Человеческий капитал как основной фактор развития экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 03:15, реферат

Описание

Целью написания данного реферата является изучение человеческого капитала и его роли в развитии белорусской экономики.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- дать определение сущности категории человеческий капитал;
- проанализировать структуру человеческого капитала, факторы его развития и показатели оценки;
- рассмотреть показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал;
- оценить влияние человеческого капитала в Республике Беларусь на формирование социальной политики.

Работа состоит из  1 файл

Мак.docx

— 186.58 Кб (Скачать документ)

       Согласно «индексу», в этом  году Беларусь занимает 61-ое место  среди 169 стран, опережая по  этому показателю все страны  СНГ, кроме России и попадает  в категорию стран с высоким  уровнем развития человеческого  потенциала.

       Эти результаты говорят о том,  что у Беларуси значительные  достижения по таким показателям,  как ожидаемая продолжительность  жизни при рождении, достижения  в области образования и в  области доходов. По сравнению  с показателями 2005 года, Беларусь  поднялась на одну позицию.  Но если сравнивать с данными  прошлого года, то прогресс значительный. Республика улучшила свой рейтинг  сразу на 7 позиций. Это связано  с тем, что влияние глобального  экономического кризиса на Беларусь  было не таким острым, как на другие страны[28,c.140]. 

Рисунок 2.2 – ИРЧП в динамике некоторых  стран

Источник: [28,c.129,рисунок 2]. 

       Такие рейтинги важны для государства не только для национального дохода на душу населения, продолжительности жизни, уровня образования, доходности, но и для качества жизни в целом. Стоить обратить особое внимание на те тенденции и направления государственной политики, которые направлены на развитие таких индексов. 
 

                2.3. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЛОЖЕНИЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

   Наша страна, все больше интегрируясь  в цивилизационные мирохозяйственные  отношения, неизбежно подходит  к необходимости социально-экономической  парадигмы развития, где человек  становится не просто средством,  фактором экономического роста,  но его главной целью и ценностью[15,с.55].

     Инвестиции в капитал здоровья  являются базой для человеческого  капитала вообще, так как продлевают  трудоспособный отрезок жизни  человека и, таким образом,  замедляют физический износ человеческого  капитала. На макроэкономическом  уровне исследования здоровья  как экономической категории  используется специальный термин  общественное здоровье (Public Health as a resource) - медико-социальный ресурс и потенциал  общества, способствующий обеспечению  национальной безопасности.

   Состояние здоровья населения  Беларуси за последние 100 лет  улучшилось, на что указывает  увеличение ожидаемой продолжительности  жизни при рождении. С XIX века  она увеличилась вдвое.

   Тем не менее, ожидаемая продолжительность  жизни при рождении в Беларуси  остается существенно ниже уровня  большинства европейских стран.  По продолжительности жизни мужчин    Белоруссия опережает только  Россию и Украину, по продолжительности  жизни женщин, позади нее отказываются  также Румыния и Болгария

   Достигнув в 1985 году наивысшего  за всю историю Беларуси значения  в 72,6 года для обоих полов,  ожидаемая продолжительность жизни  начала стабильно снижаться. Как  и другие страны СНГ, республика  не смогла быстро преодолеть  повышение смертности начала 90-х  годов.        Несмотря  на то, что в 2000 году показатель, по сравнению с предыдущим  годом, увеличился, устойчивая положительная  тенденция роста наблюдается  только с 2005 года. При этом и  в 2009 году ожидаемая продолжительность  жизни при рождении для обоих  полов (70,5 года) не достигла даже  уровня 1990 года (71,1 года) (рис. 2.3). 

 

Рисунок 2.3 - Ожидаемая продолжительности  жизни населения Беларуси, оба  пола, 1958-2009 годы, лет

Источник: [21,c.56,рисунок 3]. 

          Инвестиции в капитал образования  формируют квалифицированные и  более производительные трудовые  ресурсы. Данный вид износа  замедляется посредством инвестиций  в переобучение и повышение  квалификации.

          В Республике Беларусь образование базируется на следующих принципах:

  • общедоступность образования;
  • обязательность основного общего образования;
  • бесплатность общего, начального профессионального и на конкурсной основе среднего профессионального и высшего профессионального образования; 
  • государственная социальная помощь обучающимся;
  • свобода в образовании (право обучающихся на выбор образовательного учреждения и формы образования, академические свободы педагогических работников и автономия образовательных учреждений);
  • светский характер образования [16,с.116].

         В сфере образования человеческий  капитал определяется как в  натуральных показателях (численность  и доля людей со средним,  высшим и средним специальным  образованием, структура уровней  образования, число лет обучения  и др.), так и в стоимостных,  отражающих образовательную ёмкость  ВВП, объём и долю расходов  на получение образования[15, с.56].

        Уровень общеобразовательной и  специальной подготовки – один  из наиболее значимых индикаторов,  характеризующих человеческий капитал  в этой сфере. Среднее число  лет обучения в Беларуси составило  по итогам переписи населения  10 лет, в то время как в  России – 10,3, а в ведущих  странах мира – 14.

