Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2011 в 07:38, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ применения теории и практики циклического развития экономики в условиях рыночной экономики и перехода к ней.
Для этого необходимо решить ряд задач:
дать определение цикла в экономической науке;
указать фазы и причины циклического развития экономики;
дать общую характеристику основных теорий и принятую классифи
кацию экономических циклов;
изложить взгляды представителей различных экономических школ на
кратко -, средне -, и долгосрочные циклы, раскрыть сущность основных
теорий;
доказать на статистическом материале цикличность развития как мировой
экономики в целом, так и в частностях, на примере конкретных
государств;
ВВЕДЕНИЕ 4
1. СУЩНОСТЬ, ФАЗЫ И ПРИЧИНЫ ЦИКЛИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЭКОНОМИКИ 6
Понятие цикла в экономической науке 6
Фазы экономического цикла 8
Причины циклического развития рыночной экономики 10
2. ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦИКЛОВ 13
Общая характеристика основных теорий и классификация
экономических циклов 13
Краткосрочные и среднесрочные циклы в экономике 15
Теории долгосрочных циклов 22
3. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЦИКЛИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПЕРЕХОДНОЙ
ЭКОНОМИКИ 29
Кризис в переходных экономиках государств Восточной Европы,
стран СНГ и Балтии, как составная часть их циклического развития 29
Основные формы проявления кризисов в переходной экономике 32
Антикризисные программы стабилизации национальной экономики в
переходной период развития 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ
в переходной период развития
В переходной экономике кризисные явления образуют единый комплекс торможения. Их наличие не позволяет приступить к проведению широкомасштабных преобразований национального производства. Такой поворот событий придает особое значение разработке и осуществлению антикризисных мероприятий.
Накопленный опыт показывает, что при выработке программ стабилизации национальной экономики важно в полном объеме учесть специфику переходного периода от административной экономики экономической системе рыночного типа. Разрабатываемые антикризисные программы должны быть сориентированы не на механическое восстановление прежних показателей объема национального производства, а на преодоление унаследованного механизма социально-экономического застоя. Генеральным ориентиром при их разработке выступает создание необходимых стартовых условий для формирования новой экономической системы.
Таким образом, разработка антикризисных программ не является самоцелью, а продиктована необходимостью реализовать комплекс неотложных мер по нейтрализации ряда негативных социально-экономических явлений.
Среди таких программ выделяются комплексные и специальные, краткосрочные и среднесрочные программы.
Комплексные программы активно разрабатываются в самом начале переходного периода или тогда, когда вносятся существенные коррективы в стратегию развития национальной экономики. Такие документы охватывают все основные сферы национальной экономики, включая денежно-кредитную, финансы и налоги, внешнеэкономическую деятельность. Как правило, они предусматривают доведение конкретных заданий для органов государственного управления по выработке отраслевых концепций развития (например, аграрного сектора, промышленности) и т. д.
Специальные программы, которые также имеют ярко выраженную антикризисную направленность, охватывают лишь отдельные сектора национальной экономики (денежно-кредитная сфера, экспорт-импорт, промышленность и т. д.)
В
целом комплексные и
Здесь определяются необходимые мероприятия, устанавливаются количественные или качественные показатели развития, указываются формы и способы внедрения, предусматривается создание соответствующего правового обеспечения,
фиксируются сроки выполнения и ответственные органы государственного управления.
В качестве примера из белорусской действительности можно выделить Антикризисную программу (1994 г.), Программу стабилизации внутреннего рынка (1997 г.), Программу стабилизации валютного рынка и обменного курса белорусского рубля (март 1998 г.). По сути дела антикризисную направленность в тот период имели «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы», а также Концепция промышленной политики (1997 г.).
Первые признаки стабилизации появляются тогда, когда удается не допустить дальнейшего углубления экономического кризиса и удержать в определенных границах основные макроэкономические показатели. Важно организовать Мониторинг экономических процессов с целью получения достоверной информации.
Преодоление спада производства, резкое торможение инфляции, стабилизация обменного курса национальной валюты, ограничение роста безработицы, получение внешней финансовой поддержки от мирового сообщества, выравнивание торгового и платежного баланса - это еще несколько важных шагов вперед, по пути стабилизации. Такие изменения в дальнейшем позволяют, при оценке экономической ситуации, меньше использовать так называемые отрицательные категории и больше внимания уделять точкам экономического роста.
Обобщение опыта трансформаций, накопленного соответствующими странами переходного периода, позволяет выявить два крайних подхода, которые за последние десятилетие проявились при разработке антикризисных программ стабилизации.
С
позиций сторонников монетаризм
Однако сама по себе только денежно-кредитная политика (мягкая или жесткая) способна лишь временно смягчить накопившиеся противоречия, но не в состоянии сама по себе снять причины, который обусловили системный экономический кризис.
Мягкая денежно-кредитная политика позволяет некоторое время использовать кредитную эмиссию для покрытия дефицита государственного бюджета, поддерживать на плаву убыточные государственные предприятия, аграрный сектор, малорентабельные «градообразующие» предприятия. Низкие процентные ставки и «дешевые» деньги позволяют минимизировать убытки нереформи-рованных предприятий. Жесткая денежно-кредитная политика ограничивает инфляцию спроса, следовательно, и рост цен.
В целом для мягкого и для жесткого вариантов денежно-кредитной политики в методологическом плане присущ все тот же меновой подход, что и предопределяет их общую ограниченность. Они не затрагивают фундаментальные основы функционирования реального сектора экономики, не реформируют экономический базис. За счет денежно-кредитных инструментов в переходный период нет возможности преодолеть системный кризис, унаследованный от административной экономики.
С позиций сторонников мультипликационных эффектов при разработке программ стабилизации необходимо в качестве «локомотивов» национальной экономики определить несколько ключевых отраслей. Далее, не дожидаясь подавления инфляции и стабилизации обменного курса национальной валюты, необходимо средства бюджета и других внебюджетных фондов, а также кредитную эмиссию центрального банка страны переориентировать на финансирование данных приоритетных направлений (например, аграрный сектор, жилищное строительство, строительство автомагистралей, экспортные предприятия).
Получив финансовую поддержку и заказы, данные отрасли уже через свой спрос на ресурсы, через свои заказы в свою очередь якобы дадут работу другим отраслям национальной экономики, что в итоге приведет к росту ВВП.
Такие построения напоминают мультипликационный эффект Дж.М. Кейнса. Здесь все хорошо, кроме одного: известный теоретик имел дело с рыночной экономикой, культурную среду которой образуют эффективные частные собственники. А в нашем случае дело приходится иметь с экономической системой - технически и организационно отсталой, т. е. с неэффективной экономикой, которую еще предстоит реформировать, изменяя, в том числе, и отношения собственности. Отсутствие у директорского корпуса и «новых белорусов» только одной культурной привычки оставлять капитал в стране, где каждый из них родился и вырос, а не вывозить в оффшорные зоны в состоянии нейтрализовать мультипликационный эффект.
Денежное предложение, воздвигнутое за счет инфляционного налога и усиленное за счет мультипликационного эффекта, в состоянии оживить экономическую жизнь, но лишь на короткий промежуток времени. Прохождение трансформационного периода предполагает утверждение нового типа экономических отношений в рамках новой экономической системы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кратко обобщим изложенное в данной курсовой работе.