Человеческий капитал как основной фактор развития экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 03:15, реферат

Описание

Целью написания данного реферата является изучение человеческого капитала и его роли в развитии белорусской экономики.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- дать определение сущности категории человеческий капитал;
- проанализировать структуру человеческого капитала, факторы его развития и показатели оценки;
- рассмотреть показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал;
- оценить влияние человеческого капитала в Республике Беларусь на формирование социальной политики.

Работа состоит из  1 файл

Мак.docx

— 186.58 Кб (Скачать документ)

                                                   ВВЕДЕНИЕ

В последние  годы всеобщим стало мнение, что  эффективность развития экономически современных государств в огромной степени зависит от того, сколько  средств оно вкладывает в своих  людей.

Последние полтора - два десятилетия управленческой науки прошли под двумя знаменами: “инновации” и “человеческие  ресурсы”. Это время можно охарактеризовать усложнением внешней организационной  среды, резким возрастанием темпов ее изменения и ужесточением конкуренции  на мировых рынках. Все это потребовало  поиска скрытых резервов и новых  путей повышения эффективности. Из всех организационных ресурсов именно «человеческий ресурс» или «человеческий  потенциал» стал ресурсом, скрывающим наибольшие резервы для повышения  эффективности функционирования современной  организации. “Человеческий фактор”  стал рассматриваться как объект инвестиций не менее, а, быть может, и  более важный, чем заводы, оборудование, технологии и т.п.

Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что человеческий капитал играет основополагающую роль в жизни каждого  человека. Человеческий капитал - это  имеющийся у каждого запас  знаний, навыков, мотиваций. Все развитые страны инвестируют огромные средства в человеческий капитал. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск  информации.

Объектом  исследования выступает человеческий капитал и его влияние на формирование социальной политики государства.

Целью написания данного реферата является изучение человеческого капитала и  его роли в развитии белорусской  экономики.

Для реализации данной цели были поставлены следующие  задачи:

- дать  определение сущности категории  человеческий капитал;

- проанализировать  структуру человеческого капитала, факторы его развития и показатели  оценки;

- рассмотреть  показатели эффективности инвестиций  в человеческий капитал;

- оценить  влияние человеческого капитала  в Республике Беларусь на формирование  социальной политики.

      Работа  базируется на изучении теоретических  исследований таких авторов как, А.В.Сидорович, С.Ю.Рощин, Т.О.Разумова, И.П.Николаева и др., а также  периодических изданиях, таких как, Белорусская экономика, Наука и  инновации, Вопросы экономики. 
 

       
  1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ КАПИТАЛ, СТРУКТУРА, МЕТОДЫ ОЦЕНКИ, ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

       1.1. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, КЛАССИФИКАЦИЯ И СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ

          Понятие человеческого капитала широко используется мировой экономической наукой, доказавшей необходимость и высокую эффективность вложений в человека, и занимает одно из центральных мест в теории и практике рыночного хозяйства.

           Человеческий капитал – понятие многогранное и чрезвычайно сложное. В связи с этим вполне закономерно существование множества определений и трактовок рассматриваемой категории, отражающих особенности различных подходов к анализу.

           Как правило, под человеческим  капиталом понимается сформированный  в результате инвестиций и  накопленный человеком определенный  запас здоровья, знаний, умений, навыков,  способностей, мотиваций, которые  целесообразно использовать в  той или иной сфере общественного  воспроизводства [1,c.12].

          К.Маркс рассматривает рабочую  силу как составляющую часть  капитала, которая становится капиталом  уже после продажи «полезного  труда» капиталисту. По его  мнению, ни рабочая сила человека, ни средства производства не  являются капиталом от природы.  Они приобретают это качество  лишь в процессе производства.

         А.Смит считал, что капитал человека  – это та часть его имущества  (включающая орудия труда, постройки,  землю, собственные способности), из которой он рассчитывает  извлечь доход.

         Дж.Р.Маккулох считал капиталом  самого человека, а Ж.Б.Сэй, доказывая  справедливость отнесения рабочей  силы к капиталу, отмечал, что  способности и силы, достаточные  для исполнения даже самой  легкой работы, могут быть рассмотрены  как капитал, который образовался  лишь ежегодным накоплением и  последовательным увеличением расходов  на воспитание человека [2,c.89.].

        Таким образом, понятие человеческого  капитала рассматривается с разных  сторон, но нельзя не признать, что человеческий капитал является  главной движущей силой общества, и что государство должно обращать  особое внимание на его формирование.    Ядром человеческого капитала, конечно, был и остается человек, но ныне - человек образованный, созидательный и инициативный, обладающий высоким уровнем профессионализма[3].

        Экономисты при определении понятия  «человеческий капитал» учитывают  следующие особенности:

         - в современных условиях человеческий капитал является главной ценностью общества и главным фактором экономического роста;

         - формирование человеческого капитала требует от самого человека и всего общества значительных затрат;

         - человеческий капитал в виде навыков и способностей является определенным запасом, т.е. может быть накапливаемым;

         - человеческий капитал может физически изнашиваться, экономически изменять свою стоимость и амортизироваться;

          - человеческий капитал неотделим от его носителя – живой человеческой личности;

         - независимо от источников формирования, которые могут быть государственными, семейными, частными и др., использование человеческого капитала и получение прямых доходов контролируется самим человеком.

