Финансовый сектор и его место в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 23:08, курсовая работа

Описание

Развитие экономики в немалой степени зависит от рационального построения финансового сектора. Финансовый сектор играет важную роль в экономике страны. Многочисленные теоретические исследования и историческая практика подтверждают тот факт, что финансовый сектор способен стимулировать экономический рост, а не просто удовлетворять потребности в финансовых услугах. Также он обеспечивает переток капитала в отрасли экономики, инвестирование в предприятия промышленности, научно-технической сферы, образование, финансирование реального сектора, государственного бюджета и частных домашних хозяйств.

Содержание

Введение
1. Сущность финансового сектора и его роль в экономике страны
1. 1. Понятие финансового сектора и его структура
1. 2 . Проблемы финансового сектора и пути их решения в общемировой практике
2. Состояние финансового сектора в Республике Беларусь
2.1. Банковский сектор как основная составляющая финансового сектора в Республике Беларусь и его проблемы
2.2. Состояние и проблемы небанковского сектора
2.3. Методы решения проблем финансового сектора в Республике Беларусь
2.4. Перспективы развития финансового сектора в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_novaya_2.docx

— 252.46 Кб (Скачать документ)

 и другие финансово-кредитные  учреждения [8, С.20;  18] .

Финансовый сектор каждой страны обладает структурными особенностями, в одних странах выполнение функций  финансового посредничества осуществляется преимущественно банками, в других – доминируют небанковские финансовые организации, осуществляющие операции на фондовых рынках, рынках капитала и  других сегментах финансового рынка. Но в любой стране все перечисленные  учреждения выполняют следующие  основные функции:

1. привлечение денежных  средств;

2. выпуск денежных средств;

3. хранение денежных средств;

4. предоставление кредитов  предпринимателям и домашним  хозяйствам

Вопрос отнесения Центрального банка к финансовому сектору  является дискуссионным. В условиях переходной экономики он может быть отнесен и к сектору государственных  учреждений. Когда Центральный банк выполнял в основном административные функции, он был неотделим от Правительства  и целиком контролировался им.

Так как финансовый сектор выполняет посредническую функцию  и является связующим звеном между  остальными секторами экономики, то для успешного функционирования национальной экономики в целом  нужно учитывать состояние финансового  сектора,  выявлять основные его  проблемы и предпринимать меры по их решению.

 

1.2 Проблемы финансового  сектора и пути их решения  в общемировой практике

Мировая экономика балансирует на грани очередного серьёзного спада.  Проблемы, препятствующие развитию мировой экономики, взаимосвязаны. Основными проблемами финансового сектора в условиях кризиса являются:

  1. увеличение суверенного долга в еврозоне. Кризис суверенного долга в ряде европейских стран ещё более обострился в 2011 году и усугубил проблемы в банковском секторе. Даже смелые шаги правительств стран еврозоны для достижения упорядоченного регулирования суверенного долга Греции сопровождались потрясениями на финансовых рынках и ростом беспокойства по поводу возможного дефолта в некоторых странах, например, в Италии;
  2. рост безработицы, который ещё больше усугубляется жёсткой экономией, вызванной стремлением сократить долг;
  3. ухудшение перспектив экономического  роста, обусловленное жёсткой экономией и разрушительным воздействием безработицы на трудовую квалификацию и навыки;
  4. сокращение  кредитования предприятий и потребителей;
  5. ускорение темпов инфляции из-за целого ряда факторов, в частности, из-за неблагоприятных шоков со стороны предложения, которые подтолкнули вверх цены на продовольствие и нефть, высокого спроса в крупных развивающихся странах в результате роста доходов и  мягкой денежно-кредитной политики.

Равновесие финансового  сектора является хрупким и неустойчивым. И если не предотвратить нарастание неустойчивости финансового сектора, мировая экономика может войти  в следующий кризис. [14]

Хотя источник кризиса  находился в финансовом секторе, регулирующим органом пришлось спасать  не только его, но и национальные экономики  в целом.

Применяемые инструменты  регулирования можно разделить  на две группы: прямые (меры административно-правового  характера) и косвенные (меры рыночного  или экономического характера).

 К прямым инструментам  относят прямые запреты, количественные  ограничения, четко прописанные  процедуры проведения операций. Эти меры обладают такими преимуществами, как простата и понятность, оперативность,  быстрота получения соответствующих  результатов, сравнительно небольшие  затраты на их использование.  Однако им присущи и недостатки, среди которых можно выделить  следующие: ограничение развитие  финансового сектора, изменение  конкурентной среды, т.е. лишение  конкурентных преимуществ одних  институтов и появление их  у других, возможный отток финансовых  ресурсов и перемещение деловой  активности в другие юрисдикции, и т.д.

