Германия в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 00:02, реферат

Описание

ФРГ относится к числу наиболее экономически развитых государств мира. Экономическая система там носит название социальной рыночной экономики, что подразумевает отведение государству регулирующей и упорядочивающей роли в организации народного хозяйства. Оно также обеспечивает всем своим гражданам прожиточный минимум, за счет взимания высоких налогов выплачивая щедрые социальные пособия.
Особенностью рынка труда ФРГ являются большие размеры социальных выплат по безработице. Это, а также сложность процедуры увольнения, большие налоги снижает стимул к поиску работы. В свою очередь этим пользуются иммигранты, прибывающие в ФРГ из стран Восточной Европы и Азии. Чаще всего они трудятся нелегально и на малоквалифицированных работах, получая зарплату в дополнение к пособиям и создавая «черный рынок» труда.

Содержание

. Место страны в мировой экономике................................................................4
2. Формы хозяйственной деятельности………………………………………..11
3. Развитие экономики ФРГ…………………………………………………….13
3.1.Пути повышения конкурентоспособности и ускорения темпов роста экономики ФРГ………………………………………………………………….13
3.2.Инвестиционная привлекательность…………………………………..19
3.3. Германия и ЕС…………………………………………………………..22
4.Экономическое положение ФРГ за 2006 г. и развитие российско-германского сотрудничества…………………………………………………..29
4.1.Социально-экономическое положение Германии за первую половину августа 2006……………………………………………………………………..29
4.2.Показатели экономики ФРГ и развитие российско-германского сотрудничества за вторую половину июня 2005 г……………………………32
5.Немецкая модель социального рыночного хозяйства………………………37
6.Современная макроэкономическая политика Германии……………………40
7.Заключение……………………………………………………………………43
8.Список литературы…………………………………………………………….44

Работа состоит из  1 файл

Ekonomika.docx

— 120.66 Кб (Скачать документ)

Крупных сдвигов в географии  германского экспорта в последнее  десятилетие не произошло. Основное количество германских товаров (57%) направляется в соседние страны - государства  ЕС.

Вторым по значению регионом сбыта  германских товаров являются США. Япония занимает сравнительно скромное место .

 

 

2.Формы хозяйственной  деятельности.

 

Как и экономика любой другой развитой страны, экономика Германии многоукладна. И если раньше Германия долгое время считалась "классической страной картелей", то сейчас в  ее хозяйственной системе присутствуют и конкурируют виды предпринимательства, основанные на различных формах собственности. Германская модель "социального  рыночного хозяйства", опирающаяся  на принципы конкуренции, гарантирует  свободу предпринимательства и  хозяйственной деятельности. Это  так называемый конституирующий  принцип СРХ, и он закреплен в  Основном законе (Конституции)

ФРГ. Поддержка конкуренции осуществляется через реализацию антимонопольного законодательства и стимулирование мелкого и среднего предпринимательства  малого бизнеса).

Предприятия малого бизнеса (т.е. мелкие компании с числом занятых до 10 человек  и средние - до 500 человек) составляют сейчас в объединенной

Германии более 99,8 % от общего числа  фирм. При этом на них приходится 2/3 рабочих мест и 4/5 ученических. Ежегодно сфера малого бизнеса производит 56% ВВП, 1/2 промышленной продукции, на нее  приходится 44 % валовых инвестиций и 40 % товарного экспорта. Предприятия  малого бизнеса можно встретить  практически во всех отраслях на всей территории страны. Например, в сфере  услуг ФРГ занято 45 % малых фирм.

Государство оказывает существенную поддержку малому бизнесу. Ее цель - уменьшить отрицательный эффект от конкуренции с крупными производителями, выигрывающими на эффекте от масштаба, а также помочь мелким и средним  фирмам в преодолении хозяйственных  трудностей. Государственная поддержка  малому бизнесу направлена на мобилизацию  его собственных резервов в целях  повышения его эффективности  конкурентоспособности и выражается в законодательном обеспечении  деятельности таких фирм, системе  льготного кредитования и налогообложения, прямом бюджетном финансировании, размещении государственных заказов, информационном, маркетинговом и кадровом обеспечении  деятельности малых предприятий. Кроме  того, в Германии существует также  система поддержки малого бизнеса  в инновационной сфере.

