Государственная задолженность как фактор экономической безопасности: сущность и причины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:39, курсовая работа

Описание

Цель работы – охарактеризовать проблемы государственной задолженности, исследовав при этом опыт зарубежных стран и Республики Беларусь.
Задачи работы:
- охарактеризовать понятие, причины и социально-экономические последствия государственной задолженности;
- проанализировать особенности государственной задолженности постсоциалистических стран;
- охарактеризовать состояние и пути регулирования государственной задолженности Республики Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Государственная задолженность как фактор экономической безопасности: сущность и причины…………………………………………….5
2. Опыт управления государственным долгом в постсоциалистических странах……………………………………………………………………………12
3. Управление государственным долгом в Республике Беларусь……..22
Заключение………………………………………………………………..35
Список использованных источников……………………………………37

Работа состоит из  1 файл

Курсач 3.doc

— 407.50 Кб (Скачать документ)

У платежного баланса аналогичный характер взаимодействия с долговым циклом: на смену желанным дополнительным валютным поступлениям приходит период расплаты по долгу. Здесь в целом высокая степень взаимодействия, поскольку именно сальдо по текущим статьям платежного баланса может выступать основным ограничителем во внешних заимствованиях и управлении инвалютным долгом, а при определенных обстоятельствах – даже диктовать необходимость отсрочки долговых платежей. В условиях обременительного внешнего долга существенно возрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми валютными резервами и валютной конвертируемости. Особое место при этом занимает вопрос о возможных неблагоприятных последствиях в случае чрезмерной девальвации национальной валюты, относительно занижения ее реального курса. Увеличение в подобных условиях реального бремени платежей по внешнему долгу подтверждается практикой ряда стран.

Управление реальной динамикой  долговых обязательств предполагает контроль за двумя важнейшими показателями – величиной государственного долга и стоимостью его обслуживания. В условиях экономического роста важны не абсолютные их размеры, а доля государственного долга в ВВП (или в Экспорте) и соотношение реального процента и темпа экономического роста.

Голая констатация абсолютных размеров долга игнорирует объем ВНП. Можно  утверждать, что богатая нация  имеет большую возможность выдерживать  государственный долг значительных размеров по сравнению с бедной нацией.

Для оценки остроты долговой проблемы существуют разные критерии. Наиболее типичные из них связывают размер долга и потребности его погашения  и выплаты процентов с величиной  экспорта, от которого зависят потенциальные  возможности обслуживания кредитов.

Многие экономисты считают, что  основная тяжесть долга состоит  именно в необходимости ежегодно отчислять процентные платежи, возникающие  как результат государственного долга. При достижении определенного  уровня платежей по обслуживанию государственного долга по отношению к ВНП государство теряет возможность дальнейшего экономического роста. Особенно важно соотношение между иностранными и внутренними кредиторами правительства.

Границей опасности считается  превышение суммы долга по сравнению  с экспортом в 2 раза, повышенной опасности - в 3 раза. Границей опасности для процентных платежей считается отношение к экспорту 15-20%, границей повышенной опасности: 25-30%[13,c.95].

С точки зрения долгосрочной стратегии  управления государственным долгом можно применить временную структуру процентных ставок. Это означает, что государство, используя свои возможности, репутацию, благоприятные условия и т.д., создает наиболее привлекательную временную структуру долга, беря за отправную точку облигации максимально возможной длительности. Минимизация текущей стоимости обслуживания государственного долга предполагает, что доходности качественно однородных обязательств не должны значительно различаться. Если какая-то бумага обеспечивает относительную экономию для бюджета, то следует расширять ее эмиссию, и наоборот, изымать из обращения невыгодные выпуски.

Политика сокращения государственного долга путем недофинансирования бюджетной сферы сопряжена с  неоправданно высокими социальными  издержками. В условиях же начинающегося  экономического подъема можно осторожно корректировать политику накопления государственного долга с учетом необходимости финансирования ключевых социальных направлений.

В случае внешнего государственного долга кредиторами правительства  выступают: иностранные государства, иностранные юридические лица, международные финансовые институты (МВФ, связанный с ним Парижский клуб, Лондонский клуб, Всемирный банк). Эти кредиты получены на основе заключения прямых кредитных договоров, а также формирование кредитных ресурсов произошло за счёт размещения государственных ценных бумаг на еврорынках[13,c.96].

Экономические последствия государственного долга можно свести к следующим  моментам:

- необходимость обслуживать внешний  долг, что при крупном его объёме  означает существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны;

- долг приводит, в определённой  мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший  рост экономики;

- увеличение налогов для оплаты  растущего государственного долга  выступает в качестве антистимула экономической активности;

- перераспределение дохода в  пользу держателей государственных  облигаций.

