Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:12, курсовая работа
Исторически сложилось, что цены устанавливались покупателями и продавцами в ходе торговых переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели - ниже той, что рассчитывали заплатить. Поторговавшись, они в конце концов сходились на взаимоприемлемой цене. Установление единой цены для всех покупателей - идея сравнительно новая. Распространение она получила только с возникновением в конце XIX в. крупных предприятий розничной торговли.
Дальнейшее повышение качества нитроаммофоса необходимо для обеспечения возможности его бестарного хранения на заводе, бестарной перевозки железнодорожным, водным и автомобильным транспортом, длительного хранения у потребителя без потери рассыпчатости как в таре, так и насыпью.
На ОАО «Мосаммиак» нитроаммофос производит цех №3А. Целесообразно рассмотреть перечень месячных затрат и расходов на содержание этого цеха. (см. Таб. 6, 7)
ОАО «Мосаммиак» использует затратный метод ценообразования (метод, принимающий в качестве отправной точки фактические затраты фирмы на производство и организацию сбыта товаров), т.е. все затраты, подтвержденные документами бухгалтерии, включаются в себестоимость. До недавнего времени формирование ценовой политики предприятия было пассивным, существовал огромный разрыв между нужной величиной продаж и величиной средних затрат.
У предприятия существовали следующие проблемы, ограничивающие сбыт и не способствующие получению прибыли:
Не полное использование мощностей предприятия. Как было описано выше, главным сырьем для производства нитроаммофоса является аммиак, производимый самим заводом, а тот, в свою очередь производится из природного газа. Предприятие обладает двумя установками для производства аммиака, до недавнего времени работала только одна из них, обе установки потребляют газа примерно столько же, сколько одна. А продукции от двух установок получается в 1,5 раза больше.
Предприятие страдает от эффекта
масштаба. Не включение второй установки
обуславливалось боязнью
Важную роль для завода играет сезонность. Так, в сельскохозяйственный сезон (май-сентябрь) наблюдается дефицит удобрений, в то время как декабре наблюдается проблемы со сбытом.
Большое влияние на спрос
на удобрения оказывает
Данные проблемы существенно подорвали финансовое положение предприятия, которое на данный момент характеризуется следующими показателями:
непокрытый убыток прошлых лет - 854090 тыс. руб.
балансовая прибыль на 01.05.00 - 64768 тыс. руб.
кредиторская задолженность на 01.05. 00 - 1548865 тыс. руб.
задолженность федеральному бюджету на 01.05.00 - 47862 тыс. руб.
задолженность областному бюджету - 44000 тыс. руб.
местному бюджету - 17187 тыс. руб.
пенсионному фонду - 82832 тыс. руб.
по налогу на пользователей автодорог - 44915 тыс. руб.
Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, руководством ОАО «Мосаммиак» было заключено соглашение с ООО « Межрегионгаз» о дополнительных поставках газа на завод. По этому соглашению завод получает природный газ для производства, при этом рассчитывается с газовиками своей продукцией (нитроаммофоса, карбамид, аммиак) при чем дополнительные объемы своей продукции реализует по каналам ООО «Межрегионгаз». (см. Рис. 1)
С момента начала реализации Программы реструктуризации задолженности и основ взаимоотношений ОАО «Мосаммиак» и ООО «Межрегионгаз» ситуация начала изменяться коренным образом. Как видно из диаграммы 1, объем выпуска амселитры возрос с 40000 т до 60000 т, т.е на проектную мощность.
Газоснабжение осуществляется на согласованном уровне, что позволило предприятию выйти впервые за последние годы в режим рентабельной работы, за 4 месяца 2002 г. получена балансовая прибыль 64768 тыс. руб. Объем товарной продукции к соответствующему уровню прошлого года вырос в 2 раза. Стабилизация работы предприятия позволила коренным образом изменить возможности оплаты за потребленный природный газ. (см. Рис. 2)
Как можно увидеть из диаграммы 2, увеличение объема производства положительно сказалось на себестоимости продукции. Полная загрузка мощностей цеха (включение обеих установок по производству) позволила существенно снизить себестоимость. Чтобы проследить полученный от увеличения масштаба производства эффект, необходимо сравнить калькуляцию производства нитроаммофоса на 40000 тонн в месяц (при одной включенной установке) и на 60000 тонн. (см. Таб. 8)
Как можно увидеть, снижение себестоимости составляет 556.68-535.37=21.31 руб. При таком объеме производства данное снижение себестоимости является очень значительным. Экономический эффект от данного увеличения выпуска -
(556,68-535,37)*60000= 1278600 руб.
3.2. Политика ценообразования ОАО «Мосаммиак»
Для того, чтобы иметь представление о ценообразовании на ОАО «Мосаммиак», необходимо описать структуру управления отдела цен и ценовой политики:
Главной задачей отдела цен и ценовой политики ОАО «Мосаммиак» является разработка эффективной ценовой политики на основе контроля, анализа, разработки рекомендаций, расчета и корректировки текущих цен с целью обеспечения надежной адаптации предприятия к колебаниям рыночной конъюнктуры, ценовой политики к изменениям внешней среды и внутренних факторов для обеспечения рентабельности хозяйственной деятельности предприятия. Основные обязанности начальника отдела цен и ценовой политики состоят в том, чтобы давать предложения об изменении цен в зависимости от эластичности спроса на данный вид продукции и уровня конкуренции, корректировать ценовую политику в зависимости от изменения политических, экологических, социальных и других внешних факторов, прогнозировать цены на сырье, материалы, работы и услуги, анализировать влияние цен на отклонения фактической себестоимости от расчетной (по видам продукции).
Так, ценовая политика ОАО «Мосаммиак» строится следующим образом:
Цены исходя из фактической себестоимости, с учетом цен конкурентов, применяющиеся для внутреннего рынка.
