Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 23:08, курсовая работа
Развитие экономики в немалой степени зависит от рационального построения финансового сектора. Финансовый сектор играет важную роль в экономике страны. Многочисленные теоретические исследования и историческая практика подтверждают тот факт, что финансовый сектор способен стимулировать экономический рост, а не просто удовлетворять потребности в финансовых услугах. Также он обеспечивает переток капитала в отрасли экономики, инвестирование в предприятия промышленности, научно-технической сферы, образование, финансирование реального сектора, государственного бюджета и частных домашних хозяйств.
Введение
1. Сущность финансового сектора и его роль в экономике страны
1. 1. Понятие финансового сектора и его структура
1. 2 . Проблемы финансового сектора и пути их решения в общемировой практике
2. Состояние финансового сектора в Республике Беларусь
2.1. Банковский сектор как основная составляющая финансового сектора в Республике Беларусь и его проблемы
2.2. Состояние и проблемы небанковского сектора
2.3. Методы решения проблем финансового сектора в Республике Беларусь
2.4. Перспективы развития финансового сектора в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
На приток инвестиций в
страну значительное влияние оказывает
сложившийся в государстве
Большую часть ценных бумаг составляют государственные ценные бумаги и только малый процент – акции предприятий. Причём это в основном государственные предприятия с высоким уставным капиталом. Однако, как показывает практика, их участие в сделках биржи оказывается без прибыли, поскольку доход от основного капитала перечисляется в национальный фонд развития страны.
Из-за небольшого обращения ценных бумаг сокращены и виды операций на фондовой бирже, что значительно снижает роль биржи не только в мировом плане, но и в пределах национальной экономики. [27]
В 2009 г. рынок
ценных бумаг Республики
Беларусь характеризовался рекордным
ростом торговых оборотов на
основных сегментах: государственных
облигаций, корпоративных
В 2010 году рынок ценных бумаг ознаменовался снижением доли и объема государственных ценных бумаг в обращении, значительным ростом объема корпоративных облигаций и облигаций местных займов, а также дебютом государственных облигаций Республики Беларусь на иностранных рынках. Акции занимают наибольшую долю в общем объеме находящихся в обращении ценных бумаг – 73,7 % по состоянию на 1 января 2011 г. Общая сумма эмиссии акций акционерных обществ в 2010 году составила 18,6 трлн. рублей, превысив показатель 2009 года почти в 2 раза. На 1 января 2011 г. в обращении находилось акций на сумму 58,9 трлн. рублей, что на 45,2 % больше показателя 1 января 2010 г. Объем биржевых сделок с акциями в 2010 году составил 0,3 трлн. рублей, объем сделок на внебиржевом рынке – 1,2 трлн. рублей. В 2010 году было зарегистрировано 394 выпуска корпоративных облигаций 145 юридических лиц. Сумма зарегистрированной эмиссии составила 15,2 трлн. рублей. При этом объем эмиссии возрос по сравнению с 2009 годом в 2 раза. По состоянию на 1 января 2011 г. в обращении находилось корпоративных облигаций на сумму 13,7 трлн. рублей по номинальной стоимости, из них небанковских организаций – 3,7 трлн. рублей, их доля в общем объеме выросла за 2010 год с 7,4 до 27,2 %. Объем биржевых сделок с корпоративными облигациями в 2010 году составил 3,4 трлн. рублей, рост в сравнении с 2009 годом – в 1,2 раза. Несмотря на рост объемов ценных бумаг в обращении, рынок ценных бумаг в 2010 году по-прежнему характеризовался низким уровнем развития, что проявлялось прежде всего в неликвидности большинства его сегментов, за исключением рынка государственных облигаций [10, С. 54-56].
В 2011 году под влиянием нестабильной
экономической обстановки в Республике
Беларусь, вызванной накопившимися
дисбалансами, а также мер, предпринятых
по ее нормализации, в структуре
рынка ценных бумаг произошли
значительные изменения. Рынок ценных
бумаг в 2011 году ознаменовался снижением
доли акций в обращении, значительным
ростом объема корпоративных облигаций
и государственных ценных бумаг.
Если в 2007 году эмиссия акций составляла
53,6 процента в общем объеме выпуска,
то в 2011 году она сократилась до 34,1
процента. При этом объем эмиссии
корпоративных облигаций возрос
с 8,4 процента до 45,6 процента. Объем
зарегистрированной эмиссии акций
акционерных обществ в 2011 году составил
30,0 трлн. рублей (в 2010 году – 18,6 трлн. рублей).
Сумма годовой эмиссии
Такой элемент небанковского сектора, как лизинг, динамично развивался в Беларуси до 2008 года, но затем, в связи с кризисом 2008 года, произошло обрушение рынка лизинговых услуг примерно на 50%. В тот период многие лизинговые компании приостановили свою деятельность, а некоторые прекратили существование. В 2010 году произошло восстановление рынка и лизинг продолжил бы свой стремительный подъем (в 2011 году экспертами ожидался рост на уровне 20-40%), если бы не валютный кризис 2011 года. Некоторые лизинговые операторы (в частности, банки) прекратили заключение новых сделок. Банки не хотят увеличивать свои риски и ужесточают требования к финансовому состоянию клиентов и условиям проведения сделок или полностью приостанавливают кредитование и лизинг [2,С. 32-33].