Непосредственным результатом  роста государственного долга является организация системы управления этим долгом. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов и выработкой его условий, с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением конверсий и консолидаций займов, проведением мероприятий по определению ставок процента по государственному кредиту, а также погашением ранее выпущенных займов, срок действий которых истёк.

Государство вправе уточнять первоначальные условия займа. Под реструктуризацией  государственного долга понимают изменение сроков погашения основной суммы кредитов и перенос сроков выплаты процентов или уменьшение их величины. Изменения этих условий, касающихся доходности, называется конверсией, а изменения, относящиеся к его срокам, называются консолидацией государственного долга[13,c.97].

Трудности с выплатой внешней задолженности  испытывают большинство из 182 стран-членов МВФ (главным образом развивающиеся  страны). Однако проблема погашения  старых долгов в существенной мере решается ими с помощью получения новых кредитов. Технический кредит - это кредит, берущийся на выплату процентов для того, чтобы избежать штрафных санкций по предыдущей задолженности.

Огромные долги, накопленные в  рамках мировой финансовой системы, становятся все большим тормозом экономического развития многих стран, их погашение все чаще становится проблематичным и часто невозможным. Долгосрочные макроэкономические прогнозы свидетельствуют о том, что в обозримом будущем долговая проблема сохранится. Отчасти это связано с воспроизводством задолженности на собственной основе, а отчасти предопределено потребностями частного и государственного секторов экономики в новом финансировании.

В экономической литературе под  государственным долгом (или задолженностью) понимается вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которые должны быть по ним выплачены к определенной дате или за определенный срок. Можно уловить тесную взаимосвязь между понятиями государственный долг и дефицит бюджета. Как известно, под дефицитом бюджета понимают сумму, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны: во-первых, государственные займы являются важнейшим источником покрытия бюджетного дефицита, во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста дефицита. Задолженность правительственных органов накапливается и превращается в государственный долг, который необходимо выплачивать с процентами.

Различают внешний и внутренний государственный долг, а также  краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет).

Внешний государственный долг отражает долг иностранным государствам, организациям и лицам. Этот вид долга ложится  на страну наибольшим бременем, так  как для его погашения государство  должно отдавать какие-либо ценные товары, оказывать определенные услуги. Внутренний государственный долг характеризует долг своему населению и приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны.

Государственный долг можно классифицировать как капитальный и текущий. Капитальный  включает в себя всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату. Текущий государственный долг состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.

ВЫВОД

 

Таким образом, рассмотрев понятие, сущность такого явления, как государственный долг, причины и последствия его образования, а также роль в развитии экономики государства, мы можем сделать выводы о том, что основной причиной и источником формирования государственного долга является наличие дефицита государственного бюджета, который в свою очередь погашается с использованием механизма внутреннего и внешнего заимствования.

Роль государственного долга в  жизни государства довольно неоднозначна и обуславливается его отрицательными и положительными последствиями для экономики.

В конечном счете государственный  долг может принести экономически весомые  выгоды и стать в определенной степени катализатором экономического развития, но для этого требуется  ответственное и профессиональное управление им.

2. ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ В ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ

 

На долю государств с формирующимся  рынком и развивающихся стран  приходится 3 492,9 млрд. долл. США внешнего долга, в том числе на государства  Азии — 968,7, Центральной и Восточной  Европы (ЦВЕ) — 760,5, западного полушария — 754,2, Содружества Независимых Государств (СНГ) — 435,9, Ближнего Востока — 318,7, африканские страны — 254,8 млрд. долл. США. Разноскоростная динамика изменений объемов внешней задолженности в различных регионах и группах государств предопределила сдвиги в географическом распределении глобальной долговой нагрузки. За 1999—2008 гг. в общей сумме долга сократилась доля африканских стран (на 4,9%), Латинской Америки (на 10,6%) и повысился удельный вес государств ЦВЕ (на 10,4%), СНГ (на 3,6%). Практически неизменной осталась доля развивающихся стран Азии (около 28%)[14].

В мировой “табели о рангах” международных дебиторов в 2009 г. Республика Беларусь занимала 81-е место, Россия — 20-е. Всего в систему мирового долга вовлечено около 200 стран, которые в общей сложности должны более 54 трлн. долл. США. Хотя следует отметить, что при соответствующих взаимозачетах эта цифра окажется значительно меньше.

