Германия в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 00:02, реферат

Описание

ФРГ относится к числу наиболее экономически развитых государств мира. Экономическая система там носит название социальной рыночной экономики, что подразумевает отведение государству регулирующей и упорядочивающей роли в организации народного хозяйства. Оно также обеспечивает всем своим гражданам прожиточный минимум, за счет взимания высоких налогов выплачивая щедрые социальные пособия.
Особенностью рынка труда ФРГ являются большие размеры социальных выплат по безработице. Это, а также сложность процедуры увольнения, большие налоги снижает стимул к поиску работы. В свою очередь этим пользуются иммигранты, прибывающие в ФРГ из стран Восточной Европы и Азии. Чаще всего они трудятся нелегально и на малоквалифицированных работах, получая зарплату в дополнение к пособиям и создавая «черный рынок» труда.

Содержание

. Место страны в мировой экономике................................................................4
2. Формы хозяйственной деятельности………………………………………..11
3. Развитие экономики ФРГ…………………………………………………….13
3.1.Пути повышения конкурентоспособности и ускорения темпов роста экономики ФРГ………………………………………………………………….13
3.2.Инвестиционная привлекательность…………………………………..19
3.3. Германия и ЕС…………………………………………………………..22
4.Экономическое положение ФРГ за 2006 г. и развитие российско-германского сотрудничества…………………………………………………..29
4.1.Социально-экономическое положение Германии за первую половину августа 2006……………………………………………………………………..29
4.2.Показатели экономики ФРГ и развитие российско-германского сотрудничества за вторую половину июня 2005 г……………………………32
5.Немецкая модель социального рыночного хозяйства………………………37
6.Современная макроэкономическая политика Германии……………………40
7.Заключение……………………………………………………………………43
8.Список литературы…………………………………………………………….44

Работа состоит из  1 файл

Ekonomika.docx

— 120.66 Кб (Скачать документ)

     Главные цели СЕ - поддержка  прав  человека,  демократии  и  правового государства  - имеют одинаковую важность. Наряду  с  этим  Германия  особенно  заинтересована в поддержке процесса  преобразований  в  новых   государствах- членах.

      Поэтому  постоянный  представитель  Германии  в   СЕ   является   также председателем    "группы    докладчиков    по    вопросам    демократической  стабильности",  которая   занимается   специфическими   проблемами   молодых демократических  государств  и,  в  частности,  готовит   решения   Комитета министров  о  помощи  в  форме   самых  различных  программ.  Однако  на  фоне стагнации   финансовых  средств  необходимо   провести   интенсивный   анализ  соотношения расходов и пользы.

      Германия использовала  председательство в Комитете  министров (с  начала ноября 1997  г.  по  начало  мая  1998  г.)  для  того,  чтобы  внести  свои приоритеты в деятельность  СЕ, в  частности,  провести  мероприятие,  ставшее продолжением  Стокгольмской  конференции   против  сексуальной   эксплуатации  детей.

      Вехами в области  защиты прав меньшинств стали   Рамочное  соглашение  о защите  национальных меньшинств и Европейская  хартия  региональных  языков  и языков национальных меньшинств, инициативы, реализации которых  в свое  время в значительной  мере способствовала Германия. Оба  документа вступили  в  силу  в 1998 г. Федеральное правительство   по-прежнему  стремится  к   тому,  чтобы повысить роль  немецкого языка в повседневной  деятельности  СЕ  (официальные  языки СЕ английский и немецкий). В  настоящее  время  наряду  с  заседаниями Комитета министров  и конференций на уровне министров  на немецкий язык  -  по желанию  - переводятся и заседания комитетов.  В 1998  г.  СЕ  при  финансовой  поддержке германского МИДа  издал   на  трех  языках  (немецком,  английском, французском) сборник   всех  своих  конвенций.  Долгосрочной  целью  остается превращение  немецкого  языка  в  третий  официальный  язык  СЕ.  Для   этого,

однако, требуется, чтобы  две  трети  государств-членов  согласились  внести соответствующие поправки в  устав организации.

      Благодаря  Конвенции   о   согласительных   процедурах   и   третейском производстве  в рамках ОБСЕ,  появившейся   в  результате  германо-французской  инициативы,  ОБСЕ  имеет  возможности   для  мирного  урегулирования  спорных вопросов. Эта конвенция  была открыта для  подписания  в  конце  1992  г.,  5 декабря  1994 г. она вступила в силу. На  сегодняшний  день  ее  подписали  25 государств. Созданный на базе  этой  конвенции  Согласительный  и  третейский суд расположен  в Женеве.

