Дефицит бюджета РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:14, курсовая работа

Описание

Основной целью моей курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета Республики Беларусь и особенностей его развития в условиях переходной экономики. Исходя из этого, поставлены следующие основные задачи:
Определение сущности и значения бюджета.
Рассмотрение бюджетного устройства и характеристика бюджетной системы Республики Беларусь как унитарного государства.
Анализ доходной и расходной частей государственного бюджета.
Определение дефицита бюджета и возможных путей его сокращения в Республике Беларусь.

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 84.11 Кб (Скачать документ)

    8. Совершенствование планирования  и развитие системы платных  услуг в непроизводственной сфере.

    9. Корректировка трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных  выплат отраслям реального сектора  экономики, повышение эффективности  трансфертных платежей.

    10. Составление бюджета на многовариантной  основе с целью формирования  оптимальной структуры доходов  и расходов.

    11. Развитие рынка государственных  ценных бумаг, что позволит  финансировать расходы государства  без увеличения денежной массы  в обороте.

    12. Принятие мер, направленных на  привлечение в страну иностранного  капитала в форме инвестиций.

    Для достижения реального эффекта и  сокращения бюджетного дефицита перечисленные  мероприятия должны рассматриваться  в их единстве и применяться комплексно.  

2.4.  Организация исполнения  бюджета 

    2.4.1. Главное государственное  казначейство и  его функции 

    Исполнить бюджет, значит обеспечить полное поступление  всех предусмотренных по бюджету  доходов и обеспечить финансированием  все запланированные по бюджету  расходы. [5, с. 222]

    Постановлением  Совета Министров Республики Беларусь  №743 от 16 декабря 1993 года было принято решение о создании в стране системы органов государственного казначейства (казначейство) в составе Главного государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь, его территориальных районных органов и в городах. [18, с.200]

    Для усиления контроля за целевым использованием бюджетных ассигнований Министерство финансов Республики Беларусь перешло  на постатейное финансирование расходов по республиканскому бюджету в разрезе разделов Бюджетной классификации через систему государственного казначейства.

    Переход на казначейскую систему исполнения республиканского бюджета осуществлялся  по учреждениям и организациям, финансируемым  из республиканского бюджета и расположенным  в г. Минске и областных центрах, в течение 1998 г.; по учреждениям и организациям, финансируемым из республиканского бюджета и расположенным в городах областного подчинения и районах – с января 1999 года. [10, с. 12]

    Главное государственное казначейство организует исполнение республиканского бюджета  и управление государственными финансами, находящимися на счетах казначейства, составляет отчёт об исполнении республиканского и консолидированного бюджетов за истёкший год.

    Управление  государственного казначейства состоит  из следующих отделов:

  1. кассовый отдел;
  2. операционно-контрольный отдел;
  3. бухгалтерия;
  4. отдел организации исполнения бюджета (организация методического обеспечения, организация деятельности управления).

    Республиканский бюджет исполняется по росписи доходов  и расходов бюджета, источников покрытия дефицита бюджета с поквартальным  распределением, в соответствии с  которой осуществляется исполнение бюджета по расходам, производится финансирование республиканских органов  государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных  Правительству Республики Беларусь, а также других юридических лиц, получающих ассигнования из бюджета. 
         Средства из республиканского бюджета перечисляются с Единого казначейского счета Минфина в Нацбанке РБ и счетов территориальных органов государственного казначейства в учреждениях Открытого акционерного общества "Сберегательный банк "Беларусбанк" согласно предъявленным распорядителями средств платежным поручениям на счета поставщиков (подрядчиков) товаров (работ, услуг), оплачиваемым за счет средств бюджета, как правило, минуя текущие счета распорядителей бюджетных средств.
 
 

    2.4.2. Пути повышения  качества исполнения  ГБ 

    В организации казначейских систем бывших республиках СССР существовали одинаковые проблемы, поскольку в этих странах  исходные системы планирования и  административного регулирования  были идентичны.

