Цикличность экономического - развития в условиях рыночной экономики. Теории циклов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2011 в 07:38, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является анализ применения теории и практики циклического развития экономики в условиях рыночной экономики и перехода к ней.

Для этого необходимо решить ряд задач:

дать определение цикла в экономической науке;
указать фазы и причины циклического развития экономики;
дать общую характеристику основных теорий и принятую классифи
кацию экономических циклов;
изложить взгляды представителей различных экономических школ на
кратко -, средне -, и долгосрочные циклы, раскрыть сущность основных
теорий;
доказать на статистическом материале цикличность развития как мировой
экономики в целом, так и в частностях, на примере конкретных
государств;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1. СУЩНОСТЬ, ФАЗЫ И ПРИЧИНЫ ЦИКЛИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЭКОНОМИКИ 6

Понятие цикла в экономической науке 6
Фазы экономического цикла 8
Причины циклического развития рыночной экономики 10
2. ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦИКЛОВ 13

Общая характеристика основных теорий и классификация
экономических циклов 13
Краткосрочные и среднесрочные циклы в экономике 15
Теории долгосрочных циклов 22
3. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЦИКЛИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПЕРЕХОДНОЙ
ЭКОНОМИКИ 29

Кризис в переходных экономиках государств Восточной Европы,
стран СНГ и Балтии, как составная часть их циклического развития 29
Основные формы проявления кризисов в переходной экономике 32
Антикризисные программы стабилизации национальной экономики в
переходной период развития 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46

ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по макроэкономике.doc

— 1.00 Мб (Скачать документ)

     4) отсутствие должного теоретического обеспечения трансформационного 
процесса или отсутствие всесторонне разработанной научной концепции социально- 
экономического развития. Связано это с длительным нигилистским отношением к 
экономической науке, с невыполнением фундаментальной экономической теорией 
прагматической и других функций;

    5) допущенные разного рода ошибки и просчеты властей [9, с.551- 552]. 
    Опыт стран трансформационного периода свидетельствует о том, что в

качестве  фактора торможения может иногда выделяться негативное воздействие  формирующегося и нестабильного политического рынка, из-за обострившейся борьбы за власть среди политических, региональных и прочих элит, слабой структуризации институтов гражданского общества, а также общей неразвитости политической сферы.

 

    3.2. Основные формы  проявления кризисов  в переходной экономике

      Фактически  ни одной стране Центральной и  Восточной Европы, а также Азии, вступившей в конце 80-х - начале 90-х годов XX в. в переходный период, не удалось избежать значительного снижения объемов национального производства.

     Это непосредственно подтверждает объективную  детерминированность (обусловленность) данного процесса.

     В большинстве стран трансформационной  группы кризисный спад составил примерно 20-30% от ВВП и продолжался 3-4 года (см. таблицу 3.1). В бывшей Югославии странах, странах Балтии, СНГ - значительно больше - на 50 - 70% от уровня 1989 года.

Таблица 3.1. Динамика ВВП в странах ЦВЕ, Балтии и СНЦ 1989 г. = 100%)

[10, с.50] 

    Страны 1990 г 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001
      г. г. г. г. г. г. г. г. г. г. г. г.
    ЦВЕ и Балтии                        
    Албания 90,0 51,0 54,7 60,0 64,9 73,6 80,3 74,7 80.6 86,5 92,8 98,8
    Болгария 80,9 71,4 66,2 65,2 64,0 65,9 59,7 56,4 55,6 60,0 63,2 65,7
    Венгрия 96,5 85,0 82,4 81,9 84,3 85,5 86.6 90,6 95,1 99,0 104 108
    Латвия 102,9 92,2 60,0 51,1 52,2 51.7 53,6 58,2 60,9 62,6 66,9 72,1
    Литва 95,0 89,6 70,5 59,1 53,3 55,1 57,6 61,8 65,0 62,5 64,8 68,7
    Македония 90,1 83,8 77,1 70,1 68,8 68,0 68,7 69,8 72,1 75,2 78,4 75,5
    Польша 88,4 82,2 84,3 87,6 92,1 98,6 104,5 111,6 116,9 121,7 126,6 127,9
    Румыния 94,4 82,2 89,4 90,8 94,3 101 104,9 198,6 93,1 90,2 91,8 96,7
    Словакия 97,5 83,3 77,8 75,0 78,6 83,9 89,1 92,5 96,3 98,1 100,3 103,6
    Словения 95,3 86,8 82,0 84,3 88,8 92,4 95,7 100,1 103,9 109,3 114,3 117,8
    Хорватия 92,9 73,3 64,7 53,1 56,2 60,0 64,0 67,8 69,5 68,8 70,8 73,5
    Чехия 98,8 87,3 86,9 87 88,9 94,1 98,2 97,4 96,4 96,9 100,1 103,4
    Эстония 93,5 80,8 69,3 63,2 67,9 64,4 66,9 73,5 76,9 76,4 81,8 85,9
    СНГ                        
    Азербайджан 88,3 87,7 67,9 52,2 41.9 37,0 37,5 39,7 43,6 46,8 52,0 57,2
    Армения 92,6 81,8 47,6 43,4 45,7 48,9 51,8 53,4 57,4 59,3 62,9 68,9
    Беларусь 97,0 95,8 86,6 80,1 70.7 63,3 65,1 72,5 78,6 81,3 86,0 90,1
    Грузия 87,6 69,6 38,4 28,6 25,3 26,0 28,7 31,8 32,7 33,7 34,4 35,9
    Казахстан 99,6 88,6 83,9 76,1 66,5 61,1 61,4 62,4 61,3 62,9 69,1 78,2
    Кыргызстан 103,0 97,9 79,3 66,6 53,2 50,3 53,9 59,2 60,5 62,7 65,9 69,4
    Молдова 97,6 80,4 57,0 56,3 38,8 38,2 36,0 36,5 34,2 33,0 33,7 35,7
    Россия 0 94,5 76,9 66,9 57,9 55,5 53,6 54,1 51,5 51,2 58,7 61,6
    Таджикистан 98,4 91,4 64,9 57,8 46,8 41,0 39,2 39,9 42,0 43,5 47,1 52,0
    Туркменистан 102 97,2 92,0 82,8 68,4 63,5 59,3 58,6 55,2 64,0 75,3 84,3
    Узбекистан 101.6 101,1 89,9 87,8 84,1 83,3 84.6 86,7 90,6 94,3 98,0 102,5
    Украина 96,0 85,8 77,5 66,5 51,3 45,0 40,5 39,3 38,5 38,4 40,7 44,4

