Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 03:15, реферат
Целью написания данного реферата является изучение человеческого капитала и его роли в развитии белорусской экономики.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- дать определение сущности категории человеческий капитал;
- проанализировать структуру человеческого капитала, факторы его развития и показатели оценки;
- рассмотреть показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал;
- оценить влияние человеческого капитала в Республике Беларусь на формирование социальной политики.
В последние годы всеобщим стало мнение, что эффективность развития экономически современных государств в огромной степени зависит от того, сколько средств оно вкладывает в своих людей.
Последние
полтора - два десятилетия управленческой
науки прошли под двумя знаменами:
“инновации” и “человеческие
ресурсы”. Это время можно
Актуальность выбранной темы заключается в том, что человеческий капитал играет основополагающую роль в жизни каждого человека. Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Все развитые страны инвестируют огромные средства в человеческий капитал. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.
Объектом исследования выступает человеческий капитал и его влияние на формирование социальной политики государства.
Целью написания данного реферата является изучение человеческого капитала и его роли в развитии белорусской экономики.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- дать
определение сущности
- проанализировать
структуру человеческого
- рассмотреть
показатели эффективности
- оценить
влияние человеческого
Работа
базируется на изучении теоретических
исследований таких авторов как,
А.В.Сидорович, С.Ю.Рощин, Т.О.Разумова,
И.П.Николаева и др., а также
периодических изданиях, таких как,
Белорусская экономика, Наука и
инновации, Вопросы экономики.
1.1. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, КЛАССИФИКАЦИЯ И СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Понятие человеческого капитала широко используется мировой экономической наукой, доказавшей необходимость и высокую эффективность вложений в человека, и занимает одно из центральных мест в теории и практике рыночного хозяйства.
Человеческий капитал – понятие многогранное и чрезвычайно сложное. В связи с этим вполне закономерно существование множества определений и трактовок рассматриваемой категории, отражающих особенности различных подходов к анализу.
Как правило, под человеческим
капиталом понимается
К.Маркс рассматривает рабочую
силу как составляющую часть
капитала, которая становится капиталом
уже после продажи «полезного
труда» капиталисту. По его
мнению, ни рабочая сила человека,
ни средства производства не
являются капиталом от природы.
А.Смит считал, что капитал человека
– это та часть его имущества
(включающая орудия труда,
Дж.Р.Маккулох считал
Таким образом, понятие
Экономисты при определении
- в современных условиях человеческий капитал является главной ценностью общества и главным фактором экономического роста;
- формирование человеческого капитала требует от самого человека и всего общества значительных затрат;
- человеческий капитал в виде навыков и способностей является определенным запасом, т.е. может быть накапливаемым;
- человеческий капитал может физически изнашиваться, экономически изменять свою стоимость и амортизироваться;
- человеческий капитал неотделим от его носителя – живой человеческой личности;
- независимо от источников формирования, которые могут быть государственными, семейными, частными и др., использование человеческого капитала и получение прямых доходов контролируется самим человеком.
Накопление человеческого капитала состоит из определенных затрат человека (семьи, фирмы, государства) направленных на:
К показателям воспроизводства человеческого капитала относят:
1. Демографические показатели
2. Показатели поддержания и
Человеческий капитал, как производительный фактор, принято делить на два типа:
- отрицательный (разрушительный);
- положительный (созидательный).
Между этими крайними состояниями и составляющими совокупного человеческого капитала существуют промежуточные по эффективности состояния и составляющие человеческого капитала.
Отрицательный человеческий капитал — это часть накопленного человеческого капитала, не дающая какой-либо полезной отдачи от инвестиций в него для общества, экономики и препятствующая росту качества жизни населения, развитию общества и личности.
Положительный человеческий капитал определяются как накопленный человеческий капитал, обеспечивающий полезную отдачу от инвестиций в него в процессы развития и роста, в частности, от инвестиций в повышение и поддержание качества жизни населения, в рост инновационного потенциала ,в развитие системы образования, рост знаний, развитие науки, улучшение здоровья населения.
По форме обучения сотрудников на рабочем месте можно выделить:
Следующим критерием классификации видов человеческого капитала является различие между формами, в которых он воплощается:
С точки зрения характера содействия экономическому благосостоянию общества различают потребительский и производительный человеческий капитал.
Потребительский капитал создает поток услуг, потребляемых непосредственно, и, таким образом, содействует общественной полезности. Это может быть творческая и образовательная деятельность.
Производительный капитал создает поток услуг, потребление которых содействует общественной полезности. В этом случае имеется в виду научная и образовательная деятельность, имеющая непосредственное практическое применение именно в производстве (создание средств производства, технологий, производственных услуг и продуктов).
Процесс капитализации
Качественные оценки активов
человеческого капитала
Таблица 1 - Качественные оценки активов человеческого капитала
Формы человеческого капитала |
Основные качественные |
Капитал здоровья |
-состояние здоровья
по результатам медицинского
обследования;
-заболеваемость
– частота и перечень -потеря рабочего (жизненного) времени на болезни, лечение и оздоровление (чел.-дней); -потенциал предстоящей активной жизни (лет); |
Трудовой капитал |
-уровень профессионального
образования (производственное, ПТУ,
техникум, ВУЗ, их репутация);
-профессиональный опыт; -профессиональные достижения и рост; -совмещение профессий; |
Интеллектуальный
капитал |
-перечень объектов
интеллектуальной -интенсивность
использования -рейтинг интеллектуальных продуктов; |
Информация о работе Человеческий капитал как основной фактор развития экономики