Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:14, курсовая работа
Основной целью моей курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета Республики Беларусь и особенностей его развития в условиях переходной экономики. Исходя из этого, поставлены следующие основные задачи:
Определение сущности и значения бюджета.
Рассмотрение бюджетного устройства и характеристика бюджетной системы Республики Беларусь как унитарного государства.
Анализ доходной и расходной частей государственного бюджета.
Определение дефицита бюджета и возможных путей его сокращения в Республике Беларусь.
8.
Совершенствование
9.
Корректировка трансфертной
10.
Составление бюджета на
11.
Развитие рынка
12.
Принятие мер, направленных на
привлечение в страну
Для
достижения реального эффекта и
сокращения бюджетного дефицита перечисленные
мероприятия должны рассматриваться
в их единстве и применяться комплексно.
2.4.
Организация исполнения
бюджета
2.4.1.
Главное государственное
казначейство и
его функции
Исполнить бюджет, значит обеспечить полное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспечить финансированием все запланированные по бюджету расходы. [5, с. 222]
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №743 от 16 декабря 1993 года было принято решение о создании в стране системы органов государственного казначейства (казначейство) в составе Главного государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь, его территориальных районных органов и в городах. [18, с.200]
Для усиления контроля за целевым использованием бюджетных ассигнований Министерство финансов Республики Беларусь перешло на постатейное финансирование расходов по республиканскому бюджету в разрезе разделов Бюджетной классификации через систему государственного казначейства.
Переход на казначейскую систему исполнения республиканского бюджета осуществлялся по учреждениям и организациям, финансируемым из республиканского бюджета и расположенным в г. Минске и областных центрах, в течение 1998 г.; по учреждениям и организациям, финансируемым из республиканского бюджета и расположенным в городах областного подчинения и районах – с января 1999 года. [10, с. 12]
Главное государственное казначейство организует исполнение республиканского бюджета и управление государственными финансами, находящимися на счетах казначейства, составляет отчёт об исполнении республиканского и консолидированного бюджетов за истёкший год.
Управление государственного казначейства состоит из следующих отделов:
Республиканский
бюджет исполняется по росписи доходов
и расходов бюджета, источников покрытия
дефицита бюджета с поквартальным
распределением, в соответствии с
которой осуществляется исполнение
бюджета по расходам, производится
финансирование республиканских органов
государственного управления и иных
государственных организаций, подчиненных
Правительству Республики Беларусь,
а также других юридических лиц,
получающих ассигнования из бюджета.
Средства из
республиканского бюджета перечисляются
с Единого казначейского счета Минфина
в Нацбанке РБ и счетов территориальных
органов государственного казначейства
в учреждениях Открытого акционерного
общества "Сберегательный банк "Беларусбанк"
согласно предъявленным распорядителями
средств платежным поручениям на счета
поставщиков (подрядчиков) товаров (работ,
услуг), оплачиваемым за счет средств бюджета,
как правило, минуя текущие счета распорядителей
бюджетных средств.
2.4.2.
Пути повышения
качества исполнения
ГБ
В
организации казначейских систем бывших
республиках СССР существовали одинаковые
проблемы, поскольку в этих странах
исходные системы планирования и
административного
Так работа по учёту и наблюдению за исполнением бюджета опиралась на банковскую систему. Основой для учёта поступлений доходов и отражения операций на счетах являлся банковский план счетов с символьной аналитикой (сжатая форма классификации бюджетных счетов). [9, с. 66]
РБ,
где управление экономикой было основано
на плановом ведении народного хозяйства,
характеризуется неразвитым механизмом
использования финансовых ресурсов,
их слабой адаптированностью к
При такой ситуации единственно верным путём в устранении вышеперечисленных недостатков, присущих и банковской системе исполнения бюджета, является проведение реформы управления государственными финансами экономики и создание механизма перехода на более прогрессивные методы и технологии управления государственным бюджетом.[10, с. 13]
Без реформы законодательной базы, без создания методики и технологии управления государственным бюджетом в условиях переходной экономики невозможно обеспечить создание эффективной системы управления государственным сектором в рыночных условиях. Одной из таких систем является казначейская система исполнения бюджета.
