Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 03:15, реферат
Целью написания данного реферата является изучение человеческого капитала и его роли в развитии белорусской экономики.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- дать определение сущности категории человеческий капитал;
- проанализировать структуру человеческого капитала, факторы его развития и показатели оценки;
- рассмотреть показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал;
- оценить влияние человеческого капитала в Республике Беларусь на формирование социальной политики.
Организационно- |
-собственный
капитал предпринимателя форма
и оценка);
-контролируемый капитал (форма и оценка); - права собственности
на ограниченные ресурсы ( -организационные
привилегии и коммерческие -рейтинг организаторского опыта и достижений; |
Культурно-нравственный капитал |
-уровень образования
(начальное, среднее, высшее);
-оценки интеллекта, эрудиции и культуры (тесты, социологические оценки); -факты отклоняющегося
поведения и проступки ( |
Источник: [2,с.94].
Таким образом, значимость и
соотношение приведенных выше
компонентов человеческого
1.2. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Человеческий капитал как сложная экономическая категория имеет качественные и количественные характеристики. Многие ученые, экономисты в разное вpемя предлагали для этого использовать самые разнообразные методы и инструменты. Данные подходы нашли свое отражение в существовании таких понятий, как ценность человека, стоимость труда, стоимость и цена товара, рабочая сила, стоимость услуг труда, стоимость человеческого капитала, цена услуг человеческого капитала, стоимость образовательного фонда, стоимость жизни и др.
При оценке человеческого капитала в экономической литературе используется большое разнообразие методов. При определении величины человеческого капитала применяют как стоимостные (денежные), так и натуральные оценки.
Самым простым способом, использующим натуральные (временные) оценки, является измерение человеческого капитала (образования) в человеко-годах обучения.
Чем больше человек учился, чем выше у него уровень образования, соответственно, тем большим объемом человеческого капитала он обладает[6].
Л. Туроу отмечает: «Человеческий капитал людей представляет собой их способность производить предметы и услуги. Стоимость человеческого капитала является просто ценой производительных способностей, умноженной на количество этих способностей».
Распространенным методом измерения человеческого капитала является принцип капитализации будущих доходов, основанный на положении о так называемом „предпочтении благ во времени“. Суть метода: люди склонны выше оценивать определенную сумму денег или набор благ в настоящем времени, чем такую же сумму или набор благ в будущем.
Дж. Кендрик (американский экономист) предложил затратный метод расчета стоимости человеческого капитала – на основе статистических данных рассчитывать накопление инвестиций в человека. Дж. Кендрик включил в инвестиции в ЧК затраты семьи и общества нам воспитание детей до достижения ими трудоспособного возраста и получения определенной специальности, на переподготовку, повышение квалификации, здравоохранение, на миграцию рабочей силы и др. В накопления он также включил вложения в жилищное хозяйство, бытовые товары длительного пользования, запасы товаров в семьях, затраты на научные исследования и разработки. Метод Кендрика позволил оценить накопления человеческого капитала по его полной «восстановительной стоимости». Но не давал возможности расчета «чистой стоимости» человеческого капитала (за минусом его «износа»). Этот метод не содержал методики выделения из общей суммы затрат части затрат, используемой на воспроизводство человеческого капитала и реальное его накопление.[7,с.105].
В работе Дж. Минсера выполнена оценка вклада образования и длительности трудовой деятельности в человеческий капитал. На базе статистики США 1980 годов Минсер получил зависимости эффективности человеческого капитала от числа лет общего образования, профессиональной подготовки и возраста работника. Был установлен тот факт, что более высокий уровень накопления человеческого капитала наблюдается среди работников с высшим образованием и работников высшей квалификации, которые имеют высокий уровень доходов, чаще участвуют в программах повышения квалификации.
