Глобализация бизнеса: сущность и основные формы проявления в экономике РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 01:15, курсовая работа

Описание

Целью исследования является комплексный анализ процессов трансформации крупного транснационального бизнеса в мировом хозяйстве в условиях глобализации, выявление особенностей развития российского крупного бизнеса, стратегий расширения его деятельности на внутреннем рынке, а так же предложение наиболее эффективных путей зарубежной экспансии российских компаний.
Достижение поставленных целей потребовало постановку и последовательное решение следующих задач:
изучить теоретические основы развития объективных процессов – глобализации и регионализации, оказывающих непосредственное влияние на формирование и функционирование компаний крупного бизнеса;
определить сущность и роль крупного бизнеса в современной экономике;
выявить основные виды деятельности крупного международного бизнеса, успешность которых приводят к увеличению его влияния на мировой глобальной сцене;
показать на основе комплексного анализа особенности крупных российских компаний: различия и сходство с западными;
обозначить основные стратегии развития крупных российских компаний;
определить потенциал крупного российского бизнеса, его чувствительность к изменениям международной экономической среды;
показать целесообразность частно-государственного партнерства и создания госкорпораций в отдельных отраслях российской экономики;
рассмотреть влияние мирового финансового кризиса на крупнейшие российские компании.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность глобализации, основные понятия 6
1.1. Основы трансформации крупного бизнеса 6
1.2. Теоретический анализ деятельности ТНК 11
Глава 2. Характеристика крупного бизнеса в экономике развитых стран 16
2.1. Значение крупного бизнеса в развитии глобализации 16
2.2. Оценка зарубежного опыта транснациональной экспансии ТНК 19
Глава 3. Особенности участи российского крупного бизнеса в глобализации 26
3.1. Эволюция российского крупного бизнеса 26
3.2. Конкурентные стратегии, используемые российскими компаниями в процессе внешнеэкономической экспансии 33
Заключение 41
Список литературы 43

Работа состоит из  1 файл

Глобализация бизнеса.doc

— 222.00 Кб (Скачать документ)

     Международная экспансия бизнеса стремится  соединить специфические преимущества корпорации (firm-specific advantages, FSA) c преимуществами страны размещения операций (country-specific advantages, CSA). Либерализация торговли внутри региональных объединений приводит к расширению национальных рынков до масштаба этого региона и позволяет компаниям стран-участников использовать эффект экономии на масштабе производства и, тем самым, повышать ценовую конкурентоспособность своей продукции на внутреннем и на внешнем рынках.

     Проведенный в работе анализ показал, что модели корпоративной интеграции существенно  дифференцированы по регионам мира. В работе приводятся 11 территориальных объединений, и дается краткий анализ Европейского Союза как наиболее интегрированного объединения.

     Транснациональные компании являются предметом многочисленных исследований, связывающих их возникновение как с соображениями экономической эффективности, так и с внеэкономическими факторами. Основная задача состоит в том, чтобы выяснить факторы, побуждающие транснациональные корпорации осуществлять инвестиции за рубежом. Среди наиболее распространенных теорий транснационализации выделяются: парадигма «летящих гусей»; теории отраслевых рынков и монополистической конкуренции; теории транзакционных издержек и интернализации; эклектическая теория OLI (Дж. Даннинг); концепции жизненного цикла (ЖЦ) товара как основы жизненного цикла компании и др.

     1.2. Теоретический анализ  деятельности ТНК

     Транснациональные корпорации оказывают все возрастающее влияние на экономические процессы, происходящие во всех странах мира. Сегодня ТНК – главный субъект  современного мирового хозяйства. Они контролируют более 50% объема промышленного производства в мире, более 60% - объема международной торговли, около 80% научно-технических достижений и изобретений.

     С помощью прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ) и открытия на территории различных государств филиалов и дочерних предприятий ТНК распространяют свое влияние на все мировое хозяйство. Их деятельность направлена на постепенное формирование глобальной системы, которая связывает между собой отдельные национальные хозяйства.

     Рассмотрим  новые формы деятельности ТНК, в  частности компании «пятого поколения», которые действуют именно в условиях глобализации мирового хозяйства. При  их активном участии современное  производство все более перемещается ближе к основным источникам сырья, материалов, энергии, рабочей силы. Для развитых стран мира характерна определенная деиндустриализация их экономики. Производство значительного числа товаров с помощью ТНК выведено в другие страны. Развитые национальные хозяйства, утрачивая в определенной мере индустриальный характер своего развития, оставляют за собой право контроля и управления процессом производства, а также реализацией и распределением материального продукта.

     Процесс транснационализации касается не только экономически развитых стран. Он охватил и развивающиеся хозяйства тех стран, которые близко подошли к уровню развития США, Западной Европы и Японии. В 2000г. в списке 500 крупнейших компаний мира из развивающихся стран было всего 10 компаний. В аналогичном списке за 2008г. компаний из развивающихся стран насчитывалось более 60. Особо заметно продвинулись китайские компании, которые заняли три строчки в первой десятке. Индустриально-коммерческий банк Китая – третье место, Petrochina – четвертое место, China Mobil – шестое место. Почетное девятое место заняла российская компания «Газпром»5.