В отличие от прямых косвенные элементы более гибкие. Они дополняют функционирование рынков и не подменяют собой рыночные механизмы, предполагая проведение  операций по рыночным ценам и на добровольной основе. Таким образом, у косвенных инструментов нет недостатков прямых инструментов, но вместе с тем нет и их важных достоинств. Судя по мерам, реализуемым и предполагаемым в некоторых странах и на международном уровне, сейчас для регулирующих органов наиболее важны оперативность и простота.

В ходе встреч лидеров «Группы 20», посвящённых финансовому кризису  была достигнута договорённость о необходимости  реформирования системы регулирования  финансового сектора. Предложения  «Группы 20» носит рекомендательный характер, но нельзя преуменьшать значение того, что лидеры ведущих стран  смогли выработать единую позицию по многим вопросам, хотя, так как разные страны преследуют свои интересы, сблизить их в сфере регулирования будет  непросто.

Некоторые представители  МВФ, Евросоюза и Великобритании высказались в пользу введения налога на финансовые трансакции, так как  средства от него могут быть аккумулированы в специальном фонде для поддержки  кредитных организаций, и, кроме  того, налог призван снизить привлекательность  рискованных операций.

В США обсуждаются следующие  предложения:

  • Требования к организаторам секьюритизации сохранять 5-процентную долю участия в выпуске;
  • Создание Агентства финансовой защиты потребителей для мониторинга практики кредитования  и соблюдения прозрачности на розничном рынке;
  • Введение специальных требований к капиталу и ликвидности системно значимых финансовых институтов;
  • Создание Совета по надзору за индустрией финансовых услуг;
  • Запрет на биржевую практику  «мгновенных заявок»;
  • Запрет доступа на финансовые рынки США международных финансовых компаний, расположенных в странах, где нет жёстких стандартов регулирования;
  • Введение налога на операции с ценными бумагами в размере 25 базисных пунктов применительно к акциям и 2 базисных пунктов – к деривативам, который будет возмещаться взаимным фондом, а также в случае операции по пенсионным, образовательным и сберегательным счетам;
  • Введение налога на крупнейшие финансовые корпорации для компенсации затрат государства на предоставления финансовой помощи, а также ограничение максимальной рыночной доли этих корпораций и объёма их высоко рискованных операций, и т.д.

В Евросоюзе обсуждается  введение следующих мер:

  • Требования к организаторам секьюритизации сохранять 5-процентную долю участия в выпуске;
  • Введение лицензирования рейтинговых агентств, требований по раскрытию информации о соглашении с клиентами в части вознаграждений за процедуры рейтингования;
  • Создание двухуровневой системы надзора за финансовым сектором: на макроуровне – Европейский союз, на микроуровне – надзорные органы ЕС и национальные органы надзора;
  • Создание новых служб финансового контроля: Европейской банковской организации, Европейской организации страхования и пенсионного обеспечения, Европейская организация по ценным бумагам и рынкам. Эти финансовые регуляторы будут работать совместно с национальными органами регулирования европейских стран, и т.д.

В Великобритании рассматриваются  следующие предложения:

  • Создание Совета по финансовой стабильности;
  • Введение требований к капиталу банкам в зависимости от рискованности и доходности их операций: банки, получающие слишком высокую прибыль, должны иметь большую достаточность капитала по сравнению с банками, ведущими менее рискованные и доходные операции;
  • Расширение полномочий Управления по контролю над рынками финансовых услуг в следующих областях: получение информации от хедж-фондов;  введение экстренных запретов на необеспеченные продажи и раскрытие данных о коротких позициях участников торгов в случае ухудшения ситуации на фондовых рынках;  прекращение трудовых контрактов банкиров, если эти контракты стимулируют принимать высокие риски для достижения прибыли;
  • Требование увеличить капитальную базу британских банков и подготовить специальный план действий на случай банкротства.

