Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 01:15, курсовая работа
Целью исследования является комплексный анализ процессов трансформации крупного транснационального бизнеса в мировом хозяйстве в условиях глобализации, выявление особенностей развития российского крупного бизнеса, стратегий расширения его деятельности на внутреннем рынке, а так же предложение наиболее эффективных путей зарубежной экспансии российских компаний.
Достижение поставленных целей потребовало постановку и последовательное решение следующих задач:
изучить теоретические основы развития объективных процессов – глобализации и регионализации, оказывающих непосредственное влияние на формирование и функционирование компаний крупного бизнеса;
определить сущность и роль крупного бизнеса в современной экономике;
выявить основные виды деятельности крупного международного бизнеса, успешность которых приводят к увеличению его влияния на мировой глобальной сцене;
показать на основе комплексного анализа особенности крупных российских компаний: различия и сходство с западными;
обозначить основные стратегии развития крупных российских компаний;
определить потенциал крупного российского бизнеса, его чувствительность к изменениям международной экономической среды;
показать целесообразность частно-государственного партнерства и создания госкорпораций в отдельных отраслях российской экономики;
рассмотреть влияние мирового финансового кризиса на крупнейшие российские компании.
Введение 3
Глава 1. Сущность глобализации, основные понятия 6
1.1. Основы трансформации крупного бизнеса 6
1.2. Теоретический анализ деятельности ТНК 11
Глава 2. Характеристика крупного бизнеса в экономике развитых стран 16
2.1. Значение крупного бизнеса в развитии глобализации 16
2.2. Оценка зарубежного опыта транснациональной экспансии ТНК 19
Глава 3. Особенности участи российского крупного бизнеса в глобализации 26
3.1. Эволюция российского крупного бизнеса 26
3.2. Конкурентные стратегии, используемые российскими компаниями в процессе внешнеэкономической экспансии 33
Заключение 41
Список литературы 43
Успех
компании в бизнесе определяется
содержанием и качеством
Российская
ТНК – новое в мировой
С точки зрения уровня транснациональной зрелости все российские компании могут быть разделены на 3 основные группы.
К первой группе относят самые крупные компании, которые действуют как глобальные игроки. Их с полным правом можно отнести к ТНК. Среди них лидеры российского нефтегазового комплекса («Газпром», «Лукойл», «Роснефть» и др.), а также металлургические лидеры («Северсталь», «Русал», «Норильский никель» и др.).
Ко второй группе относятся компании, имеющие лидерские позиции на российских рынках и стремящиеся прорваться и на мировые рынки. Они еще не выработали четкой стратегии зарубежной деятельности (например, лидер российской трубной промышленности ТМК, лидер энергетического машиностроения ОМЗ, лидер продовольственного рынка «Вим-Билль-Данн» и др.).
К
третьей группе относятся компании,
деятельность которых ориентирована
в большей мере на внутренний рынок,
а также рынки стран
Для
всех указанных групп освоение зарубежных
рынков – очень важная задача. Для
компаний второй и третьей группы
рекомендованы следующие
У компаний, относящихся к первой группе иная экспортная стратегия. Здесь во главу угла ставится задача не только проникновения на зарубежный рынок, а полного контроля над зарубежными потребителями.
Например, «Газпром» поставляет газ в 12 европейских стран. Но его конечной целью является не просто сохранение своих позиций как экспортера, а контроль за деятельностью газораспределительных сетей в Европе. ОАО «Лукойл», осуществляя экспортную экспансию, также сопровождает ее приобретением зарубежных активов в нефтепереработке, сетей автозаправочных станций (АЗС).
Сходной стратегии придерживаются и российские металлургические компании. Например, «Северсталь», наращивая экспортные поставки стального проката, проявляет интерес к активам компаний в странах-импортерах.
В 2004г. была приобретена компания «Ronges Industries» - пятая по величине сталелитейная компания США. В 2005-2007гг. «Северсталь» приобрела итальянскую компанию «Lucchini Group» и некоторые другие европейские компании.
Это обеспечило контроль над 25 крупными сталелитейными компаниями Европы и дало возможность обойти квоты ЕС на импорт металлургической продукции.
