Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 06:06, контрольная работа
С возникновением товарно-денежных отношений взаимосвязи между производителями товаров и обществом, с одной стороны, и между отдельными товаропроизводителями, с другой, реализуются путем использования механизма цен на производимые товары.
Цена – это количество денег, уплачиваемое за единицу товара, т.е. продукции, работ, услуг, предназначенных для реализации.
Введение 3
Глава 1. Цена и основы механизма ценообразования 4
1.1 Функции цены 6
1.2 Роль и значение цены и ее связь с рыночными факторами 9
1.3 Структура механизма ценообразования 11
Глава 2. Методы ценообразования 14
2.1 Затратные методы ценообразования 16
2.2 Рыночный механизм ценообразования 28
Заключение 31
Список использованной литературы 32
Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский
государственный торгово-
Омский
институт (филиал)
Кафедра
«Экономика и бухгалтерский учёт »
Контрольная
работа
по дисциплине
«Микроэкономика»
Цены и механизмы ценообразования
Выполнила:
Студентка 1 курса
группы ЗБУ-11
зачетная книжка №ЗБУ-11-06
Бородина Ксения Николаевна
дата: 30 декабря 2011г.
подпись
Рецензент:
К.э.н., доцент
Микельбантов
Николай Сергеевич
Омск – 2011
Введение 3
1.1 Функции цены 6
1.2 Роль и значение цены и ее связь с рыночными факторами 9
1.3 Структура механизма ценообразования 11
Глава 2. Методы ценообразования 14
Заключение 31
Список использованной литературы 32
С
возникновением товарно-денежных отношений
взаимосвязи между
Цена – это количество денег, уплачиваемое за единицу товара, т.е. продукции, работ, услуг, предназначенных для реализации.
Цены и механизм их образования играют весьма важную роль в экономике каждой страны независимо от ее общественно-экономической формации. Это объясняется не только тем, что цена является неотъемлемым атрибутом любого товара или услуги, но еще и тем, что цена – это квинтэссенция экономических интересов всех участников товарно-денежных отношений, проявляющая себя в частности, в изменений главной составляющей цены – прибыли.
Долгосрочная цель создания, функционирования и развития предприятия любой формы собственности заключается в максимизации объема прибыли или «ценности предприятия», т.е. той суммы денег, которую можно получить при продаже ее активов. Наиболее гибким и значимым инструментом коммерческой политики предприятия является цена. Именно цены определяют структуру производства, оказывают решающее воздействие на движение материальных потоков, распределение товарной массы, уровень доходности предприятия.
Для
самостоятельных
Одним
из решающих путей повышения
Цена
– фундаментальная
Существуют две основные точки зрения на теорию цены. По мнению сторонников одной теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, за которую продавец согласен продать, а покупатель готов заплатить за товар определенной полезности. Отсюда цена – денежное выражение стоимости товара, такое же определение дается в ГОСТ Р 51303-99. Другие экономисты более конкретизируют вторую точку зрения, что цена (англ. Price, Cost, Value) есть денежное выражение ценности продукта, товара, услуги, фактора производства в процессе обмена. В свою очередь, ценность - это значимость (польза, полезность) товара как продукта потребления для покупателя (потребителя). Некоторые экономисты определяют, что для покупателя цена является "экономической жертвой". Покупатель при принятии решения о приобретении товара постоянно сравнивает эту «жертву» со своим представлением о ценности. Из ряда альтернативных товаров решение принимается в пользу того товара, соотношение ценности которого и его цены не ниже, чем соотношение ценности этого товара с предполагаемо возможной ценой покупателя и ценой последующего потребления. Другими словами, при выборе покупатель определяет эффективное для себя соотношение ценности блага (качества, полезности и т.д.) и цены (массу денег или других эквивалентов, которую нужно отдать взамен, чтобы получить и эффективно эксплуатировать желаемое благо). Для продавца цена представляет собой вознаграждение за результат труда и возмещение понесенных расходов на создание (производство, транспортировка, реклама и т.д.) приобретаемого покупателем товара.
Теории полезности и ценности благ (товара) уделено большое внимание зарубежными и отечественными экономистами. Они используют различные подходы к оценке полезности благ. Но в любом случае измерение ценности товара основывается на субъективных ощущениях покупателя, что особенно характерно для потребительских товаров населению. В меньшей степени измерение ценности товара базируется на каких-либо технических и объективно обоснованных показателях, что характерно для промышленного потребления. В практике теория полезности, а именно соотношение ценности товара и цены, учитывается в параметрических методах ценообразования. Например, метод удельной цены, балловый метод, метод регрессионного анализа. С юридической точки зрения понятие цены характеризуется как денежное выражение обязательства произвести платеж за проданную (поставленную) продукцию, выполненные работы или оказанные услуги.
