Германия в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 00:02, реферат

Описание

ФРГ относится к числу наиболее экономически развитых государств мира. Экономическая система там носит название социальной рыночной экономики, что подразумевает отведение государству регулирующей и упорядочивающей роли в организации народного хозяйства. Оно также обеспечивает всем своим гражданам прожиточный минимум, за счет взимания высоких налогов выплачивая щедрые социальные пособия.
Особенностью рынка труда ФРГ являются большие размеры социальных выплат по безработице. Это, а также сложность процедуры увольнения, большие налоги снижает стимул к поиску работы. В свою очередь этим пользуются иммигранты, прибывающие в ФРГ из стран Восточной Европы и Азии. Чаще всего они трудятся нелегально и на малоквалифицированных работах, получая зарплату в дополнение к пособиям и создавая «черный рынок» труда.

Содержание

. Место страны в мировой экономике................................................................4
2. Формы хозяйственной деятельности………………………………………..11
3. Развитие экономики ФРГ…………………………………………………….13
3.1.Пути повышения конкурентоспособности и ускорения темпов роста экономики ФРГ………………………………………………………………….13
3.2.Инвестиционная привлекательность…………………………………..19
3.3. Германия и ЕС…………………………………………………………..22
4.Экономическое положение ФРГ за 2006 г. и развитие российско-германского сотрудничества…………………………………………………..29
4.1.Социально-экономическое положение Германии за первую половину августа 2006……………………………………………………………………..29
4.2.Показатели экономики ФРГ и развитие российско-германского сотрудничества за вторую половину июня 2005 г……………………………32
5.Немецкая модель социального рыночного хозяйства………………………37
6.Современная макроэкономическая политика Германии……………………40
7.Заключение……………………………………………………………………43
8.Список литературы…………………………………………………………….44

Работа состоит из  1 файл

Ekonomika.docx

— 120.66 Кб (Скачать документ)

6.Современная макроэкономическая  политика Германии.

 

Избрание федерального канцлера Г. Шредера 27 сентября 1998 г. символизировало  “новый дух” и “другой период”  развития, конец прежней эпохи  консерваторов и надежды на перемены не только для немцев, но и для  всех жителей Европы. Многие жители самой Германии, голосуя за Шредера, посчитали его лучшим защитником идей Л.Эрхарда и социального  рынка, чем прежний канцлер Гельмут  Коль. Левоориентированное правительство  Шредера, как это предполагалось, должно обеспечить продолжение объединения  Европы и единство Германии. Многие европейцы, помня о временах Третьего рейха, на самом деле немного опасаются  объединения Германии, поэтому всем нужна не Европа под управлением  Германии, а европеизированная Германия. Однако для продолжения гегемонии  Германии в развитии европейского процесса единства стране предстоят серьезные  внутренние преобразования.

 

Германии нужны перемены в той  модели социального рыночного хозяйства, которая успешно развивалась  вплоть до недавнего времени, но в  условиях глобализации оказывается  слишком неэффективной. Интересно, что Германия в своей политике реформ ориентируется не на опыт США, а в первую очередь на опыт других стран-собратьев по ЕС. В европейском  опыте современных реформ есть две  альтернативы: консерватизм-“блейеризм”  в Великобритании или социализм-“жоспенизм”  во Франции. Шредер в своей макроэкономической политике опирается, главным образом, на опыт двух вышеназванных стран. Франция  здесь служит образцом сходной с  Германией модели социального рынка, а Великобритания – успешного  сочетания консерватизма и лейборизма.

 

Сразу же придя к власти. Шредер провозгласил программу движения Германии к рыночной экономике, восстановления утраченных конкурентоспособных позиций  страны. Шредер обещал немцам Neue Mine (Новый  центр), социализм, дружественный бизнесу  или капитализм с сердцем. Либерализм в экономике должен был обеспечить:

 

• снижение налогов на компании;

 

• гибкость на рынке труда и  изменение продолжительности рабочего дня;

 

• сокращение издержек на оплату труда;

 

• модернизацию общественного сектора  экономики.

 

Тем не менее консервативным, по существу, взгладам Шредера серьезно мешала позиция  бывшего министра финансов - Оскара Лафонтена, прозванного за свои левые  взгляды “красным Оскаром”. Лафонтен продолжал придерживаться философии  перераспределения благ в экономике  и считал, что ФРГ угрожает не дефицит конкурентоспособности, а  незначительный внутренний спрос, который  можно поднять за счет увеличения государственных расходов. Находясь под влиянием Лафонтена, Шредер повернул свой курс с прежних центристских позиций влево. В результате в  первые месяцы деятельности Шредера  Германия, скорее, склонялась к прежней, лишь чуть модернизированной модели социального рынка, используя опыт Франции. Однако это не привело к  улучшению экономической ситуации в стране. Способности Шредера  по оздоровлению экономики и созданию новых рабочих мест были поставлены под сомнение. Фактически, его курс на продолжение социальной ориентации потерпел крах. В результате Шредер отказался от услуг “красного  Оскара” и стал более консервативным.

