Государственная поддержка малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:23, курсовая работа

Описание

Целями создания малых предприятий, или предприятий малого бизнеса, являются:
• насыщение потребительского рынка товарами;
• преодоление отраслевого и регионального монополизма;
• расширение конкуренции;
• создание материальной основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий;
• укрепление экономической базы местных органов власти;
• развитие сел, небольших городов;
• возрождение художественных промыслов.

Содержание

Введение
1.Теоретические основы малого бизнеса
1.1. Предпринимательство и его виды
1.2. Социальная значимость малого бизнеса
1.3. Проблемы развития малого предпринимательства и пути их преодоления
2. Основы государственной поддержки малого бизнеса
2.1. Особенности малого бизнеса в России
2.2. Основные направления государственной поддержки малого бизнеса
2.3. Налогообложение
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Гос. поддержка малого бизнеса в России.doc

— 240.00 Кб (Скачать документ)

       Малые предприятия в России по своей  деятельности сталкиваются с большими трудностями:

  • Основная проблема малых предприятий – недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая

       Практически речь идет о создании широкого нового сектора народного хозяйства  почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор у нас в сколь-нибудь существенной степени отсутствовал. Это означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей «от получки до получки», не могло образоваться резерва средств, требующегося для того, чтобы начать собственное дело. Эти средства надлежит сейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.

       Положение едва ли может измениться в позитивную сторону, если не перейти от слов к  делу в общественной поддержке конструктивного  малого бизнеса. На существенный рост имеющихся для этого материально-технических и финансовых ресурсов нет оснований рассчитывать. Но гораздо лучше применить эти ресурсы наверняка можно. Для этого требуется тщательно выверенная последовательно проводимая в жизнь система селекции, позволяющая предоставлять ощутимые приоритеты тем, кто более полезен обществу. В целом сегодня это означает предпочтение сферы производства сфере обращения при детальной дифференциации самого производства, причем не застывшей раз и навсегда, а весьма динамичной, на основе грамотного изучения общественного спроса, происходящих в нем подвижек и намечающихся тенденций. .[16, c.173]

       В соответствии с такой исходной установкой должны конструироваться механизмы  льготного кредитования, налогообложения, различного рода преференций, включая  и связанные с внешнеэкономической деятельностью. Смысл в том, чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей народа при создании условий для последовательного развертывания предпринимательства.

  • Следующая проблема – это законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство.

       Пока  она несовершенна, а во многих существенных положениях вообще отсутствует. Можно  назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих малое  предпринимательство, но трудность  в том, что:

  • нет сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий;
  • имеющиеся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью.

       Проблема  правовой основы малого предпринимательства, в конечном счете, будет убедительно  решена тогда, когда удастся избавиться от правового нигилизма. Это никак не исключает необходимости специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса.

       В настоящее время малое предпринимательство  находится в условиях, которые  весьма отдалены от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям. Напротив, ощущается тенденция к тому, чтобы все больше «задвигать» его в старые рамки планово-административной системы с ее едва ли не всеохватанным планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов, фондов и т.п. Так, с 1993 года было введено планирование прибыли. Уже в начале квартала предприниматель был обязан внести в бюджет налог на прибыль. Если же по итогам квартала обнаруживалось, что ее оказалось больше, предпринимателю надлежало не только уплатить дополнительную сумму налога, но еще и банковский процент с нее. Только в 1996 году это положение было отменено.

       Отсутствует система проведения глубокого анализа  деятельности малых предприятий. Нет  надлежащего учета результатов  их работы, практически отсутствует  отчетность по тем показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.

  • Еще одна проблема – кадры. Часто говорят, что предпринимателем надо родиться.

         Против этого трудно возразить,  но нельзя не считаться:

  • урожденных предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу;
  • им требуется все-таки приобрести определенный объем знаний, ведь обучают же урожденных спортсменов, ученых, музыкантов.

