Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:23, курсовая работа
Целями создания малых предприятий, или предприятий малого бизнеса, являются:
• насыщение потребительского рынка товарами;
• преодоление отраслевого и регионального монополизма;
• расширение конкуренции;
• создание материальной основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий;
• укрепление экономической базы местных органов власти;
• развитие сел, небольших городов;
• возрождение художественных промыслов.
Введение
1.Теоретические основы малого бизнеса
1.1. Предпринимательство и его виды
1.2. Социальная значимость малого бизнеса
1.3. Проблемы развития малого предпринимательства и пути их преодоления
2. Основы государственной поддержки малого бизнеса
2.1. Особенности малого бизнеса в России
2.2. Основные направления государственной поддержки малого бизнеса
2.3. Налогообложение
Заключение
Библиографический список
На региональном и муниципальных уровнях данную функцию выполняют региональные и муниципальные фонды поддержки малого бизнеса на основе осуществляющих региональных и муниципальных программ.
Главной целью финансовой политики государства в отношении малого бизнеса является устранение неблагоприятного положения малых предприятий на рынке кредитных и инвестиционных ресурсов в силу их недостаточной финансовой устойчивости и налогоспособности. А также целевое финансирование отдельных высокоэффективных программ и проектов, позволяющих раскрыть внутренний потенциал малый предприятий, обеспечить их поступательное развитие и повышение конкурентоспособности.
При разработке основных направлений кредитно – финансовой и инвестиционной поддержки малого бизнеса в 2000г. Были выделены различные формы финансирования лизинга и схемы проведения лизинговых операций, системы самофинансирования малого бизнеса (кредитные союзы, общества взаимного страхования) и микрокредитование.
Возможности малого бизнеса получить банковский кредит ограничены в силу более жестких требований банков к малому бизнесу по предоставлению гарантий возврата кредита ввиду отсутствия у последних достаточно длительной кредитной истории и повышения рисков. Банковский сектор в большей мере ориентирован на обслуживание крупного бизнеса, что существенно повышает издержки кредитования малого бизнеса и приводит к повышению ставок по кредитам.
В
соответствии с поручением Президента
Российской Федерации в рамках Федеральной
программы ведется работа по формированию
группы банков, финансовых компаний, инвестиционных
фондов, в том числе с государственным
участием, которые будут работать с субъектами
малого бизнеса, а также по созданию условий
для удешевления кредитных ресурсов, направленных
на кредитование малого бизнеса, вовлечения
средств частных инвесторов в развитие
малого бизнеса. .[18,стр445]
Банк России рассматривает вопрос о создании небанковских кредитных организаций, которые будут осуществлять депозитно–кредитные операции, специализироваться на обслуживании (кредитовании) отдельных видов деятельности, в том числе на кредитовании субъектов малого бизнеса.
Создание общих благоприятных условий кредитования и оздоровления финансового рынка России в целом не исключает необходимости сохранения специальных механизмов финансовой поддержки малого бизнеса через систему фондов поддержки малого бизнеса. Такая система хорошо зарекомендовала себя за рубежом.
Проблема нехватки у малых предприятий высокотехнологичных основных фондов может быть решена на основе лизинга оборудования, с помощью которого малые предприятия, не имея достаточных средств и не прибегая к привлечению кредитов, могут использовать в производстве новое прогрессивное оборудование и технологии.
Несмотря на относительно малый объем государственных средств. Вложенных в создание и развитие региональных лизинговых компаний, развитие лизинговых операций, ориентированных на малый бизнес, дает положительные результаты.
Мониторинг деятельности 9 региональных лизинговых компаний (по данным ФФПМП), работающих с малыми предприятиями, показал, что средний процент лизингополучателей – субъектов малого бизнеса – от общего количества клиентов составляет 61,5%, при этом из общего количества заключенных договоров на автотранспорт приходится 28,2%, на торговое оборудование – 27%, компьютерную и другую оргтехнику – 8,6%,
на производственное оборудование – всего 4,5%,сельскохозяйственное оборудование – 1,3%..[18,стр447]
На
примере деятельности лизинговой кампании
«Кубаньлизингмаш»
Эффективная работа лизинговых кампаний дает возможность не только своевременно и в полном объеме получать лизинговые платежи и комиссионные вознаграждения, но и отчислять суммы налогов в бюджет, превышающие объемы средств, первоначально выделенных на их финансовую поддержку.
Лизинговые кампании в настоящее время испытывают значительные трудности в привлечении дополнительных оборотных средств. Существуют проблемы, вытекающие из общей неразвитости рынка : финансовая маломощность предприятий, отсутствия традиций цивилизованного поведения лизингополучателей, неполнота правовой базы, неясность налоговых правил, недоработка механизма возврата имущества, отсутствия развитого рынка поддержанного оборудования.
