Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:14, курсовая работа
Основной целью моей курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета Республики Беларусь и особенностей его развития в условиях переходной экономики. Исходя из этого, поставлены следующие основные задачи:
Определение сущности и значения бюджета.
Рассмотрение бюджетного устройства и характеристика бюджетной системы Республики Беларусь как унитарного государства.
Анализ доходной и расходной частей государственного бюджета.
Определение дефицита бюджета и возможных путей его сокращения в Республике Беларусь.
1.
налоговых доходов (за
2.
взносов на государственное
3. неналоговых доходов;
4. безвозмездных поступлений. [13]
Более
подробная классификация
В табл. 2.1 представлены данные о доходах республиканского бюджета.
Доходы
республиканского бюджета Республики
Беларусь
2007 | 2008 | 2009 (проект) | ||||
Млрд.
руб. |
Уд.вес
в доходах в % |
Млрд.
руб. |
Уд.вес
в доходах в % |
Млрд.
руб. |
Уд.вес
в доходах в % | |
Доходы- всего | 36204 | 100 | 38152 | 100 | 54 899 | 100 |
в том числе: | ||||||
Налоговые доходы | 23154 | 64 | 24661 | 64,6 | 34 811 | 63,4 |
Неналоговые
доходы |
1328 | 3,6 | 1589 | 4,2 | 3 268 | 6,0 |
Взносы на гос. соц. страхование | 11722 | 32,4 | 11902 | 31,2 | 16 820 | 30,6 |
Источник: собственная
разработка автора на основании данных
[6],[12],[19]
Из приведенных в табл. 2.1 данных видно, что наибольший удельный вес в доходах республиканского бюджета занимают налоговые поступления.
Налога
на прибыль в 2007 году поступило 2,2 трлн.
рублей, или 103,8 процента к уточненному
годовому плану, НДС - 6,1 трлн. рублей,
или 101,9 процента годового плана, доходы
от внешнеэкономической
Динамика планового и фактического исполнения доходов республиканского бюджета в разрезе трёх лет представлена в приложении 2.
Доходы
консолидированного бюджета в 2009 году
должны составить Br72,66 трлн, или 46,9% ВВП
против ожидаемых 50,5% ВВП в 2008 году (по
плану 45,7% ВВП). Расходы - Br75,46 трлн, или
48,7% ВВП против 48,5% ВВП в 2008 году (по
плану 47,7% ВВП).
Рис. 2.1 Динамика доходов бюджета РБ
Источник:
собственная разработка[3],[6],[12],[13],[
Исходя
из данных, представленных графически,
мы видим тенденцию к увеличению
доходов, поступающих в бюджет. Особенно
это прослеживается в текущем
году. Рост поступлений в бюджет
в определяющей мере обусловлен повышением
эффективности функционирования экономики,
увеличением реальных денежных доходов
населения, внутреннего спроса, т.е.
ростом основных налогооблагаемых баз.
В январе-сентябре 2008 года опережающими
темпами по сравнению с тем
же периодом прошлого года увеличился
ВВП (на 10,7%), еще более значительно
возросли выручка от реализации продукции,
работ, услуг (на 22,6% в реальном выражении),
прибыль до налогообложения (в 1,6 раза).
Таким образом, обеспечено выполнение
плановых поступлений по всем доходным
источникам. Постепенно изменяется структура
доходов, в особенности возрастает
величина поступлений от внешнеэкономической
деятельности.
2.2.
Состав и структура
расходов бюджета
Расходы государственного бюджета отражают экономические отношения, возникающие в связи с распределение фонда денежных средств государства и его использованием по целевому, отраслевому и территориальному назначению. [4, с. 85]
Государственные
расходы оказывают существенное
влияние как на макро-, так и
на микроэкономические характеристики
функционирования национального хозяйства.
Причём большое значение имеет не
только доля государственных расходов
в совокупном спросе, но и то, каким
образом формируются и
Специфика общественного назначения бюджетных расходов состоит в обеспечении финансирования государственной деятельности: экономической, управленческой, социальной и других функций государства. Структура расходов государственного бюджета, их содержание формируются под воздействием множества факторов. Важнейшими из них являются уровень развития производительных сил и производственных отношений, конкретная экономическая и социальная ситуация. Существенное влияние оказывает финансовая политика государства, выбранные приоритеты развития общества и методы реализации намечаемых задач. Общим для расходов бюджетов всех стран является их главное назначение – обеспечить выполнение государством его внутренних и внешних функций.
Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.
По функциональному назначению расходы государства могут быть разделены на следующие группы: экономические расходы; расходы на социально-культурную сферу; расходы на управление; расходы на государственную безопасность, оборону страны; расходы на внешнеэкономическую деятельность; расходы на обслуживание государственного долга.
Расходы республиканского бюджета по функциональной классификации расходов по разделам, подразделам и видам расходов в текущем году представлены в приложении 3.
Экономические расходы используются с целью государственного регулирования экономики и направлены в сферу производства. По их величине можно судить о степени государственного вмешательства в экономические процессы.
Расходы па социально- культурные мероприятия предусматривают финансирование сфер образования, здравоохранения, культуры, искусства, социального обеспечения, расходы на СМИ, физическую культуру, спорт.