       Нет оснований считать, что к предпринимателям нужно подходить с иной меркой. Между тем с обучением кадров для бизнеса дело обстоит далеко не лучшим образом.

  • Непростая проблема связана и с социальной защитой предпринимательской деятельности. .[16, c.179]

       Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в условиях нынешнего переходного периода оказалось практически подорванной. Требуется строить эту систему заново по отношению ко всему, а по отношению к предпринимателям – новому социальному слою – тем более.

       Общеизвестно, что снижение доходов населения  привело к значительному ухудшению  структуры потребления. Доходы направляются в основном на приобретение товаров  первой необходимости, прежде всего  продуктов питания и оплату коммунальных услуг. То же касается малого предпринимательства. Если раньше оно предполагало определенное накопление, то после первого этапа реформы было вынуждено работать в подавляющей мере на потребление. Производить продукцию с длительным производственным циклом, включая и наукоемкую, стало даже не то что неэффективно, а просто разорительно. Начались серьезные негативные структурные изменения в малом бизнесе. Если ныне идущие процессы будут продолжаться и не встретят противодействия в виде социальных гарантий малому предпринимательству, само его существование под вопросом.

       Анализируя  проблемы, мы можем прийти к выводу, что они поддаются решению. Но для этого необходимо понять, что  такое государственное регулирование  и как с его помощью можно  решить данные проблемы.

Число малых  предприятий по видам экономической деятельности [7]

  2005 2006 2007
Тысяч В процентах 
к итогу
Тысяч В процентах 
к итогу
Тысяч В процентах 
к итогу

Всего

979,3 100 1032,8 100 1137,4 100
в том числе по видам экономической деятельности:            
 
    сельское хозяйство, охота и лесное  
    хозяйство
26,8 2,7 28,9 2,8 29,4 2,6
рыболовство,  
рыбоводство
2,2 0,2 2,4 0,2 2,5 0,2
добыча  полезных  
ископаемых
3,6 0,4 4,1 0,4 4,5 0,4
обрабатывающие  
производства
120,0 12,3 123,4 12,0 128,6 11,3
производство  и распределение электроэнергии, газа и воды 2,9 0,3 4,1 0,4 4,9 0,4
строительство 109,3 11,2 117,1 11,3 130,7 11,5
оптовая и розничная  
торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
448,8 45,8 464,6 45,0 510,6 44,9
гостиницы и рестораны 19,9 2,0 20,8 2,0 29,7 2,6
транспорт и связь 44,3 4,5 50,3 4,9 57,3 5,0
в том числе связь 6,3 0,6 7,1 0,7 7,8 0,7
финансовая  
деятельность
12,5 1,3 14,7 1,4 16,1 1,4
операции  с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 151,9 15,5 163,3 15,8 181,3 15,9
образование 2,7 0,3 2,7 0,3 2,7 0,2
здравоохранение и предоставление социальных услуг 10,5 1,1 10,8 1,0 11,6 1,0
предоставление  прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 23,6 2,4 25,3 2,4 27,2 2,4
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Основы государственной поддержки малого бизнеса

2.1. Особенности малого бизнеса в России

       Российский  малый бизнес начал свое развитие сравнительно недавно, но уже прошел сложный путь. Отметим ряд особенностей малого бизнеса России по сравнению  с другими странами, а также по сравнению со средним или крупным бизнесом.

    • Низкий процент венчурной специализации.

В экономически развитых странах малый бизнес играет важную роль в формировании инновационной  экономики (около 25%), в России же основным видом деятельности малого бизнеса является торговля и коммерция, а не инновационное производство (всего около 6%). На сегодняшний день это важнейшая задача государства в области поддержки малого бизнеса – развитие предприятий, ориентированных на наукоемкие и высокотехнологичные отрасли.

