Дефицит бюджета РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:14, курсовая работа

Описание

Основной целью моей курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета Республики Беларусь и особенностей его развития в условиях переходной экономики. Исходя из этого, поставлены следующие основные задачи:
Определение сущности и значения бюджета.
Рассмотрение бюджетного устройства и характеристика бюджетной системы Республики Беларусь как унитарного государства.
Анализ доходной и расходной частей государственного бюджета.
Определение дефицита бюджета и возможных путей его сокращения в Республике Беларусь.

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 84.11 Кб (Скачать документ)

    1.  налоговых доходов (за исключением  средств, формирующих местные  бюджеты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 4 статьи 6 настоящего  Закона);

    2. взносов на государственное социальное  страхование;

    3. неналоговых доходов;

    4. безвозмездных поступлений. [13]

    Более подробная классификация доходов  республиканского бюджета представлена в приложении 1.

В табл.  2.1 представлены данные о доходах  республиканского бюджета.

                                                                                                  Таблица 2.1

Доходы  республиканского бюджета Республики Беларусь 

          2007          2008    2009 (проект)
Млрд.

руб.

Уд.вес

    в  доходах

в    %

Млрд.

руб.

Уд.вес

    в  доходах

в    %

Млрд.

руб.

Уд.вес

    в  доходах

в    %

Доходы- всего 36204   100 38152    100 54 899 100
в том  числе:            
Налоговые доходы 23154    64 24661    64,6 34 811  63,4
Неналоговые

доходы

 1328   3,6 1589     4,2 3 268  6,0
Взносы  на гос. соц. страхование 11722   32,4 11902    31,2 16 820  30,6

Источник: собственная  разработка автора на основании данных [6],[12],[19] 

    Из  приведенных в табл.  2.1 данных видно, что наибольший удельный вес  в доходах республиканского бюджета  занимают налоговые поступления.

    Налога  на прибыль в 2007 году поступило 2,2 трлн. рублей, или 103,8 процента к уточненному  годовому плану,  НДС - 6,1 трлн. рублей, или 101,9 процента годового плана, доходы от внешнеэкономической деятельности составили 6,3 трлн. рублей, или 103,5 процента к уточненному годовому плану. Что  касается 2008 года, то налог на прибыль - 3,2 трлн. рублей, или 101,7 процента годового плана, НДС - 3,3 трлн. рублей, или 101,7 процента годового плана, доходы от внешнеэкономической  деятельности составили 10,6 трлн. рублей, или 101,9 процента годового плана.

    Динамика  планового и  фактического  исполнения доходов республиканского бюджета  в разрезе трёх лет представлена в приложении 2.

     Доходы  консолидированного бюджета в 2009 году должны составить Br72,66 трлн, или 46,9% ВВП  против ожидаемых 50,5% ВВП в 2008 году (по плану 45,7% ВВП). Расходы - Br75,46 трлн, или 48,7% ВВП против 48,5% ВВП в 2008 году (по плану 47,7% ВВП). 

Рис. 2.1 Динамика доходов бюджета РБ

Источник: собственная разработка[3],[6],[12],[13],[19] 

    Исходя  из данных, представленных графически, мы видим тенденцию к увеличению доходов, поступающих в бюджет. Особенно это прослеживается в текущем  году. Рост поступлений в бюджет в определяющей мере обусловлен повышением эффективности функционирования экономики, увеличением реальных денежных доходов  населения, внутреннего спроса, т.е. ростом основных налогооблагаемых баз. В январе-сентябре 2008 года опережающими темпами по сравнению с тем  же периодом прошлого года увеличился ВВП (на 10,7%), еще более значительно  возросли выручка от реализации продукции, работ, услуг (на 22,6% в реальном выражении), прибыль до налогообложения (в 1,6 раза). Таким образом, обеспечено выполнение плановых поступлений по всем доходным источникам. Постепенно изменяется структура  доходов, в особенности возрастает величина поступлений от внешнеэкономической  деятельности. 

