Германия в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 00:02, реферат

Описание

ФРГ относится к числу наиболее экономически развитых государств мира. Экономическая система там носит название социальной рыночной экономики, что подразумевает отведение государству регулирующей и упорядочивающей роли в организации народного хозяйства. Оно также обеспечивает всем своим гражданам прожиточный минимум, за счет взимания высоких налогов выплачивая щедрые социальные пособия.
Особенностью рынка труда ФРГ являются большие размеры социальных выплат по безработице. Это, а также сложность процедуры увольнения, большие налоги снижает стимул к поиску работы. В свою очередь этим пользуются иммигранты, прибывающие в ФРГ из стран Восточной Европы и Азии. Чаще всего они трудятся нелегально и на малоквалифицированных работах, получая зарплату в дополнение к пособиям и создавая «черный рынок» труда.

Содержание

. Место страны в мировой экономике................................................................4
2. Формы хозяйственной деятельности………………………………………..11
3. Развитие экономики ФРГ…………………………………………………….13
3.1.Пути повышения конкурентоспособности и ускорения темпов роста экономики ФРГ………………………………………………………………….13
3.2.Инвестиционная привлекательность…………………………………..19
3.3. Германия и ЕС…………………………………………………………..22
4.Экономическое положение ФРГ за 2006 г. и развитие российско-германского сотрудничества…………………………………………………..29
4.1.Социально-экономическое положение Германии за первую половину августа 2006……………………………………………………………………..29
4.2.Показатели экономики ФРГ и развитие российско-германского сотрудничества за вторую половину июня 2005 г……………………………32
5.Немецкая модель социального рыночного хозяйства………………………37
6.Современная макроэкономическая политика Германии……………………40
7.Заключение……………………………………………………………………43
8.Список литературы…………………………………………………………….44

Работа состоит из  1 файл

Ekonomika.docx

— 120.66 Кб (Скачать документ)

24 июня газета Handelsblatt опубликовала статью под названием «Экономика призывает к продолжению отношений с Москвой». В статье говорится, что Восточный комитет немецкой экономики (ВК) предостерегает (в случае смены Правительства) от охлаждения российско-германских связей. В частности, приводятся слова  председателя ВК Клауса Мангольда, который сказал: «В настоящее время я вижу смену приоритетов. Я очень хочу и надеюсь, что мы сможем сохранить имеющиеся хорошие отношения. "Мужская дружба" между немецким Канцлером и российским Президентом часто имела стабилизирующее действие». Далее К. Мангольд высказал явную поддержку Федеральному канцлеру Герхарду Шредеру, сказав, что немецкая экономика, благодаря тесному взаимодействию Г. Шредера и В.В. Путина просто «избалована». К. Мангольд отверг критику отношений Правительства Германии с Москвой, подчеркнув продолжающуюся тенденцию развития России на пути к демократизации и правовому государству. По мнению К. Мангольда, большинство стоящих перед Россией проблем возникли благодаря политике бывшего Президента России Б.Н. Ельцина. В этой связи К. Мангольд отметил, что «если бы приватизация 90-х годов не была проведена с таким количеством ошибок, то дела «Юкоса» просто не было бы». В статье далее приводятся слова члена Правления ВК и Deutsche Bank Тессена фон Хайдебрека, который заявил следующее: «Германия не имеет права опрометчиво терять свои преимущества от экономического сотрудничества с Россией. Британцы и французы уже готовы, чтобы заполнить ту брешь, которую оставят немцы».

20 июня Организация экономического  сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала доклад под названием  "Россия: строительство правил  для рынка" В докладе Россия  названа «слабым государством  с сильными чиновниками», которое  возвращается к политике преобладающего  вмешательства госаппарата в  экономику. «Слабость, неэффективность  и коррупция всех ветвей власти  – главные препятствия для  дальнейшего прогресса реформ  в России», - говорится в отчете. В числе прочего, ОЭСР критикует  также слабую приверженность  России принципам господства  права. 

По предварительным данным Федерального статистического ведомства Германии, развитие товарооборота между Россией  и Германией в январе-апреле 2005 года характеризуется следующими данными:

 

 

Един.

измер.

