Дефицит бюджета РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:14, курсовая работа

Описание

Основной целью моей курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета Республики Беларусь и особенностей его развития в условиях переходной экономики. Исходя из этого, поставлены следующие основные задачи:
Определение сущности и значения бюджета.
Рассмотрение бюджетного устройства и характеристика бюджетной системы Республики Беларусь как унитарного государства.
Анализ доходной и расходной частей государственного бюджета.
Определение дефицита бюджета и возможных путей его сокращения в Республике Беларусь.

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 84.11 Кб (Скачать документ)

                                           ВВЕДЕНИЕ 

    В любой стране государственный бюджет является ведущим звеном финансовой системы. Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна  благосостоянию граждан. В условиях переходной экономики усиливается  роль бюджета в регулировании  воспроизводственных процессов, происходит активизация всей системы бюджетных  отношений. Бюджет становится одним  из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а  бюджетные методы регулирования - наиболее эффективными.

      Через государственный бюджет  правительство реализует экономическую  и социальную, внутреннюю и внешнюю  политику. Иными словами, с помощью  бюджета финансируются различные  сферы как материального, так  и нематериального производства. От размера государственного  бюджета, состава и соотношения  его доходов и расходов зависят  реализация программ экономического  и социального развития, устойчивость  социального положения страны. Нормальное  развитие экономики страны невозможно  без поддержания государственного  бюджета в более или менее  равновесном состоянии, а также  без совершенствования бюджетных  отношений.

        Основной целью моей курсовой  работы является рассмотрение  государственного бюджета Республики  Беларусь и особенностей его  развития в условиях переходной  экономики. Исходя из этого, поставлены следующие основные задачи:

  1. Определение  сущности и значения бюджета.
  2. Рассмотрение бюджетного устройства и характеристика бюджетной системы Республики Беларусь как унитарного государства.
  3. Анализ доходной и расходной частей государственного бюджета.
  4. Определение дефицита бюджета и возможных путей  его сокращения в Республике Беларусь.

           Таким образом, объектом моего  изучения выступает государственный  бюджет, т.е. характеристика его  компонентов, основных свойств  и признаков. Предметом исследования  являются особенности государственного  бюджета Республики Беларусь, а  также эффективность его использования  и исполнения.

        Работа состоит из трех разделов, в которых последовательно излагаются  основные положения, необходимые  для полного раскрытия темы. В  первом разделе рассматривается  понятие бюджета, выполняемые  им функции, необходимость возникновения  бюджета, а также рассмотрение  бюджетной системы и бюджетного  устройства.  Во втором разделе  проводится анализ основных компонентов  государственного бюджета Республики  Беларусь: доходов и расходов, определяется  их  структура и динамика за  последние три года. Поскольку  бюджет Республики Беларусь в  последнее время исполняется  с превышением расходов над  его доходами, то актуальным является  рассмотрение бюджетного дефицита  и путей его сокращения. Также  во втором разделе даётся характеристика  организации исполнения бюджета  РБ, т.е. описывается работа Главного  государственного казначейства.  Третий раздел  непосредственно  связан с  особенностями развития  бюджета РБ в условиях переходной  экономики.

В ходе выполнения курсовой работы широко использовалась литература и периодические издания  по предмету «Государственный бюджет», законодательные акты Республики Беларусь, материалы сайта Министерства Финансов и Министерства Статистики, учебники, периодические издания, в которых затронут данный вопрос исследования. Основные работы, касающиеся данной тематики, принадлежат следующим авторам: Сорокина Т.В., Заяц  Н.Е, Корбут  Н.П.

Фисенко М. К. и др.  

    1. Социально- экономическая  сущность бюджета 

    1.1. Понятие бюджета,  его необходимость  и условия возникновения 

    Бюджет  зародился на ранних этапах общественного  развития не как финансовая категория, а в виде особой системы общественных отношений, связанных с мобилизацией определенных доходов в форме  материальных ценностей для создания бюджетного фонда (государственной  казны) и осуществлением государственных  расходов. Процесс трансформации  бюджета в финансовую категорию  происходил одновременно с развитием  общества, государства и товарно-денежных отношений, в этих условиях бюджет формируется  как фонд денежных средств. Изначально формирование бюджетного фонда связано  с объективной необходимостью совместного  удовлетворения общественных потребностей посредством государства. [17, с. 9]

    Бюджет  – это элемент организации  управления обществом и государством. Он является важнейшим правительственным  документом, отражающим приоритеты, которым  принимающиеся на государственном  и региональном уровне решения отдают предпочтения.

    На  начальных ступенях развития человеческого  общества государство имело возможность значительную часть своих затрат покрывать за счет поступлений от государственных хозяйств, имуществ, использования рабского труда, поступлений от военных действий (дань с побежденных, пленные, грабеж). Стоит отметить, что доходы и расходы государства носили стихийный характер, т.е. не планировались заранее.