    • Постоянная нехватка финансирования

Малый бизнес в России характеризуется  острой нехваткой финансирования из-за малой величины индивидуального  капитала. Весь с трудом собранный  стартовый капитал уходит в оборот, а производственный цикл предприятий не всегда совпадает временем обращения капитала. Таким образом, у малого бизнеса и появляется потребность – взять кредит для бизнеса. Но неудобство в том, что по сравнению со средним или крупным бизнесом, процентные ставки на услуги кредитовании малого бизнеса выше. В результате некоторые предприятия становятся банкротом.

    • Неустойчивость малого бизнеса

 Из  предыдущей особенности вытекает  следующая: нестабильность малого  бизнеса в результате нехватки  финансирования, жесткой конкурентной  борьбы и части внешних факторов (инфляции, энергетического кризиса и т.д.). Почти каждый четвертый представитель малого бизнеса в России становится в итоге банкротом, или, по крайней мере, сворачивает свою деятельность.  
 

    • Экономичность малого бизнеса.

Начать  малый бизнес сравнительно проще, чем основать крупную фирму. Помещения, офис, автотранспорт можно арендовать, не нужно капитальное строительство, большие территории, помещения. Оборачиваемость средств малого бизнес выше, средний уровень заработной платы работникам малого бизнеса ниже. Т.е. меньше расходов на организацию бизнеса.

    • Гибкость малого бизнеса 

Срочная ликвидация фирм: закрыть ооо. Центр ликвидации и банкротства. 
Малые предприятия в силу своей мобильности быстрее реагируют на всевозможные изменения на рынке, что дает им некоторые преимущества перед крупным бизнесом. Малый бизнес быстрее адаптируется, перестраивается, что наглядно и доказала история развития малого бизнеса. В период реформ 92-93 гг. именно малый бизнес поддержал российскую экономику на трудном этапе экономического развала и политической нестабильности.

Этапы становления  малого предпринимательства

       Возрождение предпринимательской деятельности в России и бывших социалистических странах – уникальное социальное, политическое и экономическое явление. Уникальность состоит в том, что предпринимательская деятельность возникла и развивается не эволюционным путем, как в странах с традиционно рыночной экономикой, а в результате экономической революции, ломки жестко централизованной плановой системы.

       Становление малого предпринимательства в рамках новейшей истории России можно условно  разделить на следующие этапы:

       Первый  этап: 1992-1994 гг.

       Этот  этап характеризуется продвижением вперед в понимании сути экономических проблем малого предпринимательства. Констатируется значение роли и места малого предпринимательства в создании конкурентоспособной экономической среды новой хозяйственной системы. Вызревают контуры концепции поддержки малого предпринимательства, определяются приоритеты в его развитии. Выходят следующие документы: Указ Президента РФ «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в РФ» № 1485 от 30.11.1992 г. Постановление СМ и Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 11.05.1993 г. № 446, Указ Президента РФ «О кадровом обеспечении экономических реформ» № 272 от 22.02.1993 г. Приказ федеральной службы занятости России «Об утверждении положения о порядке работы органов службы занятости с безработными гражданами, желающими организовать собственное дело в условиях выдачи им субсидий» № 37 от 30.03.1993 г., Постановление Правительства РФ от 29.04.1994 г. № 409 «О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в РФ на 1994—1995 гг.», Указ Президента РФ «О некоторых вопросах налоговой политики» № 1004 от 23.05.1994 г. Постановление Правительства РФ «О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса» от 29.12.1994 г. № 1434. Однако, как не печально, эти постановления остались только декларацией. И хотя в начале этого этапа наблюдался процесс массового учредительства малых предприятий (в сфере науки и научно-технического обслуживания число малых предприятий возросло в 3 раза, в сельском хозяйстве — в 3,1 раза, в материально-техническом снабжении — в 2,9 раза, в сфере образования — в 2,8), доля малых предприятий в сфере материального производства в общей структуре отечественного малого предпринимательства резко сократилась.[20, c.47]

Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса в России