Германия в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 00:02, реферат

Описание

ФРГ относится к числу наиболее экономически развитых государств мира. Экономическая система там носит название социальной рыночной экономики, что подразумевает отведение государству регулирующей и упорядочивающей роли в организации народного хозяйства. Оно также обеспечивает всем своим гражданам прожиточный минимум, за счет взимания высоких налогов выплачивая щедрые социальные пособия.
Особенностью рынка труда ФРГ являются большие размеры социальных выплат по безработице. Это, а также сложность процедуры увольнения, большие налоги снижает стимул к поиску работы. В свою очередь этим пользуются иммигранты, прибывающие в ФРГ из стран Восточной Европы и Азии. Чаще всего они трудятся нелегально и на малоквалифицированных работах, получая зарплату в дополнение к пособиям и создавая «черный рынок» труда.

Содержание

. Место страны в мировой экономике................................................................4
2. Формы хозяйственной деятельности………………………………………..11
3. Развитие экономики ФРГ…………………………………………………….13
3.1.Пути повышения конкурентоспособности и ускорения темпов роста экономики ФРГ………………………………………………………………….13
3.2.Инвестиционная привлекательность…………………………………..19
3.3. Германия и ЕС…………………………………………………………..22
4.Экономическое положение ФРГ за 2006 г. и развитие российско-германского сотрудничества…………………………………………………..29
4.1.Социально-экономическое положение Германии за первую половину августа 2006……………………………………………………………………..29
4.2.Показатели экономики ФРГ и развитие российско-германского сотрудничества за вторую половину июня 2005 г……………………………32
5.Немецкая модель социального рыночного хозяйства………………………37
6.Современная макроэкономическая политика Германии……………………40
7.Заключение……………………………………………………………………43
8.Список литературы…………………………………………………………….44

Работа состоит из  1 файл

Ekonomika.docx

— 120.66 Кб (Скачать документ)

Статистика свидетельствует о  том, что замедление темпов экономического развития ФРГ связано не только со спадом мировой общехозяйственной  конъюнктуры. Рецессия в Германии была более глубокой, чем в других развитых странах (за исключением Японии).

С 1995 г. ВВП ФРГ увеличивался в  среднем на 1,6% в год, что почти  на один процентный пункт меньше, чем  в других крупных западноевропейских странах, и значительно меньше, чем  в США.

Главной причиной этого аналитический  отдел “Deutsche Bank” считает неполное и неэффективное использование  рабочей силы. По его данным, именно этим фактором более чем на 50% объясняется  медленное развитие экономики ФРГ  в 90-е годы и причина не только в низких темпах прироста производительности труда в пересчете на человеко-час, хотя в Соединенных Штатах во второй половине 90-х годов они существенно  выросли, в то время как в крупных  западноевропейских странах снизились.

Неудовлетворительное использование  рабочей силы проявляется, прежде всего, в низком уровне занятости молодежи в возрасте до 25 лет, в уменьшении числа рабочих часов на каждого  занятого и в устойчивом высоком  уровне безработицы в ФРГ (превышающем 9,5%), который практически не снижался даже в период заметного экономического роста. В то же время расходы по безработице ложатся дополнительным бременем на работающих граждан Германии, а также на федеральный бюджет. По данным Федерального ведомства по вопросам труда, в 2001 г. на пособия по безработице и социальные выплаты  было израсходовано 28 млрд. евро, при  этом было недобрано налогов и  взносов в фонд социального страхования  на сумму 23,1 млрд. евро.

Отрицательно влияет на темпы роста  германской экономики и высокая  стоимость рабочей силы, которая  является причиной повышения издержек производства и, следовательно, снижения конкурентоспособности германских компаний. Это, в свою очередь, ведет  к замедлению темпов экономического роста. Замедляет рост экономики  и чрезмерная концентрация капитала, материальных и трудовых ресурсов в  секторах, не ориентированных на потребности  рынка. К ним относятся, прежде всего, сельское хозяйство, угольная и судостроительная отрасли промышленности. Поглощая капитал  и ресурсы, они не дают достаточной  отдачи. Неэффективное размещение капитала поощряется долголетней государственной  политикой субсидирования вышеназванных  секторов, а также транспорта и  жилищно-коммунального хозяйства. В  настоящее время государство  ежегодно расходует на субсидии 86 млрд. евро, из них около 65 млрд. евро - на финансовую поддержку указанных секторов.

Еще одним существенным источником замедления темпов экономического роста  является недостаточный уровень  инновационной деятельности. В этой области Германия отстает от Японии и США. Правда, в последние годы германское автомобилестроение и машиностроение, электротехническая и химическая промышленность, а также информационная и телекоммуникационная отрасли находятся в процессе структурной перестройки. К настоящему времени общая сумма расходов на НИОКР возросла до 2,4% ВВП. Тем  не менее, по этому показателю Германия уступает Японии (2,9%) и США (2,7%), хотя и опережает Францию (2,2%) и Великобританию (1,8%). По доле в мировой торговле высокотехнологичными товарами ФРГ уступает только Соединенным  Штатам, занимая 2-е место в мире. Однако некоторые отрасли, особенно химическая и фармацевтическая, отстают  в инновационной конкуренции  от многих других стран.