Внедрение
казначейской системы основано на комплексной
автоматизации бюджетной
При создании казначейских информационных систем страны СНГ выбирали, исходя из своего уровня развития, различные формы их организации, например, децентрализованную, централизованную или смешанную формы казначейства.
Централизованная форма казначейства является более эффективной, но при её первичном внедрении необходимо учитывать реализацию этой формы на основе распределённой базы данных. Такой подход мог бы снизить риски при первичном внедрении и при наличии сбоев на телекоммуникационной линии связи.
Таким образом, переход на казначейскую систему исполнения бюджета позволяет, с одной стороны, ускорить доведение денег до бюджетополучателя, а с другой, обеспечить сокращение штатов централизованных бухгалтерий. [9, с. 66-67]
В
целях эффективного проведения бюджетной
политики, обеспечения оперативного
финансирования государственных программ,
усиления контроля за рациональным и
целевым использованием средств
республиканского бюджета органам
государственного казначейства предоставлены,
в частности, права требовать
и получать от юридических и физических
лиц информацию об осуществлении
бюджетно-финансовых операций по формированию
и использованию государственных финансовых
средств; получать от банков, иных финансово-кредитных
учреждений сведения о состоянии счетов
органов государственного управления
предприятий, организаций и учреждений,
использующих средства республиканского
бюджета, целевых государственных бюджетных
и внебюджетных фондов, движении средств
по этим счетам; ограничивать и приостанавливать
финансирование расходов за счет государственных
средств в случае несоблюдения их получателями
законодательства, непредставления ими
информации о движении государственных
финансовых средств по счетам, нецелевого
и неэкономного их использования.
3.
Особенности развития
бюджета и бюджетного
процесса РБ в
условиях переходной
экономики
90-е
годы характеризуют начальный
период формирования рыночных
отношений в РБ. В этих условиях
государственный бюджет
До
1991 года бюджетный процесс в БССР,
включая все его этапы –
составление, рассмотрение, утверждение
и исполнение бюджета – регламентировался
законодательством СССР. Государственный
бюджет БССР включался в полном
объёме в единый Государственный
бюджет СССР и являлся его составной
частью. Организация бюджетного процесса
осуществлялось в соответствии с
бюджетными правами органов
Таким образом, Государственный бюджет БССР, являясь частью Государственного бюджета СССР, составлялся, рассматривался, утверждался и исполнялся в условиях жёсткого диктата центральных органов власти и законодательства, ограничивающего права республики по управлению бюджетным процессом. [17, с. 72]
Коренные
изменения в бюджетном процессе
произошли в связи с
Первый самостоятельный бюджет республики был составлен на 1991 год, исходя из принятой Верховным Советом БССР в июле 1990 года Декларации о государственном суверенитете БССР. Особенностью бюджета 1991 года явилось полное зачисление в бюджет республики налога с оборота и подоходного налога с населения, поступающих на её территории. Также в доходной части бюджета планировались и целевые поступления. Также в данный период был введён целевой Чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В расходной части бюджета происходит переориентация в направлениях бюджетных средств. Особенностью бюджета стало снижение расходов на народное хозяйство: если в 1989 – 62,7% расходов консолидированного бюджета, то в 1991 году планировались на уровне 58,4%. А расходы на социально- культурные мероприятия снижались. Также в бюджете на 1991 было предусмотрено образование резервных фондов. Впервые в Законе БССР «О Государственном бюджете БССР на 1991 год» в связи с запланированным дефицитом бюджета определены мероприятия по его сокращению.
Значительную
роль в упорядочении бюджетного процесса
сыграл принятый в марте 1991 года Закон
БССР «О местном самоуправлении и
местном хозяйстве в
В
1991 году Министерство финансов БССР утвердило
классификацию доходов и
Однако
более глубокие изменения в бюджете
и бюджетном процессе происходят
в 1992 году. Изменения в экономических
и социальных процессах, вызванные
политической и экономической
Характерной
особенностью доходной части бюджета
стало появление и развитие рыночных
источников в виде платежей за пользование
природными ресурсами, налога на недвижимость.
Также введение новых, более прогрессивных
налогов, отвечающих требованиям рыночной
экономики, предполагало отмену ряда действующих
налогов и отчислений в бюджет.
(например, налог с продаж, налог
с оборота). В расходах на отрасли
экономики предусматривалось