имеется некоторое представление о цене товара, независимо от того, является ли он потребительским или промышленным. Приобретая товар, они руководствуются некоторыми границами цен, или ценовым радиусом, определяющим, по какой цене они готовы купить товар.

Все методы ценообразования могут быть разделены на три основные группы, в зависимости от того, на что в большей степени ориентируется фирма-производитель или продавец при выборе того или иного метода:

1) на издержки производства — затратные методы;

2) на конъюнктуру рынка — рыночные методы;

3) на нормативы затрат на технико-экономический параметр продукции — параметрические методы.

Затратные методы. 

Затратные методы ценообразования  предполагают расчет цены продажи  продукции путем прибавления к издержкам производства некой определенной величины. К ним можно отнести следующие методы:

1) полных издержек;

2) прямых затрат;

3) предельных издержек;

4) на основе анализа  безубыточности;

5) учета рентабельности  инвестиций;

6) надбавки к цене. 

Суть метода полных издержек (метод «издержки плюс») состоит в суммировании совокупных издержек (переменные (прямые) плюс постоянные (накладные) издержки) и прибыли, которую фирма рассчитывает получить.

Если предприятие отталкивается  от определенного процента рентабельности производства продукции, то расчет продажной  цены может быть произведен  по следующей  формуле:

Р = С (1+ R/100),

где Р —  продажная цена;

С — полные издержки на единицу продукции;

R  — ожидаемая (нормативная) рентабельность.

Сущность метода прямых затрат (метод минимальных издержек, метод стоимостного изготовления) состоит в установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки — прибыли. При этом постоянные расходы, как расходы предприятия в целом, не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции. Эта разница получила название «добавленной», или «маржинальной».

Метод прямых затрат позволяет  с учетом условий сбыта находить оптимальное сочетание объемов  производства, цен реализации и расходов по производству продукции. Однако он может быть с уверенностью использован  при установлении цен только тогда, когда имеются неиспользованные резервы производственных мощностей  и когда все постоянные расходы  возмещаются в ценах, установленных  из текущего объема производства.

Расчет цен на основе метода предельных издержек также базируется на анализе себестоимости, но он более сложен, чем рассмотренные методы. При предельном ценообразовании надбавка делается только к предельно высокой себестоимости производства каждой последующей единицы уже освоенного товара или услуги.

Этот метод оправдан только в том случае, если гарантированная  продажа по несколько более высокой  цене достаточна, чтобы покрыть накладные  расходы.

К методам ценообразования  на основе издержек производства относится  расчет цен на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.  Фирма стремится установить на свой товар цену на таком уровне, который обеспечивал бы ей получение желаемого объема прибыли.

Точку безубыточности можно  также найти аналитическим методом  по следующей формуле:

BSV = FC / TR ,

где BSV — точка безубыточности;

FC — постоянные затраты;

TR — валовая прибыль.

Если предприятие выпускает  широкую номенклатуру продукции, то используют расширенный вариант  формулы безубыточности:

BSV = FC / (S x TR)A + (S x TR)B + (S x TR)C + (S x TR)D ,

где S — процент общего объема продаж для каждого товара (A, B, C, D). 

 

Метод учета рентабельности инвестиций. Основная задача метода состоит в том, чтобы оценить полные затраты при различных программах производства товара и определить объем выпуска, реализация которого по определенной цене позволит окупить соответствующие капиталовложения.

Данный метод  учитывает платность финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации товара. Метод успешно подходит при принятии решений о величине объема производства нового для предприятия товара с известной рыночной ценой. Основной недостаток метода — использование процентных ставок, которые в условиях инфляции весьма неопределенны во времени.

Метод надбавки к цене предполагает умножение цены приобретения товара  на повышающий коэффициент по формуле:

Ps = Pp x (1 + m),

где Ps — цена продажи;

P — цена приобретения;

m  — повышающий коэффициент (торговая надбавка), %.

Повышающий коэффициент  может быть рассчитан несколькими  способами. Первым способом исчисляется  процент наценки на основе цены приобретения товара по следующим формулам:

m p  = (Ps — Pp) / Pp ;

m p = M / (Ps — M),

где  mp — коэффициент добавочной стоимости по отношению к  цене приобретения;

S — цена продажи;

С — себестоимость;

М — маржа (прибыль).

Вторым способом исчисляется  процент наценки на основе цены реализации по приводимым ниже формулам:

ms (%) = (Ps —  Pp) / Ps ;

ms (%) = M / (Pp + M),

где  ms  — коэффициент добавочной стоимости по отношению к цене продажи.

Процент наценки на основе цены реализации легко пересчитывается  в процент наценки на основе цены приобретения товара. Возможна и обратная операция. Их взаимосвязь выражается формулами:

m s = m p / (100% + m p);

m p = m s / (100%  — m s). 

Выражение коэффициента повышения  цены от цены продажи через коэффициент  повышения цены от себестоимости  называется восстановлением себестоимости. И наоборот, выражение коэффициента повышения цены от себестоимости  через коэффициент повышения  цены от цены продажи называется восстановлением  цены продажи.

Рыночные методы.

Предприятия, использующие рыночные методы с ориентацией на потребителя, прежде всего ориентированы в своей практике ценообразования на сложившийся уровень спроса на товар, на эластичность спроса, а также на ценностное восприятие потребителем их продукции.

Методы ценообразования, основанные на  воспринимаемой ценности  товара, базируются на величине экономического эффекта, получаемого потребителем за время использования товара. К данной подгруппе методов можно отнести:

1) метод расчета экономической  ценности товара;

2) метод оценки максимально  приемлемой цены.

Процедура расчета цены по методу расчета экономической ценности товара для потребителя состоит из следующих этапов:

1) определение цены (или  затрат), связанной с использованием  того блага, которое покупатель  склонен рассматривать как лучшую  из реально доступных ему альтернатив;

2) определение всех параметров, которые отличают данный товар,  как в лучшую, так и в худшую  сторону, от товара-альтернативы;

Информация о работе Ценообразование