Для крупнейших компаний слияния и поглощения могут рассматриваться как эффективная форма конкурентной стратегии. Интерес зарубежных компаний к российским активам и интерес российских компаний к зарубежным активам существенно возрос за последние 3-5 лет. Объем трансграничных сделок в 2007г. составил 48,5 млрд.долл. 48% этой суммы – приобретения российскими компаниями зарубежных активов.
Выделим самую крупную сделку – слияние трех гигантов РУСАЛ, СУАЛ и Glencore (объем стоимости – 30 млрд.долл.) и создание на этой основе одной из крупнейших в мире компаний в алюминиевой промышленности.
В 2008г. объемы трансграничных слияний и поглощений, по предварительным данным, превзойдут уровень 2007г. Наиболее крупные сделки в 2008г. были осуществлены металлургическими компаниями. «Мечел» приобрел контрольный пакет акций российско-казахской компании «Oriel Resources Plc» за 1,5 млрд.долл.
«Евразгрупп» приобрели 51% акций китайской компании «Delong Holdings», «Северсталь» приобрел у мирового металлургического лидера «Arcelor Mittal» контрольный пакет компании «Sparrows Point» (США) за 810 млн.долл. Благодаря сделкам слияния и поглощения «Северсталь» по уровню капитализации является второй среди всех металлургических компаний мира.
В последние годы усилили активность на рынке слияний и поглощений российские компании других отраслей, в частности, строительной. Например, строительные компании «Мираж групп» и «Сибирский цемент» сделали за 2 последних года серьезные приобретения. Тем самым они укрепили свои рыночные позиции.
То
же можно сказать и о
Международные строительные альянсы (МСА) являются наиболее зрелой формой конкурентной стратегии. Их участниками могут быть наиболее мощные и авторитетные российские компании, с которыми зарубежные партнеры готовы решать совместно различные технологические, организационные, финансово-экономические задачи.
Формирование МСА характерно для экономики развитых стран. В период 1990-2000гг. число МСА возросло более чем в 6 раз. В начале XXIв. процесс создания МСА еще более усилился по мере роста мировых потоков прямых зарубежных инвестиций и усиления внимания компаний к процессам реструктуризации.
В России создание МСА было представлено процедурой образования совместных предприятий с иностранными фирмами. Иностранные компании склонны заключать альянсы с российскими компаниями в форме контрактных соглашений. Наши компании через альянсы предлагают иностранным партнерам более широкий доступ к рабочей силе, сырью, природным ресурсам. Приоритеты создания МСА связаны главным образом с топливно-сырьевыми отраслями. Российские компании владеют богатыми запасами углеводородного сырья и приглашают крупные компании Запада к тесному сотрудничеству. Стратегическое партнерство с иностранными фирмами серьезно расширяет возможности внешней экспансии российских компаний. Для иностранных компаний основной интерес представляют самые крупные и успешные компании России. К ним относятся нефтегазовые и металлургические лидеры. Здесь лидирующее место принадлежит «Газпрому». В таблице 3 выделены альянсы с европейскими компаниями. Но интересы «Газпрома» распространяются ещё и на Азию и Африку.
Таблица 3
Международные стратегические альянсы ОАО «Газпром»
Иностранный партнер | Направления сотрудничества | Содержание альянса |
«Винтерсхалл»
(дочерняя компания группы BASF)
(Германия) |
Торговля природным газом; геологоразработка и добыча природного газа; научно-техническое сотрудничество; сотрудничество в создании Североевропейского газопровода, проходящего по дну Балтийского моря | «Ачимгаз»:геологоразведка
и добыча.
«ВИНГАЗ»: торговля природным газом, создание газотранспортной сети в ЕС «ГидроВИНГАЗ» (совместно с норвежской Norsk Hydro): маркетинг и продажа природного газа в Великобритании. «Севернефтегазпром»: добыча газа |
Концерн ЭНИ (Италия) | Поставка оборудования для модернизации российской трубопроводной системы; транспортировка российского газа в Италию; разведка и добыча нефти и газа; совместные проекты в энергетическом секторе, в телекоммуникационном секторе | Сотрудничество
основано на контрактных соглашениях,
важнейшим из которых является Соглашение
о «Стратегическом альянсе» 1998г.