Экспортные цены, корректирующиеся в зависимости от мирового рынка азотных удобрений и цен на нем.
Государственно-регулируемые
цены, предназначенные для
Зачетные цены, формируемые
по принципу «все равно возьмут», учитывающие
неблагоприятное положение
Цены, направленные на политику вытеснения конкурентов, т.е. которые на первом этапе могут быть убыточными, с дальнейшим достижением рентабельности за счет объемов поставок.
Заключение
Анализ ценообразования на предприятии ОАО «Мосаммиак» наглядно показывает, что система цен - это дифференцированная система, состоящая из отдельных блоков (оптовые, розничные и др.), находящаяся в тесной взаимозависимости и взаимодействии. Изменение цен в одном из основных блоков быстро передается по цепочке во все другие. Формированию эффективному ценообразования в России мешает ряд факторов, таких, как высокие налоги, сборы, платежи в фонды, импортные и экспортные пошлины, завышенные цены естественных монополий, отсутствие квалифицированных специалистов в этой области на предприятиях. Российская система цен еще не сформирована, поэтому целесообразно использовать опыт зарубежных коллег.
Пока для подавляющего
большинства отечественных
1. Затратное ценообразование
опирается на реально
2. Не всегда у фирмы есть специалисты и менеджеры, ко-торые владеют более совершенными методами ценообразова-ния. Современные подходы к обоснованию цен (некоторые из которых рассмотрены в предыдущих главах) сочетают в себе как научные элементы, так и творчество. У многих фирм (в том числе у подавляющею большинства российских фирм) просто нет специалистов такого типа и менеджеров, которые го-ворят с ними на одном языке- Но любой менеджер понимает, что такое затраты и что цена должна быть больше затрат на величину «приемлемой прибыли".
3. Затратное ценообразование может быть общеприня-тым в данной отрасли. Если ситуация именно такова, то ме-неджеры действующей в ней фирмы и не считают нужным осваивать иные подходы к обоснованию цен, зная, что лидеры рынка тоже идут от затрат и наценки. Это характерно пока и для большинства отраслей российской экономики. Что касается цен на импортную продукцию, то они воспринимаются как данность, рожденная некими «мировыми рынками».
4. Затратное ценообразование
часто воспринимается
Проанализировав ценовую политику на ОАО «Мосаммиак», в качестве рекомендаций по дальнейшему ее совершенствованию, необходимо сделать следующие выводы:
-ценовая политика ОАО «Мосаммиак» на данном этапе разработана в правильном направлении. Основными целями маркетинга, являются обеспечение выживаемости, максимизация прибыли, завоевание лидерства по показателям качества
-в ценообразование
-для дальнейшего снижения
себестоимости продукции путем
снижения стоимости закупок
-целесообразно организовать
постоянный динамический
Список литературы
1. «Экономика предприятия»
Под ред. проф. В.Я.Горфинкеля, проф.
В.А.Швандара. -М.: ЮНИТИ, 2001.
2. «Предпринимательство» Под ред. В.Я.Горфинкеля,
Г.Б.Поляка, В.А.Швандара. -М.: ЮНИТИ, 2001.
3. Пунин Е.М. Маркетинг, менеджмент, ценообразование на предприятии. М., Международные отношения, 1999.
4. Шуляк П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие.-2-е изд. М.: ИВЦ “Маркетинг”, 1998.
5. Зайцев И. Л. «Экономика промышленного предприятия» - М.: Инфра-М, 1998.
6. Липсиц И. В. «Коммерческое ценообразование» - М.: БЕК, 1997.
7. Котлер Ф. «Основы маркетинга» - М.: Ростинтер, 1996.
8. Баканов М.И.,Шеремет А.Д. Теория экономического анализа-М: Финансы и статистика,1996
9. «Академия рынка: Маркетинг» - М.: Экономика, 1993.
10. «Рыночная экономика. 1000 терминов» - М.: Крон-Пресс, 1993.
11. Ноздрёва Р. «Маркетинг: как побеждать на рынке». - М.: Инфра-М, 1992.
12. «Химическая промышленность» Справочник. -М.: Прогресс, 2002.
13. «Химия и бизнес», №1-12, 2002.
14. «Химия и бизнес», №11,12, 2001.
15. «Химия и бизнес», №12, 2001.
Приложение
Таб. 1. Темпы роста производства аммиака
Темпы роста производства аммиака по предприятиям России, % |
||||
Предприятия |
Темпы роста, % |
|||
4 кв. 2002г. |
4 кв. 2001г. |
2001г. /2000г. |
||
АО "Башкирская агрохим. компа |
40 |
- |
||
Березниковское АО "Азот" |
89 114 |
108 |
||
АО"Воскресенские мииудобрения" |
116 160 |
111 |
||
Кемеровское АО "Азот" |
142 170 |
180 |
||
АО "Кирово-Чепецкий ХК" |
122 95 |
102 |
||
ЗАО "Куйбышев азот" |
164 137 |
91 |
||
АО "Невинномысский Азот" |
157 132 |
128 |
||
Холдинг "Акрон", в т.ч. |
119 101 |
120 |
||
АО "Акрон", Новгород |
102 94 |
107 |
||
АО "Дорогобуж" |
177 116 |
160 |
||
Новомосковская АК "Азот" |
98 113 |
113 |
||
АО "Минудобрения", Пермь |
115 92 |
98 |
||
АО "Минудобрения", Россошь |
86 148 |
139 |
||
АО "Юльяттиазот" |
95 121 |
110 |
||
АО "Череповецкий "Азот" |
117 101 |
106 |
||
АО "Щекиноазот" |
127 121 |
134 |
||