В ноябре 2009г. в Великобритании был введён единовременный 50-процентный налог на бонусы свыше 25 тыс. ф. ст. [3, С. 100-112].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Состояние финансового  сектора в Республике Беларусь

 

2.1. Банковский сектор  как основная составляющая финансового  сектора в Республике Беларусь  и его проблемы

 

Банки играют важную роль в  экономике. Они обеспечивают аккумуляцию  временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения, государства и др. и передают (на условиях возвратности) денежный капитал из сфер накопления в сфере использования. Благодаря банкам действует механизм распределения и перелива капитала по сферам и отраслям производства, через банки могут быть мобилизованы большие капиталы, необходимые для инвестиций, внедрения инноваций, расширения и перестройки производств, строительство жилья и др. Банки способствуют экономии общественных издержек обращения, способствуя ускорению оборота денег, ускоренным расчетам, переводом денег, выпуском кредитных орудий обращения вместо наличных денег (векселей, чеков, дебетовых и кредитных карточек, сертификатов и др.). Велика роль банков и в осуществлении денежно-кредитной политики государства, так как инструментарии этой политики проводятся через банки.

В Республике Беларусь сформировалась двухуровневая банковская система. Первый уровень представляет эмиссионный  центральный банк страны (Национальный банк Республики Беларусь). Второй уровень  – коммерческие банки.

 Статус, функции, операции  Национального банка определены  в Банковском кодексе Республики  Беларусь от 2006 г. Его основными  целями  являются защита и обеспечение  устойчивости белорусского рубля,  развитие и укрепление банковской  системы Республики Беларусь, обеспечение  эффективного, надёжного и безопасного  функционирования платёжной системы.  Национальный банк подотчётен  Президенту  Республики Беларусь, то есть Президентом утверждается  Устав Национального банка, вносятся  в него изменения и дополнения  и т. д. Национальный банк  выполняет следующие функции:

  • разработка и осуществление денежно-кредитной политики:
  • эмиссия денег;
  • эмиссия ценных бумаг Национального банка;
  • регулирование денежного обращения и кредитных отношений;
  • валютное регулирование;
  • рефинансирование коммерческих банков;
  • организация эффективного, надёжного и безопасного функционирования системы межбанковских расчётов и т. д.

Коммерческие банки занимаются финансовым посредничеством, привлекают денежные средства юридических и  физических лиц, размещают их от своего имени и за свой счёт на условиях срочности, возвратности и платности, открывают и ведут банковские счета, осуществляют другие банковские операции.

  Для Республики Беларусь  общей тенденцией является универсализация  банков, что связано с недостаточным  развитием банковской системы,  отсутствием чёткого  разделения  функций[13,  С. 147-148; 23, С. 306-312; 25,  С 200-207].

Сегодня в Республике Беларусь действуют 32 банка, из которых 27 – банки с участием иностранного капитала. В 24 банках доля участия иностранных инвесторов в уставном фонде превышает 50%. В настоящее время в уставных фондах белорусских банков присутствует капитал из России, Украины, Казахстана, Латвии, Австрии, Кипра, Ирана, Швейцарии, Нидерландов, Ливана, Люксембурга, Великобритании, Германии, США и других стран. Вместе с тем ведущую роль в банковском секторе национальной экономики продолжают играть банки, контролируемые государством. Доля государства в уставных фондах банков составляет более 23 трлн. руб., или 84% совокупного уставного фонда банковского сектора [6, С. 8].

Банковский сектор Беларуси характеризуется высокой концентрацией. В Беларуси господствуют шесть коммерческих банков. Этим шести системообразующим  банкам принадлежит около 85 %  всех активов и всего капитала банковской системы. Крупнейшим из них является  Беларусбанк, который изначально, еще в советские времена, был создан как отечественный сберегательный банк и на долю которого приходится около 40 %  активов банковской системы и более 60 % депозитов физических лиц.

Одной из проблем, возникшей  в результате  глобального кризиса, является острая нехватка банковской ликвидности, которую пытались ликвидировать  руководство государств путём финансовых вливаний.

Высокий уровень кредитной  активности банков в 2008 – 2010 гг. при  недостаточности ресурсов, соответствующих  по срокам выдаваемым кредитам, и ухудшении  условий заимствований у нерезидентов Республики Беларусь увеличил степень  подверженности банковской системы  кредитному риску и риску ликвидности.

 Негативное влияние  внешних факторов нестабильности  на белорусские банки прежде всего объясняется структурными особенностями экономики и финансового сектора РБ. Экономика Беларуси является экспортно-ориентированной, поэтому внутриэкономическая ситуация в стране во многом зависит от конъюнктуры внешних рынков.

Ограниченность внутренних сбережений в экономике Беларуси, краткосрочный характер средств, привлекаемых банками от нерезидентов, а также  существенная вовлечённость крупнейших банков в финансирование государственных программ при недостаточности долгосрочных ресурсов стало причиной негативного влияния мирового финансового кризиса на банковский сектор.

Информация о работе Финансовый сектор и его место в экономике страны