В
отличие от цены Ценообразование (Pricing
Price formation (setting)) - это процесс формирования
цен на товары и услуги, характеризуемый
методами, способами установления цен.
Представляется, что в силу многогранности
ценообразования и влияния на него многих
составляющих, целесообразно рассматривать
данный процесс в совокупности, другими
словами предметом дальнейшего изучения
должен стать механизм ценообразования,
целью которого и основополагающим предметом
исследования является цена, а объектом
– товар.
В целях настоящей статьи понимаем, что товар – это благо, которое может быть выражено продуктом, материалом, полуфабрикатом, фактором производства и тому подобное, на каждой стадии смены своего пользователя, за исключением его изготовителя - первого продавца данного благо. Например, это и детали для производства телевизора, и телевизор в розничном магазине. Продавец – это хозяйствующий субъект или физическое лицо, целью хозяйствования которого как минимум является полное возмещение понесенных расходов при реализации своего товара с целью дальнейшего воспроизводства, то есть тот, кто продает товар и устанавливает цену с доходом не ниже понесенных расходов в стратегическом аспекте своего хозяйствования. Покупатель – это хозяйствующий субъект или физическое лицо, которые приобретают товар у продавца.
При принятии решения об установлении той или иной цены продавец должен проанализировать массу различных показателей, учитывать спрос покупателей (предложение конкурентов) и разработать не противоречащий действующему законодательству механизм ценообразования, посредством реализации которого он (продавец) получит желаемый результат в соответствии со своими целями и задачами (Рисунок 1).
Рисунок 1.
Взаимосвязь субъектов, объекта и предмета
механизма ценообразования
В центре внимания всех субъектов механизма ценообразования всегда остается цена. Полное понимание сущности и важности такой сложной фундаментальной экономической категории как цена является основополагающим при разработке механизма ценообразования. Внешним проявлением внутреннего со держания цены являются ее функции. Они отражают сущность цены, ее роль в экономике, место среди других экономических категорий и взаимосвязь с этими категориями. Из толкового словаря: «Функция является внешним проявлением свойств какого-либо объекта в данной системе отношений». И это действительно так. Функция есть способ реализации в реальной действительности внутренней глубинной сущности экономической категории.
Классифицируют пять основных функций цены (Таблица 1). Некоторые авторы выделяют более широкий перечень функций цены.
1.1 Функции цены
Учетно-измерительная функция – отражает возможность использования цены для измерения результатов и стоимостного учета различных экономических процессов. Например, цена дает возможность: 1) определить затраты различных ресурсов (трудовых и материальных) на производство товара и размер прибыли; 2) сопоставить различные экономические процессы; 3) организовать товарообмен, определив количество денежных средств, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за товар. Кроме того, цена, выступая одним из главных показателей эффективности производства, является носителем важнейшей экономической информации и участвует в расчете всех стоимостных показателей, используемых в статистике, анализе и прогнозировании экономических систем. В этой функции цена – это важнейший инструмент анализа и планирования.
Стимулирующая функция цены проявляется в целях участников рынка. Заключая сделку (купля-продажа, поставка, оказание услуг и подобные операции), ее участники стремятся к достижению оптимальных для себя результатов. Например, для продавца – это получение максимальной выручки и прибыли, для покупателя – минимизация величины «жертвы» (затрат) на приобретение товара определенного качества. С помощью цены можно стимулировать (дестимулировать) научно-технический прогресс, улучшение качества товаров, построение оптимальной структуры производства и потребления, экономию потребляемых ресурсов. Стимулирующее воздействие на развитие рынка через цены оказывают уровень рентабельности продавца, уровень расходов на производство товаров, таможенные пошлины, величина налогов и сборов с одной стороны, а с другой стороны, величина косвенных налогов и методы ценообразования продавца, как, например, надбавки и скидки.
Распределительная (перераспределительная) функция цены связана с возможностью отклонения цены от реальной стоимости под воздействием множества рыночных факторов. Перераспределительная функция цен означает, что с помощью цены осуществляется перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, регионами страны, социальными группами, иными словами происходит регулирование доходов отраслей, субъектов хозяйствования, населения. Ярким примером перераспределения доходов является дифференцированное ценообразование и система налогообложения (налог на добавленную стоимость, акцизы), платежи по которой поступают в бюджеты разных уровней на общегосударственные нужды, а также создание через цену благоприятных (неблагоприятных) условий для приобретения товаров, решая тем самым и ряд социальных задач, поддерживая наименее социально защищенные слои населения.