Финансовый сектор и его место в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 23:08, курсовая работа

Описание

Развитие экономики в немалой степени зависит от рационального построения финансового сектора. Финансовый сектор играет важную роль в экономике страны. Многочисленные теоретические исследования и историческая практика подтверждают тот факт, что финансовый сектор способен стимулировать экономический рост, а не просто удовлетворять потребности в финансовых услугах. Также он обеспечивает переток капитала в отрасли экономики, инвестирование в предприятия промышленности, научно-технической сферы, образование, финансирование реального сектора, государственного бюджета и частных домашних хозяйств.

Содержание

Введение
1. Сущность финансового сектора и его роль в экономике страны
1. 1. Понятие финансового сектора и его структура
1. 2 . Проблемы финансового сектора и пути их решения в общемировой практике
2. Состояние финансового сектора в Республике Беларусь
2.1. Банковский сектор как основная составляющая финансового сектора в Республике Беларусь и его проблемы
2.2. Состояние и проблемы небанковского сектора
2.3. Методы решения проблем финансового сектора в Республике Беларусь
2.4. Перспективы развития финансового сектора в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_novaya_2.docx

— 252.46 Кб (Скачать документ)
  • Развитие платёжной системы

Развитие платёжной системы  нацелено на обеспечение её эффективного, надёжного безопасного функционирования  путём реализации следующих направлений: 

совершенствование нормативной  правовой базы платёжной системы  и   системы безналичных расчётов по розничным платежам;

совершенствование программно-технической  инфраструктуры;

расширение типов электронных  платежных документов и совершенствование  процессов их создания, хранения и  обработки;

развитие и модернизация Центрального архива межбанковских  расчётов Национального банка;

проведение ценовой политики на расчётные услуги Национального банка;

совершенствование системы  безналичных расчётов по розничным  платежам и увеличение объёма операций, совершаемых с использованием электронных  платёжных инструментов;

выработка требований к системам дистанционного банковского обслуживания и т.д..

  • Макропруденциальный анализ

В последние годы он прочно вошел в арсенал инструментов, используемых большинством центральных  банков мира, включая Национальный банк Республики Беларусь, для мониторинга  и анализа факторов, оказывающих  прямое или косвенное влияние  на финансовую стабильность, выявления  факторов уязвимости финансового сектора  по отношению к системным рискам, ранней диагностики системной нестабильности  [5, С.48].

  • Развитие информационных технологий

Применение информационных технологий в современной банковской системе становится одним из главных  элементов стратегии развития банков, определяющих качество предоставляемых  услуг, уровень менеджмента и  надёжность функционирования финансовых институтов.

  • Совершенствование системы бухгалтерского учёта и отчётности

Приоритетным направлением в совершенствовании системы  бухгалтерского учёта и отчётности является дальнейшее сближение национальной системы учёта и отчётности в  банках с международными принципами, правилами и стандартами.

  • Повышение уровня кадрового, информационного и научного обеспечения банковской деятельности

Применение научного подхода  в банковской деятельности предполагает опору на передовой опыт международных  финансовых организаций, Банка международных  расчётов (г. Базель) и усиление ведущей  роли Национального банка в области  формирования и поддержания на мировом  уровне методологических стандартов бухгалтерского учёта и отчётности, организации  банковского надзора, формирования банковской статистики, статистики платёжного баланса, международной инвестиционной позиции и внешнего долга.

  • Международное сотрудничество

Сотрудничество Национального  банка с центральными (национальными) банками – участников СНГ будет  осуществляться в рамках Межгосударственного  банка, таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Единого экономического пространства.

Для вхождения Республики Беларусь в более высокую группу по классификации  Организации по экономическому сотрудничеству и развитию продолжится работа по реализации мероприятий, направленных на повышение позиции  Республики Беларусь в международных  рейтингах, с привлечением представителей ведущих белорусских банков, крупнейших иностранных банков-кредиторов и  экспортных кредитных агентств –  стран Западной и Восточной Европы. [12, с.14-28]

Хотя основу финансового  сектора в Республике Беларусь в  настоящее время составляют в  основном банки, ускоренное развитие небанковских финансовых учреждений было бы выгодно  как для поставщиков (т.е. домохозяйств), так и для потребителей (т.е. компаний и правительства) финансовых средств.

Одним из важнейших условий  обеспечения устойчивого развития и функционирования страхового рынка  является увеличение собственного капитала страховых организаций.

