Глобализация бизнеса: сущность и основные формы проявления в экономике РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 01:15, курсовая работа

Описание

Целью исследования является комплексный анализ процессов трансформации крупного транснационального бизнеса в мировом хозяйстве в условиях глобализации, выявление особенностей развития российского крупного бизнеса, стратегий расширения его деятельности на внутреннем рынке, а так же предложение наиболее эффективных путей зарубежной экспансии российских компаний.
Достижение поставленных целей потребовало постановку и последовательное решение следующих задач:
изучить теоретические основы развития объективных процессов – глобализации и регионализации, оказывающих непосредственное влияние на формирование и функционирование компаний крупного бизнеса;
определить сущность и роль крупного бизнеса в современной экономике;
выявить основные виды деятельности крупного международного бизнеса, успешность которых приводят к увеличению его влияния на мировой глобальной сцене;
показать на основе комплексного анализа особенности крупных российских компаний: различия и сходство с западными;
обозначить основные стратегии развития крупных российских компаний;
определить потенциал крупного российского бизнеса, его чувствительность к изменениям международной экономической среды;
показать целесообразность частно-государственного партнерства и создания госкорпораций в отдельных отраслях российской экономики;
рассмотреть влияние мирового финансового кризиса на крупнейшие российские компании.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность глобализации, основные понятия 6
1.1. Основы трансформации крупного бизнеса 6
1.2. Теоретический анализ деятельности ТНК 11
Глава 2. Характеристика крупного бизнеса в экономике развитых стран 16
2.1. Значение крупного бизнеса в развитии глобализации 16
2.2. Оценка зарубежного опыта транснациональной экспансии ТНК 19
Глава 3. Особенности участи российского крупного бизнеса в глобализации 26
3.1. Эволюция российского крупного бизнеса 26
3.2. Конкурентные стратегии, используемые российскими компаниями в процессе внешнеэкономической экспансии 33
Заключение 41
Список литературы 43

Работа состоит из  1 файл

Глобализация бизнеса.doc

— 222.00 Кб (Скачать документ)

     3.2. Конкурентные стратегии,  используемые российскими  компаниями в процессе  внешнеэкономической  экспансии

     Успех компании в бизнесе определяется содержанием и качеством управления, что приводит к необходимости постоянного совершенствования корпоративного менеджмента компании. Ставя перед собой цель добиться максимума дохода, российские компании действуют в условиях жестокой конкурентной борьбы с зарубежными компаниями. Побеждают те компании, которые получают конкурентное преимущество, быстрее приспосабливаясь к условиям данного зарубежного рынка и полнее сохраняя свои преимущества и свою индивидуальность.

     Российская  ТНК – новое в мировой экономике  явление. Они, наряду с китайскими, бразильскими, индийскими корпорациями относятся к «новой волне» транснационализации. Указанные компании имеют высокие темпы экономического роста, мощно наступают на разных зарубежных рынках и серьезно увеличивают свою капитализацию. Успех российских компаний пока связан с двумя основными направлениями: нефтегазовое и металлургия.

     С точки зрения уровня транснациональной  зрелости все российские компании могут  быть разделены на 3 основные группы.

     К первой группе относят самые крупные  компании, которые действуют как глобальные игроки. Их с полным правом можно отнести к ТНК. Среди них лидеры российского нефтегазового комплекса («Газпром», «Лукойл», «Роснефть» и др.), а также металлургические лидеры («Северсталь», «Русал», «Норильский никель» и др.).

     Ко  второй группе относятся компании, имеющие лидерские позиции на российских рынках и стремящиеся прорваться и на мировые рынки. Они еще не выработали четкой стратегии зарубежной деятельности (например, лидер российской трубной промышленности ТМК, лидер энергетического машиностроения ОМЗ, лидер продовольственного рынка «Вим-Билль-Данн» и др.).

     К третьей группе относятся компании, деятельность которых ориентирована  в большей мере на внутренний рынок, а также рынки стран постсоветского пространства (например, «Трансмашхолдинг», «Ростельмаш», «Евросеть» и др.).

     Для всех указанных групп освоение зарубежных рынков – очень важная задача. Для  компаний второй и третьей группы рекомендованы следующие экспортные стратегии14:

  • «стратегия субпоставщика» подразумевают интеграцию компании в международные производственные цепочки. Речь идет о поставке отдельных компонентов крупным производителям чаще всего машиностроительной продукции;
  • «нишевая стратегия» предполагает позиционирование на определенный товар (рыночную нишу) небольшой компании, которая только начинает выход на внешние рынки;
  • «ценовое лидерство» характеризуется предложением товара, который по затратам ниже, чем у конкурентов. Здесь российские компании могут иметь преимущество за счет невысокой зарплаты в России. Но это дает эффект только на европейских рынках, т.к. уровень затрат китайских компаний и стран СНГ будет ниже.

     У компаний, относящихся к первой группе иная экспортная стратегия. Здесь во главу угла ставится задача не только проникновения на зарубежный рынок, а полного контроля над зарубежными потребителями.

