Государственная поддержка малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:23, курсовая работа

Описание

Целями создания малых предприятий, или предприятий малого бизнеса, являются:
• насыщение потребительского рынка товарами;
• преодоление отраслевого и регионального монополизма;
• расширение конкуренции;
• создание материальной основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий;
• укрепление экономической базы местных органов власти;
• развитие сел, небольших городов;
• возрождение художественных промыслов.

Содержание

Введение
1.Теоретические основы малого бизнеса
1.1. Предпринимательство и его виды
1.2. Социальная значимость малого бизнеса
1.3. Проблемы развития малого предпринимательства и пути их преодоления
2. Основы государственной поддержки малого бизнеса
2.1. Особенности малого бизнеса в России
2.2. Основные направления государственной поддержки малого бизнеса
2.3. Налогообложение
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Гос. поддержка малого бизнеса в России.doc

— 240.00 Кб (Скачать документ)

       Развитие  предпринимательства тесно связано со средой, которая предполагает определенную экономическую, социально-культурную, технологическую, организационно-техническую и физическую или географическую обстановку.

       Экономическая ситуация обуславливает наличие  платежеспособного спроса, возможности покупки тех или иных видов товаров. Она включает также рынок труда, наличие свободных рабочих мест, избыток или недостаток рабочей силы. Сюда относится также наличие и доступность денежных средств.

       На  экономическую обстановку оказывает влияние политическая ситуация. В определенной степени способы управления экономикой есть результат политических целей и задач находящегося у власти правительства.

       Предпринимательство действует и развивается в  рамках соответствующей правовой среды. Система постановлений и законов по налогообложению оказывает существенное влияние на развитие бизнеса.

       Технологическая среда отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на предпринимательство через автоматизацию  производства, совершенствование технологических процессов, химизацию.

       Организационно-техническая  среда характеризуется наличием инфраструктуры бизнеса (банки, юридические, бухгалтерские, аудиторские фирмы, рекламные агентства, транспортные, страховые компании и т. д.). Физическая или географическая среда включает комплекс природных условий, которые оказывают влияние на размещение предприятий.

       Макросреда  — экономические, правовые, политические, социально-культурные, технологические, физические (или географические) условия  деятельности создают предпосылки для развития предпринимательства.

       Предпринимательская деятельность характеризуется тем, что предприниматель берется  за все, за что потребитель готов  заплатить сегодня деньги.

       Чтобы реализовать товар, необходимо его  иметь. Товар предприниматель может делать сам, получать от других, а затем реализовывать. Исходя из этого, предпринимательство можно разделить на три формы: производственное, коммерческое, финансовое. Будучи относительно самостоятельными видами деятельности, они дополняют друг друга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.2. Социальная значимость малого  бизнеса

       Социальная  значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников  – владельцев малых предприятий (МП) и их работников.

       К малому предприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу.

       Предприниматели без образования юридического лица также относятся к малому бизнесу.

       Экономика любого государства не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира.

       Роль  и значение малого предпринимательства  с методической точки зрения, на взгляд авторов, необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно-технической, социальной, политической.[18,cтр9-11]

       С экономической стороны роль и  значение малого бизнеса можно определить при помощи следующих показателей:

       • доли валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;

       • доли национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;

       • доли мелких предприятий в общем  количестве коммерческих предприятий;

       • доли трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;

       • доли малого бизнеса в экспорте продукции;

       • доли налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;

       • доли основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;

       • доли отдельных видов продукции  или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме и др.

       С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны.

       Например, в США на малые фирмы приходится 54% всех занятых, 45% всех активов, 35% чистого  дохода; в странах ЕС на малых  предприятиях трудится свыше 70% работающего  населения; в Японии на хозяйственные единицы с числом занятых до 300 человек (это 99,5% всех предприятий) приходится 78% занятых, 51,8% продаж, 56,6% условно чистой продукции в обрабатывающих отраслях промышленности. Доля малых предприятий в ВВП США составляет 52%, в странах ЕС – 67%, Японии – 55%.

       Необходимо  отметить, что в бывшем СССР не уделялось  должного внимания развитию малого бизнеса, а приоритет отдавался крупным  и средним предприятиям, что привело  в конечном итоге к монополизации  промышленного производства. С переходом на рыночные отношения это стало существенным тормозом для развития национальной экономики. 

