Дефицит бюджета РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:14, курсовая работа

Описание

Основной целью моей курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета Республики Беларусь и особенностей его развития в условиях переходной экономики. Исходя из этого, поставлены следующие основные задачи:
Определение сущности и значения бюджета.
Рассмотрение бюджетного устройства и характеристика бюджетной системы Республики Беларусь как унитарного государства.
Анализ доходной и расходной частей государственного бюджета.
Определение дефицита бюджета и возможных путей его сокращения в Республике Беларусь.

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 84.11 Кб (Скачать документ)

    Государственный бюджет выполняет следующие функции:

  • перераспределении национального дохода;
  • финансовое обеспечение социальной политики;
  • государственное регулирование и стимулирование экономики;
  • контроль  за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств [16, с. 38]
 

    1.3. Бюджетная система  и бюджетное устройство 

    Бюджетная система занимает важное место в  организации финансово- кредитной  системы государства. Под бюджетной  системой понимается совокупность бюджетов всех уровней, которая основывается на экономических отношениях и правовых нормах. Организация и принципы построения бюджетной системы представляют собой бюджетное устройство.

    Структура бюджетной системы обусловлена  формой государственного устройства, под которой понимается внутреннее строение государства, деление его  на составные части и система  взаимоотношений между ними на основе распределения властных полномочий и суверенитета между центром  и территориальными образованиями.

    По  форме государственного устройства государства подразделяются на простые (унитарные) и сложные. Простое (унитарное) государство – это единое целое, централизованное государство, состоящее  из различных административно-территориальных  единиц (округов, областей, краёв и  т.п.), не имеющих в своём составе  других государств или государственных  образований. Примером является Республика Беларусь. Сложные – это государства, представляющие собой либо союз государств, либо общность относительно самостоятельных  территориальных образований. Примерами  сложных государств служат федерация, конфедерация, империя (Россия, США, ФРГ). [5, с. 187]

    Бюджетная система федеративного государства  имеет три уровня:

    1) бюджет центрального правительства  (федеральный);

    2) бюджеты субъектов федерации;

    3) местные бюджеты. 

    Федеральные органы осуществляют свои полномочия на территории всего государства, а  органы субъектов федерации –  в пределах своей территории.

    Унитарная форма государственного устройства наиболее распространённая форма государственной  организации. Не случайно большая часть  современных государств являются унитарными (например, Франция, Великобритания, Беларусь). 

    В унитарных государствах бюджетная  система имеет два основных бюджетных  звена: государственный бюджет и  местные бюджеты. В данных государствах орган государственного управления может быть единым или многоуровневым, но контроль за выполнением функций  государственной власти закреплен  за правительством в центре. Для  унитарных бюджетных устройств  характерна централизация финансовых ресурсов в руках центрального правительства, что позволяет контролировать бюджетные  потоки, оперативно направлять их на общегосударственные  цели и определенные государственные  и местные программы. К недостаткам  можно отнести ущемление инициативы на местах, отсутствие гибкости и неповоротливость бюрократической машины. [1, c. 59]

    Организацией  бюджетной системы и принципов  её построения относится к понятию  бюджетного устройства. [15, с. 175]

    Бюджетное устройство унитарного государства  определяется следующими особенностями:

  •     в унитарных государствах бюджетная система состоит из двух уровней: государственный бюджет и местные бюджеты;
  •    административно- территориальные формирования не имеют суверенитета и ограничены в правах в области бюджетного процесса;
  •     жёсткая зависимость между территориальным и центральным бюджетом;
  •     действует единая для государства система контролирующих органов.

    Как уже отмечалось, Республика Беларусь является унитарным государством. Таким  образом, в бюджетную систему  Республики Беларусь как самостоятельные  части включаются в республиканский  и местные бюджеты.

    Консолидированный бюджет - совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей  административно-территориальной единицы. Он позволяет анализировать, оценивать  и совершенствовать финансовые отношения  между звеньями бюджетной системы  и на этой основе более эффективно использовать бюджетные средства, контролировать развитие бюджетной системы, определять соответствие бюджетного механизма  проводимой бюджетной политике. В  состав консолидированного бюджета  Республики Беларусь входят бюджеты  областей, города Минска и республиканский  бюджет. В случае введения на территории Республики Беларусь или в отдельных  ее местностях чрезвычайного положения  на этих территориях может вводиться  чрезвычайный бюджет.

    Центральным звеном бюджетной системы Республики Беларусь является республиканский  бюджет, который обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение. Республиканский бюджет является одним из главных гарантов целостности государственного устройства республики как суверенного независимого государства. Через него осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между областями и городом Минском в целях выравнивания уровней их экономического и социального развития. Из средств республиканского бюджета могут выделяться бюджетам областей и города Минска дотации, субвенции, субсидии, кредитные ресурсы при недостаточности средств их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий. [5, c. 36]

    Так на текущий год установлено, что  бюджетные кредиты предоставляются  областным бюджетам и бюджету  города Минска с установлением нулевой  процентной ставки за пользование ими, а также по решению Совета Министров  РБ на реализацию инвестиционных проектов и программ со взиманием процентов  в размере не менее 0,5 ставки рефинансирования НБРБ, установленной на день начисления процентов за пользование кредитом. [13]

    К местным бюджетам относятся областные, районные, городские бюджеты, бюджеты  поселков городского типа и сельсоветов. Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории.