Для германской экономики было и  остается типичным сбалансированное сочетание  крупных производителей - многоотраслевых  концернов, таких как

"Крупп", "Даймлер-Бенц", "Байер", "Маннесманн", "Тиссен" и др. - и мелких и средних предприятий.  Крупных фирм в стране насчитывается  немного, но их экономическая  роль огромна. Они олицетворяют  крупный капитал, под влиянием  которого формируются основные  пропорции в экономике, и являются  гарантами стабильности, надежности, рентабельности хозяйства Германии.

Однако по величине оборота и  числу занятых крупнейшие компании ФРГ зачастую уступают аналогичным  по классу концернам в других промышленно  развитых странах.

Многие отрасли германской экономики  отличаются высоким уровнем концентрации и централизации капитала. Так, доля 50 крупнейших концернов обрабатывающей промышленности в обороте всей обрабатывающей промышленности страны составляет около 30 %, а ряда наиболее важных для германской экономики отраслей - электротехнической, химической, машиностроительной, автомобильной - еще больше. Германские банки, предприятия  ряда отраслей обрабатывающей промышленности, страхования и других сфер занимают прочные позиции и в мировом масштабе. В пяти важнейших отраслях обрабатывающей промышленности мира германские компании входят в десятку крупнейших.

Большая часть крупных немецких компаний организована в традиционной для Германии форме обществ с  ограниченной ответственностью. Многие из них тесно переплетены через  систему участий, личную унию, кредитные  отношения.

Характерным для ФРГ является контроль финансового рынка в лице банков над производительным сектором экономики. Банки владеют значительными  пакетами акций промышленных и других компаний, осуществляют доверительное

(трастовое) управление акциями  мелких совладельцев (акционеров) компаний, имеют своих представителей в  наблюдательных советах компаний, получая право участия в принятии  важнейших финансовых и инвестиционных  решений.

Банковский механизм контроля основан  на прямом доступе к внутрифирменной  информации и влиянии на производственную, финансовую, инновационную деятельность фирм.

Транснациональные корпорации стали  важнейшими действующими лицами в современном  мировом хозяйстве, играя роль, которую  трудно переоценить в системе  международных экономических отношений. Важное место в конкурентной структуре  страны занимает иностранный предпринимательский  капитал. В первые послевоенные годы существенных позиций экономике  ФРГ добились американские

ТНК, дорогу которым проложила американская помощь по "плану Маршалла".

Впоследствии, особенно с развитием  западноевропейской интеграции, заметным стало присутствие в экономике  Германии капитала стран-соседей и  Японии.

Если сопоставить объем зарубежного (международного) производства ТНК  с объемом их экспорта, очищенного от внутрифирменной торговли, то в  конце 80- х годов это соотношение  для ФРГ, Японии и США составляло, соответственно

1:1:4, 1:6:2, 3:5:1. Велика в экспорте  этих стран роль поставок и  услуг от отечественных компаний  своим зарубежным филиалам. Во  второй половине 80-х годов на  подобную внутрифирменную торговлю  приходилось от 24-28 % экспорта

ФРГ. (9)

В первые послевоенные годы существенных позиций экономике ФРГ добились американские ТНК, дорогу которым проложила  американская помощь по

"плану Маршалла". Впоследствии, особенно с развитием западноевропейской  интеграции, заметным стало присутствие  в экономике Германии капитала  стран- соседей и Японии.

Так, к началу 2003 года на долю американских компаний приходилось около 42 % прямых иностранных инвестиций в германскую экономику, швейцарских и голландских - по 24 %, английских - около 15% и японских - 7,5%. Из 30 крупнейших компаний ФРГ почти  треть контролируются иностранным  капиталом. Это - "Опель", "Юнилевер", "Дойче Шелл", "Ай-Би-Эм Дойчланд" и др.

