Глобализация бизнеса: сущность и основные формы проявления в экономике РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 01:15, курсовая работа

Описание

Целью исследования является комплексный анализ процессов трансформации крупного транснационального бизнеса в мировом хозяйстве в условиях глобализации, выявление особенностей развития российского крупного бизнеса, стратегий расширения его деятельности на внутреннем рынке, а так же предложение наиболее эффективных путей зарубежной экспансии российских компаний.
Достижение поставленных целей потребовало постановку и последовательное решение следующих задач:
изучить теоретические основы развития объективных процессов – глобализации и регионализации, оказывающих непосредственное влияние на формирование и функционирование компаний крупного бизнеса;
определить сущность и роль крупного бизнеса в современной экономике;
выявить основные виды деятельности крупного международного бизнеса, успешность которых приводят к увеличению его влияния на мировой глобальной сцене;
показать на основе комплексного анализа особенности крупных российских компаний: различия и сходство с западными;
обозначить основные стратегии развития крупных российских компаний;
определить потенциал крупного российского бизнеса, его чувствительность к изменениям международной экономической среды;
показать целесообразность частно-государственного партнерства и создания госкорпораций в отдельных отраслях российской экономики;
рассмотреть влияние мирового финансового кризиса на крупнейшие российские компании.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность глобализации, основные понятия 6
1.1. Основы трансформации крупного бизнеса 6
1.2. Теоретический анализ деятельности ТНК 11
Глава 2. Характеристика крупного бизнеса в экономике развитых стран 16
2.1. Значение крупного бизнеса в развитии глобализации 16
2.2. Оценка зарубежного опыта транснациональной экспансии ТНК 19
Глава 3. Особенности участи российского крупного бизнеса в глобализации 26
3.1. Эволюция российского крупного бизнеса 26
3.2. Конкурентные стратегии, используемые российскими компаниями в процессе внешнеэкономической экспансии 33
Заключение 41
Список литературы 43

Работа состоит из  1 файл

Глобализация бизнеса.doc

— 222.00 Кб (Скачать документ)

     С середины 1980 гг. прямые иностранные  инвестиции росли беспрецедентными темпами, достигнув в 2007 г. 1457 млрд. долл. Их ежегодный прирост намного  превысил темпы роста товарного  экспорта и мирового ВВП. Суммарные  объемы накопленных ПИИ в последние годы достигают 12 трлн. долл. Основной движущей силой глобального расширения инвестиционных потоков выступают более 80 тыс. транснациональных корпораций. Однако, в условиях финансового кризиса 2008 года прогнозы по динамике ПИИ крайне негативные. Эксперты схожи во мнении о том, что поток ПИИ существенно снизится в последующие после кризиса годы.

     Анализ  отраслевой структуры ПИИ показал, что за последние несколько десятилетий произошли значительные изменении в потоках ПИИ. Если в 1960 гг. основными сферами приложения капитала были добывающие отрасли, а в 1970-1980 гг. преобладали обрабатывающие отрасли, то, начиная с середины 1990 гг. на первое место по привлечению ПИИ вышла сфера услуг. В 2008 г. на нее приходилось более 75% всех иностранных инвестиций крупнейших западных компаний.

     Рассматривая  влияние ТНК на международную  торговлю, следует отметить, что  на долю ТНК приходится более половины всей мировой торговли, при этом порядка 40% (около 3,7 трлн. долл. в 2008 г.) является внутрифирменной торговлей между филиалами корпораций. В работе определена значительная роль внутрифирменной торговли между филиалами ТНК и подчеркнута значимость трансфертного ценообразования для достижения основной цели коммерческих компаний – максимизации прибыли. Крупнейшие ТНК мира ведут торговлю между своими подразделениями не по рыночным, а по так называемым трансфертным (условно-расчетным) ценам, которые определяются внутренней политикой корпорации. В работе приводятся основные способы формирования трансфертной цены в рамках внутрикорпоративной торговли. К основным задачам, которые решаются корпорацией в результате создания внутреннего рынка относятся: максимизация доходов фирмы и достижение большей эффективности ее функционирования, прежде всего, за счет использования преимуществ трансфертного ценообразования; сокращение налоговых отчислений; снижение нестабильности внешних рынков; интеграция отдельных предприятий в рамках единой ТНК.

     2.2. Оценка зарубежного  опыта транснациональной  экспансии ТНК

     В современных условиях ТНК формируют конъюнктуру мировых ресурсных и товарных рынков, во многом определяя уровень и плотность международной конкуренции. Это касается, во-первых, борьбы национальных компаний, принимающих зарубежный капитал с ТНК на рынках принимающих стран, а, во-вторых, взаимодействия различных ТНК на определенном национальном рынке.

     Активность  ТНК на мировых рынках преобразует  характер современных международных  экономических отношений, которые  представляют собой взаимодействие трех важнейших субъектов: национальное государство – международные организации – транснациональные корпорации.