 

         В Беларуси самый пик спада производства имел место в 1992-1995 гг. (см. рис.Д.1 приложения Д). составил примерно 35% от уровня более или менее благополучного 1991 г. Прирост ВВП был впервые зафиксирован в 1996 г. (3,2% к уровню предыдущего года), а уровня 1989 года в сопоставимых ценах Беларусь достигла только в 2003 году. Из бывших Советских республик уровень 1989 года раньше достиг только Узбекистан - уже в 2001 году. При этом, необходимо отметить, что и уровень падения в этой республике был самым низким - всего 83,3 % в 1995 г. к уровню 1989 года. В нашей республике также в сравнении с другими странами СНГ уровень падения был относительно небольшим - 63,3% в 1995 году (для сравнения Азербайджан - 37,0%, Грузия - 25,3 %, Молдова 33,0 %, Таджикистан - 39,2 %, Украина - 38,4%).

     В странах ЦВЕ кризис был менее  заметен и длился, как правило меньше. Так, уже к 1995 году Польша и Румыния превысили уровень 1989 года по ВВП, а к 2001 году к ним добавились Словакия, Чехия, Венгрия.

     Чаще  всего кризисное снижение объемов  национального производства объяснялось разрывом прежних союзных связей и снижением платежеспособного спроса населения.

      Однако  условия функционирования всей национальной экономики, отдельно взятой отрасли  или конкретного предприятия  значительно различаются и далеко не всегда вписываются в данную весьма упрощенную схему.

     Так, например, демилитаризация промышленности, потеря отдельных внешних рынков обусловили снижение объемов производства лишь по конкретной группе производителей.

     В структуре всесоюзного комплекса  белорусская экономика занимала весьма прочные позиции и никогда не относилась к неблагополучным зонам. Вместе с тем обнаружившаяся убогость, например, продукции легкой и пищевой промышленности (ассортимент, качество) не позволила достойно противостоять открытому расширению импорта западноевропейского и азиатского ширпотреба. Потеря внутреннего рынка (до 60%), включая и продовольственную группу, не могла отрицательно сказаться на состоянии национального производства. Несоответствие выпускавшейся продукции структуре реальных потребностей также явилось одной из причин спада производства.

     В сложной ситуации оказались и  те виды национального производства, для которых был характерен низкий уровень эффективности. Резкое повышение  цен на энергоносители и сырье еще более обострило ситуацию. Отсутствие в государственном секторе эффективного собственника не позволило оперативно среагировать на объективное ухудшение условий хозяйствования за счет рационализации производства и т. д. Возникла дилемма: или реконструировать производство и снижать себестоимость, или его закрывать.

 

     

         Так возник трансформационный спад, обусловленный изменением условий хозяйствования.

     Особо следует выделить и так называемый институциональный спад, обусловленный некомпетентностью органов управления, отсутствием высококвалифицированных специалистов в области современных рыночных технологий.

     В качестве особой формы проявления кризиса  национального производства фундаментальная  экономическая теория рассматривает  его продолжительность во времени.

     Так, в современном варианте концепции цикличности утверждается, что длительная продолжительность постепенно нарастающего кризиса влечет более тяжелые последствия, нежели значительный единовременный спад при меньшей продолжительности самого кризиса. Поэтому на практике важно не допустить перехода кризиса в состояние затяжной депрессии. Такое вхождение в фазу застоя неизбежно, если своевременно не устранить те причины, которые обусловили кризисный спад.