     Условия формирования ТНК в России могут  быть охарактеризованы как условия  запоздалого позднеиндустриального  развития, что означает сложность  полновесного вступления российской экономики  в этап постиндустриального развития, не решив до конца задачи индустриального развития. Для этого предложено усилить позиции в области научно-технического прогресса, обеспечив серьезные заделы в развитии наукоемких технологий.

     В соответствии с условиями для  формирования крупных корпораций в России, определена соответствующая направленность в деятельности российских ТНК.

     Во-первых, в основном сырьевая направленность российских ТНК (нефтегазовая отрасль, электроэнергетика, металлургия). Во-вторых, технологическое отставание российского производства от наиболее развитых стран мира обусловило скромные позиции российских ТНК по всему спектру обрабатывающих отраслей промышленности и в сфере услуг.

     Могут быть выделены две линии развития, характерные для российских ТНК:

     Первая  линия представлена финансово-промышленными группами (ФПГ). В процессе формирования российских корпоративных структур за ФПГ закреплялась функция тех образований, которые призваны разворачивать транснациональную деятельность.

     Первые  три ФПГ, официально зарегистрированные на основе закона «О финансово-промышленных группах» (1996г.) – «Интеррос», «Нижегородские автомобили», «Точность» были ориентированы на сотрудничество с родственными компаниями стран СНГ. В 2007г. официальный статус межгосударственных ФПГ получили 20 компаний. Факты показывают, что ФПГ не стали основной линией транснационализации российского бизнеса. Одной из причин торможения процессов транснационализации корпоративных структур является несовместимость национальных законодательств стран СНГ относительно деятельности ФПГ.

     Вторая  линия развития российских ТНК через  прямое расширение международной деятельности крупных компаний, не являющихся формально  ФПГ, является более жизнеспособной. Отметим, что эти компании стали  транснациональными сами, без искусственного их наречения государственными органами, так как они выдержали конкурентную борьбу со многими зарубежными компаниями и потому получили законное международное признание.

     Выход тех или иных компаний на внешние  рынки определяется не только желанием их руководителей, но и объективными характеристиками. Отметим, что наибольший успех на зарубежных рынках ожидает те компании, капитализация которых имеет тенденцию к устойчивому росту. В диссертации дается оценка деятельности крупных российских компаний посредством изучения динамики нескольких важных коэффициентов: величина капитализации, суммарный объем торгов акциями, отношение оборота акций к величине капитализации, отношение капитализации к объему продаж, отношение капитализации к объему прибыли.

     Перспективы деятельности российских ТНК непосредственно  связаны с успехами экономики  страны в целом, с уровнем ее геополитических  амбиций. За последние 5-6 лет Россия имела высокие и устойчивые темпы  экономического роста. За период 2003-2007гг. они составили в среднегодовом исчислении 6,9%, что более чем в 2 раза выше, чем в наиболее развитых станах мира. Отмеченные успехи обусловили укрепление позиций российских ТНК на мировых рынках.

     Однако  реально перспективы экспансии  крупных российских компаний на мировых рынках целиком определяются конъюнктурой мировых цен на энергоносители и металлы, которая не всегда будет благоприятной6.

     Сложившееся положение отражает топливно-сырьевую специализацию России в мировом  хозяйстве, характеризуя невысокую  конкурентоспособность российской экономики. В конкурентоспособности сфокусированы такие важные макроэкономические характеристики как производительность труда, темпы обновления основного капитала, энергоемкость и материалоемкость выпускаемой продукции, уровень ресурсоотдачи и др. Конкурентоспособность национальной экономики прямо зависит от того, как быстро и эффективно она использует достижения научно-технического прогресса. Поэтому инновации рассматриваются автором как основа повышения конкурентоспособности.

     Все крупнейшие российские ТНК, прежде всего, нефтегазовые и металлургические, имеют намерения в ближайшем будущем расширять свою зарубежную экспансию. Например, «Роснефть», серьезно перестроила свой бизнес и после проведения IPO стала публичной компанией. Сегодня она первая в России по добыче нефти. Контролируя 700 АЗС в России, она расширяет свое присутствие в странах СНГ. В последние 2-3 года «Роснефть» приобрела активы нефтепродуктораспределения в ряде европейских стран. Большие перспективы расширения транснациональной экспансии «Роснефть» связывает с сотрудничеством с компаний «Shell». Это и участие в сахалинских проектах, в освоении месторождений арктической зоны Западной Сибири, а также приобретение доли участия в разработке месторождений в Канаде и африканских странах.