     В результате проведённой оценки опыта  транснациональной деятельности зарубежных компаний, отметим их растущее взаимодействие с государством. Государства развитых стран много делают для того, чтобы укреплять позиции собственных ТНК8.

     Крупные компании, осуществляющие зарубежную экспансию, получают необходимую правовую и организационную поддержку  от госорганов. Например, экспортерам  капитала создают недискриминационные условия, исключающие двойное налогообложение. Соглашения об экспорте капитала во многих случаях получают государственные гарантии. В отдельных случаях государство субсидирует отдельные направления экспорта.

     Все это работает на национально-государственные интересы страны. В диссертационной работе предлагается создание в России соответствующей системы государственной поддержки транснациональной деятельности российских компаний и рекомендуется включить в эту систему, прежде всего, правовые формы: целесообразно принятие специального федерального закона «О транснациональных компаниях» и необходимы меры, ужесточающие антимонопольное регулирование. Также необходимо формирование эффективной системы экономической поддержки, включая страхование инвестиций, выработку соответствующих налоговых льгот и т.д.

     Мотивы  и формы транснациональной деятельности компаний на внешних рынках определяются их стратегическими целями. В западной практике выделяют 3 стратегии выхода компании на зарубежный рынок: экспортные, контрактные и с использованием собственных инвестиций. Выбор типа стратегии зависит от особенностей производимого товара, отрасли, плотности конкуренции, опыта международной деятельности.

     Можно рекомендовать использовать экспортную стратегию больше для небольших  компаний, начинающих международную деятельность. Контрактные стратегии: франчайзинг – для торговых компаний и сферы услуг; лицензирование – для более известных компаний, которые продают свою торговую марку или используют торговую марку самых известных фирм. Совместное индивидуальное инвестирование показано более опытным фирмам при больших объемах продаж, положительной динамики рынка.

     Опыт  деятельности крупных зарубежных компаний показал, что отбор, поиск и определение  взаимоотношений с зарубежным партнером  становится важнейшей частью реализации стратегии выхода компании на зарубежные рынки. Обобщая возможные решения проблем выбора партнеров, отмечены такие факторы, как личный контакт, финансовая устойчивость фирмы, репутация среди конкурентов.

     Острая  конкурентная борьба на зарубежных рынках является основным фонам транснациональной деятельности крупных корпораций. Зарубежные ученые выделяют два вида конкуренции, в соответствие с которыми в диссертационной работе определены две стратегии международной деятельности.

     Многонациональная конкуренция предполагает ситуацию, когда соперничество на одном  национальном рынке не зависит от положения компаний на другом рынке.

     Сила  многонациональной стратегии заключается  в ее соответствии конкурентному  подходу компании к условиям в данной стране. Она особенно важна, когда существуют значительные различия между странами в потребностях и потребительских привычках.

     Глобальная  конкуренция предполагает, что цены и конкурентные условия по всем национальным рынкам взаимосвязаны и имеет  место единый, международный (глобальный) рынок. При глобальной конкуренции  общая конкурентоспособность компании складывается из всего комплекса ее международных операций, а рыночная сила глобального конкурента прямо пропорциональна сумме его конкурентных преимуществ, полученных в разных странах.

     Глобальная  стратегия включает: 1) консолидацию и координацию стратегических действий по всему миру; 2) продажи в тех местах, где имеется значительный спрос на продукцию, в большинстве стран мира или по всему миру. Вопрос выбора одного из этих двух путей развития является главной исходной стратегической проблемой для компаний, выходящих на международные рынки.

     При этом экспансия каждой конкретной компании сопровождается своими особенностями  и отличиями, поэтому стратегия  может не быть чисто глобальной или  чисто национальной. Менеджмент конкретной компании может разрабатывать некую  смешанную стратегию для успешного завоевания новых рынков и соответствия требованиям каждой страны. В качестве примера рассмотрим недавний опыт финской компании Nokia, ведущего производителя мобильных телефонов.

     Конкуренция в отрасли мобильной связи  носит глобальный характер, что обусловило соответствующую стратегию у большинства игроков. Мобильные телефоны под брендом Nokia позиционируются во всем мире как качественные и высокотехнологичные изделия. Это яркий пример глобальной стратегии с отличной координацией, единой маркетинговой политикой. Бренд Nokia узнаваем в большинстве стран, и рекламная стратегия здесь носит глобальный характер. Производитель присутствует во всех ценовых сегментах и лидирует на рынках многих стран. Данная стратегия приносит глобальный успех компании, которая контролирует более 32% мирового объема продаж мобильных телефонов.