      Сложность нынешней ситуации состоит  в том, что причины  кризисного спада имеют системный характер. Именно устранение причин системного характера, а не только простое восстановление, к тому же любой ценой, прежних объемов производства зачастую на хронически неэффективных предприятиях будет означать реальное преодоление кризиса.

     Тем более что экономический кризис, на определенном отрезке времени, может проходить и без видимого спада объемов производства.

     Таким образом, выход из кризиса означает формирование нового производства, ориентированного на спрос, и обеспечение минимального уровня эффективности. В национальной экономике появляются и множатся новые точки экономического роста - в виде модернизированных цехов, новых предприятий и т. д., использующих высокие технологии. В роли «локомотива» должен выступать новый, расширяющийся и прогрессивный сектор национальной экономики, приходящий на смену отмирающим рутинным видам производства. Такой «локомотив» национальной экономики проявляет высокий спрос не только на инвестиции и валютные средства, но и на готовые к внедрению научные разработки высоких технологий.

      Еще одной формой проявления кризиса в переходной экономике является рост уровня безработицы в стране.

     Появление и наличие безработицы всегда болезненно воспринимается в любом обществе. В переходный период наличие безработицы оказывает особое деструктивное воздействие на состояние индивидуального и общественного сознания, так как одной из идеологических ценностей уходящего с исторической сцены административного социализма выступало формальное обеспечение полной

 

 

    занятости. Вместе с тем появление безработицы  в региональном и профессиональном аспектах в период трансформации объективно обусловлено тем, что:

     во-первых, прямое воздействие на уровень занятости оказывает кризисный спад производства. Закрытие убыточных предприятий и ненужных цехов, сокращение смен, рабочих дней и т. д. одновременно означает и сокращение рабочих мест. В соответствии с законом, сформулированным американским экономистом А. Оукеном, каждые дополнительные 2 процентных пункта прироста ВВП (ВНП) обеспечивают рост занятости на 1 процентный пункт. Схожая, но уже обратная зависимость (спад производства вызывает снижение занятости) существует и в условиях переходной экономики;

     во-вторых, стремление рационализировать производство и сокращать издержки в новых условиях хозяйствования, усиливающееся под воздействием приближения цен на сырье и энергоносители к мировому уровню, уменьшение дотаций из бюджета заставляют экономить в том числе и на оплате труда.

     Первоначально под воздействием рационализации производства сокращается традиционно завышенный спрос на рабочую силу, сформированный еще в административной экономике. Затем из производства постепенно вытесняются излишки рабочей силы (скрытая безработица). По некоторым оценкам скрытая безработица на бывших социалистических предприятиях составляет порой 30-40% от общей численности занятых на производстве [10, с.55 8].

     В условиях АКС скрытая безработица  на конкретном предприятии обнаруживалась через низкую производительность труда, слабую дисциплину и низкий уровень средней зарплаты. Высокая текучесть кадров, наличие больших возможностей выделять в соответствии с доведенным заданием часть персонала для выполнения сезонных и общественных работ (уборка картофеля, заготовка кормов, уборка территории или улиц и т.п.) также свидетельствовали о присутствии на производстве лишних работников.

     В нынешних условиях наличие излишка  рабочей силы обнаруживается через  широкое использование практики вынужденных отпусков работников («за свой счет»), официальное введение неполной трудовой недели и т.п. Можно прогнозировать, что дальнейшая рационализация производства, нарастание потребности в проведении технического перевооружения, реформирование национальной системы оплаты труда будут способствовать трансформации скрытой безработицы в ее открытые формы.

      Для подавляющего большинства стран  СНГ (в отличие от бывших социалистических стран Центральной и Восточной Европы) характерен весьма невысокий уровень официальной безработицы (3 - 8%) (см. таблицу 3.2). Среди официально зарегистрированных безработных высокий удельный вес молодежи, женщин, лиц с высшим образованием. Сложился весьма низкий уровень пособия по временной безработице.

 

      

        Таблица 3.2. Уровни зарегистрированной безработицы  в некоторых странах с переходной экономикой, 1991-1999 годы (на конец года, %) 

      Страна
      1991
      1993
      1995
      1997
      1999
      Болгария
      11,5
    16,4 11,1
      13,7
      17
      Венгрия
      7,4
    12,1 10,4
      10,5
      8,9
      Польша
      11,8
    16,4 14,9
      10,5
      9,6
      Чехия
      4,1
    3,5 2,9
      5,2
      6,8
      Эстония
      -
      5
      5
      4,6
      4,5
      Азербайджан
      -
    0,5 0,8
      1
      1,2
      Армения
      -
    6,2 8,2
      11,4
      11,5
      Казахстан
      -
    0,6
      3,9
      3,9
      Кыргызстан
      -
    0,2 2,9
      3
      2,9
      Россия
      -
    1,1 3,2
      2,8
      3,7
      Украина
      -
    0,3 0,5
      2,3
      4,3

Информация о работе Цикличность экономического - развития в условиях рыночной экономики. Теории циклов