Мероприятия
по государственной поддержке
Одним из наиболее распространенных в мировой практике инструментов финансирования малого бизнеса является венчурное финансирование. Инвестиции венчурного капитала сопряжены с длительными сроками вложений, относительно повышенными рисками, но обеспечивают более высокую доходность в случае успешного развития получателей инвестиций. Эти средства вкладываются, в основном, уставный капитал вновь созданных малых и средних предприятий, ориентированных, как правило, на развитие новых технологий или создание новых наукоемких продуктов. .[18,стр449]
Для становления малых предприятий и деятельности бизнесменов без образования юридического лица большое значение имеет возможность быстрого доступа к кредитным ресурсам в относительно малых суммах. Используемых в качестве обработанных средств, - микрофинансирование. По решению ресурсного центра малого бизнеса, объем рынка микрофинансирования в России составляет около 7 млдр. дол.
Только в 1998-2000гг. началась реализация нескольких программ микрофинансирования на общую сумму около 100млн. дол. На региональном уровне при содействии ФФПМП и ряда зарубежных и международных организаций.
Состояние программ микрокредитования (по данным ФФПМП) на январь 2001 года было следующим:
- среднемесячная процентная ставка по микрокредитам – 6% в месяц;
- средний размер займа - 12,5 тыс. руб.;
- средний объем займа на одного клиента - 20тыс. руб.;
-средний процент возврата займа – 95%;
- распределение займов: торговля - 55% оказание бытовых услуг - 24% сельское хозяйство - 11%;
- 63% всех займов предоставляют начинающим предпринимателям.
Осуществление программ микрокредитования в регионах выявило, что эта услуга востребована не только бизнесменами с незначительными доходами, но и субъектами малого бизнеса, заинтересованными в оперативном доступе к финансовым ресурсам. Показательно, что услуги микрокредитования активно востребованы в районных центрах и муниципальных образованиях.
В свердловской области выдачу микрокредитов ведут 16 муниципальных фондов. С июля 1998 года по февраль 2001 г. Эти фонды предоставили 1388 займов на сумму 15 млн. руб. Ставка кредита составляет 8-9 % в месяц. Срок возврата – 3 месяца. Для получения кредита не требуется залог. Возвратность кредитов – 98%.
В
Смоленской области кооператив финансовой
помощи «Содействие» выдал за 8 месяцев
2000г. 1321 микрозайм на сумму 18,6 млн. руб.,
коэффициент оборачиваемости ресурсов
в микрокредитовании составил 5,3. .[18,стр450]
Несмотря на расширение такого вида финансовой поддержки, как микрофинансирование, коммерческие банки практически не развивают программы микрофинансирования, в связи с чем большая часть рынка этого рода услуг действует на «неформальной» основе в рамках теневого оборота. Соответственно прибыль, получаемая по ссудам и микрокредитам, не учитывается в официальном обороте и не облагается налогом.
С
учетом значительного спроса на данные
услуги и высокой эффективности
микрокредитования в
Значительным
инвестиционным резервом для малого
бизнеса является внебанковский
рынок капитала, в том числе
система обществ взаимного
В
настоящее время в России работают
более 700 обществ взаимного
Одной
из перспективных
Развитие государственной финансовой поддержки малого бизнеса должно способствовать созданию базы для рациональной структуры как регионального хозяйства, так и экономики России в целом. Достижение этой цели связанно с разработкой специальных механизмов финансово – кредитной поддержки малого бизнеса и решением комплекса взаимосвязанных вопросов, включающих развитие системы гарантий и внедрение компенсаций части процентных ставок по кредитам коммерческих банков, налоговые льготы, совершенствование законодательства информационную поддержку, подготовку кадров, формирование соответствующей инфраструктуры финансовых институтов поддержки малого бизнеса, эффективную координацию действий в этой области федерального центра, субъектов Федерации и органов местной власти.
Государственно-
1)оказание
субъектам малого бизнеса
2)косвенная
финансовая поддержка малого
бизнеса, нацеленная на
Должен получить развитие механизм гарантий по инвестиционным кредитам малого бизнеса, включая предоставления государственных гарантий коммерческим банкам, принимающим участие в финансировании малого бизнеса.
Имущественная поддержка малого бизнеса
Одним из направлений формирований благоприятной среды развития предпринимательства является имущественная поддержка субъектов малого бизнеса, которая заключается в приобретении или аренде производственных площадей для оборудования предприятий, находящихся в государственной собственности. До настоящего времени не решены проблемы эффективного и рационального использования недвижимого имущества, обусловленные целым рядом факторов: излишка площадей на предприятиях, недогрузкой производственных мощностей и оборудования, недостроенными и замороженными производственно-техническими корпусами или строениями.
Аренда
как преобладающая форма
Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса в России