      Тот факт, что в  области прав человека ОБСЕ  разработала  далеко  идущие  обязательства, - которые, хотя и   не  носят  обязательно-правовой  характер, оказывают весьма сильное,  политически связующее влияние,  поскольку они  были приняты   в  результате  консенсуса,  -   отвечает   интересам   Федеративной Республики. С целью  непрерывного наблюдения за тем,  как  соблюдаются  нормы  ОБСЕ в области прав человека, регулярно проводятся встречи,  в  ходе  которых

критически  и  открыто,  обсуждается  положение   с   правами   человека   в государствах-участниках.

      Верховный комиссар  по делам  национальных  меньшинств,  чей  пост  был создан по  решению Хельсинкской встречи  в верхах в 1992  г.  при   решительной поддержке  Германии,  призван  в  максимально   ранний   срок   обнаруживать  потенциальную зону этнической  напряженности и, проводя  прямые  консультации с заинтересованными  сторонами, содействовать ее ослаблению  и ликвидации.

      На будапештской  встрече в верхах (декабрь  1994  г.)  удалось  принять кодекс  поведения,  в  котором  действующий   запрет   на   применение   силы конкретизируется нормами  демократического  контроля  вооруженных   сил  и  их использования  как внутри государств, так и  за их  пределами,  принято   также заявление о принципах  нераспространения оружия массового  поражения.

 

3.Экономическое положение  ФРГ за 2006 г. и развитие российско-германского  сотрудничества

3.1.Социально-экономическое  положение Германии за первую  половину августа 2006

По данным ВТО, в 2005 году Германия заняла 3-е место в мире (после США  и Великобритании) по экспорту услуг, общий объем которых составил  более 140 млрд. долларов США. В некоторых  отраслях (напр., экспорт строительных и почтовых услуг) Германия заняла лидирующие позиции в мире. По экспорту транспортных услуг ФРГ находится на втором месте, а в таких секторах как  логистика, финансовые услуги, телекоммуникации немецкие предприятия относятся  к наиболее значимым экспортерам  услуг. Немецкая промышленность исходит  из того, что не все потенциалы роста  экспорта услуг раскрыты полностью: об этом свидетельствует отрицательное  сальдо в торговле услугами, а также  то, что удельный вес экспорта услуг  в валовом объеме экспорта составляет лишь 15,0% (в Великобритании - около 30,0%).

Министр экологии и безопасности реакторов  Германии З. Габриэль представил результаты внеочередной проверки, проведенной  на всех немецких атомных электростанциях  после ЧП на шведской АЭС в Форсмарке, которое едва не привело к катастрофе. Проверка проводилась властями федеральных  земель, в ведении которых находятся  вопросы энергетики, в том числе  ядерной. Согласно заключению немецких экспертов, такого рода ЧП в Германии, скорее всего, невозможны из-за конструктивных особенностей систем аварийного питания на местных АЭС.  "Технология, применяемая в Форсмарке и оказавшаяся уязвимой, в Германии не используется. Поэтому у нас и не было причины временно отключать электростанции с такой техникой. Такой техники в Германии нет, значит и выйти из строя она не может", - полагает министр. Тем не менее, З. Габриэль распорядился не отключать на профилактику агрегаты аварийного питания при работающем реакторе. Он считает также необходимым провести дальнейшую тщательную проверку немецких АЭС, чтобы ответить на вопрос, способно ли короткое замыкание или попадание молнии привести к ситуации, при которой могут целиком или частично отказать системы аварийного питания.

По данным Кельнского института  мировой экономики, трудовые издержки компаний в Западной Германии в 2005 году составили 27,87 евро в час. Только в  Норвегии (29,45 евро в час) и Дании (28,33 евро в час) затраты предприятий, связанные с трудом работников, оказались  выше. Основные конкуренты Германии на мировом рынке - в США, Японии, Италии, Великобритании и Франции тратят на зарплату и социальные выплаты  сотрудникам от 18 до 21 евро в час, в среднем примерно на 34,0% ниже, чем  в Западной Германии. В более выгодном положении находятся компании на востоке ФРГ: трудовые издержки у  предприятий перерабатывающей промышленности составляют 17,37 евро в час. Затраты  труда в Германии за последний  год выросли на 1,0% в то время, как  в других промышленно развитых странах  они возросли в среднем на 3,0%.