    С развитием товарно-денежных отношений, а вслед за ними – и государственных  институтов, расширяются функции  государства. Государство начинает осуществлять созидательные функции: строить города, дороги, оказывать  поддержку неимущим гражданам. В  этих условиях появляется необходимость  и возможность покрывать растущие потребности государства денежными сборами, налогами, торговыми пошлинами. Это приводит к тому, что начинают составляться разрозненные сметы затрат и доходов, которые впоследствии обретают форму объединенных государственных ресурсов – государственного бюджета. [1, c. 57]

    Итак, существование бюджетных отношений  вне государства невозможно, поскольку  их функционирование предопределено объективной  необходимостью удовлетворения общественных потребностей посредством государства. Происхождение общественных потребностей теряется в глубокой древности. Тем  не менее, древний период и начало средних веков принято считать  эпохой начального развития общественных потребностей. Позже, когда люди подметили  выгоду в удовлетворении потребностей совместными усилиями, они стали  образовывать союзы. Изначально это  были крестьянские земледельческие  общины, затем возникли городские  общины – государства древнего мира, средневековые городские и церковные  общины и уже позже – государство. [17, с. 10]

    Необходимость возникновения бюджета связана  постепенным ростом, появлением новых  потребностей, которые лучше было бы удовлетворять за счёт общих средств. Также развивались и общественные потребности. Рост государственных  расходов на вооружение, войны, суд  и управление, народное образование  требовали значительного увеличения бюджетного фонда. Таким образом, организационная  деятельность государства по удовлетворению общественных потребностей требует  мобилизации определённых доходов  для создания бюджетного фонда.

    В то же время, выступая формой существования  объективных финансовых отношений  и выполняя особую роль по удовлетворению общегосударственных потребностей, бюджет может рассматриваться как  самостоятельная категория. Ее экономическая  сущность состоит в объективно функционирующих  специфических денежных отношениях, складывающихся у государства с  предприятиями, организациями и  населением. [2, с. 235]

    1.2. Сущность и значение  ГБ 

    В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную  экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства  с юридическими и физическими  лицами по поводу перераспределения  национального дохода (частично и  национального богатства) в связи  с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

    Существует  ряд важных характеристик государственного бюджета: форма, материальная сущность, экономическая сущность и юридическое  оформление. Форма бюджета – финансовый план. По материальному содержанию государственный бюджет - совокупность экономических отношений по поводу  формирования и использования государственного централизованного фонда денежных средств. А по социально – экономической  сущности  государственный бюджет – основное орудие перераспределения  национального дохода. Юридическое  оформление – закон. [16, с. 37]

    Государственный бюджет,  являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые  присущи  финансам в целом; но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других  сфер  и звеньев финансовых отношений.

          К числу основных особенностей  относятся следующие:

    1. Государственный бюджет является  особой экономической формой

перераспределительных   отношений,   связанной    с    обособлением    части

национального дохода  в  руках  государства  и  ее  использованием  с  целью

удовлетворения   потребностей   всего   общества;    

    2. С помощью бюджета происходит  перераспределение национального

дохода,  реже  -  национального   богатства   между   отраслями    народного

хозяйства,  территориями  страны,  сферами  общественной деятельности;

    3. Пропорции  бюджетного  перераспределения   стоимости  в большей мере,  чем у  других  звеньев   финансов,   определяются   потребностями   расширенного воспроизводства в  целом и  задачами,  стоящими  перед  обществом  на  каждом  историческом этапе его развития;

    4. Область бюджетного распределения  занимает  центральное  место   в  составе  государственных  финансов, что обусловлено  ключевым  положением  бюджета  по сравнению  с другими звеньями.

    Бюджет  также можно определить как  основной финансовый план централизованных государственных  доходов и расходов. Материальное воплощение бюджет обретает в реальном процессе поступления и использования  централизованного фонда денежных средств на общегосударственные  нужды. В пользу того, что бюджет является основным финансовым планом государства, свидетельствуют следующие  аргументы:

  • бюджет формируется как финансовая база государства;
  • через бюджет перераспределяется значительная доля валового

    продукта  и национального дохода государства, определяются макроэкономические пропорции  бюджетного перераспределения стоимости;

  • порядок формирования доходов бюджета влияет на условия образования и объёмы децентрализованных фондов субъектов хозяйствования, доходы населения;
  • объёмы государственных расходов определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами каждого конкретного этапа развития общества;
  • в конечном счёте, бюджет объединяет все финансовые планы экономических агентов через систему показателей (платежи в бюджет и ассигнования из бюджета).[2, с. 239]

    Для раскрытия природы бюджета необходимо определить специфику бюджетных  отношений в системе финансовых отношений.

    К сущностным особенностям бюджетных  отношений как части финансовых принято относить их денежный характер, поскольку бюджетные отношения  опосредуют движение части финансовых ресурсов, связанных с формированием  и использованием централизованного  фонда денежных средств, а также  их вторичный, перераспределительный  характер. Они участвуют в перераспределении  главным образом чистого дохода путём изъятия его части в  виде налогов и неналоговых платежей для формирования государственных  доходов и финансирования общегосударственных  мероприятий.

Информация о работе Дефицит бюджета РБ