Глобализация бизнеса: сущность и основные формы проявления в экономике РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 01:15, курсовая работа

Описание

Целью исследования является комплексный анализ процессов трансформации крупного транснационального бизнеса в мировом хозяйстве в условиях глобализации, выявление особенностей развития российского крупного бизнеса, стратегий расширения его деятельности на внутреннем рынке, а так же предложение наиболее эффективных путей зарубежной экспансии российских компаний.
Достижение поставленных целей потребовало постановку и последовательное решение следующих задач:
изучить теоретические основы развития объективных процессов – глобализации и регионализации, оказывающих непосредственное влияние на формирование и функционирование компаний крупного бизнеса;
определить сущность и роль крупного бизнеса в современной экономике;
выявить основные виды деятельности крупного международного бизнеса, успешность которых приводят к увеличению его влияния на мировой глобальной сцене;
показать на основе комплексного анализа особенности крупных российских компаний: различия и сходство с западными;
обозначить основные стратегии развития крупных российских компаний;
определить потенциал крупного российского бизнеса, его чувствительность к изменениям международной экономической среды;
показать целесообразность частно-государственного партнерства и создания госкорпораций в отдельных отраслях российской экономики;
рассмотреть влияние мирового финансового кризиса на крупнейшие российские компании.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность глобализации, основные понятия 6
1.1. Основы трансформации крупного бизнеса 6
1.2. Теоретический анализ деятельности ТНК 11
Глава 2. Характеристика крупного бизнеса в экономике развитых стран 16
2.1. Значение крупного бизнеса в развитии глобализации 16
2.2. Оценка зарубежного опыта транснациональной экспансии ТНК 19
Глава 3. Особенности участи российского крупного бизнеса в глобализации 26
3.1. Эволюция российского крупного бизнеса 26
3.2. Конкурентные стратегии, используемые российскими компаниями в процессе внешнеэкономической экспансии 33
Заключение 41
Список литературы 43

Работа состоит из  1 файл

Глобализация бизнеса.doc

— 222.00 Кб (Скачать документ)

     Главной особенностью крупных компаний в  России является их сырьевая принадлежность - среди 13 крупнейших нефинансовых ТНК России 6 компаний работают в нефтегазовом секторе, 4 в цветной и черной металлургии. Ключевым моментом в процессе трансформации крупного бизнеса в России в начале ХХI в. считается переход от ИБГ к компании (ТНК), доминирующей во всем мире форме организации крупного бизнеса. Смена основного действующего лица произошла под воздействием ряда факторов, ключевым из которых является необходимость привлечения иностранных портфельных инвестиций10.

     Многосекторная  ИБГ не удовлетворяет критериям  «привычности» в западном варианте. Поэтому для привлечения международных портфельных инвесторов российский бизнес вынужден был перестраиваться в компании. В результате современный российский крупный бизнес, который может конкурировать наравне с западными корпорациями, представлен в основном сырьевыми ТНК. Они были и остаются ядром своих интегрированных бизнес-групп, но в экономической литературе и анализе рассматриваются как независимые транснациональные компании.

     Масштабы  большинства крупных компаний в  России в десятки, а то и в сотни  раз уступают глобальным ТНК в соответствующих сферах деятельности. Поэтому для дальнейшего сравнительного анализа используются наиболее крупные из российских ТНК, сопоставимые с их глобальными конкурентами. Российскими исследователями выделяются 6 крупнейших российских ТНК: два представителя нефтегазового сектора – ОАО «Газпром», НК «Лукойл», и четыре крупные металлургические компании – «Северсталь», ОК «Русал», ГМК «Норильский никель» и «ЕвразГруп СА.». Эти компании наиболее активны в иностранном инвестировании, имеют наибольшее количество российских производственных активов за рубежом.

     Несмотря  на то, что российские крупнейшие компании в своих стратегических планах основную цель видят в транснационализации  бизнеса и расширении своего присутствия  на мировом рынке, они имеют достаточно определенные стратегии развития и на внутреннем рынке. В последние 5-6 лет трансформация крупнейших отечественных компаний осуществляется по двум основным направлениям11:

     - расширение масштабов деятельности крупных компаний в рамках 
сложившейся специализации;

     - диверсификация деятельности крупных компаний.