Капитализация страховых  организаций будет повышаться за счет внутренних источников (прибыль  страховых организаций и инвестиции в страховую деятельность резидентов Республики Беларусь) и внешних источников (инвестиции нерезидентов Республики Беларусь). Для этого нужно  повысить статус и привлекательность страховых  организаций на международном уровне; создать  благоприятные условия  функционирования для страховых  организаций всех форм собственности и повысить требования к минимальному размеру уставных фондов страховых организаций.

Что касается развития добровольного  страхования, относящегося к страхованию  жизни, то здесь необходимо продолжать  совершенствовать систему налогообложения, которая мотивирует граждан на страхование  жизни.

Кроме того, необходимо, с  одной стороны, проводить политику, направленную на повышение страховой  культуры населения и восприятие страховых организаций как надежных защитников при чрезвычайных ситуациях, а с другой стороны — страховым  организациям обеспечивать высокие  стандарты качества предоставляемых  услуг.

Основными направлениями  обеспечения стимулирования спроса на страховые услуги, касающиеся в  основном добровольного страхования, являются:

совершенствование порядка  оказания финансовой помощи юридическим  и физическим лицам в случае наступления  чрезвычайных ситуаций, природных и  техногенных катастроф путем  активного использования механизмов страхования;

внедрение механизма страховой  защиты в инвестиционные программы, в том числе осуществляемые с  участием иностранного капитала;

совершенствование системы  налогообложения для граждан  и субъектов хозяйствования, использующих инструменты страховой защиты;

информирование субъектов  хозяйствования и населения о  страховых продуктах, правах потребителей страховых услуг и их защите;

повышение качества и расширение спектра страховых услуг с  условием максимальной защиты прав и  интересов потребителей страховых  услуг.

Для развития конкурентной среды на страховом рынке необходимо проводить  мероприятия по созданию равных возможностей для государственных  и частных страховых организаций, а также расширять присутствие  иностранного капитала на отечественном  страховом рынке.

Модернизация страхового законодательства предполагает создание единой системы законодательных  актов в сфере страхования, определение  четких условий взаимодействия страхователей  и страховых организаций, предоставление  всем субъектам страховых отношений  возможности защищать свои права  в равной мере.

Для повышения финансовой стабильности страхового рынка осуществляется страховой надзор, главная задача которого состоит в том, чтобы  расширить требования, определяющие допустимые параметры рисков, принимаемых  страховыми организациями.

Кроме того, предусматривается  повышение ответственности за несоблюдение страховыми организациями законодательства в части выполнения нормативов безопасного  функционирования.

Также предполагается развитие инфраструктуры страхового рынка, повышение  квалификации специалистов страхового дела, совершенствование информационных технологий.  [17, С. 7-11]

В 2010 году было принято новое  «Положение о лизинге», в котором  были учтены многие спорные и накопившиеся за последние годы вопросы. В то же время этот процесс не остановился: принимаются новые нормативные  акты по развитию лизинговой деятельности в Беларуси, в т. ч. при активном участии общественных организаций - Белорусского союза лизингодателей и созданной недавно Ассоциации лизингодателей. [2, С. 32-33]

Что касается пенсионного  фонда, то  основными мерами по его  реформированию являются повышение  пенсионного возраста, замена индексации пенсий в связи с ростом заработной платы на индексацию в связи с  ростом цен, снижение ставок взносов  и введение условно-накопительных  счетов. В целях стимулирования более  позднего выхода граждан на пенсию с 1 октября 2012 года вступил в силу Указ №136 «О мерах по совершенствованию  пенсионного обеспечения граждан», подписанный Президентом Республики Беларусь 18.03.2012 года.  Этот указ предусматривает  установление возрастающих процентов  за каждый дополнительный год работы без получения пенсии, прошедший  после приобретения права на пенсию по возрасту на общих основаниях (для  мужчины – 60 лет, для женщины – 55 лет). При этом работник сам принимает  решение: обратиться за пенсией раньше, согласившись на относительно невысокий ее размер, или позже, заработав значительно более высокую пенсию. [26, С. 96-101]

 

2.4. Перспективы развития  финансового сектора в Республике Беларусь

 

Перспективными направлениями  развития банковского сектора как  основного финансового института  в стране в 2011–2015 годах будут  являться повышение его устойчивости и эффективности, рост потенциала и  совершенствование банковских инструментов, расширение спектра банковских услуг  и повышение их качества, обеспечение  сохранности вкладов физических лиц в банках Республики Беларусь, своевременности и полноты выполнения банками своих обязательств перед  вкладчиками.  Необходимо повысить информированность населения и организаций об условиях предоставления банковских услуг, новых банковских продуктах, рисках банковской деятельности.