2005 г.

янв-апр

2004 г. 

янв-апр

янв-апр 2005 г.

янв-апр  2004 г.

в %

Товарооборот

млрд. евро

11,6

8,87

130,7

         

Экспорт России

млрд. евро

6,7

        4,43

151,2

Продовольствие

млн. евро

41,9

38,3

109,4

Сырьё

млрд. евро

5,0

3,2

156,2

Полуфабрикаты

млрд. евро

1,15

0,78

147,4

Готовые товары

млрд. евро

0,46

0,37

124,3

Импорт России

млрд. евро

4,89

4,44

110,1

Продовольствие

 

млн. евро

293,6

294,8

99,6

Сырьё

 

млн. евро

9,7

10,2

95,1

Полуфабрикаты

 

млн. евро

77,2

61,5

125,5

Готовые товары

млрд. евро

4,5

4,06

110,8

Сальдо

млрд. евро

+1,81

-0,01

 

Доля России в общем товарообороте  Германии с зарубежными странами составила за отчетный период 2,6 процента. Товарооборот между двумя странами в январе-апреле 2005 года по сравнению  с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 30,7% и составил 11,6 млрд. евро (8,87 млрд. евро в январе-апреле 2004 года). Российский экспорт значительно  увеличился (+51,2%), в основном, за счет роста поставок сырья (+56,2%) и полуфабрикатов (47,4%). При этом объем поставляемых нефти и газа увеличился на 56,2% и  составил 4,89 млрд. евро (3,13 млрд. евро в  январе-апреле 2004 года). Объем поставляемых нефтепродуктов увеличился на 46,4% и  составил 0,347 млрд. евро (0,237 млрд. евро в январе-апреле 2004 г.). Увеличение импорта  шло менее заметными темпами (+10,1%). В российском импорте из Германии традиционно преобладают готовые  товары, доля которых в импорте  составила 92,0% (91,4% в январе-апреле 2004 г.).  Положительное для России сальдо составило 1,81 млрд. евро (-0,01 млрд. евро в январе-апреле 2004 года).

23 июня Фонд им. Роберта Боша  уже в четвертый раз отметил проекты, общественные организации и частных лиц, внесших значительный вклад в развитие и углубление российско-германских отношений. Конкурс гражданских инициатив Фонда им. Роберта Боша проводится под патронатом президента Германии Х. Кёлера. Жюри конкурса присудило премии за гражданскую инициативу в сотрудничестве между двумя странами 16 лауреатам, которые получат в этом году в общей сложности 40 тыс. евро. Как и в предыдущие годы, заседания жюри проходили при содействии Германо-российского форума в Берлине. Более 260 заявок из Германии и России поступило в адрес фонда им. Роберта Боша. Кроме регулярных премий, в этом году будут также вручены особые премии: "Предприниматели в социальных проектах", а также "За проекты, напоминающие о последствиях Второй мировой войны". Первую премию и 6 тыс. евро получил проект "Белая Роза" Оренбургского благотворительного фонда "Евразия" и фонда Weiße Rose из Мюнхена ("Белая роза" - так называлась в 1942-43 годах антифашистская студенческая организация в Германии). Еще одна первая премия за проект "Международный волонтерский лагерь" отправится в Пермь в "Центр поддержки демократических молодежных инициатив", местное отделение общества "Мемориал" и в Берлин в Aktion Sühnezeichen Friedensdienste.

5.Немецкая модель социального  рыночного хозяйства.

 

Экономической системой современной  Германии является уже известное  нам социальное рыночное хозяйство.

 

Для Германии во все времена ее развития всегда была характерная несоизмеримо большая роль государства в экономике, чем в США или Великобритании. Тоталитаризм гитлеровской эпохи вообще привел к прямому диктату государства  в экономике, а в период восстановления народного хозяйства страны после  окончания Второй мировой войны  именно государство обеспечивало общественную стабильность и социальную защищенность. Опираясь на концепцию социального  рыночного хозяйства, проводил свои знаменитые реформы в экономике  и отец немецкого “экономического  чуда” Людвиг Эрхард. Активная социальная политика государства характерна в  Германии и по сей день.

