Цикличность экономического - развития в условиях рыночной экономики. Теории циклов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2011 в 07:38, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является анализ применения теории и практики циклического развития экономики в условиях рыночной экономики и перехода к ней.

Для этого необходимо решить ряд задач:

дать определение цикла в экономической науке;
указать фазы и причины циклического развития экономики;
дать общую характеристику основных теорий и принятую классифи
кацию экономических циклов;
изложить взгляды представителей различных экономических школ на
кратко -, средне -, и долгосрочные циклы, раскрыть сущность основных
теорий;
доказать на статистическом материале цикличность развития как мировой
экономики в целом, так и в частностях, на примере конкретных
государств;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1. СУЩНОСТЬ, ФАЗЫ И ПРИЧИНЫ ЦИКЛИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЭКОНОМИКИ 6

Понятие цикла в экономической науке 6
Фазы экономического цикла 8
Причины циклического развития рыночной экономики 10
2. ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦИКЛОВ 13

Общая характеристика основных теорий и классификация
экономических циклов 13
Краткосрочные и среднесрочные циклы в экономике 15
Теории долгосрочных циклов 22
3. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЦИКЛИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПЕРЕХОДНОЙ
ЭКОНОМИКИ 29

Кризис в переходных экономиках государств Восточной Европы,
стран СНГ и Балтии, как составная часть их циклического развития 29
Основные формы проявления кризисов в переходной экономике 32
Антикризисные программы стабилизации национальной экономики в
переходной период развития 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46

ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по макроэкономике.doc

— 1.00 Мб (Скачать документ)

в переходной период развития

      В переходной экономике кризисные  явления образуют единый комплекс торможения. Их наличие не позволяет приступить к проведению широкомасштабных преобразований национального производства. Такой поворот событий придает особое значение разработке и осуществлению антикризисных мероприятий.

     Накопленный опыт показывает, что при выработке программ стабилизации национальной экономики важно в полном объеме учесть специфику переходного периода от административной экономики экономической системе рыночного типа. Разрабатываемые антикризисные программы должны быть сориентированы не на механическое восстановление прежних показателей объема национального производства, а на преодоление унаследованного механизма социально-экономического застоя. Генеральным ориентиром при их разработке выступает создание необходимых стартовых условий для формирования новой экономической системы.

     Таким образом, разработка антикризисных  программ не является самоцелью, а продиктована необходимостью реализовать комплекс неотложных мер по нейтрализации ряда негативных социально-экономических явлений.

      Среди таких программ выделяются комплексные и специальные, краткосрочные и среднесрочные программы.

     Комплексные программы активно разрабатываются в самом начале переходного периода или тогда, когда вносятся существенные коррективы в стратегию развития национальной экономики. Такие документы охватывают все основные сферы национальной экономики, включая денежно-кредитную, финансы и налоги, внешнеэкономическую деятельность. Как правило, они предусматривают доведение конкретных заданий для органов государственного управления по выработке отраслевых концепций развития (например, аграрного сектора, промышленности) и т. д.

     Специальные программы, которые также имеют ярко выраженную антикризисную направленность, охватывают лишь отдельные сектора национальной экономики (денежно-кредитная сфера, экспорт-импорт, промышленность и т. д.)

     В целом комплексные и специальные  программы имеют чаще всего краткосрочный характер действия (6-18 месяцев). Их реализация преследует основную цель - снять в обществе и национальной экономике критическое напряжение, продемонстрировать работоспособность правительства и органов государственного управления, апробировать направления, которые рассматриваются как перспективные для последующего реформирования.

     Здесь определяются необходимые мероприятия, устанавливаются количественные или качественные показатели развития, указываются формы и способы внедрения, предусматривается создание соответствующего правового обеспечения,

 

    фиксируются сроки выполнения и ответственные  органы государственного управления.

     В качестве примера из белорусской  действительности можно выделить Антикризисную  программу (1994 г.), Программу стабилизации внутреннего рынка (1997 г.), Программу стабилизации валютного рынка и обменного курса белорусского рубля (март 1998 г.). По сути дела антикризисную направленность в тот период имели «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы», а также Концепция промышленной политики (1997 г.).

      Первые  признаки стабилизации появляются тогда, когда удается не допустить дальнейшего углубления экономического кризиса и удержать в определенных границах основные макроэкономические показатели. Важно организовать Мониторинг экономических процессов с целью получения достоверной информации.

     Преодоление спада производства, резкое торможение инфляции, стабилизация обменного курса национальной валюты, ограничение роста безработицы, получение внешней финансовой поддержки от мирового сообщества, выравнивание торгового и платежного баланса - это еще несколько важных шагов вперед, по пути стабилизации. Такие изменения в дальнейшем позволяют, при оценке экономической ситуации, меньше использовать так называемые отрицательные категории и больше внимания уделять точкам экономического роста.

