Человеческий капитал как основной фактор развития экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 03:15, реферат

Описание

Целью написания данного реферата является изучение человеческого капитала и его роли в развитии белорусской экономики.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- дать определение сущности категории человеческий капитал;
- проанализировать структуру человеческого капитала, факторы его развития и показатели оценки;
- рассмотреть показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал;
- оценить влияние человеческого капитала в Республике Беларусь на формирование социальной политики.

Работа состоит из  1 файл

Мак.docx

— 186.58 Кб (Скачать документ)

         Инвестиции в образование работника образуют его человеческий капитал и через определенное время приносят (отдачу) доход своему владельцу. Тогда, эффективность вложений в образование можно рассчитать следующим образом:

                                         Y n= X0 + RCn,

где Yn - заработки человека, имеющего n лет образования;

      Хо - заработки человека, имеющего нулевое образование;

      R - текущая норма отдачи вложений в образование;

      Сn - объем инвестиций в течение n лет обучения.

           В связи с тем, что существует большое количество показателей эффективности инвестиций в человеческий капитал, следует отметить, что абсолютно безупречных критериев нет. В каждом конкретном случае необходимо изучить условия, определить наилучший инвестиционный критерий, который может быть успешно применен. 
 

       2. ВЛИЯНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА НА ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РБ

       2.1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ЦЕЛИ, ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

          Важнейшим условием развития человеческого потенциала являются стабильность общества и эффективная социальная политика государства, призванная создать необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека.

          Социальная политика - это система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни населения и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе.

           Социальная политика, проводимая различными странами, многообразна. В ее рамках можно выделить ряд основных направлений: политика доходов населения; политика в сфере труда и трудовых отношений; социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан; развитие отраслей социальной сферы и их инфраструктуры, социальная защита отдельных групп населения; экологическая, демографическая и миграционная политика. К ним относят также социальное страхование; социальную защиту работников, политику в области заработной платы; социальные меры на рынке труда; жилищную политику. Все вышеперечисленные направления связаны между собой, что вызывает необходимость проведения сбалансированной социальной политики[11,c. 263].

    Целями социальной политики (социальными приоритетами) являются:

  • достижение улучшения материального положения и условий жизни людей;
  • обеспечение занятости, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
  • гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
  • переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;
  • нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения;
  • улучшение социальной инфраструктуры и другие.

         Главной целью социальной политики Республики Беларусь в долгосрочной перспективе является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения.

         В соответствии с социально-экономическим курсом Главы государства, Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020г, Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005гг. социальная политика нашего государства имеет яркую направленность на последовательное повышение денежных доходов населения, как важнейшего показателя уровня жизни населения[12].

         Приоритетными направлениями политики нашей страны в области оплаты труда должны стать: кардинальное повышение уровня заработной платы работников как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности; повышение производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики; рост инвестиционного потенциала населения; снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности. Важным механизмом социальной защиты трудящихся является минимальная заработная плата, представляющая собой законодательно устанавливаемый предельно допустимый низший уровень оплаты труда. Ниже этого уровня наниматель не имеет права выплачивать заработную плату своим работникам при условии выполнения ими установленных норм рабочего времени и выработки. Тем самым защищаются интересы низкооплачиваемых категорий работников.

          Борьба с бедностью является важнейшим приоритетом социальной политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в республике уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи будет происходить на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения. С увеличением минимальной заработной платы, ростом средней заработной платы и среднедушевых денежных доходов предполагается, что доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума должна сократиться к 2015г. вдвое[12].

          Еще одним важнейшим направлением социальной политики Беларуси является пенсионное обеспечение. Основной целью социальной политики государства в области пенсионного обеспечения является повышение уровня жизни пенсионеров через создание стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, удовлетворяющей принципам социальной справедливости, способной противостоять будущим демографическим изменениям.

          Система социальной защиты населения на современном этапе включает в себя:

        - социальное обеспечение;

        - социальное страхование;

        - социальную поддержку (помощь)[13, стр. 507].

         Важной составляющей повышения уровня и качества жизни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование.

        Социальное страхование - это предоставление финансовой помощи за счет взносов обязательного или добровольного порядка и в зависимости от их размеров[14,с.152].

         Развитие социального страхования в Республике Беларусь необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков.

          В нашей стране широкое развитие  получает система социальной  помощи, т.е. оказание адресной поддержки гражданам, нуждающимся в материальном содействии в связи с ухудшением их материального положения, семейным положением, возрастом, состоянием здоровья. Социальная помощь предоставляется в виде льгот и выплат. Осуществляется в виде денег, услуг и товаров. В отличие от социального страхования, которое сориентировано на всех граждан, социальная помощь имеет адресный и категориальный характер.               