Следующим показателем, позволяющим  наглядно увидеть место каждого  государства в общей сумме мировой задолженности, является удельный вес отдельных стран в общем объеме мирового внешнего долга. В настоящее время 22,5% всех внешних заемных средств в мире приходится на США, 8,3% — на Германию. Удельный вес бывших советских республик невелик: России — 0,7%, Казахстана — 0,17%, Украины — 0,12%, у остальных еще меньше — от 0,05 (Латвия) до 0,002% (Таджикистан). Невысокие параметры и у государств Восточной Европы: колеблются от 0,34 (Польша) до 0,01% (Босния и Герцеговина)[14].

Темпы роста внешнего долга дают возможность проследить его динамику за определенный период (по годам) и свидетельствуют о том, что практически по всем странам происходит увеличение общих объемов внешнего долга. В последние годы наиболее высокие темпы роста внешнего долга наблюдаются у развитых государств, особенно у стран Европейского союза (ЕС). Среднегодовые темпы прироста внешнего долга Республики Беларусь за период с 1997 г. по 2009 г. колеблются от 2 до 85% и практически соответствуют среднемировым.

Показатель внешнего долга на душу населения дает больше представления о внешнеэкономической зависимости страны, чем его абсолютное значение. По данному показателю лидируют развитые государства, а самые высокие значения этого параметра у Нидерландов — 140 тыс. долл. США; Швеции — 66,5 и Германии — 54 тыс. долл. США. У Республики Беларусь внешний долг на душу населения по сравнению с другими странами невелик. Однако настораживает его рост: за период с 1997 г. по 2009 г. он увеличился в 6,8 раза. Хотя следует отметить, что и у других государств темпы роста внешнего долга на душу населения очень высокие, особенно у развитых стран. Так, в США внешний долг вырос в 44 раза, Германии — в 115 раз, Бразилии — в 1,6 раза, Венгрии — в 10,7 раза и в России — в 13,6 раза[6,c.23].

Наиболее определяющими показателями внешнего долга являются его соотношения с валовым национальным доходом (ВНД, GNI) и экспортом (XGS). Они показывают возможность без особых проблем обслуживать внешний долг за счет переключения ресурсов с производства товаров для внутреннего потребления на производство экспортных товаров. Действительно, страна может иметь высокое отношение долга к экспорту, но низкое отношение долга к ВНД, если экспортные товары составляют весьма небольшую долю ВНД.

В исследуемой группе государств складывается неоднородная долговая картина (таблица 2.1). Критический уровень показателя EDT/GNI 50% постоянно наблюдается у Казахстана, Латвии, в отдельные годы у России, Польши. Среди стран бывшего социалистического лагеря превышение уровня в 50% в 2006 г. имели Болгария (66%), Венгрия (103%), Киргизия (86%), Молдова (64%) и Словакия (51%). Одно из самых низких значений отношения долга к ВНД зафиксировано у Китая — оно не превышает 12—14% за период 2000—2006 гг.; самые высокие — у государств Африки (например, у Гвинеи-Бисау — от 241 до 396%, Либерии — от 513 до 733%). У Республики Беларусь данный параметр один из самых невысоких — на 01.07.2008 он составляет 27,8% годового ВВП.

Отношение внешнего долга к экспорту (EDT/XGS) может служить показателем  устойчивости безопасного уровня долга, поскольку увеличение отношения долга к экспорту со временем при данной процентной ставке подразумевает более высокие темпы роста общего долга по сравнению с основным источником поступлений в страну извне. Это свидетельствует о возможности возникновения проблем с выполнением долговых обязательств государством в будущем. Данный показатель имеет отличительную особенность: при превышении критической отметки до 275% может частично или полностью списываться внешний долг страны. Такие ситуации уже возникали, например, в Польше и Болгарии в начале 1991-х гг.

 

Таблица 2.1 - Отношение внешнего долга  к ВНД, % [6,c.24]

Страны

Годы

1991

1996

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Россия

31,0

63,3

50,4

43,6

42,0

34,7

31,0

Украина

17,8

40,2

34,0

32,3

32,7

33,7

39,0

Казахстан

18,6

72,5

70,8

73,3

78,2

85,1

84,0

Польша

88,8

33,0

39,9

36,5

41,4

46,3

41,7

34,0

Латвия

8,8

62,6

64,0

74,0

80,1

92,0

92,0

Литва

10,3

42,1

44,3

44,3

41,7

43,9

52,0

Румыния

3,0

19,4

30,4

31,7

36,9

40,5

41,8

41,0

Республика Беларусь

12,2

16,9

19,0

19,9

18,2

17,4

16,0

Информация о работе Государственная задолженность как фактор экономической безопасности: сущность и причины