    Так работа по учёту и наблюдению за исполнением бюджета опиралась  на банковскую систему. Основой для  учёта поступлений доходов и  отражения операций на счетах являлся  банковский план счетов с символьной аналитикой (сжатая форма классификации  бюджетных счетов). [9, с. 66]

    РБ, где управление экономикой было основано на плановом ведении народного хозяйства, характеризуется неразвитым механизмом использования финансовых ресурсов, их слабой адаптированностью к современным  требованиям рыночных условий, вследствие чего действующие механизмы не способны обеспечить «прозрачность» бюджета  и эффективный контроль за целевым  и рациональным использованием бюджетных  средств.

    При такой ситуации единственно верным путём в устранении вышеперечисленных  недостатков, присущих и банковской системе исполнения бюджета, является проведение реформы управления государственными финансами экономики и создание механизма перехода на более прогрессивные  методы и технологии управления государственным  бюджетом.[10, с. 13]

    Без реформы законодательной базы, без  создания методики и технологии управления государственным бюджетом в условиях переходной экономики невозможно обеспечить создание эффективной системы управления государственным сектором в рыночных условиях. Одной из таких систем является казначейская система исполнения бюджета.

    Внедрение казначейской системы основано на комплексной  автоматизации бюджетной деятельности. Разработка и внедрение комплексной  автоматизированной казначейской информационной системы позволяет ускорить прохождение  потоков данных, повысить оперативность  получения и обработки информации об исполнении бюджета, а также её достоверность, усилить контроль, повысить реалистичность планирования и тем  самым обеспечить высокую управляемость  процесса исполнения бюджета. [9, с. 66]

    При создании казначейских информационных систем страны СНГ выбирали, исходя из своего уровня развития, различные  формы их организации, например, децентрализованную, централизованную или смешанную  формы казначейства.

    Централизованная  форма казначейства является более  эффективной, но при её первичном  внедрении необходимо учитывать  реализацию этой формы на основе распределённой базы данных. Такой подход мог бы снизить риски при первичном  внедрении и при наличии сбоев  на телекоммуникационной линии связи.

    Таким образом, переход на казначейскую систему  исполнения бюджета позволяет, с  одной стороны, ускорить доведение  денег до бюджетополучателя, а с  другой, обеспечить сокращение штатов централизованных бухгалтерий. [9, с. 66-67]

    В целях эффективного проведения бюджетной  политики, обеспечения оперативного финансирования государственных программ, усиления контроля за рациональным и  целевым использованием средств  республиканского бюджета органам  государственного казначейства предоставлены, в частности, права требовать  и получать от юридических и физических лиц информацию об осуществлении  бюджетно-финансовых операций по формированию и использованию государственных финансовых средств; получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений сведения о состоянии счетов органов государственного управления предприятий, организаций и учреждений, использующих средства республиканского бюджета, целевых государственных бюджетных и внебюджетных фондов, движении средств по этим счетам; ограничивать и приостанавливать финансирование расходов за счет государственных средств в случае несоблюдения их получателями законодательства, непредставления ими информации о движении государственных финансовых средств по счетам, нецелевого и неэкономного их использования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Особенности развития  бюджета и бюджетного  процесса РБ в  условиях переходной  экономики 

    90-е  годы характеризуют начальный  период формирования рыночных  отношений в РБ. В этих условиях  государственный бюджет приобретает  особенности, свойственные переходной  экономике. Происходит трансформация  его качественных и количественных  параметров.

    До 1991 года бюджетный процесс в БССР, включая все его этапы –  составление, рассмотрение, утверждение  и исполнение бюджета – регламентировался  законодательством СССР.  Государственный  бюджет БССР включался  в полном объёме в единый Государственный  бюджет СССР и являлся его составной  частью. Организация бюджетного процесса осуществлялось в соответствии с  бюджетными правами органов государственной  власти и управления. В соответствии с указанными законами Верховный  Совет СССР устанавливал доходы и  налоги, поступающие в союзный, республиканские  и местные бюджеты. В то же время  республиканские и местные органы власти не имели права вводить  и взимать налоги и доходы, не предусмотренные союзным законодательством.