       Малый бизнес в Российской Федерации стал развиваться с 1988 г., но особенно интенсивно – начиная с 1990 г. На начало 2003 г. уже насчитывалось 882,3 тыс. малых предприятий. За анализируемый период среднегодовой темп их прироста составил 8,5%. Малые предприятия в Российской Федерации уже создают 10-11% ВВП, в них занято свыше 7,2 млн. человек, а с учетом индивидуальных предпринимателей – более 11 млн. чел., что составляет 16,9% общего количества занятых в экономике. Эти показатели ниже уровня развитых зарубежных стран в 5-6 раз, а следовательно, в Российской Федерации далеко не использован имеющийся огромный потенциал для развития малого бизнеса. Реализация этого потенциала возможна только в том случае, если в нашей стране будут созданы благоприятные условия, в том числе оказана государственная поддержка развитию малого бизнеса.

       Развитие  в России малого бизнеса имеет  большое народно-хозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:

       • мелкий бизнес позволяет заполнить  все наши рынки и наиболее полно  удовлетворять потребности населения  в потребительских товарах и  услугах;

       • для создания мелких фирм не требуются  крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;

       • развитие мелкого бизнеса – это  одно из действенных направлений  антимонопольной политики и обеспечения  конкурентной среды;

       • мелкие предприятия проще в управлении, им не нужно создавать сложные управленческие структуры;

       • мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружиться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания автоматизированного и ручного труда;

       • развитие мелкого бизнеса позволяет  в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы;

       • с развитием мелкого бизнеса  появляется средний класс и класс  мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении  элементарного порядка в стране;

       • малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей;

       • в современных условиях РФ, когда  процесс становления малого бизнеса  в нашей стране находится на начальном  этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики. [18,cтр9-11]

       Социальная  значимость малого бизнеса имеет  разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется  по следующим направлениям:

       • в снижении уровня безработицы;

       • в более полном удовлетворении потребностей граждан в продукции и услугах;

       • в улучшении качества обслуживания;

       • в более высокой удовлетворенности  людей, особенно высокообразованной рабочей  силы, своим трудом, рассматривающих свою работу прежде всего как средство самовыражения;

       • в формировании среднего класса в  обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;

       • в формировании многочисленного  класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;

       • в снижении забастовок и социальной напряженности в обществе.

       Социальная  значимость малого бизнеса имеет  и другие, самые различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике (а, как известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.

       Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что малое предпринимательство  является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные нужды населения.

       Эти и другие преимущества малого предпринимательства  являются стимуляторами для развития национальной экономики, и поэтому государство обязано оказывать существенную поддержку развитию малого бизнеса.

       Помимо  преимуществ, у малых предприятий  имеются и уязвимые места. Главное  из них – малая величина индивидуального  капитала. Для подавляющего большинства  малых предприятий основным источником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит. Но коммерческие банки всегда неохотно взаимодействуют с малыми предприятиями, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредиты крупным предприятиям, и сопряжены с гораздо большим риском. Как свидетельствует опыт, трудности доступа к коммерческому кредиту порождают у многих малых предприятий хроническую нехватку оборотного капитала, что и становится причиной большей части банкротств. Финансовое положение малых предприятий особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку – в отличие от крупных – они имеют ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей.

       Характерный для малого бизнеса низкий уровень  собственного капитала в общем объеме финансовых ресурсов ведет к повышенной зависимости от кредита. На техническое  перевооружение производства требуются значительные средства, а получение кредита связано с большим риском его несвоевременного возврата, следовательно, и банкротства. Но и эти негативные моменты с лихвой перекрываются достоинствами малого бизнеса.

1.3.Проблемы  малого предпринимательства в России и пути их преодоления

       Значительная  часть трудностей и препятствий  на пути становления и развития российского  малого предпринимательства лежит  за рамками самой сферы малого предпринимательства. На основании  имеющихся статистических и аналитических данных можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого предпринимательства. Рассмотрим их подробнее.

                Как известно, в России финансовая  поддержка со стороны кредитно-банковской системы и органов власти очень мала, как при создании малых предприятий, так и на этапе их развития.

                Так исключительно вклады учредителей  явились источником стартового  капитала 86% малых предприятий; менее  2% предприятий смогли получить финансовую поддержку от органов власти или программ развития предпринимательства; в остальных случаях для финансирования стартовых проектов удалось привлечь кредиты банков и другое возвратное финансирование. 

Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса в России