     Обобщение опыта трансформаций, накопленного соответствующими странами переходного периода, позволяет выявить два крайних подхода, которые за последние десятилетие проявились при разработке антикризисных программ стабилизации.

     С позиций сторонников монетаризма стабилизация в переходный период наступает вслед за прекращением роста цен и снижения объемов ВВП. Это дополняется стабилизацией обменного курса и минимизацией дефицита госбюджета. Последний, вслед за рационализацией государственных расходов, предстает как бюджет развития. Действительно, за счет таких изменений создаются стимулы для роста сбережений, облегчается обслуживание внешнего долга, определяется перечень неблагополучных предприятий. Вслед за снижением инфляции предприятия постепенно переориентируются на необходимость рационализации производства. Более или менее устойчивое выполнение деньгами функции сбережений позволяет создать предпосылки для запуска инвестиционного механизма и уже на долговременной основе сокращать издержки производства.

     Однако сама по себе только денежно-кредитная политика (мягкая или жесткая) способна лишь временно смягчить накопившиеся противоречия, но не в состоянии сама по себе снять причины, который обусловили системный экономический кризис.

 

 
 

         Мягкая  денежно-кредитная политика позволяет некоторое время использовать кредитную эмиссию для покрытия дефицита государственного бюджета, поддерживать на плаву убыточные государственные предприятия, аграрный сектор, малорентабельные «градообразующие» предприятия. Низкие процентные ставки и «дешевые» деньги позволяют минимизировать убытки нереформи-рованных предприятий. Жесткая денежно-кредитная политика ограничивает инфляцию спроса, следовательно, и рост цен.

     В целом для мягкого и для  жесткого вариантов денежно-кредитной  политики в методологическом плане присущ все тот же меновой подход, что и предопределяет их общую ограниченность. Они не затрагивают фундаментальные основы функционирования реального сектора экономики, не реформируют экономический базис. За счет денежно-кредитных инструментов в переходный период нет возможности преодолеть системный кризис, унаследованный от административной экономики.

     С позиций сторонников мультипликационных эффектов при разработке программ стабилизации необходимо в качестве «локомотивов» национальной экономики определить несколько ключевых отраслей. Далее, не дожидаясь подавления инфляции и стабилизации обменного курса национальной валюты, необходимо средства бюджета и других внебюджетных фондов, а также кредитную эмиссию центрального банка страны переориентировать на финансирование данных приоритетных направлений (например, аграрный сектор, жилищное строительство, строительство автомагистралей, экспортные предприятия).

     Получив финансовую поддержку и заказы, данные отрасли уже через свой спрос на ресурсы, через свои заказы в свою очередь якобы дадут работу другим отраслям национальной экономики, что в итоге приведет к росту ВВП.

     Такие построения напоминают мультипликационный эффект Дж.М. Кейнса. Здесь все хорошо, кроме одного: известный теоретик имел дело с рыночной экономикой, культурную среду которой образуют эффективные частные собственники. А в нашем случае дело приходится иметь с экономической системой - технически и организационно отсталой, т. е. с неэффективной экономикой, которую еще предстоит реформировать, изменяя, в том числе, и отношения собственности. Отсутствие у директорского корпуса и «новых белорусов» только одной культурной привычки оставлять капитал в стране, где каждый из них родился и вырос, а не вывозить в оффшорные зоны в состоянии нейтрализовать мультипликационный эффект.

     Денежное  предложение, воздвигнутое за счет инфляционного  налога и усиленное за счет мультипликационного эффекта, в состоянии оживить экономическую жизнь, но лишь на короткий промежуток времени. Прохождение трансформационного периода предполагает утверждение нового типа экономических отношений в рамках новой экономической системы.

 

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Кратко обобщим  изложенное в данной курсовой работе.