 

Модель социального рыночного  хозяйства представляет собой компромисс между экономическим ростом и  равномерным распределением богатства. Если этические принципы данной модели базируются на протестантстве, то социальные принципы заимствованы, несомненно, у  католицизма. В центр системы  поставлена предпринимательская деятельность государства, обеспечивающая более-менее  равное распределение социальных благ всем членам общества. Другой особенностью макроэкономического пути развития Германии является так называемый “рейнский  капитализм”,характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки являются в Германии достаточно крупными акционерами промышленных компаний и компаний сферы услуг, поэтому неслучайно активное вмешательство  банков в процесс принятия бизнес-решений. Таким образом, позиции банков в  экономике Германии с учетом их реального  влияния на бизнес оказываются гораздо  более сильными, чем в экономике  других ведущих стран мира.

 

На сегодняшний день Германия испытывает из-за своей модели социально-рыночной экономики серьезные сложности. У ФРГ в конце 1990-х гг. были довольно низкие темпы роста ВВП, которые  почти втрое ниже, чем темпы  роста экономики США за этот же период. Зарегистрирован невиданный с 1933 г. уровень безработицы, который  в самый свой пик (в марте 1997 г.) составил 11,3% экономически активного  населения. Вплоть до лета 1999 г. продолжал  снижаться курс немецкой марки, достигнув  уровня 1,92 марки за доллар США в  конце июля. Главным же объяснением  столь слабой динамики роста и  кризиса на рынке труда служит не только влияние на Германию мирового валютно-финансового кризиса (в мире в период развития кризиса значительно  снизился спрос на немецкую продукцию), но и кризис немецкой модели социально-рыночной экономики. Причинами кризиса социального  рыночного хозяйства Германии является ошибочная экономическая политика правительства страны в 1990-е гг., высокий уровень оплаты труда и социальных гарантий, недостаток инноваций.

 

Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40% чистой прибыли  немецких компаний идет на оплату труда, на отчисления в социальные фонды, которые  составляют немалую долю фонда оплаты труда. Из 100 марок чистой заработной платы, к примеру, в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходится 81 марка. Стоимость  рабочей силы в Германии таким  образом становится самой дорогой  в мире и составляет около 20,5 марок  в час. Достаточно велик и уровень  пособий по безработице, что способствует иждивенчеству части немцев на шее  государства и стимулирует безработицу. Для поддержания системы социальных гарантий используется мощный фискальный пресс на население и компании. Уровень налогообложения в стране к концу 1990-х гг. достиг невиданных размеров. Так, если в США на налоги идет около 32% нераспределенной прибыли, в Великобритании - 45%, то в Германии эта величина достигает 65%. Высокий  уровень налогообложения заставляет многие немецкие компании развивать  исключительно по налоговым соображениям свою производственную базу за рубежом, а физические лица с высокими доходами предпочитают перебираться на постоянное место жительства в другие страны мира.

 

Высокий уровень налогов и отсутствие программ по стимулированию иностранных  инвестиций приводит к тому, что  Германия не слишком привлекательна для зарубежного капитала. Высокая  стоимость немецкой рабочей силы значительно снижает конкурентоспособность  Германии как страны базирования  производственных мощностей ТНК. Иностранные  компании, по существу, лишены возможности  производить в Германии и предпочитают заниматься здесь исключительно  сбытом. Поэтому крайне невелика доля иностранных инвестиций и доля рабочих  мест, создаваемых ими в экономике  ФРГ. К примеру, в Нидерландах  в общей величине вложений в экономику  иностранные инвесторы составляют 35%, в Великобритании - 25%, и даже во Франции - 12%. В Германии, несмотря на утроение объема иностранных инвестиций в экономику страны за последние 10 лет до величины 58 млрд. марок в 1997 г., на долю иностранных инвестором приходится только 7,5% общей величины вложений. Наряду с незначительным притоком иностранного капитала в ФРГ  наблюдается массовый отток за рубеж  немецкого капитала. Немецкие ТНК  выносят свою производственную базу в страны с более низким уровнем  оплаты труда, а финансовые инвесторы  предпочитают платить налоги на свои операции в странах с более  либеральным налоговым климатом.

