Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 03:15, реферат
Целью написания данного реферата является изучение человеческого капитала и его роли в развитии белорусской экономики.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- дать определение сущности категории человеческий капитал;
- проанализировать структуру человеческого капитала, факторы его развития и показатели оценки;
- рассмотреть показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал;
- оценить влияние человеческого капитала в Республике Беларусь на формирование социальной политики.
Аспирантура (адъюнктура) является одной из ступеней послевузовского образования, имеющей целью подготовку научных работников высшей квалификации с присуждением ученой степени кандидата наук.
Согласно программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 г. в последующие пять лет предусматривается обновить содержание и повысить качество образования, чтобы создать школу, откуда выходит интеллектуальная молодежь, владеющая информационными технологиями и иностранным языком.
Первоочередными задачами
Для их решения
Решение поставленных задач в области образования позволит поднять престиж профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, обеспечить органичное вхождение в европейское образовательное пространство, не теряя достижений и традиций отечественной высшей школы.
В решении задач социально-экономического развития Беларуси все более важную роль призвана играть научная и инновационная политика государства. Проблема повышения экономической значимости науки, сохранения и обновления научно-технического и производственного потенциалов является особо актуальной[20,с.75].
Важной проблемой для
Институционально-правовую базу функционирования науки в Республике Беларусь составляют законы «Об основах государственной научно-технической политики» (1993 г.), «О научной деятельности» (1996 г.), «О Национальной академии наук Беларуси» (1998), а также Указы Президента Республики Беларусь, постановления правительства и другие нормативно-правовые акты в этой сфере. Они определяют правовые основы и гарантии осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности и защиты ее результатов для всех субъектов и участников этой деятельности, независимо от форм организации и собственности, формулируют основные понятия, виды деятельности, цели и принципы государственной политики[20,с.76].
Сегодня научный потенциал
Состояние человеческого
Традиционно научные
Наиболее мощной (и с высшим
научным статусом) организацией
является Национальная
Вузовская наука представлена 35
университетами и другими
Отраслевая наука включает, главным
образом, научно-технические
В целом, число организаций,
выполняющих научные
Рисунок 2.8 – Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки
Источник: собственная разработка
Наибольшее число организаций
расположено в городе Минске
– 302 (67,7 %). Региональные асимметрии
создают дополнительные
Рисунок 2.9 – Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки по областям
Источник:
собственная разработка
Исследователи и разработчики
– важнейшая составляющая
Что касается соотношения
Таблица
2.10 – Численность персонала, занятого
научными исследованиями и разработками
(%)
Численность
персонала
В том числе: |
| |||||
1998 | 2000 | 2004 | 2006 | 2008 | 2009 | |
исследователи | 59,0 | 60,2 | 59,2 | 60,5 | 58,6 | 61,4 |
техники | 8,1 | 7,8 | 7,2 | 7,4 | 7,2 | 6,9 |
вспомогательный персонал | 20,5 | 20,5 | 20,3 | 18,7 | 20,5 | 31,7 |
прочий персонал | 12,4 | 11,5 | 13,3 | 13,4 | 13,7 | - |
Источник:
[15,с.56].
Важной качественной
Распределение численности
Вместе с тем обеспеченность
их кадрами высшей
Рисунок 2.10 – Численность исследователей по областям науки,(%)
Источник:
собственная разработка
Одним из главных стоимостных
показателей научно-
Таблица 2.11 – Затраты Республики
Беларусь на научные
Затраты
(млрд. руб.) |
Годы | ||||||
2000 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
В фактически действовавших ценах | 66,0 | 313,7 | 441,5 | 523,7 | 934,8 | 962,4 | 882,9 |
В постоянных ценах 2000г. | 66,0 | 75,2 | 89,0 | 95,3 | 150,6 | 128,6 | 111,7 |
В процентах к ВВП | 0,72 | 0,63 | 0,68 | 0,66 | 0,96 | 0,75 | 0,65 |
Источник:
[15,с.56].
Как видно из таблицы 2.11 в 2000 году она составила 0,72%, а в 2009– 0,65%.
Снизившись с 1990 г. по 2000 г. почти
в 3 раза, доля расходов на НИОКР
изменяется вплоть до
Важным стоимостным
Информация о работе Человеческий капитал как основной фактор развития экономики