Будет совершенствоваться институциональная  структура банковского сектора  за счет снижения его концентрации, привлечения частных инвесторов, оптимизации филиальной сети банков, дальнейшего развития банковской инфраструктуры.

Особое внимание будет  уделено улучшению качественных параметров деятельности банков, обеспечивающих способность противостоять внутреннему  и внешнему дестабилизирующему воздействию  и адекватно выполнять свои функции  в экономике (снижение доли проблемных активов банков в активах, подверженных кредитному риску, до уровня не более 4 процентов).

В перспективе предполагается совершенствование пруденциальных требований и надзорных процедур на всех уровнях надзорного процесса путем внедрения международных стандартов, развития методов надзора, ориентированных на оценку и ограничение рисков, а также методов надзора за банковской деятельностью на консолидированной основе.

Предусматривается дальнейшая либерализация валютного законодательства, совершенствование деятельности банков в сфере предотвращения легализации  доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.

Предполагается значительно  расширить спектр банковских услуг  путем развития дистанционного обслуживания клиентов. Для этого будут внедрены банками современные информационные технологии, предложены новые банковские продукты, в том числе комплексные (с гибкими условиями, позволяющими осуществить в рамках предложенного  продукта к каждому клиенту индивидуальный подход). Предусматривается внедрение  современных стратегий продаж, освоение новых сегментов рынка розничных  банковских услуг с обеспечением ипотечного кредитования, услуг, связанных  с операциями с ценными бумагами, драгоценными металлами и камнями.

В целях обеспечения надлежащего уровня качества работы банков будут осуществлены меры по развитию риск-менеджмента и дальнейшему совершенствованию систем управления рисками и систем внутреннего контроля.

Реализация намеченных мер  позволит повысить эффективность банковского  сектора. Совокупные активы банковской системы страны должны составить 75 процентов ВВП. Требования банков к  экономике возрастут в 2011–2015 годах  в 2–2,5 раза. Объемы банковских услуг  возрастут в 3,5 раза при увеличении доли их экспорта.

Развитие национальной платежной  системы в 2011–2015 годах будет направлено на дальнейшее повышение ее надежности и безопасности. Решение данных задач  базируется на совершенствовании нормативной  правовой базы, ценовой политики, организационной  и программно-технической инфраструктуры автоматизированной системы межбанковских  расчетов Национального банка, внедрении  новейших информационных технологий и  банковских услуг, развитии и совершенствовании  систем стандартизации и сертификации. Коэффициент доступности автоматизированной системы межбанковских расчетов для банков к концу 2015 года будет  не ниже 99,5 процента от ее дневного фонда  рабочего времени.

Развитие сектора страхования  будет направлено на повышение емкости, надежности, конкурентоспособности, эффективности  национального страхового рынка  и уровня капитализации страховых  организаций.

В этих целях предусматривается  стимулирование развития добровольных видов страхования, особенно относящихся  к страхованию жизни, реализация программ дополнительного добровольного  пенсионного страхования в рамках коммерческого страхования, совершенствование  действующих и введение новых  емких видов обязательного страхования.

Важным направлением станет совершенствование национальной системы  страхования экспортных рисков. Будут  внедрены соответствующие международным  принципам стандарты надзора  и регулирования страховой деятельности.

Особое внимание предполагается уделить развитию инфраструктуры страховых  организаций, в том числе в  малых и средних городах, расширению партнерских отношений страховых  компаний с банками и другими  институциональными участниками рынка.

Повышение уровня надежности, конкурентоспособности, эффективности  национального страхового рынка, уровня капитализации страховых организаций  будет достигаться посредством  поэтапного повышения минимального размера уставного фонда.

Отношение активов сектора  страхования к ВВП достигнет  к концу 2015 г.  2–2,5 процента от ВВП, сумма страховых взносов на душу населения к концу 2015 года увеличится по сравнению с 2010 годом не менее  чем в 3,5 раза. [22]

Информация о работе Финансовый сектор и его место в экономике страны