         Накопление человеческого капитала состоит из определенных затрат человека (семьи, фирмы, государства) направленных на:

  • поддержание здоровья;
  • получение общего или специального образования;
  • поиск работы;
  • профессиональную подготовку и переподготовку на производстве;
  • миграцию по зависимым и независимым от человека причинам;
  • рождение и воспитание детей;
  • поиск приемлемой информации о ценах и заработках и т.п [2,c.89].

       К показателям воспроизводства человеческого капитала относят:

       1. Демографические показатели воспроизводства.

       2. Показатели поддержания и развития  физических и интеллектуальных  способностей населения:

  • состояние здоровья и медицинского обслуживания населения;
  • потребление продуктов питания;
  • потребление непродовольственных товаров и услуг;
  • обеспеченности населения жильем;
  • характеризующие образование;
  • культуры;
  • характеризующие труд и занятость;
  • доходов и расходов населения;
  • социальной защиты населения;
  • характеризующие условия отдыха населения;
  • качества окружающей среды.

          Человеческий капитал, как производительный фактор, принято делить на два типа:

         - отрицательный (разрушительный);

        - положительный (созидательный).

          Между этими крайними состояниями и составляющими совокупного   человеческого капитала существуют промежуточные по эффективности состояния и составляющие человеческого капитала.

          Отрицательный человеческий капитал — это часть накопленного человеческого капитала, не дающая какой-либо полезной отдачи от инвестиций в него для общества, экономики и препятствующая росту качества жизни населения, развитию общества и личности.

         Положительный человеческий капитал определяются как накопленный человеческий капитал, обеспечивающий полезную отдачу от инвестиций в него в процессы развития и роста, в частности, от инвестиций в повышение и поддержание качества жизни населения, в рост инновационного потенциала ,в развитие системы образования, рост знаний, развитие науки, улучшение здоровья населения.

         По форме обучения сотрудников на рабочем месте можно выделить:

  • общий человеческий капитал - знания, умения, навыки, которые могут быть реализованы на различных рабочих местах, в различных организациях;
  • специфический человеческий капитал - знания, умения, навыки, которые могут быть использованы только на определенном рабочем месте, только в конкретной фирме;
  • человеческий интеллектуальный капитал - капитал, воплощенный в людях в форме их образования, квалификации, профессиональных знаний, опыта[4, с. 81].

       Следующим критерием классификации видов человеческого капитала является различие между формами, в которых он воплощается:

  • живой капитал включает в себя знания, воплощенные в человеке;
  • неживой капитал создается, когда знания воплощаются в физических, материальных формах;
  • институциональный капитал состоит из живого и неживого  капитала, связанного с производством услуг, удовлетворяющих коллективные нужды общества. Он включает в себя все правительственные и неправительственные институты, которые содействуют эффективному использованию двух типов капитала (образовательные и финансовые учреждения).

        С точки зрения характера содействия экономическому благосостоянию общества различают потребительский и производительный человеческий капитал.

          Потребительский капитал создает поток услуг, потребляемых непосредственно, и, таким образом, содействует общественной полезности. Это может быть творческая и образовательная деятельность.

         Производительный капитал создает поток услуг, потребление которых содействует общественной полезности. В этом случае имеется в виду научная и образовательная деятельность, имеющая непосредственное практическое применение именно в производстве (создание средств производства, технологий, производственных услуг и продуктов).

          Процесс капитализации способностей  человека во многом определяет  и формы человеческого капитала. К примеру, капитализация физических  сил и потенциала выносливости  и трудоспособности формирует  капитал здоровья, профессиональных  способностей, навыков, знаний и  опыта – трудовой капитал,  интеллектуальных возможностей  и способностей – интеллектуальный  капитал, предпринимательских способностей – организационно-предпринимательский капитал, нравственных позиций и поведения, морали, уважения общественных традиций и обычаев – культурно-нравственный капитал[5,c.8.].

           Качественные оценки активов  человеческого капитала представлены  в таблице 1.

       Таблица 1 -  Качественные оценки активов человеческого капитала

Формы человеческого       капитала           Основные качественные характеристики
 

       

          Капитал здоровья

-состояние здоровья  по результатам медицинского  обследования;

-заболеваемость  – частота и перечень перенесенных  заболеваний за прожитые годы (анамнез, история болезни);

-потеря рабочего (жизненного) времени на болезни,  лечение и оздоровление (чел.-дней);

-потенциал предстоящей  активной жизни (лет);

    

        Трудовой капитал

-уровень профессионального  образования (производственное, ПТУ,  техникум, ВУЗ, их репутация);

-профессиональный  опыт;

-профессиональные  достижения и рост;

-совмещение  профессий;

  

Интеллектуальный  капитал 

-перечень объектов  интеллектуальной собственности  и формы закрепления авторских  прав (патент, авторское свидетельство,  специальные документы);

-интенсивность  использования интеллектуальной  собственности (тиражи, частоты,  доходы);

-рейтинг интеллектуальных  продуктов;

Информация о работе Человеческий капитал как основной фактор развития экономики