    Таким образом, Государственный бюджет БССР, являясь частью Государственного бюджета  СССР, составлялся, рассматривался, утверждался  и исполнялся в условиях жёсткого диктата центральных органов  власти и законодательства, ограничивающего  права республики по управлению бюджетным  процессом. [17, с. 72]

    Коренные  изменения в бюджетном процессе произошли в связи с провозглашением  суверенитета БССР и рыночными преобразованиями.

    Первый  самостоятельный бюджет республики был составлен на 1991 год, исходя из принятой Верховным Советом БССР в июле 1990 года Декларации о государственном  суверенитете БССР. Особенностью бюджета 1991 года явилось полное зачисление в бюджет республики налога с оборота  и подоходного налога с населения, поступающих на её территории. Также  в доходной части бюджета планировались и целевые поступления. Также в данный период был введён целевой Чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В расходной части бюджета происходит переориентация в направлениях бюджетных средств. Особенностью бюджета стало снижение расходов на народное хозяйство: если в 1989 – 62,7% расходов консолидированного бюджета, то в 1991 году планировались на уровне 58,4%.  А расходы на социально- культурные мероприятия снижались. Также в бюджете на 1991 было предусмотрено образование резервных фондов. Впервые в Законе БССР «О Государственном бюджете БССР на 1991 год» в связи с запланированным дефицитом бюджета определены мероприятия по его сокращению.

    Значительную  роль в упорядочении бюджетного процесса сыграл принятый в марте 1991 года Закон  БССР «О местном самоуправлении и  местном хозяйстве в Белоруссии». В соответствии с этим законом  устанавливались три территориальных  уровня местных Советов: первичный, базовый и областной. Впервые  был определён статус местных  бюджетов как самостоятельных единиц в бюджетной системе республики. [17, с. 75]

    В 1991 году Министерство финансов БССР утвердило  классификацию доходов и расходов республиканского и местных бюджетов республики, что позволило упорядочить  составлении и  исполнение бюджета.

    Однако  более глубокие изменения в бюджете  и бюджетном процессе происходят в 1992 году. Изменения в экономических  и социальных процессах, вызванные  политической и экономической самостоятельностью республики, реформами трансформационного периода, выразились в специфике  доходной и расходной частей бюджета 1992 года. Начиная с этого времени, формирование его доходной части  стало осуществляться на основе собственного налогового законодательства, введённого в действие с 1 января 1992 года, которое  предусматривало гарантии независимости  республики как суверенного государства  в формировании собственных доходов  и защиту её экономических интересов. Вместе с тем переход к рыночным отношениям диктовал необходимость замены прямого обложения косвенным.

    Характерной особенностью доходной части бюджета  стало появление и развитие рыночных источников в виде платежей за пользование  природными ресурсами, налога на недвижимость. Также введение новых, более прогрессивных  налогов, отвечающих требованиям рыночной экономики, предполагало отмену ряда действующих  налогов и отчислений в бюджет. (например, налог с продаж, налог  с оборота). В расходах на отрасли  экономики предусматривалось приоритетное развитие агропромышленного комплекса. Выразительной особенностью бюджета  стало усиление его социальной направленности. Существование республики в условиях суверенитета потребовало предусмотреть  в бюджете расходы на финансирование обороны, выпуск национальной валюты и  других ценных бумаг, а также наблюдалось  увеличение расходов на содержание правоохранительных органов, органов государственной  власти и управления. Планировались  расходы по обслуживанию государственного внутреннего долга, что также  следует рассматривать как специфическую  черту бюджета. т

Информация о работе Дефицит бюджета РБ