 

Новый министр финансов Ганс Эйшель подготовил программу консервативных преобразований немецкой экономики. Основными  положениями нового курса экономики  Германии стали:

 

-налоговая реформа: сокращение  ставки налога на прибыль компаний  с уровня 45% до 35% в 2001 г.;

 

-сокращение расходов федерального  бюджета на 16,7 млрд. долл.;

 

-сокращение пенсионных расходов  государства и введение налоговых  льгот для частных пенсионных  сбережений;

 

-создание гибкого рынка труда,  поощрение занятости и изменение  прежней системы коллективных  соглашений работников и работодателей. 

 

Теперь уже на правительство  Шредера большее влияние оказывает  опыт Великобритании: ведь именно премьер-министр  Великобритании Т. Блэйер летом 1999 г. окончательно либерализировал рынок труда  Великобритании, покончив с системой государственной поддержки на нем. Своей программой реформ в экономике  Г. Эйшель по сути дела возродил консерватизм прежнего правительства Г. Коля, которому удалось несколько урезать государственный  бюджет за счет приватизации.

 

В центр программы оздоровления ситуации в немецкой экономике поставлены налоговые реформы и реформа  государственных расходов. Предполагается, что сокращение уровня налогового бремени  даст компаниям выигрыш в размере 6 млрд. долл., что может быть пущено на новые инвестиции частного сектора. В мае 1999 г. Г. Эйшель попросил каждое из федеральных министерств сократить  на 7,4% своего бюджета, что в рамках всей экономики приведет к экономии 16,7 млрд. долл. государственных средств.

 

Главной же опасностью современной  Германии остается проблема безработицы (около 10,2% экономически активного населения) вследствие неконкурентоспособного, негибкого  рынка труда. Действующее до сих  пор трудовое законодательство ФРГ  делает немецкую рабочую силу самой  дорогой в мире и не поощряет трудоустройство  безработных. Хотя Германия обладает высококвалифицированными трудовыми ресурсами и одним  из лучших в мире уровнем образования, негибкий рынок труда является серьезным  препятствием для экономического роста  страны. Предприниматели из-за жесткого регулирования рынка труда не заинтересованы создавать новые  рабочие места, особенно в наиболее передовых отраслях, рабочая сила, защищенная гарантиями, не заинтересована эффективно трудиться. Во многих случаях  работодателям гораздо выгоднее приглашать малообразованных иностранных  рабочих, чем пользоваться услугами высококвалифицированного, но дорогого немецкого персонала.

 

Современная программа реформ имеет  и определенные недостатки. Сокращение налоговых платежей немецких компаний всего на 6 млрд. долл. едва ли можно  считать хорошим подспорьем экономическому росту, а в политике субсидий убыточным  отраслям экономики при этом не было сделано сколь-либо заметных изменений. По сути дела к банкротству идет и пенсионная система страны.

 

Рост экспорта, отмеченный в 1998-99 гг. вследствие некоторого ослабления национальной валюты и начала экономического подъема  в НИС – традиционных рынках сбыта  немецкой продукции, на деле может оказать  Германии медвежью услугу и заставить  ее отказаться от намеченного варианта реформ. Тенденция в макроэкономической политике Германии такова, что как  только начинает расти немецкий экспорт, стимулируя рост всей экономики, о реформах забывают. Позиции же немецких избирателей  на выборах в Европарламент летом 1999 г. показывает, что жители Германии даже при своей традиционной оппозиции  неолиберализму хотят перемен в  экономике и готовы пойти на определенные жертвы.

 

Переход Германии от социально-ориентированной  экономики к подлинно рыночной смог бы решить главные проблемы ее национального  хозяйства. Снижение роли государства  и ориентация на рыночные механизмы, продолжение политики приватизации и дерегулирования, закрытие убыточных  производств, сокращение государственного бюджета, отмена субсидий и снижение налогов помогли бы значительно  оздоровить немецкую экономику, привлечь в нее зарубежные инвестиции. Если Германия вовремя не реформируется, то очень сильно рискует уступить свои пока еще крепкие позиции  ближайшим конкурентам не только из числа европейских стран, Японии и США, но даже может вскоре проиграть  по уровню наукоемкой продукции бурно  развивающимся странам Юго-Восточной  Азии.

 

7.Заключение.