        Что же касается образовательной  структуры человеческого капитала  в республике, то в конце XX в. лиц с высшим образованием насчитывалось 14,1 % от всего населения в возрасте от 15 до 70 лет и старше; со средним специальным – 22,6%, то есть в сумме 36,7% против 60% в США[15,с.55].

        За истёкшее десятилетие количество  учащихся общеобразовательных школ  уменьшилось на 13,4%; в то же  время доля обучающихся в дошкольных  учреждениях возросла на 2,4%, в  средних специальных учебных  заведениях – на 2%, в высших  – на 9,5% среди всех обучающихся.  Доля обучающихся в ПТУ вплоть  до 2008 года снижалась, но к 2009 году вновь стала возрастать(  табл. 2.4).

         Таблица 2.4 - Структура образования в Республике Беларусь по уровням образования (%) 

Всего учащихся,

в том числе:

2000 2004 2005   2006 2007 2008 2009
Обучающихся в 

дошкольных учреждениях

15,6   15,7   16,1   16,6   16,8   17,3 17,9
Учащихся  общеобразовательных школ 61,7   56,5   54,9   53,3   52,3   50,9 48,3
Учащихся  ПТУ   5,5    5,1    5,1    5,1    4,8    4,7   5,1
Учащихся  ссузов   6,0    6,9    6,9    7,0    7,1    7,4    8
Учащихся  вузов 11,2   15,8   17,0   18,0   19,0   19,7 20,7
 

Источник: [45,c 89].

    

  Таким  образом, позитивная тенденция  переустройства внутренней структуры  в пользу высшей школы имеет  устойчивый характер, однако остается  актуальным вопрос востребованности  этого образования в инновационно  реформируемой экономике

         Важный стоимостной показатель  состояния человеческого капитала  в сфере образования  -  это  доля расходов на образование  в валовом внутреннем продукте  Республики  Беларусь. С 2006 года  она начала снижаться, однако, по предварительной оценке ЮНЕСКО, остается сопоставимой с мировыми  показателями (Швеция 7,8%, Франция –  5,8%, Германия - 4,6%, Канада - 5,5%, Польша - 5%), которые являются порогом эффективности, позволяющим обеспечить экономический рост на инновационной основе [15,с.57].

         Высшее образование в Беларуси  стало массовым. На 10 тысяч человек  в республике приходится 445 студентов  – и это один из наиболее  высоких показателей в Европе. Количество студентов возрастает с каждым годом и сегодня составляет 430,4 тыс. человек, в том числе в государственных вузах - свыше 372 тыс. (рис.2.5). Это наша гордость и вместе с тем серьезная проблема. Никто не будет оспаривать тот факт, что рост количества дипломированных специалистов сопровождается общим снижением уровня их подготовки.

                 

          Рисунок 2.5 – Численность студентов в высших учебных заведениях

            Источник: собственная разработка 

         Увеличение численности студентов в белорусских вузах всех форм собственности значительно опережает рост числа штатного персонала, особенно преподавателей, имеющих ученые звания профессора и доцента, что снижает качество вузовского образования. Статистические данные показывают: в начале тысячелетия на одного преподавателя приходилось около 10 студентов, сейчас - почти 20. Это позволяет сделать вывод о повышении интенсивности преподавательского труда и снижении его качества[17, с.9].

         Также  в  Республике Беларусь наблюдается постепенное снижение  количества учреждений, обеспечивающих получение высшего образования (рис. 2.6).    

                  

Рисунок 2.6 – Количество учреждений, обеспечивающих получение высшего образования

Источник: собственная разработка 

        Так, в 2003/2004 годах в стране  действовало 59 вузов, в то время  как к 2010 году их численность  сократилась до 53. Учитывая тот  факт, что число студентов постоянно  возрастает, эта тенденция является  не весьма благоприятной.

       Определяющим фактором в существующей  системе подготовки специалистов  выступает их востребованность  на рынке труда.

        При определении оценки эффективности  инвестиций в образование необходимо  знать степень отдачи от него. Так, отдача от получения профессионально  – технического образования для  мужчин по сравнению со средним  образованием составила 28 %, а  для женщин это превышение  составило всего 4%. Отдача от  получения среднего специального  образования в  большинстве  случаев положительная. Надбавка  за наличие среднего специального  образования в почасовой зарплате  мужчин составляет примерно 46% зарплаты  базовой категории (мужчин с  общим средним образованием), тогда  как премия женщин за среднее  специальное образование значительно  ниже – 32%. Премия за высшее  профессиональное образование устойчиво  положительная и превышает премию  за среднее образование. Величина  надбавки за высшее образование составляет 84% для мужчин и от 56% - для женщин (рис. 2.7).

       Это свидетельствует о значительной  дифференциации заработной платы  на белорусском рынке труда  под влиянием гендерных факторов [19, с.40].

 

 

           

               Профессионально-            Среднее                    Высшее

                техническое                специальное             образование

                образование                образование

Рис. 2.7 – Превышение заработной платы мужчин и женщин в зависимости от уровня образования над зарплатой работника со средним образованием

Источник: [5,с.40,рисунок 1]. 

         В системе послевузовского образования  предполагается подготовка не  только в плане формирования знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы, но и углубленная подготовка специалиста[17,с.8].

Информация о работе Человеческий капитал как основной фактор развития экономики