Финансовый капитал страны представлен  сросшимися между собой промышленными, банковскими и прочими компаниями, охватывающими все национальное хозяйство -, финансово-промышленными  группами (ФПГ).

Особенностью ФРГ является меньшее  число таких групп по сравнению  не только с США, но и с теми развитыми  странами, экономика которых сопоставима  по своим масштабам с германской. Это объясняется громадной концентрацией  банковского капитала в руках  трех гроссбанков: "Дойче банка", "Дрезднер банка" и "Коммерцбанка", вместе контролирующих около 4/5 акционерного капитала страны. Вокруг этих трех банков сформировались три главные финансовые группы. Их структуры частично переплетаются. Особенностью финансово-промышленных групп ФРГ является то, что в  сравнении с другими странами они имеют менее четкие границы: можно назвать лишь совокупность компаний, образующих ядро той или  иной ФПГ. Каждая из крупных компаний связана коммерческими, производственными, научно-техническими узами с сотнями  компаний малого бизнеса. Между отдельными группами существуют многообразные  связи: создаются совместные дочерние фирмы в сфере производства и  внедрения перспективных научно-технических  разработок, координируются действия на рынке, происходит взаимообмен пакетами акций.

3.Развитие экономики  ФРГ.

3.1.Пути повышения конкурентоспособности  и ускорения темпов роста экономики  ФРГ.

Снижение в последние годы конкурентоспособности  экономики ФРГ и замедление темпов ее роста стали предметом дискуссии  как германских, так и зарубежных экономистов. Ее участники, в частности  аналитики крупнейшего в стране банка “Deutsche Bank” и ведущий  экономист Гарвардского университета М. Портер, обсудили причины и пути преодоления “кризиса конкурентоспособности” германской экономики и ускорения  темпов ее роста.

Анализируя развитие экономики  ФРГ, М. Портер, являющийся одним из учредителей американской консалтинговой компании “Monitor Group”, подчеркивает, что  по ряду важных экономических показателей  Германия по-прежнему удерживает ведущие  позиции в Европе и в мире. Так, согласно данным компании, использованным при подготовке доклада о мировой  конкурентоспособности (“Global Competitiveness Report”), по уровню развития “физической  инфраструктуры” ФРГ занимает 3-е  место среди 80 рассмотренных стран. Германская система университетов  и научно-исследовательских учреждений, являющихся основой инновационной  деятельности, занимает 4-е место  в рейтинге глобальной конкурентоспособности, ФРГ является также одним из мировых  лидеров по концентрации в одном  регионе производителей, поставщиков  комплектующих, научно-исследовательских  учреждений и центров подготовки кадров. Германия занимает 1-е место  в мире по качеству работы субпоставщиков (в частности, в автомобилестроении и оптической промышленности).

Все вышеназванные факторы в  течение длительного времени  обеспечивали Германии высокую конкурентоспособность, устойчивое экономическое развитие и стабильный уровень благосостояния. Однако в последние годы, отмечает гарвардский экономист, усилились  негативные тенденции. Так, производительность труда на душу населения за последние  пять лет в Германии повышалась медленнее (1,5% в год), чем в других ведущих  промышленно развитых странах (за исключением  Японии). Уровень безработицы достиг 10%, в то время как в других развитых странах он значительно снизился. Вызывает тревогу и замедление традиционно  высоких темпов роста числа немецких заявок на регистрацию патентов в  США. За последние 10 лет данный показатель составлял в среднем 3,5% в год, что значительно ниже, чем в  Скандинавских и неевропейских  странах - членах ОЭСР.