По данным Федерального статистического  ведомства Германии, в июле 2006 года индекс потребительских цен в  ФРГ увеличился на 1,9% по сравнению  с июлем 2005 года (в сравнении с  предшествующим месяцем индекс увеличился на 0,4%). Основной причиной инфляции является, как и в предыдущие месяцы, рост цен на энергоносители, без которых  рост инфляции составил бы 1,1%. Наибольший вклад в рост цен внесли следующие  группы товаров: газ, жидкое топливо, бензин, а также овощи (+11,1%), услуги по ремонту  и содержанию жилого фонда (+4,2%), туристические  поездки с предварительной оплатой  расходов (+4,1%). Напротив, цены снизились  на одежду и обувь (-0,9%), предметы домашнего  обихода (-1,4%), телефонные услуги (-3,5%) и  технику для обработки информации (-8,0%).

По предварительным данным Федерального статистического ведомства Германии, в первом полугодии 2006 года общий  объем товарооборота ФРГ с  зарубежными странами увеличился на 15,6% (по сравнению с соответствующим  периодом прошлого года) и составил 785,8 млрд. евро (679,7 млрд. евро в первом полугодии 2005 года). При этом экспорт  германских товаров увеличился на 12,9%, а импорт зарубежных товаров - на 19,1%.

По данным Федерального статистического  ведомства Германии, в 2005 году свыше 0,5 млн. предприятий ФРГ занимались внешнеторговыми операциями с предприятиями  других стран-членов ЕС. При этом число  предприятий, ориентированных на импорт (413 тыс. единиц), почти вдвое превысило  число экспортирующих предприятий (219 000). Следует отметить, что на 2,0% экспортирующих предприятий приходится 83,0% всего оборота, а на 1,0% фирм, занимающихся импортом, приходится 79,0%. 5 000 экспортирующих немецких фирм достигли в 2005 году оборота  в размере более 10 млн. евро, а 500 предприятий - более 100 млн. евро. У импортирующих  предприятий  эти показатели составили  соответственно 4 250  и 450 единиц.

По данным Федерального ведомства  экономики и экспортного контроля Германии (BAFA), общий  объем  импорта  ФРГ сырой нефти за 12 месяцев  с июля 2005 г. по июнь 2006 г. уменьшился на 0,1% (по сравнению с аналогичным  периодом 2004-2005 гг.) до 111,18 млн. тонн (111,28 млн. т в 2004-2005 гг.). К важнейшим  экспортерам нефти в ФРГ относятся  Россия (33,0% от общего объема импорта), Норвегия (16,2%), Великобритания (12,4%), Ливия (11,9%), Казахстан (6,6%) Саудовская Аравия (3,8%) и Сирия (3,2%). В отчетный период наибольшие показатели роста экспорта сырой нефти в Германию показали: Египет (+275,7%), Нигерия (+210,8%), Венесуэла (+100,9%), Польша (+77,4%), Туркменистан (+53,0%), Азербайджан (+43,8%), Италия (+37,3%) и Саудовская Аравия (+14,0%). Впервые за отчетный период Германия импортировала нефть из Кот-д'Ивуара (613 тыс. тонн), Беларуси (139 тыс. т), Республики Конго (127 тыс. т) и Экваториальной Гвинеи (21 тыс. т).    Импорт  ФРГ  сырой  нефти  значительно  уменьшился  из   Анголы (-87,2%),   Литвы (-59,4%),   Дании (-55,5%),   Ирана (-42,8%),   Алжира (-31,2%), Туниса  (-17,9%), Бразилии (-17,6%), Казахстана (-5,8%), и России (-5,8%).     

В отчетный период общая сумма расходов ФРГ за импорт нефти возросла до 41,2 млрд. евро (+12,6% к 2004-2005 гг.). Цена за тонну  нефти в среднегодовом исчислении увеличилась за отчетный период на 44,2% с 257,02 до 370,57 евро. В июне 2006 года цена за тонну нефти составила 388,43 евро.

По данным BAFA,  сбыт нефтепродуктов в стране за 12 месяцев в период с июня 2005 года по май 2006 года уменьшился на 0,9% (по сравнению с аналогичным  периодом 2004-2005 гг.) со 118,8 до 117,8 млн. тонн. При этом сбыт авиационного топлива, напротив, увеличился на 6,1% до 8,3 млн. т (7,7 млн. т в 2004-2005 гг.).

