Человеческий капитал как основной фактор развития экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 03:15, реферат

Описание

Целью написания данного реферата является изучение человеческого капитала и его роли в развитии белорусской экономики.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- дать определение сущности категории человеческий капитал;
- проанализировать структуру человеческого капитала, факторы его развития и показатели оценки;
- рассмотреть показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал;
- оценить влияние человеческого капитала в Республике Беларусь на формирование социальной политики.

Работа состоит из  1 файл

Мак.docx

— 186.58 Кб (Скачать документ)

       Аспирантура (адъюнктура) является одной из ступеней послевузовского образования, имеющей целью подготовку научных работников высшей квалификации с присуждением ученой степени кандидата наук.

            Согласно программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 г. в последующие пять лет предусматривается обновить содержание и повысить качество образования, чтобы создать школу, откуда выходит интеллектуальная молодежь, владеющая информационными технологиями и иностранным языком.

         Первоочередными задачами являются  повышение качества образования,  создание гибкой системы подготовки  и переподготовки кадров в  соответствии с потребностями  инновационного развития.

        Для их решения предусматривается  реализация следующих направлений:

  • развитие системы образования на основе внедрения современных коммуникационных и информационных технологий; оптимизация объемов и структуры подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием и рабочих кадров в соответствии с потребностями развития экономики;
  • придание университетам функций центров научно-инновационной деятельности, создание и развитие при них субъектов инновационной инфраструктуры;
  • совершенствование системы воспитательной и идеологической работы с учащейся молодежью; интеграция профессионального образования, науки и производства; улучшение материально-технического и финансового обеспечения отрасли посредством многоканального финансирования учреждений образования; 
  • повышение кадрового потенциала системы образования;
  • увеличение уровня обеспечения студентов дневной формы получения образования местами в общежитиях, расширение сети студенческих деревень;
  • интеграция национальной системы образования в единое Европейское пространство высшего образования, присоединение  к Болонскому процессу, создание национальной системы оценки качества образования с учетом международных требований.

        Решение поставленных задач в  области образования позволит поднять престиж профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, обеспечить органичное вхождение в европейское образовательное пространство, не теряя достижений и традиций отечественной высшей школы.

        В решении задач социально-экономического развития Беларуси все более важную роль призвана играть научная и инновационная политика государства. Проблема повышения экономической значимости науки, сохранения и обновления научно-технического и производственного потенциалов является особо актуальной[20,с.75].

        Важной проблемой для белорусской  науки является более точное (чёткое) определение стратегических направлений научных исследований. В республике определены приоритеты в области фундаментальных и прикладных исследований, научно-технической деятельности, сформирован и выполняется широкий перечень государственных научных программ. Вместе с тем для нашей страны важно сконцентрировать ресурсы на наиболее перспективных — стратегических направлениях научных исследований и разработок[21,с.15].

       Институционально-правовую базу функционирования науки в Республике Беларусь составляют законы «Об основах государственной научно-технической политики» (1993 г.), «О научной деятельности» (1996 г.), «О Национальной академии наук Беларуси» (1998), а также Указы Президента Республики Беларусь, постановления правительства и другие нормативно-правовые акты в этой сфере. Они определяют правовые основы и гарантии осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности и защиты ее результатов для всех субъектов и участников этой деятельности, независимо от форм организации и собственности, формулируют основные понятия, виды деятельности, цели и принципы государственной политики[20,с.76].

         Сегодня научный потенциал определяется  как совокупность ресурсов и  условий осуществления научных  исследований (фундаментальных и  ориентированных фундаментальных)[20,с.76].

         Состояние человеческого капитала  в научной сфере определяется  как в натуральных показателях  (численность персонала, занятого  исследованиями, объемы и структура  исследований и разработок, количество  научных организаций, их функциональная  структура и др.), так и в  стоимостных, отражающих затраты  на НИОКР, а также расходы  промышленных предприятий на  технологические инновации[15,с.55].

          Традиционно научные организации  распределяются по трем основным  сферам, представляющим относительно  обособленные элементы в научной  системе: академическую, вузовскую  и отраслевую науку[20,с.81].

         Наиболее мощной (и с высшим  научным статусом) организацией  является Национальная академия  наук Беларуси, в которой сосредоточены  90 научных организаций и свыше  11 тысяч работников, выполняющих  ИР.