В числе причин отставания германской экономики М. Портер называет заметный конъюнктурный подъем в ряде других государств (Австралия, Великобритания и Скандинавские страны), существенно  повысивших уровень своей конкурентоспособности  в последние годы. Однако главную  причину этого отставания гарвардский  экономист видит во внутренних факторах: хотя германские компании по многим важным показателям удерживают ведущие позиции в мире, экономические условия их деятельности в стране ухудшаются. Среди неблагоприятных внутренних факторов он выделяет два: вмешательство государства в конкурентную борьбу, а также ухудшение качества германской системы образования. Вмешательство государства в конкурентную борьбу, бюрократические и административные препоны для предпринимателей привели к тому, что в вышеназванном рейтинге конкурентоспособности Германия за последние пять лет переместилась вниз на 21 место.

По качеству системы образования  ФРГ в этом рейтинге за пять лет  опустилась на 20 мест. Германия и Италия являются единственными крупными государствами  ОЭСР, в которых за последние 10 лет  доля научно-технических работников в общей численности занятых  не увеличилась, а сократилась. Есть и другие области, где Германия сдала  свои позиции. Так, по “качеству финансового  рынка” она опустилась на 10 мест.

Неблагоприятный инвестиционный климат в стране заставляет германский бизнес искать более привлекательные места  вложения капитала за рубежом. Об этом свидетельствует отрицательный  баланс прямых иностранных инвестиций),спорт  капитала превышает его импорт) в  течение ряда лет.

М. Портер считает, что для того, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, необходимо, чтобы в Германии, прежде всего, осознали эту неблагоприятную  тенденцию и признали первостепенной задачей повышение конкурентоспособности  германской экономики.

М. Портер рекомендует также правительству  ФРГ пересмотреть свою политику в  вопросах рынка труда. Безработица  и низкая конкурентоспособность, подчеркивает он, тесно взаимосвязаны. Единственный путь к созданию стабильной, хорошо оплачиваемой занятости - обеспечение  необходимых условий для функционирования конкурентоспособной экономики. Только в том случае, если предприятия  прибыльны, возникают привлекательные  рабочие места.

Либерализация рынка труда, создание стимулов для включения безработных  в трудовой процесс и другие меры могут быть успешными, только если существуют благоприятные условия для эффективной  деятельности предприятий, о чем  свидетельствуют примеры Австралии, Финляндии и Великобритании.

Германия, подчеркивает американский экономист, должна пересмотреть свое понимание  роли государства в развитии экономики. До сих пор в ФРГ только говорилось о том, что государство должно ограничить свое влияние и присутствие  в экономике, однако на практике это  сочеталось с государственным вмешательством в хозяйственную деятельность в  интересах тех или иных компаний или отраслей.

Правительство Германии, приходит к  выводу М. Портер, должно сделать проблему повышения конкурентоспособности  экономики “центральной темой национальной дискуссии и быть готовым к  осуществлению необходимых реформ, а германский бизнес должен взять  на себя ведущую роль в восстановлении конкурентоспособности”.

Со снижением конкурентоспособности  германской экономики тесно связано  и замедление темпов ее роста в  последние годы. Анализу этого  явления посвящено исследование аналитического отдела “Deutsche Bank”. В  настоящее время экономика ФРГ  переживает стагнацию. В 2002 г. реальный рост ее валового внутреннего продукта, по оценке МВФ, составил 0,5%, а в 2003 г. ожидается его прирост менее  чем на 2%. Еще пессимистичнее оценивается  ситуация в осенней экспертизе ведущих  германских конъюнктурных институтов: темпы прироста ВВП в 2002 г., по их оценке, составили 0,4%, в 2003 г., согласно прогнозу, они будут равны 1,4%. Правительство  ФРГ прогнозирует на 2003 г. прирост на 1,5%. Если в 70-е годы, несмотря на два нефтяных кризиса, ежегодные темпы прироста ВВП ФРГ в среднем превышали 2,5%, то в 80-е годы они снизились до 2%, а в 90-е годы были еще ниже. В первые два года XXI в. среднегодовой прирост германского ВВП не достигал 1%.

Информация о работе Германия в мировой экономике