     Зарубежные  ТНК появились в России с началом  рыночных реформ в стране. Иностранный  капитал проникал в российскую экономику  относительно легко, не испытывая серьезной  конкуренции со стороны российских компаний. Этому способствовала либерализация хозяйственной жизни, серьезный спад в объеме промышленного производства (на 40% по сравнению с уровнем 1990г.). Хаотичная приватизация государственной собственности обусловила возможности приобретения иностранцами крупных промышленных предприятий за бесценок. Только за период 1992-1994гг. 500 крупнейших российских предприятий, оцениваемых по рыночным меркам в 250-300 млрд. долл., проданы за 7,2 млрд. долл. в основном иностранцам или их подставным фирмам.

     Для периода 90-х годов было характерно полное превосходство иностранных  предприятий над российскими. Главный  интерес зарубежных ТНК относился  к контролю над добывающими отраслями. Целый ряд обрабатывающих отраслей также контролировался иностранными фирмами, но их деятельность на российском рынке ограничивалась экспортом готовой продукции и контролем над каналами ее реализации. Прямых инвестиций, вложенных в российское производство, было крайне мало9.

     Кризис 1998 года стал рубежом, после которого взаимоотношения иностранного и российского капитала существенно изменились. Резкое падение курса рубля сделало многие виды российского производства конкурентоспособными. По мере роста мировых цен на энергоносители после 2003г. существенно укрепили свои позиции нефтегазовые компании России, а также компании черной и цветной металлургии.

     Послекризисное  падение курса рубля значительно  увеличило конкурентоспособность  большинства российских компаний, однако воспользоваться этим для импортозамещения удалось далеко не всем. Отрасли с коротким воспроизводственным циклом, например, пищевая, смогли существенно увеличить свою долю рынка, а отрасли, требующие длительной и дорогостоящей технологической перестройки, не сумели этого сделать.

     Крупные зарубежные компании после 2000г. мало изменили характер своих действий на российском рынке. По-прежнему, давление на российский рынок шло через импорт продукции, а также через товары, изготовленные на предприятиях со смешанным капиталом. Хотя прямых инвестиций стало направляться больше зарубежными компаниями, все же коренных изменений в этом отношении не произошло.

     В целом накопленные прямые зарубежные инвестиции (ПЗИ), поступившие в Россию за годы реформ, к 2005г. составили около 30 млрд. дол. Это в 6 раз меньше, чем  в Польше, и почти в 14 раз меньше, чем в Венгрии в расчете на душу населения. Следует отметить, что в течение 2000-2005гг. значительная часть ПЗИ и полученной зарубежными ТНК прибыли в разной форме была вывезена из страны.

     По-прежнему наибольший интерес иностранного капитала проявляется к топливно-энергетическому комплексу России. Однако сегодня позиции иностранных компаний существенно изменились. Господствующее положение на рынке нефти и газа принадлежит российским компаниям. Но то, что зарубежные компании отодвинуты с господствующих позиций не означает того, что они проиграли в конкурентной борьбе российским участникам, а скорее является свидетельством протекционистской политики государства. На взгляд автора, такая позиция государства не идет на пользу российским компаниям, так как этим поддерживаются монополистические тенденции и возможности олигополистических сговоров.

     В сфере металлургии у иностранного капитала более прочные позиции. Хотя и здесь положение на рынках в большей степени контролируется российскими компаниями: «Северсталь», «Мечел», «Русал», «Норильский никель» и др.

     Возрос  интерес иностранного капитала к  обрабатывающим отраслям промышленности России. Крупные прямые инвестиции в последние годы были размещены  в автомобильной, электротехнической, пищевой, фармацевтической отраслях. Например, серьезные вложения осуществили в быстрорастущую фармацевтику России немецкая компания «Bayer AG», американская «YCA Pharmasuticals». В пищевой промышленности активно действуют компании Danone, Ehrmann, Campina, Nestle и др.

     При этом отмечено, что объемы прямых инвестиций в целом невелики по сравнению  с направлениями в другие страны и многие сегодняшние примеры  инвестирования относятся к числу  перспективных проектов, где реальные инвестиции только начинают осваиваться.

 

     Глава 3. Особенности участи российского крупного бизнеса в глобализации

     3.1. Эволюция российского  крупного бизнеса

     К крупному бизнесу в России относятся  структуры, которые способны изменять экономические институты (правила игры) в сфере своей деятельности, причем эта способность определяется масштабами, а также технологической специализацией и рыночным позиционированием. Количественный ориентир причисления компании к крупным – это объем продаж, который для нефтегазового сектора составляет более одного миллиарда долларов, для других – 0,5 млрд. долл. По данным рейтингового агентства «Эксперт» в 2008 г. рубеж в 1 млрд. долл. преодолела 171 российские компании, 0,5 млрд. – 314. Более половины ВВП производится на предприятиях крупного бизнеса. При этом на долю 20 крупнейших бизнес-групп России приходится около 40% совокупного объема реализации и порядка 42% всех работающих в стране.

Информация о работе Глобализация бизнеса: сущность и основные формы проявления в экономике РФ