Цены и механизмы ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 06:06, контрольная работа

Описание

С возникновением товарно-денежных отношений взаимосвязи между производителями товаров и обществом, с одной стороны, и между отдельными товаропроизводителями, с другой, реализуются путем использования механизма цен на производимые товары.

Цена – это количество денег, уплачиваемое за единицу товара, т.е. продукции, работ, услуг, предназначенных для реализации.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Цена и основы механизма ценообразования 4

1.1 Функции цены 6

1.2 Роль и значение цены и ее связь с рыночными факторами 9

1.3 Структура механизма ценообразования 11

Глава 2. Методы ценообразования 14
2.1 Затратные методы ценообразования 16
2.2 Рыночный механизм ценообразования 28

Заключение 31

Список использованной литературы 32

Работа состоит из  1 файл

Цена и основы механизма ценообразования.doc

— 403.50 Кб (Скачать документ)

1. Политика  цен - общие цели, которые продавец  собирается достичь с помощью  реализации товара по установленным  ценам.

2. Стратегия ценообразования – это согласованный общий план действий из совокупности наиболее важных решений, благодаря которым политика цен реализуется на практике.

На основе стратегии разрабатывается тактика  ценообразования – это система  конкретных практических мер и комплекс действий, обеспечивающих реализацию выбранной стратегии по управлению ценами на товары, исходя из сложившейся на определенный момент рыночной ситуации и включающих в себя реализацию целей продавца на каждом рынке и по каждому товару на заданный отрезок времени.

Рисунок 2. Структура механизма ценообразования 

     Также с целью реализации выбранной  стратегии ценообразования определяется методика формирования цен – это  совокупность конкретных способов, рекомендаций, средств и инструментария в рамках действующей методологии механизма ценообразования. Методика – это составной элемент методологии, который объединяет целый ряд методов формирования цен: рыночный, затратный, административный, параметрический. Каждая методика имеет свои особенности в зависимости от уровня управления, видов цен и товара. Метод (от греч. methodos) совокупность приемов или способов познания и освоения действительности, направленных на выполнение определенной цели.

     На  основе разработки и применения соответствующих  методов реализуются адекватные рыночным отношениям единые принципы ценообразования, то есть постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе.

Среди важнейших принципов ценообразования  выделяют следующие:

1.   Принцип обоснованности, который состоит в необходимости анализа и учета в ценообразовании рыночных факторов и объективных экономических за конов развития рыночной экономики (закон стоимости, закон спроса и предложения).

2.   Принцип единства обеспечивает единую методику расчета цен для определенного вида товара соответствующую условиям реализации.

3.   Принцип целенаправленности состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных задач и проблем, которые должны решаться с помощью цен.

4.   Принцип контроля имеет целью проверку правильности применения установленных законодательством общих для всех продавцов правил ценообразования и реализуется, в частности, при государственном регулировании цен.

5.   Принцип непрерывности процесса ценообразования проявляется в постоянной необходимости формирования цены на товар в кругообороте экономических процессов, например, протекающих по схеме «товар-деньги-товар».

Таким образом, стратегия и тактика  ценообразования предполагают практические действия для реализации задач. Методология, методика, методы и принципы систематизируют научно- теоретическое обоснование этих действий. Совместно они образуют согласованную систему механизма ценообразования.

Глава 2. Методы ценообразования

     Одним из решающих путей повышения конкурентоспособности торговой организации является оптимальный механизм ценообразования и установление факторов, влияющих на определение цены товара. Уровень цены реализации непосредственным образом определяет ценовую конкурентоспособность товара.

     Исходя из целей своего хозяйствования, продавец определяет для себя систему важнейших показателей эффективности функционирования, которые он намерен достичь. На основе выстроенной системы ранжируются задачи, образуя политику цен продавца. Решения этих задач обеспечивает механизм ценообразования. Как правило, организации торговли имеют цель коммерческого хозяйствования.

Методология механизма ценообразования включает в себя следующее:

1. Политика  цен - общие цели, которые продавец  собирается достичь с помощью  реализации товара по установленным ценам.

2. Стратегия ценообразования – это согласованный общий план действий из совокупности наиболее важных решений, благодаря которым политика цен реализуется на практике.

     С целью реализации выбранной стратегии  ценообразования определяется методика формирования цен, а именно совокупность конкретных способов, рекомендаций, средств и инструментария в рамках действующей методологии механизма ценообразования.

В экономической  литературе описаны различные методы формирования цены, причем зачастую используются разные только названия методов, но содержащие одну суть и методику расчета и базовые показатели. Как правило, выделяют затратный подход к ценообразованию, ценностный и эконометрический. Однако с развитием рыночных отношений перечень был несколько расширен и модифицирован. В настоящее время целесообразно все методы ценообразования ранжировать следующим образом:

1.   Рыночный метод формирования цены, ориентированный на покупателей другими словами на полезность / ценность товара и отражающий конъюнктуру рынка.

2.   Затратный метод формирования цены, базирующейся на расчете расходов продавца по созданию и реализации товара.

3.   Параметрический (нормативно-параметрический) или эконометрический метод формирования цены основанный на соотношении цены к определенному параметру, характеризующему ценность товара аналогичного ряда или входящих в товар других составных частей.

4.   Административный метод формирования цены, основанный на директивном распоряжении по установлению того или иного уровня или пределов цен уполномоченными на то государственными органами.

     Кроме того, в каждой группе выделяют разновидности  методов ценообразования в зависимости  от способа учета и распределения  расходов, экономической ценности, покупательского спроса и конкурентных преимуществ (Рисунок 3).