 

Незаинтересованность иностранных  инвесторов в создании высокотехнологичных  производств в Германии приводит к постепенной технологической  слабости страны. Германия не является мировым технологическим лидером, особенно слабы ее позиции в микроэлектронике и генной инженерии. Все это чревато  потерей конкурентоспособности  немецкого экспорта. Тенденция явно прослеживалась еще с начала 1980-х  гг.: с 1980 по 1993 гг. доля Германии на мировом  рынке продукций высоких технологий сократилась с 20,3 до 16,2%. Несомненно, что социально-рыночная экономика  продолжает вредить научно-техническому развитию и сегодня. Приоритетом  в государственной экономической  политике являются не высокие технологии, а социальные программы, что влечет за собой потерю рынков высокотехнологичной  продукции и в будущем. Даже немецкие ТНК до трети своих НИОКР осуществляют за рубежам, поскольку в Германии заниматься наукой невыгодно.

 

Государство, чтобы не вызывать массовых социальных протестов населения, продолжает субсидировать откровенно убыточные  сектора немецкой экономики. В результате Германия не только сохраняет угольную, сталелитейную, судостроительную промышленность, которые неконкурентоспособны на мировом  рынке, но и тратит на такие убыточные  отрасли экономики в виде прямых субсидий до трети расходов государственного бюджета. Сравнивая такую политику с селективной поддержкой государством вполне конкурентоспособных предприятий  в США и Японии, следует признать полную несостоятельность Германии в решении структурных проблем  промышленности.

 

Сохраняя высокооплачиваемые рабочие  места в базовых отраслях промышленности, Германия не способна создавать новые  места в наиболее прогрессивных  секторах своей национальной экономики. Неслучайно, что сфера услуг в  Германии, на которую приходится почти  на 10% меньше создаваемого продукта, значительно  проигрывает нематериальному производству других ведущих стран мира, а для  отраслей немецкой инфраструктуры вплоть до недавнего времени был характерен высокий уровень цен на связь, энергию и транспорт. Из-за ограничения  доступа в страну иностранных  инвестиций менее конкурентоспособным  становится и внутренний рынок.

 

Государственное регулирование, фактически, продолжает регулировать рынок так, как то предписывала кейнсианская экономика  спроса. Социальное рыночное хозяйство  приводит к укреплению позиций государства  благоденствия, которое перераспределяет все ресурсы в экономике. Доля государственных расходов в ВВП  Германии крайне высока (около 50%), а  рост государственных расходов порождает  проблему с дефицитом бюджета  и государственным долгом.

 

Усложняет проблему социального рыночного  хозяйства Германии консолидация Восточных  и Западных земель. В условиях кризиса  социально-рыночной экономики одновременно приходится еще и решать структурные  преобразования в Восточных землях, порождающие закрытие неконкурентоспособных  производств, безработицу и социальную напряженность на территории бывшей ГДР. Для преодоления отсталости Восточных земель необходимы инвестиции в сумме около 2 трлн. марок, которые  достаточно сложно изыскать на современном  этапе. Нужно также довести уровень  производительности труда на Востоке, до Западных стандартов, примерно в  три раза его превышающих. Необходима приватизация и социальная политика по защите восточных немцев от последствий  структурных преобразований. Все  это требует от федерального правительства  новых расходов, а бюджет страны все меньше справляется со своей  социальной нагрузкой.

 

Несомненно, что Германия в конце 1990-х гг. достигла определенного  пика развития своей социально-ориентированной  экономики, которая теперь нуждается  в серьезной модернизации. Скорее всего, для продолжения своего экономического лидерства, Германии потребуется либерализация  экономики и консервативные реформы  по американскому образцу. В противном  случае прежняя модель развития страны становится неконкурентоспособной  не только в сравнении с США, но даже и в единой Европе. Из-за слабости структурных преобразований в национальной экономике Германия с каждым разом  все менее справляется со своей  ролью локомотива развития Европы и  ЕС. Даже слабость единой европейской  валюты евро сразу же после ее появления  и вплоть до первой половины 1999 г. связана  в первую очередь с внутренними  экономическими проблемами в Германии.

Информация о работе Германия в мировой экономике