          Вузовская наука представлена 35 университетами и другими вузами, а также 9 научно-исследовательскими  институтами (НИИ), 3 конструкторскими  и проектно-конструкторскими организациями.

         Отраслевая наука включает, главным  образом, научно-технические центры, конструкторско-технологические бюро (КТБ) базовых предприятий промышленности, строительства, АПК, учреждений  системы здравоохранения. 

        В целом, число организаций,  выполняющих научные исследования  и разработки возрастает (рис.2.8). 

               

           Рисунок 2.8 – Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки

           Источник: собственная разработка 

        Наибольшее число организаций  расположено в городе Минске  – 302 (67,7 %). Региональные асимметрии  создают дополнительные проблемы  в научном обеспечении социально-экономического развития областей страны. По областям они распределены следующим образом (рис. 2.9.): 

                    

Рисунок 2.9 – Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки по областям

Источник: собственная разработка 

         Исследователи и разработчики  – важнейшая составляющая научно-технического  потенциала. От их профессиональной  подготовки, квалификации, компетентности, новаторского мышления зависит  не только конкурентоспособность  разработок, основанных на новых  методах, продуктах, но и их  коммерциализация, влияющая в конечном  счете и на приток финансовых  ресурсов в науку[20,с.83-84].

        Что касается соотношения исследователей, техников, вспомогательного персонала,  то в 2009 г. оно составляло 61,4%, 6,9%, 31,7% соответственно (табл.2.10) Среди исследователей – 3,6 % докторов и 15,5% кандидатов наук, 80,9 % не имеют ученой степени[22,с.202]. 

Таблица 2.10 – Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками (%) 

Численность персонала

В том числе:

                                                 Год
1998 2000 2004 2006 2008 2009
исследователи 59,0 60,2 59,2 60,5 58,6   61,4
техники 8,1 7,8 7,2 7,4 7,2    6,9
вспомогательный персонал 20,5 20,5 20,3 18,7 20,5   31,7
прочий  персонал 12,4 11,5 13,3 13,4 13,7       -
 

  Источник: [15,с.56]. 

       Важной качественной характеристикой  научного и научно-технического  потенциалов является структура  по отраслям наук. Традиционно  выделяются естественные, технические,  медицинские, сельскохозяйственные, общественные и гуманитарные  науки[20,с.83].

       Распределение численности научных  работников показывает, что основная  их часть (около 61,5 %) сконцентрирована  в технических науках (рис 2.10).

          Вместе с тем обеспеченность  их кадрами высшей квалификации  наименьшая. В 2009 году доля докторов  наук в этой сфере составляла 1,5%, кандидатов наук – 7,3%,без  степени –91,2%[22,с.202]. Это тревожная тенденция, учитывая тот факт, что в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 г. №315 «Об утверждении приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь» исследования в данной области отнесены к приоритетным. 

               

Рисунок 2.10 – Численность исследователей по областям науки,(%)

Источник: собственная разработка 

       Одним из главных стоимостных  показателей научно-технического  потенциала республики является  доля затрат ВВП на научные  исследования и разработки [15,с.55]. 

     Таблица 2.11 – Затраты Республики  Беларусь на научные исследования  и разработки из всех источников  финансирования

Затраты

(млрд. руб.)

 Годы
2000 2004 2005 2006 2007 2008 2009
В фактически действовавших ценах 66,0 313,7 441,5 523,7 934,8 962,4 882,9
В постоянных ценах 2000г. 66,0 75,2 89,0 95,3 150,6 128,6 111,7
В процентах  к ВВП 0,72 0,63 0,68 0,66 0,96 0,75 0,65

Источник: [15,с.56]. 

        Как видно из таблицы 2.11 в  2000 году она составила 0,72%, а  в 2009– 0,65%.

        Снизившись с 1990 г. по 2000 г. почти  в 3 раза, доля расходов на НИОКР  изменяется вплоть до нынешнего  времени скорее в режиме флуктуации, нежели активного роста. Как  известно, наукоемкость  ВВП в  Великобритании и Франции составляет  более 2%, а в США и Германии  – около 3%. Примерно на этом  уровне он был в Беларуси  в 1990 году [15,с.55].

        Важным стоимостным показателем  является структура текущих затрат  на научные исследования и  разработки по видам работ  (рис.2.12).    

Информация о работе Человеческий капитал как основной фактор развития экономики