     Например, «Газпром» поставляет газ в 12 европейских  стран. Но его конечной целью является не просто сохранение своих позиций  как экспортера, а контроль за деятельностью  газораспределительных сетей в  Европе. ОАО «Лукойл», осуществляя экспортную экспансию, также сопровождает ее приобретением зарубежных активов в нефтепереработке, сетей автозаправочных станций (АЗС).

     Сходной стратегии придерживаются и российские металлургические компании. Например, «Северсталь», наращивая экспортные поставки стального проката, проявляет интерес к активам компаний в странах-импортерах.

     В 2004г. была приобретена компания «Ronges Industries» - пятая по величине сталелитейная компания США. В 2005-2007гг. «Северсталь» приобрела итальянскую компанию «Lucchini Group» и некоторые другие европейские компании.

     Это обеспечило контроль над 25 крупными сталелитейными компаниями Европы и дало возможность  обойти квоты ЕС на импорт металлургической продукции.

     Для крупнейших компаний слияния и поглощения могут рассматриваться как эффективная форма конкурентной стратегии. Интерес зарубежных компаний к российским активам и интерес российских компаний к зарубежным активам существенно возрос за последние 3-5 лет. Объем трансграничных сделок в 2007г. составил 48,5 млрд.долл. 48% этой суммы – приобретения российскими компаниями зарубежных активов.

     Выделим самую крупную сделку – слияние  трех гигантов РУСАЛ, СУАЛ и Glencore (объем стоимости – 30 млрд.долл.) и создание на этой основе одной из крупнейших в мире компаний в алюминиевой промышленности.

     В 2008г. объемы трансграничных слияний  и поглощений, по предварительным  данным, превзойдут уровень 2007г. Наиболее крупные сделки в 2008г. были осуществлены металлургическими компаниями. «Мечел»  приобрел контрольный пакет акций российско-казахской компании «Oriel Resources Plc» за 1,5 млрд.долл.

     «Евразгрупп»  приобрели 51% акций китайской компании «Delong Holdings», «Северсталь» приобрел у мирового металлургического лидера «Arcelor Mittal» контрольный пакет компании «Sparrows Point» (США) за 810 млн.долл. Благодаря сделкам слияния и поглощения «Северсталь» по уровню капитализации является второй среди всех металлургических компаний мира.

     В последние годы усилили активность на рынке слияний и поглощений российские компании других отраслей, в частности, строительной. Например, строительные компании «Мираж групп» и «Сибирский цемент» сделали за 2 последних года серьезные приобретения. Тем самым они укрепили свои рыночные позиции.

     То  же можно сказать и о телекоммуникационной сфере. Большая тройка компаний сотовой связи – «Вымпелком», МТС, «Мегафон» также получила новые активы российских компаний, стран СНГ и некоторых стран дальнего зарубежья. Это позволило им выйти на международный уровень, но на мировом рынке сотовой связи из позиции ещё очень далеки от лидерских.

     Международные строительные альянсы (МСА) являются наиболее зрелой формой конкурентной стратегии. Их участниками могут быть наиболее мощные и авторитетные российские компании, с которыми зарубежные партнеры готовы решать совместно различные технологические, организационные, финансово-экономические задачи.

     Формирование  МСА характерно для экономики  развитых стран. В период 1990-2000гг. число  МСА возросло более чем в 6 раз. В начале XXIв. процесс создания МСА еще более усилился по мере роста мировых потоков прямых зарубежных инвестиций и усиления внимания компаний к процессам реструктуризации.

     В России создание МСА было представлено процедурой образования совместных предприятий с иностранными фирмами. Иностранные компании склонны заключать альянсы с российскими компаниями в форме контрактных соглашений. Наши компании через альянсы предлагают иностранным партнерам более широкий доступ к рабочей силе, сырью, природным ресурсам. Приоритеты создания МСА связаны главным образом с топливно-сырьевыми отраслями. Российские компании владеют богатыми запасами углеводородного сырья и приглашают крупные компании Запада к тесному сотрудничеству. Стратегическое партнерство с иностранными фирмами серьезно расширяет возможности внешней экспансии российских компаний. Для иностранных компаний основной интерес представляют самые крупные и успешные компании России. К ним относятся нефтегазовые и металлургические лидеры. Здесь лидирующее место принадлежит «Газпрому». В таблице 3 выделены альянсы с европейскими компаниями. Но интересы «Газпрома» распространяются ещё и на Азию и Африку.

     Таблица 3

     Международные стратегические альянсы ОАО «Газпром»

Иностранный партнер Направления сотрудничества Содержание  альянса
«Винтерсхалл» (дочерняя компания группы BASF)

(Германия)

Торговля природным  газом; геологоразработка и добыча природного газа; научно-техническое  сотрудничество; сотрудничество в создании Североевропейского газопровода, проходящего  по дну Балтийского моря «Ачимгаз»:геологоразведка  и добыча.

«ВИНГАЗ»: торговля природным газом, создание газотранспортной сети в ЕС

«ГидроВИНГАЗ» (совместно с норвежской Norsk Hydro): маркетинг и продажа природного газа в Великобритании. «Севернефтегазпром»: добыча газа

Концерн ЭНИ (Италия) Поставка оборудования для модернизации российской трубопроводной системы; транспортировка российского газа в Италию; разведка и добыча нефти и газа; совместные проекты в энергетическом секторе, в телекоммуникационном секторе Сотрудничество  основано на контрактных соглашениях, важнейшим из которых является Соглашение о «Стратегическом альянсе» 1998г.

