Дефицит бюджета РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:14, курсовая работа

Описание

Основной целью моей курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета Республики Беларусь и особенностей его развития в условиях переходной экономики. Исходя из этого, поставлены следующие основные задачи:
Определение сущности и значения бюджета.
Рассмотрение бюджетного устройства и характеристика бюджетной системы Республики Беларусь как унитарного государства.
Анализ доходной и расходной частей государственного бюджета.
Определение дефицита бюджета и возможных путей его сокращения в Республике Беларусь.

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 84.11 Кб (Скачать документ)

    Таким образом, определение приоритетов  и направлений расходования бюджетных  ресурсов, их размера требует реализации ряда мероприятий с целью повышения  эффективности государственных  расходов на поддержку отраслей производственной и непроизводственной сферы. В частности  необходимо:

  • усилить приоритетность в выборе направлений и объектов финансирования за счёт средств государственного бюджета не путём резервирования средств в целевых фондах, а посредством преимущественного финансирования при условии эффективного использования государственных финансовых ресурсов;
  • упразднить целевые отраслевые фонды в составе бюджета с целью обеспечения отраслям экономики равного доступа к бюджетным ресурсам, это позволит обеспечить большую прозрачность бюджетных расходов, усилить контроль;
  • ускорить поэтапное увеличение цен и тарифов на услуги, оказываемые предприятиями жилищного, коммунального, транспортного хозяйства, с целью создания условий для формирования собственных доходов;
  • разработать механизм перевода убыточных отраслей на хозяйственный расчёт и самофинансирование;
  • снизить бюджетное финансирование отраслей экономики за счёт сокращения государственного сектора экономики в результате приватизации объектов государственной собственности;
  • улучшить качество планирования расходов бюджета на основе повышения их обоснованности, исключения из состава расходов любых затрат, непосредственно не связанных со стабилизацией экономики и созданием условий для её развития. [17, с. 170]
  • закрепление в законодательном порядке доли бюджетных ресурсов, направляемых в социально- культурную сферу, в общем объёме расходов государственного бюджета;
  • разработка механизмов корректировки норматива бюджетной обеспеченности с учётом региональных особенностей и на этой основе повышение обоснованности расходов, качественного уровня их планирования;
  • реструктуризация источников финансирования расходов на отрасли непроизводственной сферы; постепенное сокращение традиционного набора бюджетных расходов на основе привлечения внебюджетных источников в виде средств населения, предприятий, организаций;
  • прогнозирование пропорций, обеспечивающих оптимальное сочетание источников финансирования непроизводственной сферы;
 

    2. 3. Дефицит государственного  бюджета Республики  Беларусь и пути  его сокращения 

    В условиях функционирования рыночных отношений  трудно обеспечить бюджетное равновесие. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита, и уже долгое время существует так называемая политика бюджетного дефицита.

    Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит  выступает производным от государственного бюджета и выражает такое его  состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста  предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета.

    Бюджетный дефицит представляет собой систему  экономических отношений, связанных  с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием ни финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами.[15, с. 230]

    Следовательно, к основным причинам бюджетного дефицита относятся:

  1. рост государственных расходов как следствие крупных инвестиционных вложений государства в развитие экономики страны. В этом случае дефицит отражает государственное регулирование экономических процессов;
  2. чрезвычайные обстоятельства (войны, стихийные бедствия);
  3. экономический кризис. [ 2, c. 252]

    Уровень бюджетного дефицита определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или объему ВВП. Мировая практика показывает, что  предел бюджетного дефицита в условиях стабильной рыночной экономики ограничивается 2-3% к ВВП, 5%, 8-10% - к расходной части  бюджета. [4, с. 90]

    Различают структурный и циклический дефициты. Дефицит, заложенный в структуру  доходов и расходов при формировании бюджета, называется структурным. Циклический  дефицит представляет собой разность между реальным и структурным  дефицитом.

    Для нормализации бюджетного дефицита необходимо «лечить» экономику, так как без  обеспечения динамизма в ее развитии и реально ощутимой эффективности  невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные меры не применялись при этом.

    Источниками финансирования бюджетного дефицита могут  быть:

  • внутренние (государственные займы посредством выпуска государственных ценных бумаг; кредиты НБРБ; эмиссия денежных знаков)
  • внешние (государственные займы в иностранной валюте, кредиты правительств иностранных государств, банков, международных организаций).

        С начала 1990-х гг. в Республике  Беларусь для покрытия бюджетного

дефицита  использовались денежная эмиссия и  кредиты международных финансовых организаций, правительств иностранных  государств. В 1993-1994гг. основным источником покрытия дефицита были внешние займы.