    2.2. Состав и структура  расходов бюджета 

    Расходы государственного бюджета отражают экономические отношения, возникающие  в связи с распределение фонда  денежных средств государства и его использованием по целевому, отраслевому и территориальному назначению. [4, с. 85]

    Государственные расходы оказывают существенное влияние как на макро-, так и  на микроэкономические характеристики функционирования национального хозяйства. Причём большое значение имеет не только доля государственных расходов в совокупном спросе, но и то, каким  образом формируются и реализуются  расходные обязательства бюджета. [21, с.134]

    Специфика общественного назначения бюджетных  расходов состоит в обеспечении  финансирования государственной деятельности: экономической, управленческой, социальной и других функций государства. Структура  расходов государственного бюджета, их содержание формируются под воздействием множества факторов. Важнейшими из них являются уровень развития производительных сил и производственных отношений, конкретная экономическая и социальная ситуация. Существенное влияние оказывает  финансовая политика государства, выбранные  приоритеты развития общества  и  методы реализации намечаемых задач. Общим  для расходов бюджетов всех стран  является их главное назначение –  обеспечить выполнение государством его  внутренних и внешних функций.

    Для выяснения роли и значения бюджетных  расходов в экономической жизни  общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков  классификации расходов бюджета.

    По  функциональному назначению расходы  государства могут быть разделены на следующие группы: экономические расходы; расходы на социально-культурную сферу; расходы на управление; расходы на государственную безопасность, оборону страны; расходы на внешнеэкономическую деятельность; расходы на обслуживание государственного долга.

    Расходы республиканского бюджета по функциональной классификации расходов по разделам, подразделам и видам расходов в текущем году представлены в приложении 3.

    Экономические расходы используются с целью государственного регулирования экономики и направлены в сферу производства. По их величине можно судить о степени государственного вмешательства в экономические процессы.

    Расходы па социально- культурные мероприятия  предусматривают финансирование сфер образования, здравоохранения, культуры, искусства, социального обеспечения, расходы на СМИ, физическую культуру, спорт.

    Расходы на управление обеспечивают основную функцию государства – управление – и  предусматривают обеспечение содержания органов государственного и муниципального управления, правопорядка, судебной власти. Большое значение уделяется расходам на содержание и обслуживание внутреннего и внешнего государственного долга. Он возникает при использовании государственные долговых обязательств для покрытия бюджетного дефицита за счет внешних и внутренних источников финансирования.

    Расходы на оборону страны связаны с необходимостью обеспечить функционирование обороны  промышленности, поддерживать безопасность армии, осуществлять защиту военнослужащих и их семей.

    Расходы на внешнеэкономическую деятельность предусматривают осуществление мероприятий и финансирование программ по межгосударственному сотрудничеству: содержание дипломатических представительств, консульств, участие в международных мероприятиях.

    Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные расходы. Это определяется бюджетной классификацией расходов бюджетов.

    Капитальные расходы бюджетов - это часть расходов бюджетов, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности. Эти расходы обеспечивают покрытие инновационных и инвестиционных расходов: произведение капитального ремонта, закупку оборудования, техническим перевооружением и др.

    Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее финансирование органов государственной власти, местного самоуправления, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям в форме дотаций, субсидий и субвенций. [1, с. 73]

    Управление  государственными расходами - важная часть бюджетной политики и в значительной мере определяется состоянием бюджетного процесса, порядком составления, утверждения и исполнения бюджета в части расходов. Поэтому совершенствование практики бюджетирования - важный инструмент повышения эффективности государственных расходов. [22, с. 23]

    Что касается периода с 2007 по 2009 год, то результаты по структуре расходов представлены в табл. 2.2

    Таблица 2.2

                        Структура расходов республиканского  бюджета

            2007             2008 2009
Млрд.

  руб.