Проект «Голубой огонек»: строительство и эксплуатация газопровода, соединяющего российское побережье Черного моря с турецким. Соглашение 2000г. по реализации совместных инициатив в телекоммуникационном секторе (проводка оптико-волоконной линии параллельно газопроводу «Голубой огонек») |
Продолжение таблицы 3
Концерн OMV (Австрия) | Поставка российского природного газа на австрийский рынок | GWH Gas- und Warenhandelsges.m.b.h: |
Концерн «ФОРТУМ» (Финляндия) | Поставка российского природного газа в Финляндию; сотрудничество в создании Североевропейского газопровода; добыча природного газа | «ГАЗУМ»: импорт
и реализация российского природного
газа, эксплуатация и развитие газотранспортной
системы Финляндии.
«НордТрансГаз»:
транспортировка российского Соглашение о сотрудничестве 1996г. об освоении Штокмановского месторождения (совместно с Conoco, Norsk Hydro, Total). |
РУРГАЗ
АГ (E.ON RUHRGAS AG) (Германия) |
Поставка российского природного газа в Европу по газопроводам «Рургаз АГ»; сотрудничество в создании Североевропейского газопровода; сотрудничество в области научно-технических исследований и охраны окружающей среды, в области переподготовки и повышения квалификации кадров. | В настоящее время компания «Рургаз АГ» владеет 6,5% акций компании «Газпром» (в том числе через совместное предприятие «Геросгаз»), а председатель комитета управления компанией «Рургаз АГ» является членом Совета директоров «Газпром». Сотрудничество основано на долгосрочных контрактах в различных областях. |
ОАО «Лукойл» имеет акционерный договор с компанией Conoco Phillips (США), на основе которого Conoco владеет 20% акций «Лукойла», а российская компания владеет частью мощностей нефтепереработки и сетями АЗС.
С 2007г. «Роснефть» налаживает альянс с компанией «Shell». Соглашение предусматривает возможность реализации совместных проектов в разведке и разработке месторождений нефти на территории России.
В обрабатывающих отраслях привлекательность российских компаний значительно ниже. Они сами стремятся в МСА для сотрудничества с крупными зарубежными компаниями. Например, в автомобильной промышленности альянсы тоже имеют место, но здесь российские компании находятся в полном подчинении у иностранного капитала. Эта отрасль не является перспективной для создания МСА, которые усиливали бы конкурентоспособность российских компаний.
Для авиационного бизнеса МСА представляются весьма перспективными. Отрасль имеет высокий научно-технический и технологический потенциал и ее развитие непосредственно связано с планами коренной реконструкции российской экономики, с усилением ее инновационной реконструкции российской экономики, с усилением ее инновационной составляющей.
В 2001г. американская компания Boeing заключила соглашение с Российским авиакосмическим агентством. КБ Сухого также сотрудничает с американскими и французскими фирмами. Приведенные примеры показывают, что у российской авиапромышленности имеется большой потенциал развития. Международное сотрудничество серьезно укрепит позиции российских компаний на мировых рынках.
В заключение по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы и обобщения.
На основе исследования определено, что глобализационные процессы резко усилили международные связи и зависимость между странами и отдельными социумами в экономической, экологической, миграционной и других сферах.
В трансформации крупного бизнеса основную роль играет интернационализация, определяющими формами развития которой являются глобализация и регионализация.
С развитием процесса глобализации, ТНК получают неограниченные возможности по беспрепятственному проникновению на национальные рынки других государств, а также чтобы производить товары там, где издержки ниже, и продавать их там, где в цену заложена более высокая норма прибыли. При этом в большинстве случаев ТНК используют не механизмы свободного рынка, а внутрифирменный квазирынок с использованием трансфертных цен.
ТНК являются лидерами по инновационной деятельности и затратам на НИОКР. Доля затрат на исследования и разработки транснациональных компаний в общем объеме национальных НИОКР для большинства развитых стран превышает 65%.
На долю зарубежных ТНК приходится около 80% всех мировых ПИИ.
Российский крупный бизнес играет главную роль в экономике России. Более половины ВВП России производится на предприятиях крупного бизнеса, а на 20 наиболее крупных российских компаний приходится около 40% совокупного объема реализации и порядка 42% всех работающих в стране.
Трансформация крупнейших отечественных компаний осуществляется по двум основным направлениям: расширение масштабов деятельности крупных компаний в рамках сложившейся специализации и диверсификации -вертикальной и горизонтальной.
Информация о работе Глобализация бизнеса: сущность и основные формы проявления в экономике РФ