    Местные исполнительные и распорядительные органы, Советы депутатов в пределах своей компетенции самостоятельно составляют, рассматривают, утверждают и исполняют бюджеты исходя из общегосударственных интересов  и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. [14]

    Существуют  следующие принципы по реализации бюджетной  системы:

  • единство бюджетной системы, которое обеспечивается единой

законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации  и т.д.;

  • принцип целевого характера и эффективности расходов означает, что бюджетные средства направляются их получателям с указанием конкретных целей использования и при этом ожидается достижения наилучших результатов;
  • реальность бюджетов требует соответствия показателей бюджета

    прогнозным  макроэкономическим показателям, их подтверждения  достоверными расчетами, учета конкретной политической и экономической ситуации;

  • принцип гласности бюджетов;
  • самостоятельность бюджетов предполагает право соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет. [1, с. 144]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Анализ ГБ РБ  и перспективы  его дальнейшего  развития 

    2.1. Доходы бюджета  и их планирование 

    Доходы  бюджета выражают экономические  отношения, возникающие у государства  с предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Бюджетные доходы являются результатом распределения стоимости  общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, выступают объектом дальнейшего  распределения сконцентрированной в распоряжении государства стоимости. [4, с 78]

    Сущностными признаками доходов бюджета являются безвозмездность и безвозвратность. Основным источником их образования  выступает национальный доход, а  иногда и национальное богатство (доходы от приватизации объектов государственной  собственности, других национальных ценностей).

    Состав  и структура доходов бюджета  в значительной степени определяются финансовой политикой государства. [17, с.110]

    Доходы  бюджетов различных уровней можно  классифицировать по трем признакам: социально-экономическому, порядку и условиям зачисления и  юридическим формам.

      По  социально-экономическому признаку доходы бюджетов подразделяются: на доходы от хозяйственной деятельности предприятий  всех форм собственности;  доходы от граждан;  доходы от внешнеэкономической  деятельности; пошлины и прочие поступления.

      По  порядку и условиям зачисления доходы бюджетной системы классифицируются как: закрепленные, регулирующие, собственные  и заемные. Закрепленные доходы –  это доходы, которые направляются в тот или иной бюджет в зависимости  от принципа подчиненности и с  учетом территориального признака поступления средств. Под  регулирующими доходами понимают доходы, которые в соответствии с решениями вышестоящих органов представительной власти распределяются между выше- и нижестоящими бюджетами. В Республике Беларусь распределение общегосударственных налогов и доходов между бюджетами начинается с установления нормативов отчислений от общереспубликанских налогов в местные бюджеты областей и города Минска. Величина и принципы определения нормативов постоянно меняются, что обусловлено необходимостью выравнивания уровней бюджетной обеспеченности территорий.

    В случае временной недостаточности  собственных средств для финансирования запланированных расходов могут  привлекаться заемные средства. Это  процентные и беспроцентные ссуды, получаемые из других бюджетов, займы  у коммерческих банков, государственные  займы.

      По  юридическим формам доходы бюджетной  системы подразделяются на налоговые  и неналоговые.

    Налоговые доходы – поступления в виде налогов, установленных законами. Неналоговые  доходы – имеют различную природу, но, в основном, они возникают, как  правило, за оказанные государством услуги от продажи государственной  собственности.

    Можно выделить три основных канала денежных поступлений в бюджет:

  •      Государственное имущество, общегосударственные ресурсы. За пользование ими могут взиматься плата, вноситься определенные взносы.
  •      Обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые в виде различных налогов и сборов.
  •      Привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации ценных бумаг, лотереи, вклады в государственные банки.

      Налоговые доходы, как и все  доходные источники бюджета, делятся  на текущие и капитальные налоговые  доходы. Текущие налоговые доходы  включают все доходные невозвратные поступления в бюджет, представленные безвозмездными потоками денежных средств, поступающими в сектор государственного управления от осуществления текущей хозяйственной деятельности или получения личного дохода налогоплательщиками. К капитальным налоговым доходам относят налоги на капитальные активы, взимаемые нерегулярно и со значительными временными интервалами.

    В зависимости от объекта обложения  бюджетная классификация определяет следующие виды налоговых платежей:

  •      прямые налоги на доходы и прибыль;
  •      налоги, взимаемые с фонда оплаты труда;
  •      внутренние налоги на товары и услуги; 
  •      налоги на собственность (налоги на имущество);
  •      доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций;
  •      прочие налоги, сборы и пошлины. [1, с.69]

    К общегосударственным относятся  налоги и сборы, имеющие фискальное значение и поступающие в бюджет центрального правительства. Так,  согласно статье 4 закона о бюджете на 2009 год  установлено, что в 2009 году  доходы республиканского бюджета составляют 54 899 262 425 тыс. рублей согласно приложению 2, а  доходы республиканского бюджета  формируются за счет:

Информация о работе Дефицит бюджета РБ