    А уже в 1996г. дефицит более чем  на 80% покрывался  эмиссионными кредитами  Национального банка. В 1998-2001гг. из внутренних источников были профинансированы не только дефицит текущего года, но и  погашение внешнего долга прошлых  лет. Причем благодаря развитию рынка  ценных бумаг в 2001г. за счет внутреннего  источника удалось покрыть около 50% объема дефицита. [4, с. 91]

        Проблему бюджетного дефицита  смягчают поступления от приватизации. В соответствии с решением  Правительства Республики Беларусь, начиная с 2004г. дополнительным  источником финансирования бюджетного  дефицита выступают средства  от реализации принадлежащего  государству имущества. Это самый  безопасный и эффективный способ  финансирования.

    Данные  об источниках покрытия бюджетного дефицита в разрезе трёх лет представлены в табл. 2.3. 

                                                                                                 Таблица 2.3

                      Источники покрытия бюджетного  дефицита

              Показатели          2007 2008    2009

(проект)

Профицит (дефицит) ,трлн.руб. 0,3 -2,2 -2,8
Источники финансирования дефицита 1,4 2,2 2,8
Из  них в %  к общим источникам финансирования: 100 100 100
внутренние 28,6 72,7 85,7
внешние 71,4 27,3 14,3

Источник: собственная разработка автора на основании  данных [3],[12],[19]   

    Как видно из таблицы, республиканский  бюджет 2009 года сформирован с дефицитом 2,8 трлн. рублей или 1,8 % к ВВП. И финансирование бюджетного дефицита происходит в основном за счёт внутренних источников и наблюдается  динамика к их увеличению.

    Данные  об уточнённых плановых и уже фактических  показателях бюджетного дефицита на протяжении трёх лет (с 2007 года  по 2009 год) рассматриваются в табл. 2.4.

    Таблица 2.4

    Исполнение  бюджетного дефицита

Показатели Уточненный 

годовой план на 2007 год, млрд. руб.

Исполнено за январь-декабрь ,

млрд. руб.

Уточненный  годовой план на 2008 год,

млрд. руб.

Исполнено за январь-декабрь, млрд. руб. Уточненный  годовой план на 2009 год, млрд. руб.
Превышение  доходов над расходами (+)   326,0   925,8  
Дефицит (-) -1431,9   -2200   - 2 800

Источник: собственная разработка автора на основании данных [3],[7],[19 

    Превышение  доходов над расходами республиканского бюджета за 2008 год составило 925,7 млрд. рублей трлн. рублей за счет опережающего поступления доходов, мер бюджетной  политики, направленных на экономию бюджетных  средств и неполного освоения распорядителями средств предусмотренных  им плановых назначений.

    Нельзя  не отметить, что закон о Государственном  бюджете на 2009 год не смог просуществовать  без изменений. Президентом РБ было предложено внести коррективы относительно бюджетного дефицита – сделать бюджет бездефицитным. На первый взгляд кажется, что расходы должны быть сокращены на 2,8 трлн. бел. руб., это 1,8% ВВП, рассчитанному по цифрам старого бюджета. На самом деле, цифры будут совершенно иные. Правительству предстоит кардинальный пересмотр всей доходной и расходной части консолидированного бюджета. Не исключено, что расходную часть нужно будет сокращать до 10-15% ВВП.

    Дело  в том, что макроэкономические фундаменты Беларуси радикально изменились. Закон  о бюджете на 2009г. принимался из расчета  курса $1 – Br2125 на конец 2009г., роста реальной зарплаты на 17,6%, инфляции 10% в год  и прироста ВВП на 10%. Сегодня страны с такими показателями нет, но говорить о каких-либо конкретных изменениях пока нельзя. [19, с. 8]

    Основными условиями сокращения бюджетного дефицита являются:

  • укрепление доходной базы бюджета;
  • оптимизация расходов;
  • реформирование бюджетного процесса.

    Таким образом, для преодоления отрицательных  последствий бюджетного дисбаланса необходимо разрабатывать специальную  программу и проводить мероприятия  по сокращению бюджетного дефицита. Такая  программа должна предусматривать  наиболее существенные и качественные меры:

    1. Повышение эффективности общественного  воспроизводства, которое будет  способствовать росту финансовых  ресурсов - основного источника увеличения  доходов бюджета.

    2. Дальнейшее развитие и укрепление  рыночных отношений, проведения  рыночных реформ; разгосударствление  и приватизация собственности.

    3. Расширение круга плательщиков, осуществляемое одновременно с  улучшением налогового законодательства.

    4. Развитие территориально-регионального  хозрасчета.

    5. Оптимизацию объема и реструктуризацию  расходов государственного бюджета  в целом, и в первую очередь  - направляемых в реальный сектор  экономики. 

    6. В целях изыскания дополнительных  источников финансирования социально-культурных  расходов следует рассмотреть  целесообразность и возможность  сокращения некоторых других  расходов государства, в частности  военных расходов и расходов  на управление. Это позволяет  профинансировать в начальный  период развитие рыночной экономики  статьи затрат, обеспечивающие систему  защищенности населения.

    7. Обоснованное принятие новых  социальных программ, требующих  значительного бюджетного финансирования, сохранение финансирования лишь  важнейших социальных программ.

Информация о работе Дефицит бюджета РБ