В рассматриваемый период:

 

- экспорт нефтепродуктов вырос  на 6,1% с 25,2 до 26,8 млн. тонн;

 

- импорт нефтепродуктов увеличился  на 2,6% с 34,7 до 35,6 млн. тонн;

 

- импорт сырой нефти уменьшился  на 1,4% с 112,0 до 110,3 млн. тонн;

 

- цена за тонну нефти при  пересечении границы увеличилась  в среднегодовом исчислении на 45,9% с 249,48 до 363,99 евро.

В первом полугодии 2006 года Федеральное  правительство Германии взяло на себя кредитных гарантий по экспортным поставкам на сумму в 9,2 млрд. евро, что на 24,0% превышает показатели отчетного периода прошлого года. По словам Федерального министра экономики  и технологий Германии М. Глоса, большой  спрос в 2006 году на государственные  гарантии экспортного кредита показывает, что Федеральное правительство  вносит весомый вклад в успешное развитие экспортных поставок немецких товаров, одновременно обеспечивая  увеличение числа рабочих мест на немецких предприятиях. Введенные к 1 января 2006 гарантии вексельного поручительства улучшают кредитование малых и средних  предприятий, ориентированных на экспорт. В отчетный период за ущерб, понесенный немецкими предприятиями в иностранных  государствах в результате политических или экономических причин, правительством были выплачены фирмам или их банкам 138 млн. евро (195 млн. евро в 1 полугодии 2005 года).   

По данным Федерального министерства экономики и технологий Германии, в июне 2006 года общее количество безработных в ФРГ уменьшилось  до 4,397 млн. человек (4,78 млн. человек  в июне 2005 года). По сравнению с  маем 2006 года, уровень безработицы (по немецкой классификации) в июне снизился на 0,3 процентных пункта до 10,5%. Снижение безработицы объясняется, в первую очередь, проводившимся в Германии чемпионатом мира по футболу (+50 тыс. новых рабочих мест), а также  политикой Правительства ФРГ  на рынке труда.

По данным Федерального статистического  ведомства Германии, во 2 квартале 2006 года уровень безработицы среди  молодежи составил 15,2% (по международной  классификации), в то время как  среднестатистический уровень безработицы (работоспособное население от 15 до 74 лет) был на отметке 8,1% (во втором квартале 2005 года молодежная безработица  была еще выше - 16,8%). Сравнивая данные по молодежной безработице в Германии со статистикой по странам ЕС, можно  отметить, что среднестатистический показатель по ЕС  в отчетный период равен 17,2%. Наилучшие показатели имеют Нидерланды (6,0%), Дания (7,2%) и Австрия (8,4%). Наихудшие показатели у Польши (32,6%), Словакии (28,9%) и Финляндии (26,0%). 

Правительство ФРГ намерено упростить  иммиграцию в Германию для высококлассных специалистов. Об этом заявил внутриполитический эксперт фракции СДПГ в Бундестаге Дитер Вифельспютц. Правила действующего уже полтора года нового иммиграционного  закона он считает недостаточно привлекательными. По действующему иммиграционному закону получить вид на жительство и право  на работу в Германии можно, если фирма  готова платить иностранному специалисту  не менее 84 тысяч евро в год.   А  зарубежный  коммерсант  должен  вложить  в  немецкую  экономику, как минимум, 1 млн. евро, создав 10 или  более новых рабочих мест.  В прошлом году в Германию приехали на работу всего 900 иностранных специалистов, отвечающих критериям иммиграционного  закона. Между тем, на разных немецких фирмах десятки тысяч рабочих  мест остаются вакантными из-за отсутствия в стране работников с требуемой  квалификацией. Из-за дефицита специалистов экстра-класса Германия рискует утратить конкурентоспособные позиции на мировых рынках новых технологий.

 

Немецкий концерн BMW впервые за два с половиной года сообщил  по итогам минувшего месяца не о  росте, а о сокращении сбыта. По сравнению  с июлем прошлого года объемы продаж машин марок BMW, Mini и Rolls-Royce сократились  почти на 8,0% и составили 102,45 тыс. автомобилей. Таким образом, концерн  уступил первенство своему главному конкуренту DaimlerChrysler, выпускающему автомобили "Мерседес ". Баварцы продали 86,6 тыс. автомобилей марки BMW, на 5400 меньше, чем было продано "Мерседесов". Однако руководство баварского концерна убеждено, что объемы продаж по итогам всего года вновь будут рекордными, и объясняет это предстоящим  выходом на рынок новых моделей: купе 3-й серии и внедорожника Х3, которые появятся в сентябре.

Информация о работе Германия в мировой экономике