Неблагоприятной остается ситуация в  системе государственных образовательных  и научно-исследовательских учреждений, образующих фундамент инновационной  деятельности. Эта система с большим  трудом приспосабливается к изменившимся реальностям. Деятельность германских НИИ не всегда совпадает с потребностями  промышленности, что мешает их взаимодействию. Разница в уровнях фундаментальных  исследований в США и ФРГ возрастает, вследствие чего германские университеты и НИИ не выдерживают конкуренции  с американскими за научные кадры. Ослабевает инновационная деятельность малых и средних предприятий  из-за возрастающих расходов на НИОКР.

Система образования играет ключевую роль в успешной экономической и, прежде всего, инновационной деятельности. Между тем по расходам на эту сферу  Германия отстает не только от США, но и от Франции, они даже ниже средних  расходов по странам ОЭСР. Далее  приводятся данные о расходах на образование  в некоторых промышленно развитых странах в 1999 г. (% к ВВП): США - 6,43, Франция - 6,24, Германия - 5,55, Италия - 5,01, Япония - 4,70. Средний показатель по странам  ОЭСР - 5,66% ВВП. Особенно заметно ФРГ  отстает от других развитых стран  по объему частного финансирования системы  образования. Если такое финансирование в среднем по странам ОЭСР составляет 21% всех расходов на эту систему, то в Германии его доля не превышает 8,5%. Статистика свидетельствует о  том, что продолжительность обучения в германских вузах превышает  аналогичный показатель в других странах ОЭСР, что в ФРГ слишком  много студентов, прерывающих процесс  обучения, и слишком мало успешно  его завершающих, особенно в таких  важных и перспективных областях, как информатика, инженерные специальности, финансы.

Банковский сектор ФРГ еще не стал катализатором экономического роста. Долголетнее вмешательство  государства привело к искажению  условий финансовой деятельности на рынке капитала, к созданию неэффективной  структуры капитала в акционерных  компаниях (слишком мало собственного капитала, много банковских кредитов) и, наконец, к неэффективному размещению капитала по секторам экономики и  отраслям.

Несмотря на начатую в 2000 г. налоговую  реформу, чрезмерное налоговое бремя  все еще тормозит рост экономики. Структура налоговой системы  ФРГ недостаточно стимулирует экономический  рост, поскольку для нее характерны высокие налоговые ставки при  сохранении большого количества льгот. В 2001 г. общая сумма налоговых  льгот в ФРГ составила 39,8 млрд. евро. Если судить по фактическим предельным налоговым ставкам, то в Германии и после начала реформы остается высокий уровень налогообложения  по сравнению с другими странами. Если все эти льготы отменить, то можно было бы не только снизить  налоговые ставки, но и уменьшить  нерациональное размещение финансовых и материальных ресурсов. Чрезмерно  высокое налоговое бремя ведет  и к распространению нелегальной  экономической деятельности. В последние  десятилетия доля теневой экономики  в ФРГ постоянно увеличивалась  и в 2002 г. превысила 16% ВВП.

Рост государственной задолженности  существенно обременяет государственный  бюджет: обслуживание государственного долга в 2003 г., как ожидают, достигнет 17% бюджетных расходов. Это вторая по величине статья бюджета ФРГ.

Финансирование менее развитых восточных земель ФРГ за счет повышения  налогов и увеличения государственного долга тормозит рост экономики страны. Несмотря на заметный экономический  прогресс, достигнутый после воссоединения  Германии, восточные земли все  еще отстают от западных. Производительность труда в восточных землях в  настоящее время составляет около 70% западного уровня (в 1991 г. - 35%). Серьезным  тормозом для экономического роста  является отставание восточных земель в сфере инфраструктуры, для ликвидации которого потребуется от 80 млрд. до 150 млрд. евро. Всего же на осуществление “пакта солидарности II”, предназначенного для финансовой поддержки восточных земель в период с 2005 г. по 2019 г., планируется выделить 156 млрд. евро.

Серьезной проблемой в социально-экономической  сфере ФРГ остается неэффективность  систем пенсионного страхования  по старости и медицинского страхования. Расходы на пенсионное страхование  по старости в 2000 г. составляли 11,8% ВВП, при этом 22,3% этих расходов финансировало  государство. Почти 1/5 общей суммы  заработной платы рабочих и служащих составляли взносы в пенсионный фонд (в 2002 г. их доля будет равна 19,5%). Эти  взносы образуют львиную долю дополнительных расходов по заработной плате и ведут  к удорожанию рабочей силы и увеличению издержек производства, а, следовательно, и к снижению конкурентоспособности  германских предприятий.