К. Б. Маллиган и Х. С. Мартин предложили методику оценки запаса совокупного человеческого капитала с помощью системы индексов. Они отмечали различия в производительности работников в зависимости от количества, качества и продолжительности труда и пришли к выводу, что уровень доходов работника прямо зависит от объема накопленной им стоимости человеческого капитала.[7,с.106].
Значительный вклад в разработку расширительной концепции национального богатства (с учетом вклада человеческого капитала) внесли аналитики Всемирного банка, которые опубликовали серию работ, обосновавших эту концепцию. В методологии Всемирного банка обобщены результаты и методы оценки человеческого капитала других школ и авторов. В методике Всемирного банка, в частности, учитываются накопленные знания и другие составляющие человеческого капитала.
Аналитики Всемирного банка предложили и иной, дисконтный метод оценки стоимости человеческого капитала. При заданной норме доходности совокупного национального богатства вычисляется его стоимость. Затем из полученной величины вычитается стоимость земли, полезных ископаемых, лесных и морских ресурсов, производственный капитал и другие активы. В результате остается стоимость человеческого капитала. Рассчитанная по этой методике стоимость человеческого капитала составляет даже в бедных странах около половины национального богатства, а в развитых странах — около ¾.
В экономической литературе целостной методики оценки величины человеческого капитала нет. Также отсутствуют необходимые для анализа статистические данные.
Таким образом, не смотря на существующую
теоретическую разработку проблем человеческого
капитала, вопрос его измерения проработан
недостаточно полно, a caми оценки величины
этого главного богатства встречают определенные
трудности.
1.3.
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЛОЖЕНИЙ В
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
Инвестиции в человеческий
По сравнению с другими формами капитала вложения в человеческий капитал являются наиболее выгодными как с точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего общества[8,с.58].
Так, Дж. Гэлбрейт отмечал: "Доллар, вложенный в интеллект человека, часто приносит больший прирост национального дохода, чем доллар, вложенный в железные дороги, плотины, машины и другие капитальные блага[9].
К. Макконнелл и С. Брю выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:
Существует также деление инвестиций в человеческий капитал на вещественные и невещественные. К первым относятся все затраты, необходимые для физического формирования и развития человека (издержки рождения и воспитания детей); ко вторым – накопленные затраты на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и перемещение рабочей силы (по Дж.Кендрику).
Основная проблема, с которой приходится сталкиваться экономистам - это оценка эффективности вложений в человеческий капитал. Сложности, возникающие при этом, в определенной мере объясняются тем, что инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций:
множительный эффект». Его суть заключается в том, что в процессе обучения улучшаются и возрастают характеристики и способности не только у обучаемого, но и у того, кто обучает, что впоследствии приводит к росту заработков как первого, так и второго.
человеческий капитал, а лишь те, которые общественно целесообразны и экономически необходимы.
Характер и виды вложений в человека обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями [8,с.58.]
На сегодняшний день существуют различные подходы к оценке эффективности вложений в человеческий капитал. Рассмотрим основные из них.
Одним из показателей экономической эффективности человеческого капитала (главным образом фонда образования) является уровень интеллектуальности производства (или квалификационной емкости производства). Он исчисляется как отношение фонда образования (интеллектуального капитала) к валовому национальному продукту и показывает, сколько денежных единиц, аккумулированных в образовательном фонде, приходится на каждую стоимостную единицу произведенной продукции.
Следующим показателем является коэффициент окупаемости инвестиций в человеческий капитал. Он рассчитывается следующим образом:
Коэффициент =
Ваганян О.Г. предлагает следующую методику оценки эффективности инвестиций в интеллектуальный капитал коммерческих организаций:
где Z - коэффициент эффективности инвестиций;
X 2 - величина интеллектуального капитала в конце периода;
X 1 - величина интеллектуального капитала в начале периода;
Y - инвестиции в интеллектуальный капитал организации. При этом все величины берутся в дисконтированном виде с учетом инфляции.
Информация о работе Человеческий капитал как основной фактор развития экономики