Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:14, курсовая работа
Основной целью моей курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета Республики Беларусь и особенностей его развития в условиях переходной экономики. Исходя из этого, поставлены следующие основные задачи:
Определение сущности и значения бюджета.
Рассмотрение бюджетного устройства и характеристика бюджетной системы Республики Беларусь как унитарного государства.
Анализ доходной и расходной частей государственного бюджета.
Определение дефицита бюджета и возможных путей его сокращения в Республике Беларусь.
Таким образом, определение приоритетов и направлений расходования бюджетных ресурсов, их размера требует реализации ряда мероприятий с целью повышения эффективности государственных расходов на поддержку отраслей производственной и непроизводственной сферы. В частности необходимо:
2.
3. Дефицит государственного
бюджета Республики
Беларусь и пути
его сокращения
В условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное равновесие. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита, и уже долгое время существует так называемая политика бюджетного дефицита.
Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета и выражает такое его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета.
Бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием ни финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами.[15, с. 230]
Следовательно, к основным причинам бюджетного дефицита относятся:
Уровень бюджетного дефицита определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или объему ВВП. Мировая практика показывает, что предел бюджетного дефицита в условиях стабильной рыночной экономики ограничивается 2-3% к ВВП, 5%, 8-10% - к расходной части бюджета. [4, с. 90]
Различают
структурный и циклический
Для нормализации бюджетного дефицита необходимо «лечить» экономику, так как без обеспечения динамизма в ее развитии и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные меры не применялись при этом.
Источниками финансирования бюджетного дефицита могут быть:
С начала 1990-х гг. в Республике
Беларусь для покрытия
дефицита
использовались денежная эмиссия и
кредиты международных
А
уже в 1996г. дефицит более чем
на 80% покрывался эмиссионными кредитами
Национального банка. В 1998-2001гг. из внутренних
источников были профинансированы не
только дефицит текущего года, но и
погашение внешнего долга прошлых
лет. Причем благодаря развитию рынка
ценных бумаг в 2001г. за счет внутреннего
источника удалось покрыть
Проблему бюджетного дефицита
смягчают поступления от
Данные
об источниках покрытия бюджетного дефицита
в разрезе трёх лет представлены
в табл. 2.3.
Источники покрытия бюджетного дефицита
Показатели | 2007 | 2008 | 2009
(проект) |
Профицит (дефицит) ,трлн.руб. | 0,3 | -2,2 | -2,8 |
Источники финансирования дефицита | 1,4 | 2,2 | 2,8 |
Из них в % к общим источникам финансирования: | 100 | 100 | 100 |
внутренние | 28,6 | 72,7 | 85,7 |
внешние | 71,4 | 27,3 | 14,3 |
Источник:
собственная разработка автора на основании
данных [3],[12],[19]
Как видно из таблицы, республиканский бюджет 2009 года сформирован с дефицитом 2,8 трлн. рублей или 1,8 % к ВВП. И финансирование бюджетного дефицита происходит в основном за счёт внутренних источников и наблюдается динамика к их увеличению.
Данные об уточнённых плановых и уже фактических показателях бюджетного дефицита на протяжении трёх лет (с 2007 года по 2009 год) рассматриваются в табл. 2.4.
Таблица 2.4
Исполнение бюджетного дефицита
Показатели | Уточненный
годовой план на 2007 год, млрд. руб. |
Исполнено за январь-декабрь
,
млрд. руб. |
Уточненный
годовой план на 2008 год,
млрд. руб. |
Исполнено за январь-декабрь, млрд. руб. | Уточненный годовой план на 2009 год, млрд. руб. |
Превышение доходов над расходами (+) | 326,0 | 925,8 | |||
Дефицит (-) | -1431,9 | -2200 | - 2 800 |
Источник:
собственная разработка автора на основании
данных [3],[7],[19]
Превышение
доходов над расходами
Нельзя не отметить, что закон о Государственном бюджете на 2009 год не смог просуществовать без изменений. Президентом РБ было предложено внести коррективы относительно бюджетного дефицита – сделать бюджет бездефицитным. На первый взгляд кажется, что расходы должны быть сокращены на 2,8 трлн. бел. руб., это 1,8% ВВП, рассчитанному по цифрам старого бюджета. На самом деле, цифры будут совершенно иные. Правительству предстоит кардинальный пересмотр всей доходной и расходной части консолидированного бюджета. Не исключено, что расходную часть нужно будет сокращать до 10-15% ВВП.
Дело в том, что макроэкономические фундаменты Беларуси радикально изменились. Закон о бюджете на 2009г. принимался из расчета курса $1 – Br2125 на конец 2009г., роста реальной зарплаты на 17,6%, инфляции 10% в год и прироста ВВП на 10%. Сегодня страны с такими показателями нет, но говорить о каких-либо конкретных изменениях пока нельзя. [19, с. 8]
Основными условиями сокращения бюджетного дефицита являются:
Таким
образом, для преодоления отрицательных
последствий бюджетного дисбаланса
необходимо разрабатывать специальную
программу и проводить
1.
Повышение эффективности
2.
Дальнейшее развитие и
3.
Расширение круга плательщиков,
осуществляемое одновременно с
улучшением налогового
4.
Развитие территориально-
5.
Оптимизацию объема и
6.
В целях изыскания
7.
Обоснованное принятие новых
социальных программ, требующих
значительного бюджетного