Проект  «Голубой огонек»: строительство и  эксплуатация газопровода, соединяющего российское побережье Черного моря с турецким.

Соглашение 2000г. по реализации совместных инициатив  в телекоммуникационном секторе (проводка оптико-волоконной линии параллельно газопроводу «Голубой огонек»)


 

 

Продолжение таблицы 3

Концерн OMV (Австрия) Поставка российского  природного газа на австрийский рынок GWH Gas- und Warenhandelsges.m.b.h:cнaбжeниe газового рынка Австрии. Договор 2005г. на транзит природного газа по Западно-Австрийскому трубопроводу (WAG)
Концерн «ФОРТУМ» (Финляндия) Поставка российского  природного газа в Финляндию; сотрудничество в создании Североевропейского газопровода; добыча природного газа «ГАЗУМ»: импорт и реализация российского природного газа, эксплуатация и развитие газотранспортной системы Финляндии.

«НордТрансГаз»: транспортировка российского газа по Североевропейскому газопроводу.

Соглашение  о сотрудничестве 1996г. об освоении Штокмановского месторождения (совместно с Conoco, Norsk Hydro, Total).

    РУРГАЗ 

    АГ

    (E.ON RUHRGAS

AG)

(Германия)

Поставка российского  природного газа в Европу по газопроводам «Рургаз АГ»; сотрудничество в создании Североевропейского газопровода; сотрудничество в области научно-технических исследований и охраны окружающей среды, в области переподготовки и повышения квалификации кадров. В настоящее  время компания «Рургаз АГ» владеет 6,5% акций компании «Газпром» (в том  числе через совместное предприятие «Геросгаз»), а председатель комитета управления компанией «Рургаз АГ» является членом Совета директоров «Газпром». Сотрудничество основано на долгосрочных контрактах в различных областях.

 

     ОАО «Лукойл» имеет акционерный договор  с компанией Conoco Phillips (США), на основе которого Conoco владеет 20% акций «Лукойла», а российская компания владеет частью мощностей нефтепереработки и сетями АЗС.

     С 2007г. «Роснефть» налаживает альянс с  компанией «Shell». Соглашение предусматривает возможность реализации совместных проектов в разведке и разработке месторождений нефти на территории России.

     В обрабатывающих отраслях привлекательность  российских компаний значительно ниже. Они сами стремятся в МСА для  сотрудничества с крупными зарубежными  компаниями. Например, в автомобильной промышленности альянсы тоже имеют место, но здесь российские компании находятся в полном подчинении у иностранного капитала. Эта отрасль не является перспективной для создания МСА, которые усиливали бы конкурентоспособность российских компаний.

     Для авиационного бизнеса МСА представляются весьма перспективными. Отрасль имеет  высокий научно-технический и  технологический потенциал и  ее развитие непосредственно связано  с планами коренной реконструкции  российской экономики, с усилением  ее инновационной реконструкции российской экономики, с усилением ее инновационной составляющей.

     В 2001г. американская компания Boeing заключила соглашение с Российским авиакосмическим агентством. КБ Сухого также сотрудничает с американскими и французскими фирмами. Приведенные примеры показывают, что у российской авиапромышленности имеется большой потенциал развития. Международное сотрудничество серьезно укрепит позиции российских компаний на мировых рынках.

 

     Заключение

     В заключение по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы и обобщения.

     На  основе исследования определено, что  глобализационные процессы резко усилили международные связи и зависимость между странами и отдельными социумами в экономической, экологической, миграционной и других сферах.

     В трансформации крупного бизнеса  основную роль играет интернационализация, определяющими формами развития которой являются глобализация и  регионализация.

     С развитием процесса глобализации, ТНК  получают неограниченные возможности  по беспрепятственному проникновению на национальные рынки других государств, а также чтобы производить товары там, где издержки ниже, и продавать их там, где в цену заложена более высокая норма прибыли. При этом в большинстве случаев ТНК используют не механизмы свободного рынка, а внутрифирменный квазирынок с использованием трансфертных цен.

     ТНК являются лидерами по инновационной  деятельности и затратам на НИОКР. Доля затрат на исследования и разработки транснациональных компаний в общем  объеме национальных НИОКР для большинства развитых стран превышает 65%.

     На  долю зарубежных ТНК приходится около 80% всех мировых ПИИ.

     Российский  крупный бизнес играет главную роль в экономике России. Более половины ВВП России производится на предприятиях крупного бизнеса, а на 20 наиболее крупных российских компаний приходится около 40% совокупного объема реализации и порядка 42% всех работающих в стране.

     Трансформация крупнейших отечественных компаний осуществляется по двум основным направлениям: расширение масштабов деятельности крупных компаний в рамках сложившейся специализации и диверсификации -вертикальной и горизонтальной.

Информация о работе Глобализация бизнеса: сущность и основные формы проявления в экономике РФ