Уд. вес в  расходах, в % Млрд.

  руб.

Уд. вес в  расходах, в % Млрд.

  руб.

Уд. вес в  расходах, в %
Расходы - всего 32011     100 40342 100 57699 100
Общегосударственная деятельность 7389     23,1 8879 22 11873 20,6
Нац. оборона  1131     3,5 1240 3,1 1733 3,0
Судебная, Правоохранительная

деятельность  и обеспечение безопасности

1729     5,4 1949 4,8 2642 4,57
Продолжение  табл. 2.2
Национальная  экономика 7119 22,2 11026 27,3 17350 30
Охрана  окружающей среды 481     1,5 550 1,4 621 1
Жилищные  и коммунальные услуги 9     0,03 24 0,06 61 0,16
Здравоохранение 919     2,87 1026 2,54 1540 2,7
                                                                                                                                                                                                 Физическая культура, спорт, СМИ  и культура 407      1,3 488 1,2 672 1,17
Образование 1157     3,6 1278 3,2 1775 3,0
Социальная  политика 11670     36,5 13882 34,4 19433 33,8

Источник:собственная  разработка автора на основании данных [3],[11],[19] 

    Из  таблицы видно, что при планировании расходов бюджета каждый год происходит увеличение их размера. Бюджет является социально направленным, так как  наибольший удельный вес в расходах республиканского бюджета занимают расходы на социальную политику. 

    Расходы республиканского бюджета по предварительным  данным за январь-декабрь 2007 года составили 35,9 трлн. рублей или 98,2 % годового плана, из них: общегосударственные расходы  составили 8,7 трлн. руб. или  97,8% годового плана, расходы на национальную экономику  и ЖКХ – 9,2 трлн. руб. или  98 % годового плана, расходы на финансирование социальной сферы – 14,5 трлн. руб. или  98,6% годового плана. [20, с. 26]

    Расходы республиканского бюджета за январь-декабрь 2008 года составили 48,1 трлн. рублей, или 96,7 процента годового плана, из них:

общегосударственные расходы составили 12,1 трлн. руб. или  96% годового плана, расходы на национальную экономику и ЖКХ – 14,4 трлн. руб. – 96,6% годового плана, расходы на финансирование социальной сферы – 17,7 трлн. руб. или 97,6% годового плана. [8, с. 6]

    Динамика  планового и  фактического  исполнения расходов республиканского бюджета  в разрезе трёх лет представлена в приложении 4.

    В расходах консолидированного бюджета  за январь-сентябрь 2008 года в разрезе  экономической классификации преобладали  текущие расходы – 80%, в том  числе на заработную плату рабочих  и служащих и начисления на нее  – 18,4%, субсидии и текущие трансферты – 46,8%, обслуживание государственного долга – 1%. Доля капитальных расходов составила 18,7%. На финансирование капитальных  вложений в основные фонды приходилось 15,7% всех бюджетных расходов.

    Средства  консолидированного бюджета остаются одним из основных источников финансирования инвестиций в основной капитал в  экономике.

    О качестве бюджетного планирования в  разрезе трёх лет мы можем судить исходя из данных, представленных в  приложении 5.

    Нельзя  не заметить, что расходы республиканского бюджета на 2009 год сохраняют свою социальную направленность.  Доля социальных расходов в его структуре возрастёт  с 61% в 2008 году до 64% в 2009 году. При этом будут обеспечены более высокие, по сравнению с прочими, расходы  на финансирование основных отраслей социальной сферы – здравоохранение  – 123,5% и образование – 127,9%. Продолжается рост заработной платы работников бюджетной  сферы. В реальном выражении она  увеличится на 17,5%, к уровню 2008 года. Её среднемесячный размер на конец 2009 года составит 550 долларов США. К концу 2010 года зарплата планируется на уровне 700 доларов США. [19, с. 7]

Информация о работе Дефицит бюджета РБ