      Предметом особой заботы государства является защита социально уязвимых категорий населения (пенсионеров, детей, инвалидов). В нашей стране существует широкая система материальной поддержки семей с детьми:

       · пособия в связи с рождением и воспитанием детей;

       · льготы на питание;

       · материальная помощь в погашении кредитов на строительство жилья.

         Образование и грамотность - важнейшая основа прогрессивного социально-экономического развития Республики Беларусь. В Беларуси ежегодные расходы на нужды образования составляют 6 процентов от уровня ВВП и превышают аналогичные показатели ряда высокоразвитых стран. В 2006–2010 гг. основной целью развития системы образования ставится повышение качества учебно-воспитательного процесса и профессиональной образованности населения. К 2010 г. в Республике Беларусь прогнозируется повысить индекс уровня образования в стране до 0,96, а к 2020 г. – до 0,98 против 0,95 в 2003 г. В 2011 – 2020 гг. ставится цель вывести национальную систему образования на уровень, соответствующий мировым стандартам. Особое значение следует придать развитию высшего образования: повысить качество и усовершенствовать структуру подготовки специалистов; максимально приблизить ее к требованиям рынка труда[12].

          Стратегической целью в области здравоохранения Республики Беларусь является создание эффективной системы здравоохранения, укрепление ее потенциала для обеспечения каждого гражданина доступной и качественной медико-санитарной помощью, создание государственного механизма поддержки здорового образа жизни, формирование высокого спроса на личное здоровье, создание предпосылки для его удовлетворения.

         Стратегической целью государственной политики в области культуры является развитие и эффективное использование культурного потенциала страны, обеспечение преемственности развития белорусской культуры наряду с поддержкой культурных инноваций.

        Развитие физической культуры и спорта является одним из ведущих направлений в физическом и духовном оздоровлении народа, важным фактором формирования здорового образа жизни человека, совершенствования человеческого капитала.

        Следовательно, для Республики Беларусь вопрос социальной политики, политики социальных гарантий и защиты, политики регулирования доходов населения является как никогда актуальным. Согласно Конституции Республики Беларусь наше государство является социальным, что подразумевает высокие расходы государства на нужды общества. 

       2.2.ОЦЕНКА  ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ

     Уровень экономического развития стран в современном мире определяется накоплением и развитием человеческого капитала, что отражает новое качество экономического роста[5,с.66].

     В большинстве стран в настоящее  время применяется "индекс  развития человеческого капитала" (ИРЧП). В Беларуси также для  оценки человеческого капитала  применяется ИРЧП. Основным формам  инвестиций в человека (расходам  на здравоохранение, науку и  образование) соответствуют активы  человеческого капитала, выраженные  в показателях средней продолжительности  жизни населения, уровня его  образования и реального душевого  валового внутреннего продукта (ВВП). Агрегируемые в "индекс развития  человеческого потенциала" эти  показатели используются Организацией  объединенных наций и Всемирным  банком для сопоставления уровня  развития разных стран и разделения  их на три категории: с высоким,  средним и низким уровнем ИРЧП. Создание подобного индекса - одна из попыток по-новому определить  понятие экономического роста,  с тем чтобы "развитие служило  людям, а не люди - развитию"[20].

     При подсчёте ИРЧП учитываются  3 вида показателей:

  1. Ожидаемая продолжительность жизни — оценивает долголетие.
  2. Уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения.
  3. Уровень жизни, оценённый через ВНД на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США.

       Анализ структуры индексов ИРЧП  свидетельствует о том, что  наиболее благоприятными и находящимися  на уровне стран мира с высоким  уровнем развития человеческого  потенциала в Беларуси являются  индексы уровня образования и  грамотности взрослого населения.  Показательно, что Республика Беларусь  опережает все страны СНГ по  показателю грамотности взрослого населения (99,6%) и подросткового населения (99,8%). Это безусловное преимущество человеческого капитала Беларуси[16,с.63].

     В 1990 г. ИРЧП Беларуси составлял  0,869; она занимала 40-е место среди  стран мира и относилась к  группе с высоким уровнем развития  человеческого потенциала с показателями  средней продолжительности жизни  - 70 лет, охватом разными формами  образования 98% взрослого населения  и реальным ВВП на душу населения  (в долларах по паритету покупательной  способности - ППС) - 6440 долларов США[20]. С 1991г. показатель начал снижаться,  но в последние годы опять  идёт тенденция к увеличению

Информация о работе Человеческий капитал как основной фактор развития экономики