      Международный валютный  фонд (МВФ) зарегистрировал  постепенный   подъём мировой экономики. В  нынешнем году  её  рост  составит  3,2  процента,  а  в будущем  - 4,1 процента. Об этом говорится  в осеннем ежегодном докладе  МВФ  о мировых экономических  перспективах, обнародованном в  четверг в Дубаи.  В  то  же время в нём отмечено, что  мировой экономический рост замедляет   экономика Евросоюза, которая  в текущем году вырастет на 0,5 процента, а в следующем  - на 1,9 процента. В свою очередь в  ЕС самым слабым звеном является  экономика Германии, которая может  представить  собой  угрозу  экономическому  развитию всей  евро зоны, предупреждают эксперты  МВФ. По их оценкам, в этом  году в  ФРГ вообще не  произойдёт экономического роста,  а в 2007 году он  составит  всего 1,2 процента.

Промышленность ФРГ состоит, в  основном, из малых и средних предприятий, широко распространено предпринимательство. Активно развиваются новые отрасли, такие, как производство современной  электротехники, авиационная и космическая  промышленность. Именно в этих отраслях занято наибольшее число работников. В эпоху высокоразвитой рыночной цивилизации роль рынка труда  в экономике государства непрерывно возрастает. Связано это с тем, что по мере расширения и углубления роли НТР, особенно в последние 20 лет, когда осваиваются высоко сложные  технологии и широко внедряются ЭВМ, народное хозяйство уже не может  обходиться без высокообразованной и творчески активной рабочей  силы. Большинству работников в ФРГ  присущи активная жизненная позиция, стремление к развитию и самоутверждению. Однако, по сравнению с Россией, стимулов для активного поиска рабочего места  у них гораздо меньше – выше материальная обеспеченность, государство  оказывает щедрую помощь безработным, в бюджетах стран достаточно большой % занимают расходы на развитие трудовых ресурсов.

ФРГ относится к числу наиболее экономически развитых государств мира. Экономическая система там носит  название социальной рыночной экономики, что подразумевает отведение  государству регулирующей и упорядочивающей  роли в организации народного  хозяйства. Оно также обеспечивает всем своим гражданам прожиточный  минимум, за счет взимания высоких налогов  выплачивая щедрые социальные пособия.

Особенностью рынка труда ФРГ  являются большие размеры социальных выплат по безработице. Это, а также  сложность процедуры увольнения, большие налоги снижает стимул к  поиску работы. В свою очередь этим пользуются иммигранты, прибывающие  в ФРГ из стран Восточной Европы и Азии. Чаще всего они трудятся нелегально и на малоквалифицированных  работах, получая зарплату в дополнение к пособиям и создавая «черный  рынок» труда.

По прогнозам экспертов, в Германии продолжится экономический спад, положение на рынке труда будет  ухудшаться. Правительство страны, заявляя о необходимости срочных  мер для изменения ситуации, на практике мало что делает. Для улучшения  положения на рынке труда необходимо менять существующую систему социальных выплат, налоговую систему, миграционную политику. Все это требует значительных затрат усилий и средств и вряд ли будет осуществлено в ближайшее  время.

ФРГ - страна с одной из наиболее развитых в современном мире систем парламентской демократии, обеспечивающей гражданам широкие возможности  воле изъявления и реализации своих  демократических прав, закрепленных Конституцией. В стране реально обеспечено разделение законодательной, исполнительной и судебной властей. Для сегодняшней  Федеративной Республики Германии характерны широко распространенное благосостояние, образцовая социальная сеть и свободные  учреждения.

В связи с экономическим и  благоприятным географическим расположением  в центре Европы, Германия является одной из самых динамично развивающихся  Европейских государств, которое  позволяет играть основную роль в  Европейском Сообществе.

 

Подведя итог всему вышесказанному, можно сделать заключение, что  Германия является одним из лидеров .Безусловно, имеется ряд довольно-таки значительных проблем, но потенциал  страны и нации, общественно-политический курс, а также история экономики  страны и её формирования не даёт повода для беспокойства за будущее Германии. Как стратегический партнёр, Германия представляет собой огромный интерес  для России, и имеется множество  предпосылок для успешного развития сотрудничества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Список литературы

  1. http://www.germany-info.org
  2. http://www.torgpredstvo.ru
  3. http://www.economy.gov.ru
  4. Максаковский  В.П. «Экономическая и социальная география мира»В.П. Максаковский.-М.:2000.
  5. «Мировая экономика.Экономика зарубежных стран»Под редакцией Колесова.-М.:2000.
  6. Ахтамзян А.А. «Объединение Германии, или Аншлюс ГДР к ФРГ». М., 1994.
  7. «Россия и Германия в Европе». Орлов Б., Тиммерманн Х., Москва, 1998г.
  8. «Мировая экономика» Т. Грис, А. Леусский, Е. Лозовская, 2001 г.
  9. «Процесс трансформации в новых землях ФРГ», Оппендлер К.-Х., Москва,

1998г.

  1. «Международная экономика» Н.А. Миклашевская, А.В. Холопов, 1999 г.

 

 

 


Информация о работе Германия в мировой экономике