     Диверсификация  деятельности компаний включает три  направления:

  • приобретение активов в «смежных» секторах, чья продукция необходима в процессе основного производства компаний (предприятий-поставщиков);
  • проникновение в абсолютно новую отрасль;

     - достраивание вертикально-интегрированной структуры.

     На  основе проведенного в работе исследования показано, что для одних компаний, например, НК «Лукойл», НК «Роснефть» основной целью является выстраивание вертикально-интегрированной структуры (от добычи сырья - до продажи продукции нефтепереработки конечным потребителям); для других – в основном металлургических предприятий – диверсификация профильного бизнеса и проникновение в смежные отрасли; для третьих – «Ренова», «МДМ» и «Альфа-групп» - широкая диверсификация бизнеса - проникновение в новые отрасли. Важно отметить, что, возникнув в том или ином регионе и начав развивать в нем свою деятельность в той или иной отрасли, компания рано или поздно сталкивается с исчерпанием возможности развития своей деятельности в этой отрасли в этом регионе и вынуждены выходить за пределы своего региона на зарубежные рынки.

     Анализируя  зарубежную активность российских ТНК, необходимо отметить ее стремительный  рост в последние 8-10 лет. Так, по данным Центрального банка РФ, с 2001 г. по 2008 г. накопленные прямые зарубежные инвестиции российских компаний выросли с 20 млрд. долл. до 370 млрд. По темпам роста международных операций некоторые российские ТНК заметно опережают транснациональные компании развитых стран. При этом чрезмерно высока степень концентрации зарубежных активов у ограниченного числа крупных российских корпораций: около 20 компаний контролируют более 40% всех заграничных активов (табл. 1)12.

 

      Таблица 1

     Международная активность крупнейших российских ТНК  в 2008 г. 

Компания Отрасль Зарубежные  активы  Выручка от заруб. операций Сотрудники  за рубежом ИТН, % Число зарубежных филиалов, ед
 
 
млрд. долл.
 % к общим млрд. долл.  % к общей тыс. чел.  % к общим 
НК  «Лукойл» нефтегазовая 19,7 39 60,1 83 22 13 45 43
Газпром нефтегазовая 13,1 6 94,5 79 6 1,2 29 32
Норильский  никель металлургия 8,7 29 7,6 67 9 7,8 35 9
ОК  «Русал» металлургия 6,6 33 10,7 81 11 10 41 15
Евраз Групп металлургия 4,6 31 11,2 65 6 6,1 34 6
Северсталь металлургия 4,5 24 12,1 64 8 7,3 32 5

 

     Однако  индекс транснационализации зарубежных активов крупнейших ТНК не превышает 40% и значительно уступает своим  зарубежным конкурентам, который варьируется  в диапазоне 55-65%. В тоже время, по индексу транснационализации продаж российские ТНК значительно превосходят зарубежных конкурентов. В среднем 65-70% всех продаж российских крупнейших ТНК приходятся на зарубежные продажи, в то время как доля зарубежных продаж в крупнейших западных ТНК в металлургии и нефтегазовом секторе не превышает 60%.

     Интегрированный индекс транснациональности (ИТН) ни по одной из российских корпораций не превышает 45%. Это означает, что ресурсы  российских корпораций – производственные активы, финансовые активы (выручка), человеческие активы (сотрудники), задействованы на внутреннем рынке страны в большей степени, чем за рубежом. Для сравнения средний уровень индекса транснациональности у 100 крупнейших западных ТНК составил 57%.

     Основная  прибыль от транснациональной деятельности российских ТНК идет на дальнейшее расширение профильного бизнеса, а не на модернизацию производства. Реинвестирование в расширение профильного бизнеса и покупка новых активов за рубежом препятствуют скорейшей модернизации национальной промышленности и инфраструктуры. Российские ТНК не стремятся инвестировать свою прибыль в развитие и модернизацию национальной экономики.

     По  эффективности функционирования российские ТНК значительно уступают зарубежным корпорациям. Низкая конкурентоспособность  отечественных компаний обусловлена, прежде всего, отставанием по уровню и темпам роста эффективности труда, поскольку концентрация производственной и инновационной активности наблюдается в секторах со средним и низким технологическим укладом, использующим сравнительно низкоквалифицированную рабочую силу. Эффективность российских корпораций по уровню производительности труда в четыре раза уступает американским и почти в три раза ниже, чем в Восточной Европе.