Что касается пенсионного фонда, то пенсии в Республике Беларусь выплачиваются из взносом работающей части общества, вносимых в общий пенсионный фонд. Серьёзную нагрузку для пенсионного фонда представляет институт досрочного выхода на пенсию. В последнее время практически каждая третья пенсия в стране назначалась со снижением общеустановленного возраста (женщины – 55, мужчины – 60 лет), а выплаты по этим пенсиям производились из общего пенсионного фонда.
Ещё одна проблема - это
высокая степень
Одной из проблем пенсионного
фонда также является то, что не
все трудоспособные граждане Беларуси
заняты в экономике и исправно
платят налоги и пенсионные взносы.
Некоторая часть людей
Таким образом, небанковские финансовые институты в Беларуси на данный момент развиты недостаточно, и поэтому нужно дать импульс их развитию.
2.3. Методы решения проблем
финансового сектора в
Наличие таких проблем, как
увеличение внешнего долга; низкий чистый
приток прямых иностранных инвестиций;
высокий уровень налоговой
Поддержка государством банковского сектора является прямой (путем рекапитализации) и косвенной (путем поддержки государственных предприятий, которые являются заемщиками в рамках государственных программ).
С целью увеличения достаточности капитала банков в конце 2011 г. власти осуществили значительные вливания капитала (всего около USD 1.7 млрд) в два главных государственных банка (Беларусбанк и Белагропромбанк). Это привело к росту капитализации банковского сектора в целом и может рассматриваться как важный шаг, увеличивший способность обеих государственных банков к поглощению убытков и повышению их рентабельности и укрепивший общую уверенность в банковском секторе.
Для того чтобы банковский сектор распределял кредитные ресурсы согласно рыночным сигналам, повысил рентабельность, увеличил цену кредитов и соответствующим образом управлял рисками, необходимо ослабить доминирование государственных банков в банковском секторе. Один из инструментов, который позволит этого достичь, – это ускорение приватизационных процессов. Власти сделали первые шаги в данном направлении, включая смягчение соответствующих ограничений на иностранное присутствие в банковском секторе, что можно рассматривать как приветственный шаг. Дополнительным стимулом для потенциального частного инвестора является снятие груза директивного кредитования с государственных банков. Для освобождения коммерческих банков от директивного кредитования в Беларуси был создан Банк Развития, в котором сосредоточились программы директивного кредитования, т. е. основной целью данного Банка является развитие системы финансирования государственных программ и социально значимых инвестиционных проектов.
Для предотвращения распространения
кризиса на банковский сектор и его
стабилизации государство прибегало
к внешним займам. Однако такая
мера привела к негативному
Для того, чтобы увеличить кредитную активность банков были снижены ставка рефинансирования и процентные ставки, что привело к некоторому росту кредитной активности.
Для преодоления проблем, связанных с кредитованием в иностранной валюте и стабилизации банковского сектора физическим лицам запрещено брать кредиты в иностранной валюте, а большинство валютных кредитов юридическим лицам были выданы предприятиям, которые имеют необходимый объем валютной выручки [15, С. 11-14].
Так как сегодня одной
из проблем является короткий срок
привлечения банками вкладов
населения, то банкам надо уделять больше
внимания вопросу привлечения
Для сбалансирования ситуации на валютном рынке банкам необходимо направлять первоочередную кредитную поддержку, в том числе при кредитовании в иностранной валюте, на развитие валютоокупаемых и импортозамещающих проектов. При предоставлении кредитов в иностранной валюте, особенно под невалютоокупаемые проекты, банкам нужно усилить контроль за финансовым состоянием клиентов и их способностью своевременно и в полном объеме погашать обязательства [1, С. 7-8].
В настоящее время происходит
совершенствование
Особое внимание по-прежнему
будет уделяться операциям
Новым направлением регулирования банковских операций станут форфейтинговые операции (операции по приобретению финансовым агентом (форфейтором) коммерческого обязательства заемщика (покупателя, импортера) перед кредитором), появление которых обусловлено задачами увеличения экспорта. Они будут стимулировать развитие системы расчётов и кредитования во внешнеэкономической деятельности [12, С.14-28].
Начиная с 2007г., к функциям
Национального банка относится
осуществление надзора за деятельностью
национальной платежной системы. Кроме
Национального банка, финансовый надзор
и регулирование в Республике
Беларусь осуществляются также Министерством
финансов. Отдельные функции в
области финансового
За последние годы были
достигнуты значительные успехи в процессе
совершенствования системы
Основными направлениями развития банковского надзора являются:
Информация о работе Финансовый сектор и его место в экономике страны