Расходы на управление обеспечивают основную функцию государства – управление – и предусматривают обеспечение содержания органов государственного и муниципального управления, правопорядка, судебной власти. Большое значение уделяется расходам на содержание и обслуживание внутреннего и внешнего государственного долга. Он возникает при использовании государственные долговых обязательств для покрытия бюджетного дефицита за счет внешних и внутренних источников финансирования.
Расходы на оборону страны связаны с необходимостью обеспечить функционирование обороны промышленности, поддерживать безопасность армии, осуществлять защиту военнослужащих и их семей.
Расходы
на внешнеэкономическую
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные расходы. Это определяется бюджетной классификацией расходов бюджетов.
Капитальные расходы бюджетов - это часть расходов бюджетов, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности. Эти расходы обеспечивают покрытие инновационных и инвестиционных расходов: произведение капитального ремонта, закупку оборудования, техническим перевооружением и др.
Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее финансирование органов государственной власти, местного самоуправления, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям в форме дотаций, субсидий и субвенций. [1, с. 73]
Управление государственными расходами - важная часть бюджетной политики и в значительной мере определяется состоянием бюджетного процесса, порядком составления, утверждения и исполнения бюджета в части расходов. Поэтому совершенствование практики бюджетирования - важный инструмент повышения эффективности государственных расходов. [22, с. 23]
Что касается периода с 2007 по 2009 год, то результаты по структуре расходов представлены в табл. 2.2
Таблица 2.2
Структура расходов
2007 | 2008 | 2009 | ||||
Млрд.
руб. |
Уд. вес в расходах, в % | Млрд.
руб. |
Уд. вес в расходах, в % | Млрд.
руб. |
Уд. вес в расходах, в % | |
Расходы - всего | 32011 | 100 | 40342 | 100 | 57699 | 100 |
Общегосударственная деятельность | 7389 | 23,1 | 8879 | 22 | 11873 | 20,6 |
Нац. оборона | 1131 | 3,5 | 1240 | 3,1 | 1733 | 3,0 |
Судебная,
Правоохранительная
деятельность и обеспечение безопасности |
1729 | 5,4 | 1949 | 4,8 | 2642 | 4,57 |
Продолжение табл. 2.2 | ||||||
Национальная экономика | 7119 | 22,2 | 11026 | 27,3 | 17350 | 30 |
Охрана окружающей среды | 481 | 1,5 | 550 | 1,4 | 621 | 1 |
Жилищные и коммунальные услуги | 9 | 0,03 | 24 | 0,06 | 61 | 0,16 |
Здравоохранение | 919 | 2,87 | 1026 | 2,54 | 1540 | 2,7 |
|
407 | 1,3 | 488 | 1,2 | 672 | 1,17 |
Образование | 1157 | 3,6 | 1278 | 3,2 | 1775 | 3,0 |
Социальная политика | 11670 | 36,5 | 13882 | 34,4 | 19433 | 33,8 |
Источник:собственная
разработка автора на основании данных
[3],[11],[19]
Из таблицы видно, что при планировании расходов бюджета каждый год происходит увеличение их размера. Бюджет является социально направленным, так как наибольший удельный вес в расходах республиканского бюджета занимают расходы на социальную политику.
Расходы республиканского бюджета по предварительным данным за январь-декабрь 2007 года составили 35,9 трлн. рублей или 98,2 % годового плана, из них: общегосударственные расходы составили 8,7 трлн. руб. или 97,8% годового плана, расходы на национальную экономику и ЖКХ – 9,2 трлн. руб. или 98 % годового плана, расходы на финансирование социальной сферы – 14,5 трлн. руб. или 98,6% годового плана. [20, с. 26]
Расходы республиканского бюджета за январь-декабрь 2008 года составили 48,1 трлн. рублей, или 96,7 процента годового плана, из них:
общегосударственные расходы составили 12,1 трлн. руб. или 96% годового плана, расходы на национальную экономику и ЖКХ – 14,4 трлн. руб. – 96,6% годового плана, расходы на финансирование социальной сферы – 17,7 трлн. руб. или 97,6% годового плана. [8, с. 6]
Динамика планового и фактического исполнения расходов республиканского бюджета в разрезе трёх лет представлена в приложении 4.
В
расходах консолидированного бюджета
за январь-сентябрь 2008 года в разрезе
экономической классификации
Средства консолидированного бюджета остаются одним из основных источников финансирования инвестиций в основной капитал в экономике.
О качестве бюджетного планирования в разрезе трёх лет мы можем судить исходя из данных, представленных в приложении 5.
Нельзя не заметить, что расходы республиканского бюджета на 2009 год сохраняют свою социальную направленность. Доля социальных расходов в его структуре возрастёт с 61% в 2008 году до 64% в 2009 году. При этом будут обеспечены более высокие, по сравнению с прочими, расходы на финансирование основных отраслей социальной сферы – здравоохранение – 123,5% и образование – 127,9%. Продолжается рост заработной платы работников бюджетной сферы. В реальном выражении она увеличится на 17,5%, к уровню 2008 года. Её среднемесячный размер на конец 2009 года составит 550 долларов США. К концу 2010 года зарплата планируется на уровне 700 доларов США. [19, с. 7]