Изменение демографической структуры  населения ФРГ (в сторону увеличения доли пожилого населения) ведет к  сужению налогооблагаемой базы и  повышает необходимость реформы  пенсионной системы. То же можно сказать  и о системе медицинского страхования, взносы на которое превышают 14% общей  суммы заработной платы.

Стагнация германской экономики является негативным фактором не только для  самой ФРГ, но и для всей Европы, поскольку германский экономический  потенциал составляет около 1/3 европейского. Если Соединенные Штаты не смогут в будущем в полной мере играть роль “локомотива” мировой экономики, как в 90-е годы, то эту функцию  должны будут взять на себя другие развитые страны, в том числе государства  ЕС.

Исходя из анализа причин снижения конкурентоспособности и замедления темпов роста ВВП Германии, аналитический  отдел “Deutsche Bank” предлагает принять  программу структурных реформ, нацеленных на преодоление спада и ускорение  развития германской экономики. Ключом к успеху таких реформ аналитики  банка считают принятие неотложных мер, направленных на изменение ситуации на рынке труда и реформирование системы социального обеспечения, а также продолжение налоговой  реформы и реформ в области  образования, научных исследований и государственных финансов.

В целях более полного и эффективного использования трудовых ресурсов, подчеркивают эксперты банка, необходимо проведение более активной политики на рынке  труда, направленной на снижение уровня безработицы и увеличение занятости. Для вовлечения в трудовой процесс  молодежи и трудоспособных лиц пенсионного  возраста следует проводить более  гибкую политику в вопросах оплаты труда и регулирования рабочего времени (более дифференцированная оплата труда, неполная трудовая неделя и т. п.). Издержки по оплате рабочей  силы необходимо последовательно снижать, при этом повышая стимулы для  трудовой деятельности. С учетом всего  этого должны быть внесены необходимые  изменения в трудовое законодательство. При заключении коллективных трудовых договоров сторонам следует проявлять  максимальную сдержанность в повышении  заработной платы, как это имело  место во второй половине 90-х годов.

В целях борьбы с нелегальной  трудовой деятельностью необходимо предоставлять налоговые льготы для определенных видов деятельности, в частности в сфере услуг, и инвесторам в системе жилищно-коммунального  хозяйства. Следует выделить дополнительные бюджетные средства для создания новых рабочих мест, прежде всего  для молодежи. На территории восточных  земель ФРГ должна быть создана система  агентств по трудоустройству.

Глобальный научно-технический  прогресс и структурная перестройка  экономики повышают необходимость  реформирования системы образования, предъявляют более высокие требования к квалификации научных и технических кадров. Школьная реформа должна предусматривать, в частности, модернизацию содержания обучения, хорошее знание как минимум одного иностранного языка, большую свободу в выборе и оплате учителей. С помощью проведения реформы в высшей школе необходимо стимулировать конкуренцию, расширить возможности платного обучения, ввести (там, где их нет) приемные экзамены. Университеты не должны оставаться иждивенцами федеральных земель. Наряду с бюджетным финансированием следует шире внедрять рыночные механизмы финансирования, которые создавали бы баланс интересов обучающихся, преподавателей, государства и налогоплательщиков. Плата за обучение должна стать важным источником финансирования вузов, стимулирующим качество обучения и сокращение его сроков. Для поощрения способных студентов из малообеспеченных семей следует предоставлять им стипендии и субсидии, необходимо расширить также финансирование обучающихся фирмами, заинтересованными в привлечении соответствующих высококвалифицированных кадров.

 

Поскольку чрезмерное налоговое бремя  тормозит рост экономики и занятости, его необходимо облегчить, на что, и  нацелена начатая в 2000 г. трехэтапная  налоговая реформа. В 2005 г., когда  будет завершен ее третий этап, ставки подоходного налога и налога с  доходов корпораций в ФРГ будут  существенно снижены, а налогообложение  приведено в соответствие с международным  уровнем. Снижение налогов должно компенсироваться сокращением бюджетных расходов. Кроме того, считают эксперты “Deutsche Bank”, необходима реформа федеративных финансовых отношений, предусматривающая  четкое разграничение финансовых полномочий между центром, федеральными землями  и местным самоуправлением и  предоставление последним определенной налоговой автономии.

Предлагаемые аналитиками меры предусматривают также проведение реформы системы социального  страхования. В соответствии с ней  должны быть существенно снижены  взносы в пенсионный фонд и фонд медицинского страхования, а недостающие  поступления в эти фонды должны компенсироваться путем накопления капитала на индивидуальной основе и  за счет отчислений предприятий. Пенсионная реформа была начата в 2001 г., однако предусмотренные ею меры, по мнению экспертов банка, недостаточны. Они  считают необходимым отменить существующие стимулы досрочного ухода на пенсию и поощрить интеграцию пожилых людей  в трудовой процесс. Это позволит повысить возрастной уровень фактического ухода на пенсию.

Информация о работе Германия в мировой экономике