  1. Под    экономическим    циклом    подразумевается    период    развития 
    экономики между двумя одинаковыми состояниями конъюнктуры».
  2. Теория цикла призвана объяснить причины колебаний экономической 
    активности   общества   во   времени   (волнообразная   кривая),   а   теория  роста 
    исследует факторы и условия устойчивого роста как долговременной тенденции и 
    развитии экономики (трендовая линия).
  3. В структуре цикла выделяют высшую и низшую точки активности и 
    лежащие   между   ними   фазы   спада   и   подъема.   Общая   длительность   цикла 
    измеряется временем между двумя соседними высшими или двумя соседними 
    низшими точками активности.   В движении экономического цикла наблюдаются 
    четыре последовательно проходящие фазы - кризис, депрессия,  оживление и 
    подъем.
  4. Вопрос о причинах цикличности современных национальных экономик 
    в   зависимости   от   типов   цикличности   трактуется   разными   экономическими 
    школами   с   неодинаковой   степенью   равнозначности.   Так,   в   оценках   причин 
    «длинных волн» и структурных кризисов подходы различных экономистов в 
    настоящее   время  во  многом  схожи  (по  крайней  мере,   идеи  Кондратьева  и 
    Шумпетера признаются фактически всеми). Причины же «классических», т. е. 
    промышленных (экономических), циклов определяются по-разному.
  5. Обилие   взглядов   объясняется   сложностью   и   важностью   данного 
    экономического явления. В XIX - середине XX в. ученые объясняли причины 
    цикличности либо внешними (Л. Вальрас, У. Джевонс, А. Маршалл, Г. Мур), либо 
    внутренними (К. Маркс, Дж. М. Кейнс, А. Шпит-гоф, И. Шумпетер) факторами. Во 
    второй половине XX в. причины цикличности развития экономики стали обус 
    ловливать комплексным взаимодействием ряда факторов, которые выступают в 
    качестве как внутренних, так и внешних по отношению к национальной экономике.
  6. Основными теориями цикличности можно назвать: теории воздействия 
    на валовой внутренний продукт эффектов мультипликатора и акселератора; пси 
    хологическую теорию; теории недопотребления; денежную теорию; теории поли 
    тического делового цикла; теории реального делового (экономического) цикла.
  7. К настоящему времени сложилась следующая классификация деловых 
    циклов в экономике:   а)   циклы Кондратьева продолжительностью 40-60 лет; б) 
    циклы Кузнеца длительностью 15-23 года; в) циклы Жюгляра продолжительностью 
    7-11 лет; г) циклы Китчина, длящиеся 2-4 года. Анализ статистических данных по 
    развитию экономики в целом в мире и в разрезе отдельных стран, проведенный 
    мною в главе 2, подтверждает вывод о наличии средних (7-11  лет) циклов в 
    развитии экономики.

 

  1. Основными теориями в области долгосрочных циклов являются: теория 
    экономического цикла Н.Д.Кондратьева; инновационные теории длинных волн; 
    теории перенакопления в социальном секторе; теории, связанные с рабочей силой; 
    ценовые теории; интеграционный подход. В курсовой работе на базе конкретных 
    статистических    данных   рассмотрены     долгосрочные     циклы     посредством 
    цикличности интеграционных процессов в экономике.  Тем не менее, в целом, 
    существование долгосрочных циклов в экономике на сегодняшний день, является 
    активно дискутируемым вопросом и адекватная реакция (экономическая политика) 
    на наступление данных видов кризисов   в экономической науке практически не 
    разрабатывается, либо является продолжением антикризисной (стабилизационной) 
    политики среднесрочных циклов.
  2. Проведенный в 3 главе курсовой работы анализ подтверждает наличие 
    цикличности   в   переходных   экономиках   различных   государств   мира.   Как 
    показывает анализ статистических данных для первого этапа переходного периода 
    от административно-командной к экономической системе рыночного типа ха 
    рактерно наличие разнообразных кризисных явлений. В качестве их основных форм 
    выделяются:  а) спад объемов национального производства и обострение ситуации 
    на внутреннем рынке; б) рост безработицы и обострение проблемы занятости; в) 
    обострение  инфляционных процессов,   стремительный рост цен.  Общим прояв 
    лением кризисного состояния национальной экономической системы выступает 
    резкое снижение жизненного уровня,  особенно той части населения, которая 
    недостаточно быстро адаптируется к изменившимся экономическим условиям.
  3. Как показал анализ периодом обострения кризиса для стран Восточной 
    Европы  стали   1991-1993  годы,  страны  бывшего  СССР достигли  критической 
    отметки несколько позже - в 1993 - 1996 гг. При этом необходимо отметить, что в 
    большинстве своем кризисные явления  в странах Восточной Европы были более 
    быстротечны и имели не такие тяжелые последствия как в странах СНГ.
  4. Рецептов  государственного  вмешательства в  экономику  в условиях 
    макроэкономической нестабильности достаточно много. Однако общие принципы 
    воздействия на уровень деловой активности сводятся к следующим положениям: в 
    условиях спадов правительство должно проводить стимулирующую политику, а в 
    условиях подъема - сдерживающую макроэкономическую политику, стремясь не 
    допустить сильного «перегрева» экономики (инфляционного разрыва). Другими 
    словами, государство должно сглаживать амплитуду колебаний фактического ВВП 
    вокруг линии тренда.
  5. Не   может  быть   абсолютно  универсальных  рецептов   в   проведении 
    стабилизационной    политики.    Однако    знание    основных    законномерностей 
    циклического   развития   экономики   -   совершенно   необходимая   предпосылка 
    эффективной макроэкономической политики правительства в любой стране    в 
    любой период её развития.
  6.  

Информация о работе Цикличность экономического - развития в условиях рыночной экономики. Теории циклов