     Среди компаний цветной металлургии наиболее успешной является «Норильский никель». Она является крупнейшей в мире по производству никелевых сплавов, одним  из мировых лидеров в производстве платины, палладия и других металлов платиновой группы. Значительные доли прироста объемов производства и доходов компании обеспечивались деятельностью зарубежных филиалов и дочерних компаний. Благодаря использованию зарубежных активов в I квартале 2008г. прирост никелевых сплавов возрос на 22%. Компания контролирует деятельность большинства зарубежных никелевых предприятий, например, в Австралии, Ботсване, в Финляндии, в Южной Африке.

 

     Глава 2. Характеристика крупного бизнеса в экономике  развитых стран

     2.1. Значение крупного  бизнеса в развитии  глобализации

     Значение  крупного бизнеса в развитии глобальной мировой экономики системно возрастает на протяжении последних 50 лет. Компании крупного бизнеса контролируют половину всего промышленного производства в мире. Около 10% всех занятых в мире работают на предприятиях крупного бизнеса, а их годовой оборот составляет около 6 трлн. долл. 70% всех заграничных инвестиций тоже контролирует крупный бизнес и примерно 4/5 всех существующих в мире патентов, лицензий и ноу-хау. Крупнейшие 100 корпораций мира (менее 0,2% от их общего числа) контролируют 12% от совокупного размера активов и 16% от совокупного объема продаж. Лидерами являются компании США, Западной Европы и Японии.

     «Глобальные»  корпорации с легкостью проникают  и овладевают ведущими мировыми рынками, стремясь к тотальному контролю над ними, стиранию экономических, культурных и политических границ между нациями.

     Различные корпоративные формы объединения  крупного бизнеса были и до сих  пор остаются наиболее эффективным  способом консолидации материальных ресурсов и производственного капитала разных компаний для достижения вышеизложенных целей. Разнообразие такого рода форм объединений обусловлено ходом истории или особенностями экономического уклада той или иной страны. Они сменяли друг друга или существовали одновременно в разных странах.

     До  конца XIX – середины ХХ веков наибольшее распространение и популярность имели следующие виды корпоративных  объединений – трест, синдикат, картель  и консорциум. Начиная с середины ХХ века, на первый план выходят такие  корпоративные формы объединения  крупного бизнеса как концерн, конгломерат.

     Новейшей  формой стратегического интеграционного  объединения в рамках корпоративного крупного бизнеса является стратегический альянс. Он представляет собой соглашение об объединении двух или более  независимых компаний для достижения общих стратегических целей, для получения синергетического эффекта. Компании крупного бизнеса, входящие в стратегический альянс, остаются независимыми. В таких объединениях компании координируют общие правила игры на рынке, позволяющие избежать ненужной конкуренции и сокращения доходов.

     Среди важнейших направлений международной  деятельности, позволяющих ТНК сохранять  и усиливать свою роль в глобальной экономике, особое положение занимают инновационная и инвестиционная деятельность. Значительную роль играет и внутрикорпоративная торговля7.

     Разработка  новейших технологий, производство на их основе высокотехнологичных товаров  и услуг, выход с ними на мировые  рынки и развертывание международной  интеграции в научно-производственной сфере в рамках формирующейся глобальной «новой экономики» становится стратегической моделью экономического роста ТНК. Обладая огромными ресурсами и финансовым потенциалом, ТНК вкладывают огромные средства в исследования и разработки. Доля затрат на исследования и разработки транснациональных компаний в общем объеме национальных НИОКР для большинства развитых стран превышает 65%. Лидируют в этом отношении Япония и США. В Японии в 2007 г. доля частных компании составила более 80% расходов на НИОКР, в США - 76%, в Германии - 71%.

     Проведенный в работе анализ инновационной деятельности западных компаний показал, что существует прямая зависимость между затратами  на НИОКР и объемами реализации продукции.

     Острая  конкуренция в наукоемких отраслях вносит изменения в технологическую политику корпораций. Интернационализация охватывает все этапы создания и освоения новой технологии. ТНК широко привлекают свои зарубежные филиалы к разработке и освоению передовых технологий, активно используя их "материнскими" компаниями, чтобы довести их до массового производства. Успешность реализации такой корпоративной модели развития связана со сменой основных приоритетов в моделях экономического роста. Если раньше основное внимание уделялось использованию капитала и труда, а технологический процесс рассматривался как экзогенный фактор, то в новой концепции технология становится главным эндогенным компонентом.

     В работе определено, что наиболее важный канал передачи технологии — это  прямые инвестиции в форме создания совместных предприятий. Так, американские ТНК, опираясь на зарубежные производственные филиалы, держат в своих руках основные каналы международной передачи технологий – 2/3 экспорта патентов и лицензий США передается компаниями своим зарубежным филиалам и только 1/3 составляет коммерческий экспорт технологий независимым компаниям.

Информация о работе Глобализация бизнеса: сущность и основные формы проявления в экономике РФ