     Все методы в той или иной степени  базируются на экономическом функционировании субъектов механизма ценообразования  с одной стороны, и с другой стороны - на оценке расходов продавца и требованиях покупателя, предъявляемых к качеству / полезности товара. 

 

Рисунок 3. Методы ценообразования 
 

2.1 Затратные методы ценообразования

     Затратные методы ценообразования основываются на расходах продавца и не отражают покупательский спрос и конъюнктуру  рынка. Этот метод позволяет оценить  долю расходов в цене каждого товара и делает расчет цен точным с большей степенью вероятности, так как легче продавцу спрогнозировать свои показатели расходов, чем спрос и поведение конкурентов. Поэтому практически каждый продавец в той или иной степени использует эти методы в своей практике при формировании механизма ценообразования.

     Точность  расчета базовой цены с помощью  затратных методов ценообразования  обеспечивается возможностью максимально  точного вычленения постоянных расходов из общей суммы расходов продавца, а также правильной оценкой учета запаса ресурсов.

     Разделение  расходов торговой организации на переменные и постоянные расходы представляет собой классификацию расходов по системе «директ-кост». Переменные расходы – это расходы, которые  напрямую зависят от объема продаж в натуральном выражении и увеличиваются пропорционально увеличению этого объема, постоянные расходы, напротив, - не зависят от объема реализации. Однако надо понимать, что это верно только в определенном пределе объема продаж товара в натуральном выражении, где пределом является максимальный объем, который возможен без наращивания (увеличения) постоянных расходов. Это так называемые условно-переменные и условно-постоянные расходы.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Такое определение расходов содержится в пункте 2 Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (далее - ПБУ 10/99).

Под будущими экономическими выгодами понимается потенциальная возможность имущества прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств или их эквивалентов в организацию.

     Это определение понятия экономических  выгод дает законодатель в Концепции  бухгалтерского учета в рыночной экономике РФ, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентским советом ИПБ 29 декабря 1997 года.

К фактическим расходам на приобретение товаров, которые в управленческом учете, как правило, являются переменными расходами, относятся:

·   суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу) за приобретаемые товары;

·   суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением товаров;

·   таможенные пошлины, в случае приобретения импортных товаров;

·   невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением товаров;

·   суммы вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, с помощью которых приобретаются товары;

·   суммы процентов по заемным средствам, начисленные до момента принятия товаров к учету (в том случае, если заемные средства привлечены для приобретения товаров);

·   расходы по доведению товаров до состояния, в котором они пригодны к продаже;

·   расходы по доставке, если стоимость доставки товаров не включается в их цену, а оплачивается покупателем отдельно как услуга сторонних организаций;

·   иные затраты, непосредственно связанные с приобретением товаров.

     Таким образом, принцип формирования покупной стоимости товаров заключается в том, что включению в стоимость товаров подлежат любые расходы организации торговли, непосредственно связанные с приобретением конкретной партии товаров. Эти расходы являются переменными расходами, соответственно находятся в прямо пропорциональной зависимости от объема продаж (Рисунок 3).

     Расходы торговая организация должна отражать в регистрах бухгалтерского учета, обеспечивая их синтетический и  аналитический учет.

     Расходы на продажу образуют постоянные расходы организации, которые напрямую не зависят от объема продаж (Рисунок 4).

     Однако  это достаточно условно, так как  с некоторым предельным увеличением  объема продаж (q< q< q3) некоторые постоянные расходы могут увеличиться (C< C< C3). Величина этих расходов может оставаться неизменной до очередного определенного уровня на отрезке [q; q3] увеличения объема продаж, такие расходы носят характер условно-постоянных.

Рисунок 4. Зависимость постоянных и переменных расходов от объема продаж

     Источником  информации о произведенных расходах являются, прежде всего, регистры бухгалтерского учета, управленческого учета, если таковые утверждены организацией. Так как показатели управленческого учета базируются на показателях бухгалтерского учета и в силу значительной зависимости показателей и способов классификации расходов в управленческом учете от индивидуальных особенностей хозяйствования каждой торговой организации - продавца, необходимо рассмотреть формирование расходов, прежде всего, по бухгалтерскому учету.

     Также не стоит забывать о существующих различиях признания расходов в целях бухгалтерского и налогового учета. В конечном итоге, сопоставляя бухгалтерский и налоговый учет, торговая организация может компромисс отразить в управленческом учете. В целях ценообразования продавец сам выбирает и составляет информационную базу о расходах, исходя из специфики хозяйствования.

     Для целей ценообразования в управленческом учете наиболее реально отражающим расходы продавца является метод  учета затрат ресурсов НИФО (NIFO – next-in, first-out) – оценка ресурсов по цене, которую придется заплатить в будущем за восполнение запаса ресурса, израсходованного в настоящем. Это особенно актуально при больших колебаниях цен на товары (ресурсы) в краткосрочном периоде времени. Однако данными ни бухгалтерского, ни налогового учета продавец в этих целях не сможет воспользоваться, так как такой метод действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен, что, несомненно, приведет к дополнительным трудозатратам и расходам при обеспечении учета ресурсов по методу НИФО. Если точность расчета цены позволяет некоторую погрешность, можно воспользоваться скорректированными данными бухгалтерского учета, где одним из методов учета материально-производственных запасов (ресурсов) является ЛИФО (LIFO – last-in, first-out)[1;49] – оценка ресурсов по цене последней покупки. Этот вариант наиболее приближен к реальным ценам на ресурсы в данный период. Законодатель рассматривает данный метод в учете в соответствии со следующими нормативными документами:

Информация о работе Цены и механизмы ценообразования