     Проведенный сравнительный анализ российских ТНК  и их западных конкурентов выявил значительное превосходство западных ТНК над российскими (табл. 2).

     Так, по объему реализации ОК "Русал" в  два раза уступает своему глобальному  конкуренту, а Газпром в три. По всем остальным отраслям промышленности наши компании в десятки раз уступают своим конкурентам. В других ключевых отраслях отсутствуют компании, входящие в список 100 крупнейших компаний России13.

 

      Таблица 2

     Объем продаж крупнейших российских и мировых  компаний в важнейших отраслях в 2008 г. 

Отрасль Российский  лидер объем продаж

российского

лидера (млрд.

долл.)

Мировой лидер объем продаж

мирового

лидера (млрд.

долл.)

отношение

российского

лидера  к

мировому, в %

Нефтегазовая  промышленность ОАО Газпром 119,7 Exxоn Mobil 372 32,2
Цветная металлургия ОК «Русал» 13,5 Alcoa 30,4 44,5
Черная  металлургия Северсталь 18,9 Arcelor Mittal 105,2 17,8
Автомобилестоение АвтоВАЗ 6,5 Toyota Motors 230 2,8
Телекоммуникации  и связь АФК Система 14,1 AT&T 118 11,9
Розничная торговля X5 Ритейл групп 7,52 Wal-Mart Store 378 1,9
Пишевая Вимм-Биль-Данн 2,4 Nestle 89,6 2,7

 

    В 2008 г. к высокотехнологичному сектору, выпускающему конечную продукцию, относились лишь 9 компаний из 50 крупнейших компаний России (то есть 18%) и на них приходилось только 4,5% общей корпоративной капитализации отрасли. Большую часть составляют компании относительно низкотехнологичных секторов промышленности, прежде всего металлургии и металлообработки, на которые приходится 50% всех компаний и почти 80% капитализации.

    В такой ситуации значительную поддержку  инновационно-активным компаниям должно оказывать государство в виде частно-государственного партнерства и развития госкорпораций с широкой сетью частных подрядных организаций.

    В принятой правительством и президентом  «Стратегии-2020» уделено большое  внимание частно-государственному партнерству в наиболее проблемной сфере отечественной промышленности – сфере внедрения и разработки инноваций. В документе показано, что на сегодняшний день остро сказывается необходимость форсированной технологической модернизации большинства сфер отечественного хозяйства. Надо подчеркнуть, что проблему инновационной модернизации промышленности решается в условиях пассивности отечественного частного бизнеса.

    Самое главное в развитии частно-государственного партнерства – это то, что оно должно выступать не как самоцель или «аварийный» способ спешного «затыкания» наиболее болезненных «дыр» в экономике страны, а средством достижения поставленных целей национального развития.

    В настоящее время Российское государство  определило еще одно стратегически важное направление развития крупного бизнеса – создание госкорпораций. Это новейшее направление государственной экспансии в экономику принципиально отличается, как от создания государственных холдингов (что мы наблюдали в начале российского капитализма), так и от обычной национализации. Госкорпорация - это один из видов некоммерческой организации, то есть ее главной целью является не получение прибыли, а решение некоторых содержательных задач, сформулированных в учредительных документах, и вместе с тем она имеет право заниматься любой коммерческой деятельностью, если полученные доходы в конечном счете используются для решения этих задач.

    На  сегодняшний день созданы 7 госкорпораций, в т.ч. для разработки высокотехнологичной  продукции «Роснано», «Росатом», «Ростехнологии».

Однако  должно пройти минимум пять-семь лет, чтобы эксперты могли оценить  эффективность работы новых государственных  структур.

    С осени 2008 г. экономический кризис серьезно затронул российскую экономику. В связи  с падением спроса на мировых рынках промышленное производство в январе 2009 г. сократилось на 16% по отношению к уровню января 2008 г.

    Крупнейшие  российские корпорации были вынуждены  кардинально пересмотреть свои стратегии  по расширению деятельности как внутри страны, так и за рубежом. Многократное снижение цен на энергоносители и продукцию металлургии привело к значительному сокращению капитализации российских «глобальных игроков». Так, капитализация основных нефтегазовых гигантов упала в разы, металлургических гигантов упала в десятки раз, а «Евраз Групп С.А.» потеряла около 95% своей капитализации.

Информация о работе Глобализация бизнеса: сущность и основные формы проявления в экономике РФ